Минеральное или синтетическое?

Как известно, синтетическое масло - номер один в иерархии масел. Масло, полученное путём гидрокрекинга (сложных химических процессов под высоким давлением), стоит на следующей ступени. Чуть ниже находится полусинтетика -это минеральное масло с содержанием синтетических компонентов. И, наконец, на низшей ступени находятся минеральные масла. Эти масла наименее стойкие к окислительным процессам и подвержены наиболее быстрому старению.

Синтетическое масло - это «сильнодействующие лекарство», которое разумно применять в следующих случаях:

1) изготовитель автомобиля рекомендует синтетику или
полусинтетику как основное моторное масло, что бывает крайне
редко;

2) при так называемом спортивном стиле вождение с «полировкой»
колес, очень быстрым разгоном синтетика обеспечивает наиболее
эффективную защиту насилуемого мотора от некоторых черт
характера водителя;

3) если среднегодовой пробег автомобиля превышает 20 тыс. км.
Большинство синтетических моторных масел позволяют
существенно экономить топливо, и эта экономия ощутимо
превысит затраты на дороге синтетическое масло;

4) при интенсивной зимней эксплуатации автомобиля, особенно для
дизельных двигателей.

Не следует заливать дорогое масло с повышенными

. антифрикционными противоизносными свойствами в двигатель

нового автомобиля во время его обкатки. Такое масло содержит

7


присадки, образующие дополнительные пластичные плёнки на поверхности трущихся деталей, и желаемого эффекта «приработки» деталей друг к другу не будет. В период обкатки следует применять минеральное или полусинтетическое масло и менять его чаще - через 2 тыс. км, так же, как и фильтр, чтобы вовремя удалять абразивные частицы.

Синтетические масла ведущих фирм, как правило, обладают хорошими моющими свойствами, попадание такого масла в картер старого автомобиля может привести к тому, что микротрещины в сальниках и прокладках, забитые за долгие годы эксплуатации отложениями, будут прочищены, и масло начнет вытекать. Более того, вымывание отложений в местах соединения деталей шатунно-поршневой группы может привести к появлению шумов и стуков в двигателе, повышенному расхода бензина и масла.

По-настоящему опасным может быть использование самых дорогих синтетических масел в автомобилях «ГАЗ» и «Москвич» выпуска до начала 90-х годов и старых моделей «Жигулей». Встречающиеся иногда в их двигателях набивные сальники или уплотнители, могут быть просто разрушены входящими в состав масел активными компонентами.

Если вы всё-таки решили перейти на «синтетику», то помните, что вряд ли самостоятельно сможете полностью промыть и очистить двигатель от старого масла. Минимальные остатки минерального масла превратят синтетические в желе, и после такой смены масла вам придется менять и двигатель (случай довольно распространенный с владельцами «девяток»).

Что ещё ограничивает использование синтетических масел, кроме стоимости:

1. Конструктивная проработка двигателя. При разработке
мотора конструкторы рассчитывали на применение моторных
масел, известных им на момент разработки. Сечения масляных
каналов, производительность маслонасоса, объём масла
соизмерялись с характеристиками тех масел, которые в тот момент
были в массовом производстве. Применив более современные
масла с объективно лучшими характеристиками, мы рискуем
получить ситуацию, в которой узлы древней разработки будут
работать совсем не в тех режимах, на которые они рассчитаны.

2. П рименение несовместимых с современными маслами
материалов. Синтетические масла способны вывести из строя
двигатель, практически растворив прокладки, сальники,
маслосъёмные колпачки из устаревших материалов.


3. Состояние мотора. У изнашивающихся моторов увеличиваются зазоры в трущихся частях. Использование масел, рассчитанных на работу в современных моторах, с минимальными зазорами может только усугубить ситуацию. Кроме того, потерявшие эластичность сальники не перенесут отличных моющих свойств синтетики.

Ещё одно преимущество синтетических масел - высокая стойкость к окислению и термическая стабильность. Эти качества особенно важны для работы масла с турбонаддувом, особенно при большом годовом пробеге. Известно, что такие двигатели нельзя сразу останавливать после высоких и длительных нагрузок. За это время быстро остынет турбокомпрессор, а оставшаяся на подшипнике масляная пленка принимает на себя весь тепловой удар - и, как следствие, быстрое окисление, образование лака и залипание подшипника. Синтетическое масло, с его более высокой термоокислительной стабильностью и меньшей склонностью к образованию отложений, снизит интенсивность этого процесса, а поэтому повысит надёжность и эффективность агрегата наддува.

Синтетические масла отличаются малой испаряемостью, меньше расходуется на угар и работают без смены дольше. Если минеральные масла, как правило, рекомендуют менять после пробега 10... 15 тыс. км, то синтетическое моторное масло работоспособно до 30...35 тыс. км и более.

Масла любых механизмов подбирают, исходя из следующих основных принципов: вязкость тем выше, чем сильней нагружены узлы агрегата, вязкость тем ниже, чем выше скорость вращения механизма, и тем выше вязкость, чем выше рабочая температура механизма.

Выбор моторного масла по вязкости следует производить, исходя из рекомендаций изготовителя двигателя или автомобиля. Если же их слишком много или рекомендаций по вашему автомобилю под рукой нет, воспользуйтесь следующими советами:

- помните, что температура, при которой масло будет эффективно
выполнять свои защитные функции, должна быть выше температуры
загустевания на 7-10°С;

- при пробеге автомобиля менее 25% от плавного ресурса двигателя
(новый двигатель) необходимо рекомендуется применять масла классов
SAE 5W-30 и 10W-30 всесезонно;

- при пробеге 25-75% от плавного ресурса двигателя (технически
исправный двигатель целесообразно применять летом масло классов


SAE 10W-40,15W-40 зимой - SAE 5W-30,10W-0-40 и всесезонно SAE5W-40;

- при пробеге автомобиля более 75% от плавного ресурса двигателя
(старый двигатель) лучше применять летом масла классов SAE
15W-40, 20W-50 (очень старый двигатель), зимой - SAE 5W-40 и 10W-50
и всесезонно - SAE 5W-50;

- если вы собираетесь ехать на юг или длительное время
эксплуатировать автомобиль с повышенными нагрузками (езда по
бездорожью, в горах, с прицепом), то целесообразно класс вязкости
выбрать еще выше.

Что касается вязкости масла при рабочей температуре двигателя, то предпочтительнее тот тип, у которого она выше. Во-первых, давление масла будет больше, что особенно важно для «немолодых» двигателей, а во-вторых, более прочная масляная пленка отдалит капитальный ремонт. Что касается увеличения механических потерь в двигателе из-за повышения вязкости, то этот эффект выражен незначительно, а расход топлива больше зависит от манеры езды и состояния двигателя.

Производимые для американского авторынка моторные масла рассчитаны на облегченный, с европейской точки зрения, режим эксплуатации.

Американские производители моторных масел сознательно идут на снижение величины крайне важного для Европы щелочного числа -обобщенного показателя вымывающих свойств моторного масла.

Американский бензин имеет малое количество механических
примесей и, что особенно важно, серы. Как следствие, перед
разработчиками и производителями моторных масел,
предназначенных для внутреннего использования в Америке, не так
остро стоит задача борьбы с возникающими из-за грязного топлива
отложениями. Вымывающие свойства «американских» моторных масел
не всегда обеспечивают поддержание чистоты европейских двигателей,
заправляемых нашим отечественным топливом и двигающихся по
нашим же дорогам. Но речь идет не об «американских»

или «европейских маслах, а о продуктах, производимых специально для американского или европейского автомобильных рынков. Необдуманное использование таких масел, не соответствующих требования европейской спецификации качества моторных масел АСЕА, может существенно сократить ресурс европейских двигателей.


В автомобили отечественных производителей лучше ^ залить качественное минеральное или полусинтетическое масло, подобранное в соответствии с характеристиками вязкости и с учётом их эксплуатационных характеристик.

Синтетическое масло по эксплуатационным качествам лучше минерального. Однако оно негативно воздействует на резиновые уплотнения двигателя. Если «Жигули» старые, лучше использовать масла на минеральной основе. Для новых переднеприводных автомобилей с фторкаучуковыми уплотнителями желательно все же синтетическое масло.

Двигатели ВАЗ разработаны давно, и для большинства из них достаточно масла класса SF по спецификации API. Ни в коем случае нельзя использовать в «Ладе» моторное масло ниже, чем SE, которой соответствует масло М 53/10Г1.

Впрочем, в последнее время ВАЗ требует в период гарантийного пробега применение моторного масла группы SF и выше.

Учитывая, что применение высококлассного синтетического масла в старом двигателе может оказаться опасным, т.к. вымывает многолетние слои отложений с образование зазоров, для наших двигателей целесообразны классы API SF - SG, дальше - зона риска.

На зимний период для отечественных автомобилей можно рекомендовать импортные всесезонные масла SAE 10W-40 с качественным показателем API SF - SH. Особенно это касается тех случаев, когда искусственно повышается температура двигателя использованием непредусмотренных термостатов. Например, импортное 10W-40 или отечественное полусинтетическое 5W-40.

Применение синтетических масел класса 0W-40 или 5W-50 не рекомендуется заводами - изготовителями отечественных автомобилей.

При использовании сезонных масел летом предпочтительно густое 10W-40, а зимой - 10W-30, Различия в марках производителя только в цене, а качество больше зависит от возможности подделки.

Для старых двигателей УАЗов и «Волг», имеющих сальниковое уплотнение коленчатого вала, лучше использовать отечественное масло 10W-30, 15W-40 или 10W-40.

Для иномарок масло следует подбирать в соответствии - с рекомендациями сервисной книжки и по возрасту автомобиля и двигателя или обратится к каталогам " солидных " масляных фирм.

ч


Масла ведущих фирм, маркированные SJ, гарантированно подходя для любых двигателей иномарок. Старым двигателям прекрасно подойдет минеральное масло класса SG или SF.

Более серьезный, но все же «пожилой» автомобиль прекрасно обойдется полусинтетикой класса SG. Если автомобиль относительно «молодой», то ему подойдут менее дорогие масла класса SH, которые уступают новейшим композициям класса SJ по отдельным параметрам, но по прежнему хорошо подходят для зарубежных автомобилей, выпущенных до 1996г.

Двигатели японских автомобилей 80-х годов рассчитаны на параметры минеральных масел. Летом - 10W-40, зимой - 10W-30.

«Синтетика» реально поможет тем, кто ездит на иномарках моделей 90-х годов в экстремальных климатических и эксплуатационных условий.

Никогда не смешивайте масла различных классов, различных групп качества и различных изготовителей, особенно это касается синтетических масел различных производителей.

Создатели синтетических масел не в состоянии предусмотрены взаимного влияния базового масел и присадок конкурирующих фирм. Последствия таких «конфликтов» могут оказаться катастрофическими.

Не пытайтесь сделать полусинтетическое масло, смешивая минеральное с синтетическим. Они могут быть несовместимы. Присадки, хорошо растворяющиеся в минеральном масле, могут быть нерастворимы в синтетическом, и велика вероятность превращения масла в желе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: