Нестандартные ситуации в дол (Л. )

При работе с детьми никто из нас не застрахован от возникновения ситуаций, при которых потребуется наша незамедлительная реакция, действия по решению возникших проблем. К счастью, такие ситуации возникают не часто. Но быть к ним готовыми необходимо.

Младший школьник первый раз в лагере. Итак, если маленький ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Уделяйте ребенку по возможности больше внимания, увлекайте его интересными делами, так, чтобы он отвлекался от грустных мыслей. Не требуйте от малыша того, что он не умеет делать. Лучше помочь ему в этом. Совместный труд (неважно с чем он связан) поможет ребенку быстрее привыкнуть к нему и посмотреть как его следует выполнять, чтобы потом повторить те же действия самостоятельно.

Вы можете столкнуться и с другой ситуацией, когда у ребенка отсутствует желание быть помощником. Здесь налицо родительское упущение, но именно вам с этим придется «бороться». Используйте ведущий вид деятельности детей и их интересы, т.е. на данном этапе развития целесообразно приучать детей к труду через игру, соревнование, похвалу. И помните главное, вы для ребят на время каникул и мама и папа.

Ребенок не в первый раз в лагере. Если ребенок не первый раз в лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, «старых» вожатых с новыми, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в дисциплине.

Важно подружиться с ребенком, сделать его своим другом и помощником. Опирайтесь на его знания. Покажите, что они для вас представляют ценность. И тогда, возможно, в его лице вы приобретете незаменимого ценного союзника.

Разногласия между вожатым и ребенком. Вожатому так же надо помнить и о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам соблюдения установленных правил поведения и организации отдыха, в частности организации «свободного» времени. Если разногласия касаются установленных правил и распорядка, следует быть твердым с самой первой секунды знакомства с детьми и не на минуту не отступать от своих требований (иначе дети поймут, что все что вы говорите выполнять не обязательно).

А что касается свободного времени, здесь вы можете услышать такие часто повторяющиеся слова: «Я сюда приехал отдыхать, а это значит (в понимании ребенка) делать то, что захочется, словом ничего не делать целыми днями!» И какие тут могут быть мероприятия?! Как правило так отвечают дети, с которыми в прошлые смены вожатые не занимались и они были предоставлены сами себе, жили и проводили время как им заблагорассудится. Таким образом вам придется перестраивать целый фундамент детских привычек, камешек за камешком. А это работа очень трудная и кропотливая. Поэтому желательно сразу же выяснить интересы таких детей, и используя это заинтересовать юного «бездельника» первым же отрядным мероприятием, в котором ребенок их реализует. Но учтите, к разным детям должен быть свой подход и свой способ действий. Мы будем рады услышать от вас, каким способом вам удалось направить ребячьи интересы в нужное русло.

Еще одним важным моментом для вожатого является знание о ситуациях, связанных с неприятными последствиями, сложностями со здоровьем[1]. Так например:

Жалобы. Достаточно важное для ребенка понятие – это жалоба. Она означает сигнал к тому, что у человека что-то не в порядке.

Часто взрослые не обращают внимания на жалобы ребенка, считая их простым ябедничеством. Конечно, ябедничество поощрять не следует. Стремитесь развивать в детях способность самостоятельно решать межличностные проблемы, и лишь в крайних случаях прибегать к помощи взрослых. Однако за жалобой на физическое недомогание может стоять серьезная проблема со здоровьем; а жалоба на пропажу вещи – сигнал к тому, что в отряде завились воры.

Словом, прислушивайтесь ко всему, что говорит вам ребенок и соблюдайте несложный алгоритм действий в таких ситуациях:

· выясните точные причины жалоб ребенка;

· примите меры к изменению ситуации и исправлению последствий;

· получите от ребенка обратную связь: стало ли ему лучше?

Ребенок заболел. Здесь все будет зависеть от симптомов заболевания. Ни в коем случае нельзя давать по своему усмотрению лекарственные препараты. И в любом случае доставить ребенка к врачу, либо врача пригласить к ребенку.

Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, редко занимается одним занятием или делом, старается охватить все сразу. Роль вожатого – защитить ребенка от его собственных действий. Педагог должен постараться, чтобы непоседа участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Постарайтесь занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме. Днем эта проблема будет решена. А ночью, когда ребенок останется сам по себе, он снова вспомнит о своей грусти. Проявите максимум заботы о нем, укройте одеялом, погладьте ребенка, пожелайте приятных снов, поцелуйте его как это делает мама. Можно почитать перед сном книгу. А в некоторых особо острых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.

Стресс. Мы об этом уже упоминали, но еще раз повторим, что вожатый должен всячески оберегать детей от различного рода стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

· акцентировать внимание на достоинствах ребенка;

· давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;

· вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;

· замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

Старайтесь всячески оберегать психику детей. Она очень хрупка.

Суицидальное поведение. Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. Первым признаком является надвигающаяся депрессия. Вожатым следует научиться распознавать ее. В таком случае вспомните свое преддепрессивное состояние и саму депрессию (хотя это не очень приятно), проиграйте в памяти, что вам помогает в таком случае. Это могут быть разговоры «по душам», какая-либо деятельность, какой-то толчок. Угостите ребенка шоколадом. Если есть в лагере психолог, обязательно обратитесь к нему за помощью. Поставьте в известность руководство лагеря. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.

Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Химическое отравление. Детский лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков. обнаружении употребления детьми алкоголя и наркотических средств необходимо немедленно сообщить администрации и медицинским работникам.

Что касается детского курения – здесь не однозначной точки зрения на эту проблему. Остается бесспорным тот факт, что выкуривание сигарет вредит здоровью молодого человека. Однако стоит ли запрещать детям курить, если они уже до лагеря это делали? Или разрешить под предлогом того, что ребенку так сразу не отучиться от этой привычки? Безусловно это сложный вопрос морали и здоровья. Вы вольны в этой ситуации поступать как вы считаете необходимым. И очень хорошо, если администрация лагеря вам в этом поможет.

Что касается нашего опыта в данной области, то мы закрывали глаза на курение, если от родителей было письменное подтверждение того, что их дети обладают такой привычкой, и что они не имеют ничего против. С другой стороны дети знали что есть в лагере специально отведенное для курения место, и если кого-то увидят с сигаретой где-то еще, то они лишатся сигарет. Это работало, хоть было и неправильным.

Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены вожатыми, например, наличие не обычных синяков или шрамов и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать бесконтрольных обсуждений в коллективе, с друзьями – как своими, так и с друзьями ребенка. Необходимо провести на собрании отряда беседу о правомерности такого поведения и к каким последствиям оно может привести. Возможно обсудить способы другого (мирного) решения конфликта.

Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:

· Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

· Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

· Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.

· Переход к безразличному поведению.

· Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

· Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.

· Жестокое обращение с животными.

В этой ситуации потребуется помощь квалифицированного специалиста (психолога) с проведение судебно-медицинской экспертизы и заведением уголовного дела.

Воровство. Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора, т.к. он сам никогда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное. Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев». Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок.

Другая ситуация, когда вор неизвестен. Многие педагоги прибегают к «публичной казни», т.е. в присутствие всего отряда проводится беседа о происшествии (в зависимости от возраста это может быть и вечерняя свечка на тему «Что такое воровство?» или «Могу ли я украсть?»). Затем предлагается ребенку анонимно вернуть на место украденную вещь, либо отдать ее вожатому, при условии, что личность ребенка не будет раскрыта без его согласия. Это достаточно гуманный способ. А для ребенка такая стрессовая ситуация может послужить настоящим уроком.

Однако бывают ситуации, когда невозможно определить вора, а стоимость украденных вещей достаточно велика (крупное воровство), в таком случае ставится в известность администрация лагеря в лице директора и подается заявление в органы милиции.

Пропажа ребенка. Достаточно редкая ситуация. Однако она тоже может иметь место. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро вы обнаружите пропажу. А для этого:

1) вам постоянно необходимо знать, где находится каждый ваш ребенок;

2) постоянно пересчитывайте детей (пред походом в столовую), проверяйте их наличие;

3) в сончас и после отбоя все койки должны быть заняты своими хозяевами.

При обнаружении пропажи ребенка:

1) прверить на месте ли личные вещи ребенка;

2) опросить детей, кто и когда его видел в последний раз;

3) обойти все возможные места прибывания ребенка на территории лагеря: укромные места, друзья в соседних отрядах, медпункт, столовая, прачечная и т.д.

4) поставить в известность администрацию лагеря;

5) вместе с уполномоченными сотрудниками начать поиски за территорией лагеря.

Конфликт вожатого с воспитателем. Здесь нельзя вовлекать детей. Они ничего не должны знать о ваших личных взаимоотношениях. Если вам не удается самостоятельно его разрешить, привлеките в помощь старшего воспитателя, а может даже и директора.

Конфликт вожатого с родителем. Вы не должны вступать в конфликт с родителями и спорить с ними во чтобы то нистало, доказывая свою правоту. По любому спорному вопросу, который не решается мирным путем, вам следует отправлять родителей к директору лагеря.

Если человек оказался под током. Постарайтесь оценить ситуацию, определить место источника тока и возможность его отключения. Отключите электричество.

Если это возможно, оттащите человека за одежду, обернув свою руку любой сухой тканью (обязательно одной рукой) так, чтобы самому не попасть под воздействие тока. Можно воспользоваться сухой доской или палкой, чтобы оторвать человека от воздействия тока.

Если человек не потерял сознание, но не может оторваться от провода, крикните ему, чтобы он подпрыгнул на месте. Резко дерните его за одежду, отбросив от провода назад.

При обрыве высоковольтного провода и касании им человека подойдите мелкими шажками, прыгайте на одной или обоих сдвинутых ногах вместе, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Действия при пожаре. В первую очередь необходимо вывести детей.

Если возникло сильное задымление, намочить полотенце или одежду и приложить ко рту и носу (дышать через смоченную тряпку).

Вывести всех до одного детей на улицу на открытую площадку дальше от горящего здания. Еще раз проверить наличие всех детей.


[1] Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: