Глава 9 монополия

Как и в случае с совершенной конкуренцией, предметом анализа будут правила взаимодействия покупателей и продавцов, однако, характерные теперь для монополии. Следует выявить специфику спроса и предложения, конкуренции и ценообразования, а также эффективность функционирования данного рынка.

9.1 Понятие и условия функционирования монополии

Монополия — это совокупность отношений между большим числом покупателей и единственным продавцом, товар которого не имеет близких заменителей.

Обоснуем этого определение. Теоретически можно различать чистую и изолированную (отдельно взятую) монополию. Чистая монополия — это рыночная ситуация, при которой единственный на рынке продавец получает все доходы потребителей, независимо от объема предложения. Однако подобная ситуация крайне нереалистична: из-за ограниченности доходов потребителей все (независимо от отраслевой принадлежности) фирмы конкурируют между собой — ведут не только отраслевую, но также и межотраслевую конкуренцию; конкуренция, таким образом, полностью не устраняется ни на одном из конкретных рынков. Следовательно, чистая монополия возможна при условии, что одна фирма является производителем всех без исключения благ. Но подобная ситуация, как вполне очевидно, в действительности невозможна. Из указанного следует, что особого смысла в изучении чистой монополии нет. Поэтому обратимся к исследованию монополии, понимаемой как ситуация, в которой фирма является единственным производителем данного товара и продукт которой не имеет близких аналогов, т. е. «отдельно взятой» монополии.

Функционирование этого рынка предполагает следующие условия:

• продавцом является единственная фирма (монополист), предложение которой тождественно предложению отрасли (отрасль тем самым состоит из одной фирмы);

• товар монополии является уникальным (не имеет близких заменителей);

• контролируя весь объем производства данного товара, монополист способен (изменяя объем предложения) влиять на рыночную цену;

• для рынка характерны высокие входные барьеры (препятствия для потенциальных конкурентов в виде эффекта масштаба, патентов и лицензий, больших инвестиций и т.д.).

Эти условия допускают функционирование простой и дискриминационной монополии. Поэтому рассмотрим последовательно: (а) простую монополию, особенность которой состоит в том, что монополист назначает лишь одну цену; (б) дискриминационную монополию, для которой характерно несколько цен предложения товара.

9.2 Принципы функционирования монополии

Простая монополия. Обратимся сначала к поведению покупателей. Так как они сталкиваются с единственным продавцом данного товара (покупатели лишены возможности выбора в виде продукции других фирм), спрос на продукцию монополии является неэластичным (кривая спроса D имеет крутой наклон).

Какое количество товара должен производить монополист? Согласно принципу максимизации прибыли (установленному при анализе принципов производства), фирма должна ограничиться таким объемом продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Являясь общим, это правило относится и к монополии.

На рис. 1 кривая спроса D (т.е. кривая расходов покупателей) вместе с тем является для продавца кривой среднего (в расчете на единицу товара) дохода AR. Это означает: монополист не может произвольно (независимо от покупателей) устанавливать уровень цены, так как цена единицы товара и объем предложения монополиста зависят от характера кривой спроса. Иначе можно сказать: цена единицы продукции, которую получит монополист, зависит от объема производства. Поскольку спрос на продукцию монополии является неэластичным, кривая предельного дохода MR имеет отрицательный наклон. На графике также показаны кривые средних и предельных издержек — АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Qm. Именно этот объем производства является для монополии оптимальным. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рm, которая соответствует данному количеству продукции Qm: эта цена получается, если провести от Qm проекцию до касания с кривой спроса в точке N, а из этой точки — проекцию на шкалу цен.

Но действительно ли Qm — объем производства, обеспечивающий фирме максимум прибыли? Допустим, монополист выпускает количество продукции Q1 < Qm при цене Р1 > Рm. Из графика видно, что предельный доход больше предельных издержек, и если бы монополист производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль, т.е. увеличил бы совокупную прибыль. Это увеличение объема выпуска возможно вплоть до объема производства Qm, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска последней единицы продукции, равна нулю. Значит, меньшее количество продукции Q1, не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1, вместо Qm совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой MR и кривой МС, между Q1 и Qm.

На рис. 1 больший объем производства Q2 (> Qm) также не обеспечивает максимума прибыли. При Q2 предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - MR). Монополист мог бы максимально увеличить прибыль, сократив объем выпуска до Qm. Рост прибыли за счет снижения объема выпуска Qm вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Qm и Q2.

Итак, данный объем производства является для монополиста оптимальным; ему соответствует равенство MR = МС. Если соотнести между собой установленные значения цены, предельного дохода, предельных и средних издержек, становится очевидным правило максимизации монополистом прибыли: Р>(MR=МС); заметим также, что Р > АС.

Дискриминационная монополия. Другим возможным вариантом функционирования монополии является следование принципу ценовой дискриминации — продаже одного и того же товара при неизменных издержках производства разным группам покупателей по разным ценам. Подобная практика называется дискриминацией потому, что покупатели оказываются в неравных условиях. Таким образом, дискриминационная монополия имеет место, когда монополист реализует продукцию не по одной, а по разным ценам при условии неизменности издержек производства. Если вариация цен связана с изменением издержек производства, ценовая дискриминация отсутствует.

Дискриминация возможна при наличии двух условий: если, во-первых, фирма контролирует рынок и, во-вторых, исключена возможность последующей перепродажи одним потребителем другому, или иначе, связь между различными сегментами монопольного рынка отсутствует. Рыночный сегмент — это часть рынка, состоящая из покупателей, одинаково реагирующих на цену данного товара. Следовательно, возможность сегментирования (разделения рынка на сегменты) обусловлена неоднородностью покупателей с точки зрения каких-либо характеристик; эта неоднородность и определяет различие реакции. Различие реакции выражается в различной степени эластичности спроса разных сегментов. Собственно же различие обусловлено разными обстоятельствами, например, различием потребителей с точки зрения уровня доходов, вкусов, возраста (личная дискриминация), месту жительства (географическая дискриминация), характеру — профессиональному или любительскому — использования товара (материальная дискриминация). Заметим, что в реальности дискриминация проявляется в различных формах, например, в продаже товара по более низким ценам его первым покупателям, в скидках с цены на крупные оптовые партии товара. Ценовая дискриминация используется, как правило, для привлечения дополнительных покупателей.

В зависимости от основных факторов диверсификации (множества цен), можно выделить следующие ее три формы:

• диверсификация цен по доходу покупателей — установление для каждой из ряда групп покупателей, отличающихся с точки зрения уровня дохода, особой цены;

• диверсификация цен в зависимости от объема потребления — установление различных цен за различное количество данного товара (т.е. в зависимости от того, какое именно количество товара покупает та или иная группа потребителей);

• диверсификация цен по категориям товаров — практика формирования особой цены для каждой из существующих модификаций товара.

Допустим, что монопольный рынок состоит из двух сегментов (рынков) с различным по типу эластичности спросом. В самом деле, при одинаковой эластичности спроса не было бы основания устанавливать различные цены. При различии в эластичности продавцу выгодно для данной продукции установить самую высокую цену в том сегменте рынка, где спрос наименее эластичен, и относительно низкую цену — в сегменте, где спрос более эластичен и где снижение цены значительно увеличит доход. Оптимальная пропорция распределения товара между сегментами установится, когда предельные доходы на каждом рынке сравняются. В этом случае (совокупная) прибыль монополиста будет максимальной.

Таким образом, рынок монополии характеризуется следующими принципами:

• правило неэластичного спроса;

• правило отсутствия внутриотраслевой конкуренции между продавцами;

· правило максимизации фирмой прибыли: Р> (MR = МС).

9.3 Эффективность монополии

Представим себе совершенно конкурентный рынок. Отраслевая кривая предложения S является суммой горизонтальных кривых предельных издержек всех фирм (МС), так что S = МС. Она пересекается с кривой отраслевого спроса D в точке, которой соответствуют конкурентные цена Рс и объем производства Qc. Теперь допустим, что в результате, например, всеобщего слияния ранее конкурирующие фирмы превращаются в одну фирму — в монополиста (рис. 2).

Предположим, что в результате этого слияния предельные издержки не изменились; теперь кривая отраслевого предложения — кривая предельных издержек монополиста. Вместе с тем произойдет изменение рыночного спроса. Спрос на продукцию каждой отдельной конкурентной фирмы совершенно эластичен, а предельный доход равен рыночной цене; максимизируя прибыль, каждая фирма уравнивает предельные издержки, предельный доход и рыночную цену (MR = МС = Р). Но поскольку отрасль состоит из монопольной фирмы, спрос на продукцию монополиста является отраслевым спросом. По своему типу этот спрос неэластичен, что выражается в нисходящей кривой спроса D. Следовательно, предельный доход монополиста будет меньше рыночной цены (MR < Рm); кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Максимизируя прибыль согласно правилу MR = МС, монополист осуществляет производство в объеме Qm, т. е. меньшем, чем в условиях совершенной конкуренции. Поясним этот фрагмент. Равенство предельного дохода и предельных издержек наступает в условиях монополии при меньшем, чем на совершенно конкурентном рынке, объеме выпуска. Дело в том, что кривая предельного дохода конкурентной фирмы (совпадая с кривой спроса) имеет вид горизонтальной кривой, что означает неизменность величины предельного дохода при любом объеме выпуска. Между тем падающий характер кривой спроса на продукцию монополии означает снижение цены и предельного дохода по мере роста объема выпуска. Значит, оптимальный объем производства монополии будет меньше, чем оптимальный выпуск при совершенной конкуренции; «наступит раньше». Таким образом, монополист производит относительно меньший объем производства (Qm< Qc), продавая его по более высокой цене (Рm> Рс).

Теперь рассмотрим эту ситуацию в терминах концепции излишка потребителей и производителей (рис. 2). При более высокой монопольной цене потребители покупают меньше продукции. Причем потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые отказываются от покупки по цене Рm (купив бы его по цене Рс), также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, общие потери потребительского излишка равны А + В. Монополист, продавая по цене Рm(> Рс), получает прибыль, обозначенную прямоугольником А. При этом он теряет, однако, часть излишка, обозначенную треугольником С, — дополнительную прибыль, которую конкурентные фирмы присваивают от продажи (дополнительного) объема QcQm. Стало быть, общая прибыль монополиста равна разнице А - С. Вычитая из прибыли монополиста потерю потребительского излишка, получим чистые убытки рынка монополии, равные В + С.

Итак, монополия, выпуская меньший объем продукции, чем на конкурентном рынке, продает его по цене выше уровня предельных издержек. Это превышение означает, что в ситуации монополии ресурсы используются в объеме, меньшем их общественно необходимого количества; монополист препятствует увеличению их объема потребления. Следовательно, эффективность монопольного распределения ресурсов не является общественно оптимальной (напомним, что оптимум эффективности распределения ресурсов достигается при равенстве предельных издержек цене товара); эта эффективность (MR < Р) меньше эффективности конкурентного рынка (MR = Р).

И в плане производственной эффективности монополия уступает совершенно конкурентному рынку: средние издержки меньше цены (АС < Р). Это означает, что монополист получает положительную (чистую) прибыль, т.е. валовой доход, превышающий уровень вмененных издержек производства. Другими словами, при отсутствии условий, вынуждающих монополию минимизировать средние издержки, общественные издержки выпуска ее продукции выше оптимальных.

Однако степень отклонения эффективности функционирования монополии от оптимума не является количественно однозначной. Это обстоятельство обусловлено рядом факторов.

Например, монополист может продавать продукцию по цене ниже той, при которой обеспечивается равенство предельного дохода и издержек (рис. 3). Чем это вызвано?

Допустим, что D — кривая спроса на продукцию монополиста, MR — кривая предельного дохода, АС — кривая средних издержек, МС — кривая предельных издержек продукции монополиста. При цене Р и количестве Q монополист получает максимальную прибыль. Но, противодействуя появлению на данном рынке конкурентов, он может увеличить объем производства до Q1, реализуя его по более низкой цене Р1; прибыль при этом снизится. Однако она будет выше нуля до тех пор, пока цена превышает уровень средних издержек. При прочих равных условиях, чем ниже эта прибыль, тем менее привлекательна данная отрасль для потенциальных конкурентов. Подобные действия монополиста могут быть обусловлены и стремлением избежать государственного регулирования контролируемой им отрасли. Также можно полагать, что мера несоответствия реальной и оптимальной эффективности зависит от типа монополии: является ли она естественной, организационной (в этом случае необходимо различать монополию, созданную группой фирм, и монополию, инициированную государством) или технологической (возникшей вследствие осуществления фирмой инноваций).

Наконец, следует учитывать и такой фактор, как эффект масштаба. Рассмотрим теоретически возможное влияние эффекта масштаба на эффективность с помощью графической модели (рис. 4).

Данная модель демонстрирует различие издержек производства в условиях совершенной конкуренции и монополии. Доля индивидуального объема выпуска Qc типичной конкурентной фирмы крайне незначительна. Значит, в отсутствие экономии, обусловленной ростом масштаба производства, средние издержки производства АСс долгосрочном периоде сравнительно высоки.

Монополия же (а также олигополия, о которой речь пойдет в гл. 11) может выпускать больший (чем каждая отдельно взятая конкурентная фирма) объем продукции Qm (> Qc) и обеспечивать относительные низкие средние издержки АСm (<АСС), т.е. экономию от эффекта масштаба. Но это означает, что при данных условиях монополия даже более эффективна, чем совершенная конкуренция. Однако в действительности это не так (во всяком случае, нетипичное явление). Дело в том, что монополия вовсе не обязательно использует наиболее эффективную (из известных) технологию; у нее отсутствуют к этому стимулы. Кроме того, с увеличением размеров фирмы с определенного момента ухудшается эффективность координации ресурсов. Но это обстоятельство данная графическая модель не демонстрирует.

Вышеизложенное означает, что анализ особенностей функционирования и эффективности монополии должен учитывать различные обстоятельства. При этом вовсе не всегда следует исходить из критериев, принятых в теории совершенной конкуренции (а в широком смысле — в функциональном анализе). Необходимо учитывать, например, что монополия (монопольная прибыль) является мощным раздражителем для потенциальных конкурентов, стимулом к осуществлению последними инноваций. Эти потенциальные конкуренты рано или поздно, однако, как правило, разрушают эту монополию, внедряя более эффективные технологии, переходя к выпуску товаров-субститутов. В этой связи заметим, что государственное регулирование монополий, в том числе лимитирование их цен, нередко способствует долгосрочной консервации монопольной ситуации; оно препятствует мобилизации финансов и ресурсов, активизации фирм, заинтересованных в разрушении (позволяющем увеличить собственную прибыль) монополии. Очевидно, следует иначе подходить к вопросу об эффективности и в случае, когда монополия возникает в результате инноваций, вызывая динамические изменения структуры производства и потребления, доходов и расходов.

9.4 Степень монополизации рынка

Важное различие между конкурентной фирмой и монополией состоит в том, что для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, а для монополиста цена превышает предельные издержки. Значит, количественно степень монополизации рынка можно выразить величиной, на которую цена превышает уровень предельных издержек.

В частности, можно использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения степени монополизации рынка называется коэффициентом Лернера: L=(P - МС) / Р. Численное значение этого коэффициента находится между 0 и 1. (Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0.) Чем больше L, тем выше степень монополизации рынка; строго говоря, для монополии он должен быть равен 1. (Также можно сказать, что коэффициент монополизации тем выше, чем менее эластичен спрос.)

Однако значительная степень монополизации рынка не гарантирует высокую прибыль. Последняя зависит от отношения средних издержек к цене, от ценовой стратегии монополиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: