Основные характеристики развития детей

(адаптированный вариант О.М.Дьяченко, Т.В Лаврентьевой)

Параметры развития 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет
Игра - выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; - участвует в разыгрывании сюжета – цепочки из 2 – 3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый) - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль; - самостоятельно удерживает сюжет- цепочку из 3 – 4 действий. - выполняет ролевые действия, изображает социальные функции людей; - участвует в распределении ролей до начала игры; - отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество); - участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до её начала;
Умственное развитие - знает названия 3 – 4 цветов и 2 – 3 форм; - может выбрать из трёх предметов разной величины «самый большой (самый маленький)»; - по образцу, предложенному взрослым, может выполнить постройку из 3 – 4 кубиков; - по просьбе взрослого может запомнить 2 – 3 слова; - не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут; - использует предметы - заместители, причём один предмет может замещать разные объекты (палочка как ложка, градусник, карандаш и др.); - может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы; - может расположить по величине 5 -7 предметов одинаковой формы; - по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4 -5 деталей; - может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов; - занимается в течение 15 – 20 минут; - может дать несколько (хотя бы 2 – 3) ответов на вопрос: «На что похожа фигура?» - об изображении фигурки неопределённой формы (например, контурное изображение куклы – неваляшки); - расставляет по величине 7 – 10 предметов одинаковой формы; - на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит; - по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5 – 6 названий предметов; - действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки); - дорисовывает незаконченные изображения, дополняет его деталями; - использует схему для ориентировки в пространственной ситуации; - распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда); - может запомнить по просьбе взрослого 6 – 7 названий предметов; - осуществляет деятельность по правилу на словесном материале и по двум правилам одновременно на наглядном материале (например, отбирает картинки, где присутствует красный цвет и изображения домика); - использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции; - может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме;
Рисование - создаёт предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел; - создаёт предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения; - изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение; - изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции, замысел опережает изображение;
Аппликация - может составить схематическое изображение из 2 – 3 частей; - выкладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу; - может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая простые формы; - оставляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу; - самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.); - наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение; - владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); - наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметную композицию (сюжет);
Конструирование - создаёт предметные конструкции из 3 – 5 деталей; - создаёт предметные конструкции из 5 – 6 деталей(по образцу, схеме, условиям, замыслу); - осваивает конструирование из бумаги и природного материала; - создаёт предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6 – 8 деталей); - осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); - создаёт предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (8 – 10 деталей); - осваивает разные6 виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах;
Развитие представлений об окружающем - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»); - самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует); - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Живая и неживая природа»); - самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует); - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Живая и неживая природа»); - самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует); - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Живая и неживая природа»); - самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует);
Развитие речи - может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-ква, де-де-де и др.), возможны дефекты произношения; - согласовывает употребление грамматических форм по числе, времени и т.д. (отдельные ошибки допустимы); - отвечает на простые вопросы взрослого; - правильно произносит все звуки (исключение могут составить свистящие, шипящие и соноры); употребляет все части речи, появляется словотворчество; - самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого); - правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; - грамотно использует все части речи; - использует обобщающие слова, синонимы, антонимы; - правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; - грамотно использует все части речи, строит сложные предложения; - использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия; - может объяснить значения знакомых многозначных слов;
Развитие моторики (координации движений) - может пройти по гимнастической скамейке; - ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3 – 4 раза); - может складывать мелкие предметы (со стола в коробку); - может перешагивать через рейки гимнастической лестницы (горизонтально установленной на высоте 20 см от пола); - может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3 – 4 раза подряд; - может нанизывать бусины на леску; - может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи; - отбивает мяч о землю одной рукой 4 – 5 раз подряд; - может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком; - может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.; - подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5 – 7 раз); - может большим пальцем поочерёдно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);
Общение со сверстниками - проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - вступает в ролевое взаимодействие с детьми; - избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях; - избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - даёт как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику;
Усвоение социальных норм и правил - ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); - замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; - проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.); - замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам; - регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.); - регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.); - отстаивает усвоенные нормы и правила перед сверстниками и взрослыми;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: