Виды (уровни) отношений в детском коллективе

Психическим механизмом обрете­ния личностями свободы в коллек­тиве, когда различные индивиду­альные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно сво­бодного существования, когда каждый член коллектива соз­нательно выбирает свою позицию, является коллективное самоопределение. Но такие отношения складываются постепенно и имеют многоуровневую структуру.

Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений непо­средственной зависимости (персональных (личностных) отно­шений). Они проявляются в эмоциональной привлекательно­сти или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вку­сов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). Они проявляются как отношения между участниками совме­стной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, от­дыху.

Третий уровень образует систему связей, выражаю­щих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной дея­тельности.

На самой высокой стадии развития коллектива происходит коллективистская идентификация – форма гуман­ных отношений, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других: у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувство­вать и т. п.).

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллекти­вом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармонич­ного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели будет существовать всегда. Воспи­татель учит терпеливо относиться к недостаткам других, про­щать неразумные действия, нанесенные обиды, быть толе­рантным, сотрудничать и помогать друг другу.

2.2.4. Этапы развития ученического коллектива

Воспитателю необходимо понимать, что процесс формирования коллектива проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект пе­дагогического процесса. Его задача – понять психолого-пе­дагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике. Есть разное определение этих эта­пов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпо­рации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.

1. Педагог организует жизнь и деятельность группы, объяс­няя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уро­Ом самостоятельности членов актива очень низкий. Преобла­дают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими кол­лективами складываются только в системе личностных отно­шений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.

Субъект воспитания – воспитатель.

2. Требования педагога поддерживаются активом, эта наибо­лее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Вто­рой этап характеризуется переходом коллектива к самоуправ­лению. Организаторская функция учителя переходит к посто­янным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность для всех членов коллектива на деле уча­ствовать в управлении своей жизнью, усложняется практиче­ская деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творче­ства, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддерживает требования воспитате­ля, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятель­ность. Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную дея­тельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому члену; выполняет коммуника­тивную функцию – организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответствен­ности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются мотива­ционные и гуманистические отношения. Формируется коллек­тивное самосознание - «Мы – коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.

Субъект воспитания - актив.

3. Большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в фор­ме общественного мнения. Общественное коллективное мне­ние представляет собой совокупное оценочное суждение, вы­ражающее отношение коллектива (или его значительной час­ти) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне раз­вития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.

Формируются мотивационные и гуманистические отноше­ния между отдельными группами и членами коллектива. В процессе развития меняются отношения детей к целям и де­ятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе складывается благоприятный соци­ально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.

Субъект воспитания – коллектив.

Если коллектив доходит до этого этапа, то он формирует цело­стную, нравственную личность, превращается в инструмент ин­дивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее ха­рактерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стиму­лирует самоуправление и интерес к другим коллективам.

4. Происходит побуждение всех членов коллектива к само­воспитанию, создаются условия для развития творческой ин­дивидуальности каждого члена коллектива. Положение лич­ности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятель­ность все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Субъект воспитания - личность.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовер­шенствовании у каждого члена коллектива.

Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких гра­ниц – возможности для перехода к последующему этапу соз­даются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в сво­ем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть.

Динамика формирования коллектива обобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков:

o об­щие социально значимые цели;

o совместная организованная деятельность;

o отношения ответственной зависимости;

o рацио­нальное распределение социальных ролей;

o равенство прав и обязанностей членов коллектива;

o активная организаторская роль органов самоуправления;

o устойчивые позитивные взаи­моотношения;

o сплоченность, взаимопонимание, коллективист­ское самоопределение членов;

o коллективистская идентифика­ция;

o уровень референтности (отношений значимости, связы­вающих субъекта с другим человеком или группой лиц);

o воз­можность обособления личности в группе.

Показательным является в зависимости от уровня разви­тия поведение группы в стрессовой ситуации (по Л.И. Уманскому).

Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезорганизуются. Взаи­мообщение приобретает конфликтный характер, результатив­ность работы резко снижается.

Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность деятельности не снижается.

Группы высокого уровня разви­тия наиболее стрессоустойчивы. На возникающие критиче­ские ситуации отвечают возрастанием активности. Эффек­тивность их деятельности не только не снижается, а даже повышается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: