Чистая монополия и эффективность

Эффективность той или иной рыночной структуры с точки зрения общественного благосостояния рассматривается в двух аспектах: как производственная эффективность и как э ффективность распределения ресурсов (аллокативная).

Производственная эффективность связана с достижением фирмами в отрасли равенства цены и минимума средних издержек.

Эффективность достигается, если:

— во-первых, производство осуществляется с помощью технологий, позволяющих иметь самые низкие производственные издержки, т.е. выпускать товар самым эффективным способом;

— во-вторых, товар продается по минимально возможным ценам, т.е. ценам, лишь окупающим средние издержки продавцов, но не позволяющим получать никакой экономической прибыли сверх нормальной.

Обычно к такому уровню цен приводит конкуренция между продавцами. Возможно, это не самый выгодный вариант для продавцов, желающих получать как можно большую прибыль, но это самый благоприятный вариант для общества, позволяющий иметь самые низкие из возможных цены на товар.

Анализируя рынок монополии, можно сделать вывод, что он является менее эффективным с точки зрения общества, чем рынок совершенной конкуренции:

во-первых, цена на нем выше, чем на рынке совершенной конкуренции,

во-вторых, объем продаж меньше,

в-третьих, не достигается производственная эффективность,

в-четвертых, не достигается эффективность распределения ресурсов, то есть не в полной мере удовлетворяются потребности покупателей.

Можно определить социально-экономические последствия монополизации рынка по формуле:

Более высокие издержки производства монополий связаны с тем, что:

· фирмы несут значительные затраты на защиту рынка от конкурентов, желающих проникнуть на этот рынок;

· X-неэффективностью, т.е. неэффективным внутренним управлением фирмой в результате разбухания управленческого аппарата и бюрократизации, ослаблением стимулов к инновациям и риску.

Обычно для ответа на вопрос об эффективности той или иной рыночной структуры ее сравнивают с моделью совершенной конкуренции.

Рис.4.6.- Производственная эффективность в условиях чистой монополии

В условиях чистой монополии оба признака эффективности не соблюдаются (рис. 4.6). Для общества был бы выгодным выпуск товара в объеме Qo, в результате чего товар можно было бы производить с минимальными издержками ACmin. Однако монополия стремится к максимизации собственной прибыли, для чего ей выгодно выпускать товар в объеме Qm. Попытка фирмы продавать больше товара вынудит ее снизить цену, и предельный доход от продажи товара упадет ниже уровня предельных издержек на его производство. Объемы прибыли фирмы снизятся. Таким образом, в отрасли, где существует монополия, будет наблюдаться недопроизводство продукции по сравнению с общественно-оптимальным уровнем, минимизирующем средние издержки.

Эффективность распределения ресурсов (аллокативная эффективность) с вязана с равенством цены товара и предельных издержек на его производство и предполагает, что:

— затраты на ресурсы, необходимые для производства дополнительной единицы продукции, не должны превышать цену данной единицы;

— производство не должно осуществляться фирмами, имеющими предельные издержки производства, которые превышают цену;

— фирма должна наращивать объемы производства до тех пор, пока последняя (предельная) единица продукции не начнет приносить доход, равный издержкам на ее производство.

Предельные издержки в конкурентной отрасли характеризуют предложение фирм, цена — спрос потребителей, т.е. равенство цены и предельных издержек соответствует равенству величины спроса и предложения на рынке. Другими словами, на рынке будет продаваться столько товара и по такой цене, которые оптимальным образом соотносят возможности производителей и желания потребителей.

Фирмы всегда выбирают объем производства, позволяющий максимизировать прибыль, и математически максимум прибыли наблюдается при равенстве предельных издержек и предельных доходов. Но для совершенной конкуренции как ситуации на рынке наблюдается равенство цены товара и предельных доходов фирм, вытекающее из абсолютно эластичного спроса на продукцию каждой отдельной фирмы.

При отсутствии в отрасли ситуации совершенной конкуренции вышеприведенные условия эффективности не обязательно будут соблюдаться. Если спрос для отдельной фирмы не является абсолютно эластичным (что характерно для монополии), то цена товара не будет совпадать с предельным доходом, и фирма, максимизирующая свою прибыль, будет уравнивать предельные издержки с предельным доходом, но не с ценой товара. Объемы производства не обязательно будут оптимальными для общества.

Так, на рис. 4.7 оптимальным с точки зрения аллокативной эфективности является объем выпуска товара Qo, при котором цена товара совпала бы с предельными издержками на его производство. Однако фирме-монополисту выгодно установить цену на уровне Рm, а объем выпуска — на уровне Qm.

Таким образом, в отрасли, где существует монополия, будут наблюдаться слишком высокие цены и недопроизводство продукции по сравнению с уровнем, позволяющим оптимально распределять ресурсы между отраслями.

Рис.4.7- Аллокативная эффективность

Оптимальным с точки зрения аллокативной эфективности является объем выпуска товара Qo, при котором цена товара совпала бы с предельными издержками на его производство. Однако фирме-монополисту выгодно установить цену на уровне Рm, а объем выпуска — на уровне Qm.

Для фирмы-монополиста характерно (в стандартном случае):

§ Занижение объема производства по сравнению с оптимальным, позволяющим минимизировать средние издержки. В случае монополии производство осуществляется с издержками выше минимально возможных при данном уровне технологии, т. е. отсутствие конкуренции не стимулирует фирму-монополиста работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными.

§ Цена, которую устанавливает монополист, больше предельных издержек, т. е. общество оценивает дополнительные единицы монополизированной продукции более высоко, чем альтернативную продукцию. Таким образом, производственные ресурсы общества распределены нерационально. При этом часть продукции, необходимая обществу, не производится (имеет место недораспределение ресурсов в монополизированную отрасль).

Таким образом, в условиях монополии обычно не достигается ни производственная, ни аллокативная эффективность.

Для монополии обычно характерно завышение цены товара по сравнению с общественно-оптимальным (равным предельным и средним издержкам) уровнем.

Для монополии обычно характерно занижение объема выпуска товара по сравнению с общественно-оптимальным (при котором предельные издержки равны цене) уровнем.

Монополист получает экономическую (монопольную) прибыль за счет потребителей.

Монополист расходует значительные средства на поддержание барьеров входа на рынок. Однако это может являться и положительным для общества, если данные барьеры вызваны инновациями фирмы-монополиста.

Х-неэффективность – это такое состояние производства, при котором фактические издержки фирмы при любом объеме производства больше, чем минимально возможные. Х-неэффективность более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам.

Причиной X-неэффективности является отсутствие конкуренции. Чем меньше конкуренция, тем выше X-неэффективность. Когда фирма-монополист не испытывает давления со стороны конкурентов, она не стремится внедрять новшества, выявлять и реализовывать внутренние резервы снижения издержек производства. В этих условиях менеджеры уклоняются от предпринимательского риска, увеличивают штаты управленческого персонала, причем укомплектовывают их работниками не по деловым качествам, а по другим обстоятельствам, что повышает удельные издержки. Кроме того, монополист несет значительные затраты на сохранение своего монопольного положения.

Монополия имеет и некоторые положительные стороны:

v 1) мелкие фирмы не имеют достаточно средств для финансирования НИОКР, а монополизированные предприятия располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП;

v 2) высокие барьеры входа в отрасль дают монополии и олигополии возможность долговременного получения высоких экономических прибылей от использования в производстве научно-технических достижений, что является стимулом для развития НИОКР;

v 3) получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за нововведением, снижающем издержки, цены падали, то не было бы и стимула для этой деятельности;

v 4) в случае естественной монополии минимум средних издержек достигается тогда, когда в отрасли работает одна фирма. Наличие в отрасли нескольких конкурентных фирм в этом случае привело бы к росту удельных издержек и снижению эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: