и его значение в истории русского литературного языка

I. Предшественники М.В. Ломоносова

1. Каковы хронологические рамки деятельности М.В. Ломоносова?

2. Какой период предшествовал ломоносовским преобразованиям?

3. Когда и почему возникла необходимость в упорядочении русского литературного языка?

4. Какова роль А.Д. Кантемира в процессе упорядочения русского литературного языка? Почему творчество А.Д. Кантемира не оказало значительного влияния на развитие литературного языка своего времени?

5. Какова роль В.К. Тредиаковского в истории русского литературного языка? Где он высказывает свои взгляды на пути развития литературного языка? Почему В.К. Тредиаковский пытается отказаться от старославянского влияния (знать три причины, которые называет писатель, уметь их объяснить)? Почему творчество В.К. Тредиаковского не оказало значительного влияния на развитие литературного языка своего времени?

II. Деятельность М.В.Ломоносова

и его значение в истории русского литературного языка

6. Рассказать об исторических корнях ломоносовской реформы. Каковы культурные, общественные, научные достижения России в начале-середине 18 века (Ковалевская, с. 168 в 1 изд., с. 112 во 2 изд.)

7. Как называется стилиcтическая теория Ломоносова? Где изложены ее основные положения? Каковы принципы формирования разных стилей (подробно)? (http://kelly-1987.livejournal.com/1078.html или другие сайты)

8. Грамматическая реформа. «Российская грамматика». Суть грамматических преобразований М.В. Ломоносова. Уметь привести (выписать) несколько примеров рассуждений М.В.Ломоносова (можно воспользоваться Интернет-сайтами), которые остались актуальными до настоящего времени.

9. Какова роль М.В. Ломоносова в создании основ русской научной терминологии?

Задания:

1. Проанализируйте отрывок из «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА». Выявите содержание текста (о чем). Выделите приметы высокого «штиля» в лексике, морфологии (примеры должны быть выписаны в тетради, с точной квалификацией и ссылкой на словари). В качестве примеров для объяснений пользуйтесь ПРИЛОЖЕНИЕМ 1.

Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

2. Проанализируйте отрывок из стихотворения «ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ» с точки зрения специфики представленных грамматических форм и синтаксических (особое внимание обратите на сравнительные обороты) построений.

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

3. Проанализируйте отрывок из «ПИСЬМА О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА…». Выявите содержание текста (о чем). Все ли лексические средства соответствуют среднему «штилю»? Найдите отступления.

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель…

3. Проанализируйте притчу «Лишь только дневной шум замолк…» Покажите приметы низкого «штиля» (лексические, словообразовательные, морфологические средства).

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастушей посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит,

Обняв пастушку, Фирс храпит,

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкой сон покинул,

И Жучко с ним бросился в бой;

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил;

Тут поздно бедной волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и в рукавах связался

И волчьим голосом сказался.

Но Фирс недолго размышлял,

Убор с него и кожу снял.

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сем родился волком,

Тому лисицой не бывать.

Литература основная:

1. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка. 3-е изд. - М., 1982. С. 103 – 140.

Камчатнов А.М. История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века. – М., 2005. С. 335 – 352.

2. Левин В.Д. Краткий очерк истории русского литературного языка. – М., 1964. С. 128 – 166.

Литература дополнительная:

3. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. – М., (разных лет издания)

4. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. – М. 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Выдержки из статьи В.П. Вомперского «О языке и стиле "Оды на День восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г."» // РЯШ. 1961. № 5.

1. В оде большое количество генетических славянизмов, понятных по значению и усвоенных русским языком, которые широко употреблялись в книжной и разговорной речи: влажный, жизнь, мрачный.

2. Стилистические старославянизмы: бряцать, взирая и зря, запона (‘завеса, покров’), зиждитель, зрак (‘вид, образ’), клик, напоять, облобызать, одеян, отверзать, паки (‘опять, вновь’), паства, пажить (‘место, изобилующее кормом’), приять, рещи (‘сказать’), секира, тщание (‘усердие, старание’).

3. В оде выделяется группа лексических старославянизмов, которые не только имели ярко выраженную стилистическую окраску, но и накладывали печать вообще на весь текст: се (‘вот’), сей (‘этот’), оный (‘тот’), кой (‘который’), тамо, токмо, толикий (‘столь многий’).

4. Слова, относящиеся к античной и древнерусской истории и мифологии. Они не принадлежат к числу старославянизмов, но служат «к изображению слов риторических»: Марс, Борей (‘бог северных ветров’), Минерва (‘богиня мудрости’), понт (‘море, пучина’), порфира (‘пурпуровая мантия’) и др.

5. Лексические архаизмы. По своим экспрессивным качествам это слова высокого стиля. В современном языке они не употребляются вовсе или представляют собой устаревшие омонимы к соответствующим живым, русским словам: бисер (‘жемчуг’), внушить (‘внимать чему-н., выслушать, воспринять что-н.’), восставить (‘воскресить, оживить’), лики (‘ликование’), наглы вихри (‘бурные ветры’), пользовать (‘приносить пользу’), плескание (‘аплодисменты’), род (‘народ, племя’), способный (‘удобный, подходящий, сподручный’), щедрота (‘милость, щедро оказанная’).

6.Фонетические славянизмы:

а) некоторые из неполногласных форм свободно сосуществуют с их полногласными вариантами. Такое чередование, видимо, было свойственно всей поэзии русского классицизма в связи с теорией поэтических вольностей,

б) слова с ЖД и Щ (но меж),

в) слова с начальным Е (едина, елень),

г) слова со старославянской приставкой ВОЗ- (причем из параллелей ВЗ- и ВОЗ-, одинаковых в стилистическом отношении, Ломоносов выбирает ВС-.

7. Морфологические особенности:

в) используется старая форма Д.п. сущ. ж.р. по земли,

г) прилагательные с старославянскими окончаниями нежныя, строгия,

д) много усеченных прилагательных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: