| Парные категории | Сущность категорий | Примеры |
| Единичное– категория, обозначающая предметы и явления, разграниченные в пространстве и во времени, обладающие качественной и количественной определенностью. Общее – категория, обозначающая сходство, единство между предметами и явлениями. Особенное– категория, обозначающая сходство ряда признаков предметов. | 1.Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. 2.Единичное содержит общее, общее существует через единичное. 3.Единичное и общее постоянно изменяются, граница между ними подвижна. | И.Левитан – пейзажист – художник Иванов – русский – человек Педколледж №5 – СПО – образование |
| Содержание – категория, обозначающая совокупность элементов, образующих данный предмет. Форма - категория, обозначающая способ внешнего выражения содержания. | 1.Содержание и форма находятся в диалектическом единстве. 2.Содержание оформлено, форма содержательна. 3.Содержание активнее формы, подвижнее, изменяется быстрее. Форма способствует развитию содержания или его сдерживает. 4.Содержание может иметь разные формы; форма может иметь различное содержание. | 1.Растение, помещенное в другой климат изменяет внешний вид. 2.Форма – роман. Содержание: о любви, о войне, о людях какой-либо профессии. 3.Содержание – рабочее движение. Формы: стачки, демонстрации, восстания. |
| Сущность - категория, раскрывающая главную, внутреннюю, относительно устойчивую сторону предмета или явления. Явление - категория, обозначающая внешне изменчивые характеристики того или иного предмета. | 1.Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. 2.Сущность обнаруживает себя в явлении, явление – проявление сущности. 3.Познание сущности идет через познание явления (сущность первого порядка, сущность второго порядка). 4. Явление богаче и краше, сущность глубже и суше. 5.Явление более подвижно, сущность более устойчиво. 6.Сущность может иметь множество проявлений; явление – разные сущности. | 1.Сущность – вирус. Явления: температура, кашель, красное горло. 2.Сущность – преломление света; явление – радуга. 3.Сущность – империализм; явления – банки, монополии, передел мира. |
| Парные категории | Сущность категорий | Примеры |
| Причина– категория, обозначающая явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие – категория, обозначающая явление, возникшее в результате действия причины. | 1.Причина и явление находятся в диалектическом единстве. 2.Причина предшествует явлению; следствие относительно активно и обратно влияет на причину. 3.Одна причина может вызвать несколько следствий; одно следствие может быть вызвано несколькими причинами. 4.Причинные связи могут быть прямыми или опосредованными. | 1.Причина – нагревание воды: следствие – пар. 2.Причина – вращение Земли вокруг своей оси; следствие – смена дня и ночи. 3.Причина – движение электронов, следствие – лампа, приборы. 4.Следствие - нагревание, причины: электрический ток, солнце, трение. |
| Необходимость – категория, обозначающая устойчивую, существенную связь явлений действительности, вытекающая из коренных особенностей явления. Случайность - категория, обозначающая возможность появления того или иного предмета. | 1.Необходимость и случайность находятся в диалектическом единстве. 2.Необходимость пробивается через массу случайностей. Случайность выступает как форма проявления необходимости и как дополнение к необходимости. | 1.Необходимость – атмосферные условия, град. Случайность – гибель растения, ущерб хозяйству. 2.Необходимость – рост семени. Случайность – погибло от засухи, дождя. |
| Возможность - категория, обозначающая предпосылку возникновения того или иного предмета. Действительность - категория, обозначающая все актуально существующее с момента возникновения до конца существования. | 1.Возможность и действительность находятся в диалектическом единстве. 2.Возможность существует лишь в действительности; действительность – совокупность возможностей будущей реальности. 3.Каждый предмет может иметь несколько возможностей, но реализуется как правило одна. 4.Существует абстрактная и реальная возможность. | 1.Действительность – студент, имеет ряд возможностей: сдать сессию, не сдать сессию, перевестись в другое учебное заведение. 2.Выпускник – действительность; возможности – пойти в вуз, на работу. |






