Обоснование целесообразности участи в проекте

Оценка эффективности инвестиционного проекта

1. Оценка состоятельности инвестиционного проекта.

2. Критические точки и анализ чувствительности.

3. Бюджетная эффективность.

4. Социальная эффективность.

1.

Инвестиционные проекты обычно оцениваются при их разработке для решения трех типов задач:

Оценка конкретного проекта.

Оценка конкретного проекта предусматривает решение двух задач:

1. оценка финансовой реализуемости

2. оценка выгодности реализации проекта или участия в нем с точки зрения субъектов инвестиционной деятельности. (абсолютная эффективность проекта).

обоснование целесообразности участи в проекте.

3. сравнение нескольких проектов или вариантов одного проекта.

При наличии нескольких альтернативных проектов или вариантов одного проекта важной становится задача их сравнения и выбора лучшего из них (сравнительная эффективность).

Т.о. оценка состоятельности инвестиционного проекта- тщательный и глубокий анализ его финансовой реализуемости и экономической эффективности.

В целом под финансовой реализуемостью ИП понимается наличие финансовых возможностей для реализации проекта. При выявлении финансовой нереализуемости необходимо скорректировать схему финансирования ИП. На основе информации бухгалтерской отчетности проводится коэффициентный анализ посредством двух этапов:

1. экспресс-анализ финансового состояния.

2. детализированный анализ финансового состояния (к нему допускаются лишь те ИП, что доказали свою успешность на первом этапе).

2.

Аналитические особенности системы директ-костинг (Система калькулирования переменных издержек) наиболее полно раскрываются при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью.

Объем реализации продукции, или выручка N, связан с себестоимостью S и прибылью от реализации P следующим соотношением: N=S+P.

Если предприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно – P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой (порог рентабельности). Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия. Для критической точки справедливо:

N=S или N=Sпост+Sпер,

где N – объем производства продукции в стоимостном выражении,

S – полная себестоимость продукции (затраты на производство),

Sпост – постоянные расходы,

Sпер – переменные расходы.

Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия и количества проданных единиц, а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим базовое уравнение:

w*q = Sпост+Sперед.*q

где w – цена продажи единицы изделия,

q – количество проданных единиц,

Sпост – постоянные затраты на весь объем производства,

Расчет критического объема производства:

q кр.= Sпост/(w-Sперед)=Sпост/Мед.

где qкр – критический объем производства продукции (количество единиц изделий),

Мед – маржинальный доход на единицу изделия, руб. (разница между выручкой и переменными издержками).

Расчет запаса финансовой прочности. Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж, и выражает величину, по достижении которой может начаться снижение объема выручки и предприятие понесет убытки. Он определяется как доля в процентах от ожидаемого объема продаж:

Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.

Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли, что характеризуется операционным (производственным) рычагом:

Эор= Р/ N

- темп изменения валовой прибыли

- темп изменения объема реализации..

Экономический смысл операционного рычага заключается в том, что он показывает степень чувствительности валового дохода организации к изменению объема производства.

3.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.

Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:

1. показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

2. показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

3. показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

4. В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Рассмотрим бюджетную эффективность более подробно.

В тех случаях, когда финансирование ИП осуществляется с участием государства, возникает необходимость расчета показателей бюджетной эффективности. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние ре­зультатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер феде­ральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффектt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt, в связи с осуществлением данного проекта:

Бt = Дt - Рt

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или превышение интегральных доходов бюджета Динт над интегральными бюджетными расходами Ринт.

В состав расходов бюджета включаются:

1. средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

2. кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

3. прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

4. выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

5. выплаты по государственным ценным бумагам;

6. государственные, региональные гарантии инвестиционных
рисков иностранным и отечественным участникам;

7. средства, выделяемые из бюджета для ликвидации послед­ствий возможных при осуществлении проекта чрезвычай­ных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от
реализации проекта.

В состав доходов бюджета включаются:

1. налог на добавленную стоимость, иные налоговые поступ­ления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в
бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм,
в частности, относящихся к осуществлению проекта;

2. увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых по­ступлений от сторонних предприятий, обусловленное влия­нием реализации проекта на их финансовое положение;

3. поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по
продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в со­ответствии с проектом;

4. эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуще­ствление проекта;

5. дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финанси­рования проекта;

6. поступления в бюджет подоходного налога с заработной пла­ты российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

7. поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами; плата за недра, лицензии на право ведения геолого-разведочных работ и т.п., в части, зависящей от осуществления проекта;

8. доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на раз­ведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмот­ренных проектом;

9. повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов:

10. штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональ­ное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - в пенсионный фонд, Медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных ИП.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

1. внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитанная по общим принципам;

2. срок окупаемости бюджетных затрат;

3. степень финансового участия (d) государства (региона) в реализации ИП:

d = Динт/ Зинт,

где Динт- интегральные доходы бюджетные доходы.

Зинт- интегральные затраты по бюджету, рассчитанные на уровне государства или региона.

4.

Оценка социальных результатов инвестиций предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые ИП мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат. В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловлен­ные социальными условиями его реализации (например, изме­нение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.

Основные виды социальных результатов инвестиций,подлежащих отражению в проектах:

1. изменение количества рабочих мест в регионе;

2. улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работ­ников:

Реализация проекта может быть сопряжена с необходимо­стью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий ра­ботников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства некоторых (доти­руемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового на­значения. Затраты по сооружению или приобретению соответст­вующих объектов включают в состав затрат по проекту и учиты­вают в расчетах эффективности в общем порядке. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачивае­мая в рассрочку; выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в составе результатов проекта. Помимо этого в расчетах экономической эффективности учитывается и само­стоятельный социальный результат подобных мероприятий, по­лучаемый в результате увеличения рыночной стоимости сущест­вующего в данном районе жилья, обусловленный вводом в дей­ствие дополнительных объектов культурно-бытового назначения.

3. изменение условий труда работников:

Влияние реализации проекта на изменение условий труда работников оценивается в баллах по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлетворенности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. Если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях - потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), то влияние этих изменений учитывается в составе кос­венного финансового эффекта по этим предприятиям.

4. изменение структуры производственного персонала:

Изменение структуры производственного персонала опреде­ляется по районам - участникам проекта, а по особо крупным проектам - по народному хозяйству в целом. В этих целях ис­пользуются показатели:

• изменение численности работников (в том числе женщин), занятых тяжелым физическим трудом;

• изменение численности работников (в том числе женщин), занятых на производстве с вредными условиями труда;

• изменение численности занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования;

• изменение численности работников по разрядам единой раз­рядной сетки;

• численность работников, подлежащих обучению и переобу­чению для повышения квалификации.

5. изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топли­вом и энергией - для проектов топливно-энергетического комплекса; продовольствием - для проектов в аграрном секторе и в пищевой промышленности и т.п.);

6. изменение состояния здоровья работников и населения в целом:

Социальный результат, проявляющийся в обусловленном реализацией проекта количественном изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком «минус») потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение сфере здравоохранения. Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанной с реализацией ИП выражается изменением численности умерших в регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: