Информационный лист

Тема 3. Специфика научного познания

  1. Познание как процесс. Субъект и объект познания. Становление субъектно-объектного видения мира.
  2. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании.

Информационный лист

    Семинар №1
1. Познание как процесс. Субъект и объект познания. Становление субъектно-объектного видения мира. Главные гносеологические проблемы можно кратко обо­значить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы ее критерии? Задание группы А: 1. Определите сущность понятий: познание, гносеология, эпистемология, субъект познания, объект познания, знание, виды знания. Задание группы Б: 1. Упражнения: 285, 286. (Практикум по философии, с.73-74) Задание группы С: 1. Работа со схемой. Виды знания. Знание – результат познавательных усилий человека. В качестве знания выступает не вся информация, идущая от объекта и воспринимаемая субъектом, а лишь та, которая им преобразована и переработана. В процессе этой переработки информация должна приобрести знаковую форму, получить смысл и значение. Многообразие знания обусловлено разнообразием самой действительности.
  1. Вопрос для размышления. Можно ли согласиться с точкой зрения автора?
« …Необходимо переосмыслить основные понятия классической теории познания – рациональности, субъекта, объекта и особенно истины, наивно-реалистического понимания ее объективности, «абсолютности», выявить их неклассические смыслы, реализуемые в современной науке». Микешина Л.А. Релятивизм как эпистимологическая проблема // Эпистемология и философия науки 2004. Т. 1. С. 63.
2. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и иррационально; интуиция. Задание группы А: 1.Объяснить сущность понятий: мнение, вера, интерпретация, рациональное, иррациональное, ощущение, восприятие, представление, формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Задание группы Б: 1. Упражнения: 299, 303, 314 (Практикум, стр. 76-77; с. 79). Задание группы С: 1. Вопрос для размышления «Я считаю, – сказала Лиза, – что все мысли в нашей голове возникают из-за чего-то внешнего нашему мышлению. Например, я вижу Луну или слышу чей-то голос – и то и другое находится вне меня. – Нет, это неправильно, Лиза. Существует масса вещей, которые находятся в моем мышлении, в моем воображении, и ничего подобного вне меня нет, – не согласился Володя. – Но что, например? – Например, привидения, лешие. – Ладно, я тоже не очень-то верю в призраков. Пусть их нет, но узнаем мы о них из рассказов настоящих людей…, – возразила Лиза. – Подожди, Лиза, – перебил ее Володя. – Ты говоришь о том, что находится в нашем мышлении и что вне его. Но что такое мышление?» Открытие Саши Иванова. Философия для детей. М., 1996. С. 21-22. 2. Работа с источником 1. «… Репрезентация не является буквально отражательной процедурой, но сочетает в себе моменты образности и конструирования, воображения и поиска посредников, через которые субъект представляет не только объект, но и свое присутствие» Микешина Л.А. Р епрезентация, частный метод или операция познания?// Эпистемология & философия науки. 2009. № 1. С.7. 2. Понимание не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в понимании., а, наоборот, потребность в понимании ведет к познанию (См.: Денисов С.Ф. Философия и история науки. Ч. 1. Омск, 2007. С. 98–108). Согласны ли вы с автором?
    Основные понятия Вера – это не только религиозное, но и внерелигиозное явление, она постоянно присутствует в жизни любого человека, независимо от его отношения к религии. Структурно вера как элемент индивидуального сознания включает в себя: знание как совокупность информации о себе и мире; самосознание, связанное с осмыслением субъектом познания себя как индивидуальности, включенной в систему социальных отношений. Интуиция – способность постижения истины без доказательств на основе имеющихся знаний или непосредственного восприятия сущности явления через прямое умозрительное созерцание его. Иррациональное (лат. irrationalis- неразумное) – то, что не может быть постигнуто разумом. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений внутреннего мира человека: эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля. Познание – активный, социально-опосредованный процесс отражения действительности. Солипсизм – философская позиция, согласно которой единственно существующим является субъект «Я», а содержание мира совпадает с содержанием сознания. Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов объективного мира в результате воздействия их на органы чувств. Ощущения бывают осязательными, обонятельными, зрительными, слуховыми, вкусовыми и т.д. Представление – образ ранее воспринимавшегося предмета, явления, а также образ, созданный продуктивным воображением. Для него характерно то, что предмет непосредственно не воздействует на органы чувств. Понятие – мысль, обобщающая существенные признаки объектов. Различные отношения между предметами, явлениями отражаются в суждениях. Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Умозаключение – процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Понимание – процедура постижения или порождения смысла. Репрезентация – представление познавательного явления с помощью посредников, прежде всего моделей, а также естественных и искусственных языков. Объективный идеализм – философское направление, представители которого считают первоосновой существующего некое объективное, потустороннее сознание – «абсолютный дух». «мировой разум» и т.д. Субъективный идеализм – философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Первопричиной существующего считают человеческое сознание. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не существовавшее, т.е. материальные и духовные ценности.

Литература.

  1. Свирида Н.Н. Семинарские занятия по философии. Сургут: СурГПУ, 2006.
  2. Свирида Н.Н. Основы философии науки в схемах и комментариях. Ханты-Мансийск, 2012.

Задание для самостоятельной работы:

1. Составить тезисы по теме «Рациональность в классической, неклассической и постнеклассической науке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: