Тема 3. Музей как научно-исследовательское учреждение

1. Место научно-исследовательской работы в музеях.

2. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев.

3. Научно-исследовательская работа в реставрационном направлении (примеры).

4. Развитие научно-исследовательской работы в Российских музеях.

1 вопрос НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ

Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

В настоящее время сложилось два направления научно-исследовательской работы в музеях. Первое, связанное с профилем и составом собраний, основано на современных достижениях профильных наук и включает изучение музейного собрания и памятников. Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев и связано с музееведением и смежными с ним науками (социология, психология). Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями. Многие музеи признаны авторитетными центрами в изучении профильных наук и поддерживают тесные связи с научными учреждениями (совместные конференции, экспедиции).

В настоящее время наметилась опасная тенденция превращения музея в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от научных исследований. Не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно сохранить сущностные параметры музейной работы - научное изучение источников и представления результатов обществу.

Литература: РМЭ, Т.2, с. 195;

Мансуров А. Место научно-исследовательской работы в музеях // Советский музей, 1931, № 3;Серебренников Г.Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев, М., 1945;

Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации, М., 1985;

Научно-исследовательская деятельность музеев/ Музейное дело России, М., 2003.

Научно-исследовательская работа музеев

Научно-исследовательская деятельность – одно из основных направлений деятельности музеев, определяемое задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный оборот. Содержание научно-исследовательской деятельности зависит от профиля музея и специализаций фондов. Направленность научно-исследовательской работы задается концепцией (имеющейся или формирующейся) развития музея, его фондов, экспозиций, а также состоянием и уровнем развития профильных дисциплин. Научные исследования в музеях проходят те же стадии, что и любое научное исследование: 1) идет формирование источниковой базы, т.е. сбор и систематизация фактов; 2) собранные факты обобщаются, формулируются возможные гипотезы для их осмысления и установления места данных фактов в системе науки и культуры; 3) гипотезы верифицируются, формируются в теории, которые позволяют судить о роли и месте нового знания в профильной дисциплине и вносимых этими знаниями коррективах в устоявшуюся систему научных взглядов; 4) выбираются способы оптимального донесения до общества социально-значимых аспектов данного научного исследования. Для музеев первый этап связан с комплектованием фондов, отбором предметов из среды бытования, учетом музейных предметов, их первоначальной систематизацией и классификацией. На втором этапе реализуются различного рода собственно музееведческие задачи: атрибуция, уточнение классификации предметов, выявление свойств музейных предметов и т.п. Третий этап связан, прежде всего, с формированием концепций экспозиционной работы, научно-исследовательской работы в рамках профильных дисциплин, культурно-образовательной работы музеев. Четвертый реализуется через выбор форм представления результатов музейных исследований: экспозиция, выставка, музейная публикация (монография, путеводитель, каталог и т.п.) и т.д. (рис. 86).

В процессе изучения происходит выявление свойств музейных предметов (коллекций, собраний) как источников знаний, эмоций, как культурных, исторических или природных ценностей. Изучение музейных предметов (коллекций, собраний) имеет огромное значение для проведения комплектования и учета музейных фондов, для реализации экспозиционной работы, для развития научно-исследовательской деятельности музеев.

Изучение музейных фондов ведется на основе методов, разработанных профильными дисциплинами: для природных объектов это методы естественных наук (биологии, геологии, почвоведения и т.п.), для произведений искусства – методы искусствоведения, для исторических памятников (в зависимости от того, что за предмет) – методы археологии, этнографии, истории и т.д.

Начинается изучение любого музейного предмета с его атрибуции. Атрибуция (определение) – выявление присущих музейному предмету признаков. Этот этап изучения исследует как физические, химические и т.п. свойства предмета (это необходимо для выработки рекомендаций по хранению), так и свойства, позволяющие судить о назначении предмета, его происхождении и истории бытования.

Изучая физические и химические свойства предметов, устанавливают: из какого материала они сделаны, способ изготовления (ручная работа или продукт массового механического производства, литье, ковка, чеканка, тиснение и т.д., для произведений искусства – масло, темпера, акварель, пастель, сангина, грифельный карандаш, гравюра, литография и т.д.). Определяется также цвет (в том числе и то, является ли данный цвет естественным, например у полудрагоценных камней, или полученным при окрашивании, тогда важно знать, каким красителем и каким способом оно производилось). Для некоторых предметов важно определить вес: нумизматика, изделия из драгоценных камней и драгоценных металлов. Для всех предметов фиксируются размеры, форма, устройство, время и место создания, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.

Атрибуция также предполагает выяснение авторской, социальной, этнической, меморируемой принадлежности предмета. Не всегда этот вопрос решить просто. В работе помогают монографии, альбомы, каталоги, справочники. Есть и специальные издания – определители.

Определители – специальные, иллюстрированные музейные издания, выделяющие и описывающие признаки группы родственных предметов. Определители для объектов природы используются те же, что и в профильных дисциплинах. Например, Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей (М., 1979); Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР (М., 1965).

При работе с источниками на бумажной основе (письменными, изобразительными) используются каталоги филиграней, штемпелей, водяных знаков и т.п., что позволяет определить происхождение материала, на котором выполнен источник, место и время его изготовления. Например, Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII – XX вв. (М., 1959). При работе с оружием и другими металлическими предметами используются определители клейм, типов оружия и т.п. Клейма ставились на такие предметы, как кирпич, керамику, фарфор, стекло. Наиболее часто встречающаяся группа определителей – нумизматические и фалеристические: описания монет, наград, каталоги денежных знаков (как бумажных – бон, так и металлических). Например, Дьячков А.Н., Узденников В.В. Монеты России и СССР. Определитель (М., 1978), Узденников В.В. Монеты России. 1700–1917 (М., 1992) и др.

Но в любом случае атрибуция может потребовать значительных усилий, для того чтобы определить, что перед нами за предмет. Например, в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева на определение одного из предметов было затрачено почти 40 лет. Предмет – ажурный, плоский, округлой формы – поступил в музей в начале 1950-х гг. Все попытки определить его остались безуспешными. Только в 1990-е гг. предмет был атрибутирован. Музей установил связь с Тоидзуми-сан, председателем общества Япония–Россия провинции Фукуи, которая жила во Владивостоке в начале ХХ в., вышла здесь замуж в 1932 г. Муж ее был настоятелем буддийского храма. Но потом Тоидзуми-сан переехала жить в Японию. Она привезла в дар музею семейные фотографии. На одной из них, свадебной, главный хранитель музея Н.Б. Керчелаева неожиданно узнала до тех пор не опознанный металлический предмет. Опознала предмет из фондов музея, когда его ей показали, и Тоидзуми-сан. Оказывается он был частью алтаря буддийского храма во Владивостоке. Этот культовый предмет из буддийского храма выставлялся на выставке «Семейная реликвия» в 2003 г. вместе со свадебной фотографией Тоидзуми-сан68 (рис. 87).

Сложности с атрибуцией могут возникнуть не только в случае с предметами, которые стали известны недавно и чье изучение насчитывает от нескольких лет до нескольких десятилетий. Прекрасно изученные предметы, по которым написано множество монографических исследований, также могут быть нечетко атрибутированы. Пример такого «загадочного» предмета – знаменитая Шапка Мономаха. Различные варианты его атрибуции и собственный вариант понимания происхождения этого памятника ювелирного искусства дан в работе Жилиной Н.В.

Сложно атрибутируются предметы искусства. Можно обратиться к каталогу произведений искусства из фондов Приморской государственной картинной галереи «Русская живопись XVIII – 2 половины XIX в.» (Владивосток, 1996), чтобы получить представление о том, какими методами определяется авторство, время создания и иные свойства таких предметов, как объекты изобразительного искусства. Исследуется иконография изображения, проводится рентгенографирование (позволяет сравнивать с эталонными плотность грунта и красочного слоя, устанавливать количество живописных слоев, переписок первоначальной композиции), технологический анализ (анализ методов нанесения грунта, подмалевка, красочного слоя и т.п.), просмотр в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, химический анализ грунта и красок для установления способов создания грунта и замеса красок, наличие тех или иных пигментов.

Для определения объектов изображения (особенно в портретах), кроме иконографии, изучается и биографическая литература, научная (если есть исследования) и т.д. Тем не менее, установление того, кто изображен, кем изображен, иногда не удается довести до конца, эти вопросы могут становиться спорными на новом этапе изучения музейного предмета70.

Например, «Портрет неизвестной в сером платье» К.-Л.-И. Христинека поступил из Государственного русского музея в Приморскую краевую картинную галерею как «Портрет княжны А.А. Куракиной» работы неизвестного художника XVIII в. Имевшаяся старая научная карточка отмечала, что портрет приписывается Рокотову, но возможно – это работа Христинека.

Исследования велись на базе Государственного Эрмитажа. Они показали, что работа принадлежит Христинеку, поскольку анализы позволяют выявить сходство с эталонными. Зато изображенная на картине дама «перестала» быть княжной А.А. Куракиной, т.к. проведенное исследование установило несоответствие иконографии изображения эталонным (достоверно известным изображениям А.А. Куракиной) и некоторым фактам ее жизни, достоверно известным биографам71. Это – только одно свидетельство того, что процесс изучения музейного предмета вечен и может получать продолжение на новом этапе развития профильной дисциплины.

Полученные при изучении музейных предметов и коллекций данные фиксируются в документах учета музейных фондов и научно-справочном аппарате музейных фондов (полевых документах, Книгах поступлений и инвентарных книгах, актах приема, классификационных схемах, описях, путеводителях по фондам, картотеках и каталогах, и т.д.). Результаты атрибуции, так же как и систематизации, классификации, позволяют провести критический анализ, дать интерпретацию музейных предметов. Интерпретация позволяет судить о подлинности, достоверности, репрезентативности данного предмета или коллекции, определить объем содержащейся в предмете или коллекции семантической информации, возможности использования этой информации различными профильными дисциплинами, а также присущие предмету или коллекции свойства: способность сохраняться длительно, аттрактивность, коммуникативность, экспрессивность, принадлежность к уникальным или типовым предметам и т.п., т.е. определить музейную ценность данного предмета, коллекции (как в целом, так и отдельных ее предметов). Все это отражается в паспорте предмета.

Вышеперечисленные аспекты важны для определения норм режима хранения и системы хранения, выбора методов консервации и реставрации, решения вопросов о возможности экспонирования предметов, подготовке их к публикации и экспонированию и т.д. Кроме того, исследования музейных предметов и коллекций определяют музейную исследовательскую политику музеев.

Исследования в музее позволяют определить место всех составляющих музейного собрания в системе профильной научной дисциплины (отрасли культуры, общественного производства и т.п.). Это находит отражение в создаваемых музеем путеводителях, каталогах, описаниях, справочниках, информационных справках, научных статьях и монографиях. Пример результатов такой работы – издание сборников документов из фондов, работ исследовательского характера. В 1990-е гг. Музей современной истории России (бывший Центральный музей революции СССР) инициировал издание серии сборников «Голоса истории», которые включали как публикации ранее неизвестных источников, так и исследовательские работы. Это способствовало преодолению проблем, связанных с изменением идеологических представлений и необходимостью перестройки всей работы музея, особенно работы по комплектованию, экспозиционной работы и т.д.

Также результаты научных исследований в музее претворяются в особый вариант собственно музейных монографий: выставки и экспозиции.

При создании музейных экспозиций, кроме исследований по профильным дисциплинам, ведутся и собственно музееведческие исследования. Они должны изучить возможные интерпретации музейного предмета (музейное и общее источниковедение), что дает возможности разработать показ музейных предметов в контексте общенаучного и специального знания, выделить уровни концептуального осмысления специалистами явлений и процессов, возможные множественные интерпретации.

Ведутся и собственно музееведческие исследования по разным направлениям работы. Например, исследования по музейной педагогике: как показывать экспозиции разновозрастным аудиториям, раскрывать психологические особенности восприятия информации разными группами (по возрасту, уровню образования, социальному статусу и т.д.), разрабатывать экскурсионные маршруты, лектории, предпочтительность электронных гидов или традиционных экскурсий с экскурсоводом. При разработке экспозиций и выставок проводятся исследования в области дизайна (по восприятию различных предметов в контексте с другими, восприятию цвета, света, наличию «мертвых зон» в музейном пространстве – таких мест, которые не воспринимаются зрителем в силу каких-либо причин и т.д.). Разрабатываются научные основы комплектования музейных фондов: вырабатываются критерии, по которым предметы наделяются музейной ценностью и рекомендуются к изъятию из среды бытования, т.е. превращению в музейные предметы.

Специфическая область музееведческих исследований, ставшая особенно актуальной в последние десятилетия, – музейный менеджмент (исследования носят по большей части прикладной характер, хотя может происходить и выработка общих теорий музейного менеджмента). Эти исследования нацелены на формирование оптимальной для каждого конкретного музея модели взаимодействия различных структур (служб, отделов и т.п.), на решение вопросов рентабельности, соответствия деятельности музея стоящим перед ним задачам, на формирование текущих и перспективных планов развития музея в целом, отдельных его составляющих и т.д.

Все исследования на базе музеев ведутся на основе музейных предметов: связаны ли они с выявлением, интерпретацией и публикацией новых фактов или служат удовлетворению специфических музейных потребностей (решению задач реставрации и консервации, определения режима хранения и системы хранения, документирования процессов и явлений посредством музейных предметов, решению вопросов комплектования фондов, отображения процессов и явлений в музейных экспозициях и т.д.). Исследовательская работа музеев носит интегральный характер, т.е. объединяет различные направления деятельности музеев: научно-фондовую, экспозиционно-выставочную, культурно-воспитательную.

На практике организация таких исследований в музеях часто сводится к тому, что только крупные музеи располагают необходимым штатом специалистов и средствами для их проведения. Небольшие музеи с ограниченным штатом часто в исследовательском и методологическом отношениях зависимы от своих «старших» коллег.

Например, для Приморского края несомненно методическое и научно-исследовательское лидерство Приморского краевого объединенного музея им. В.К. Арсеньева и Приморской государственной картинной галереи (для музеев художественного профиля). Как научный и методический центр Музей им. В.К. Арсеньева проводит научные конференции «Арсеньевские чтения», «Янковские чтения», форумы «Россияне в АТР. Сотрудничество на рубеже веков», Владивостокские биеннале визуальных искусств, парады музеев, позволяющие сотрудникам его филиалов, муниципальных музеев, ведомственных, частных и др. музеев обменяться опытом, получить методическую помощь, оценить уровень своей научной работы, опубликовать результаты исследований, установить связи с профильными вузами и научно-исследовательскими учреждениями и т.п. (рис. 89).

В 1986–2000 гг. ПГОМ провел 24 научных и научно-практических конференции. ПГОМ им. В.К. Арсеньева и ПККГ имеют реставрационные мастерские, проводят работы по реставрации и консервации, дают рекомендации по режиму хранения и системе хранения для музеев не только Приморского края, но и Сахалинской области.

Крупные федеральные музеи: ГИМ, Эрмитаж и др. обычно в рамках своих профильных групп являются организаторами методических семинаров, курсов повышения квалификации (такие курсы периодически собирает Центральный музей современной истории России), помогают в реставрации и консервации, атрибуции музейных предметов и т.д.

Исследование ряда общих вопросов музейного дела может быть сферой деятельности и иных структур: профильных кафедр вузов, научно-исследовательских институтов. Курированием вопросов теоретических и прикладных научных музееведческих исследований в масштабах всех профильных групп музеев и всей Российской Федерации занимается Российский институт культурологии Министерства культуры РАН (Москва).

Совместная разработка федеральными, региональными, муниципальными и др. музеями актуальных научных проблем имеет большое значение, т.к., обладая интересными фондами, местные музеи часто не располагают достаточными силами для самостоятельного проведения исследований, публикации их результатов.

Научные исследования музея должны быть увязаны с концепцией работы музея. В концепции музея должны находить отражение планы научно-исследовательской работы. Сроки такого планирования определяются «объемностью» и сложностью темы, новизной задачи (новое комплектование неизбежно потребует большего времени), традициями национальных школ музееведения (в советское время планы развития народного хозяйства составлялись на 5 лет, поэтому до сих пор перспективное планирование отечественных музеев, особенно государственных, определяется этим хронологическим отрезком: планы составляются на срок до 5 лет и редко более, зарубежные музеи планируют на 5–10 лет, а перспективные планы составляются и на сроки до 20 лет) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: