double arrow

Секция: человек как субъект развития и саморазвития


Человек как субъект развития и саморазвития

Научное направление:
Человек как субъект развития и саморазвития: психологические механизмы, процессы, состояния, технологии, эффекты

Пленарное заседание

30 января 2006 г. Ауд. 506 (физический корпус) 10 часов

1. Попов Л.М. Теоретическая концепция и методы развития, саморазвития психологической организации человека как субъекта.

2. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психических состояний.

3. Андреев В.И. Парадигмальный подход к совершенствованию качества высшего педагогического образования.

4. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности.

Секция: человек как субъект развития и саморазвития

Руководитель Л.М. Попов
31 января 2006 г. Ауд. 506 (физический корпус) 10 часов

1. Александрова Г.Г. Нравственно-психологическая компонента в психологической структуре социальной зрелости субъекта деловой активности.

2. Петрушин С.В. Психология большой тренинговой группы.

3. Пучкова И.М. Формирование субъекта профессиональной деятельности.

4. Хусаинова Н.Ю. Понятие "субъект" в классической психологии и психоаналитической теориях.

5. Абитов И.Р. Особенности механизмов совладания у больных, страдающих невротическими расстройствами.

6. Ибрагимова Е.Н. Готовность субъекта к профессиональному самосовершенствованию.

7. Сучкова Т.В. Порядочность как характеристика вероятностного поведения студентов технического вуза.

8. Хайдарова М.Р. Духовно-нравственные качества студентов ТГГПУ.

http://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost-2/tehnologiya-samorazvitiya-lichnosti-pomogaet-sovershenstvovatsya

Некоторые ученые, в том числе педагоги, сегодня пришли к выводу, что достигает наибольшего прогресса в обучении, становлении только саморазвивающиеся индивиды. Самосовершенствоваться человеку помогает технология саморазвития личности.

Развитие, определяемое содержанием, уровнем психического развития личности в конкретный период, именуется психогенным развитием, саморазвитием. Самовоспитание является неотъемлемой и важной частью процесса саморазвития.

Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие — процесс управляемого личностью, осознанного развития, в котором целенаправленно, в интересах самой личности, формируются, развиваются ее качества, способности.

Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

  • личностного развития (личностного роста);
  • интеллектуального развития;
  • профессионального (квалификационного) развития;
  • поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок.

Внутренняя часть процесса — психическая деятельность человека как субъекта самовоспитания, саморазвития. Она происходит на внутриличностном уровне, представляя собой:

· восприятие, определенную переработку информации,

· присвоение личностью внешних воздействий, адаптацию, трансформацию их в свои качества;

· понимание (интерпретацию) таких воздействий, их оценку.

Высшие духовные потребности: в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в самоопределении, в безопасности, в самоактуализации относятся к стремлениям саморазвития, направленным на созидание, самосовершенствование, улучшение личностью самой себя.

Физиолог, биолог Ухтомский А.А. выдвинул, обосновал фундаментальный принцип доминанты (мотивации, ориентации, установки, господствующей потребности личности), являющийся основой направленной активности живых систем, включая человека.

Применение данного принципа к психическим процессам доказывает многие закономерности формирования, развития человеческой личности.

Вся жизнедеятельность человека являет собой цепь сменяющих друг друга разнообразных доминант. Они могут быть менее или более сильными, осознаваемыми, неосознаваемыми, ситуативными, долговременными. Поэтому доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания.

По мнению А.А.Ухтомского, для человека наиважнейшей является доминанта творчества, постоянного нравственного совершенствования, искания истины.

Научно выработанная существующая ныне технология саморазвития личностиУхтомского-Селевков своем становлении пережила три последовательных этапа:

· 1992-1995 гг. – создание инновационной модели на основе школы А.А. Ухтомского;

· 1995-2002 гг. – разработка, апробирование учебно-методического курса «Самосовершенствование личности» посредством создания межрегиональной сети экспериментальных площадок;

· 2003-2004 гг. – распространение наработок в практике российских школ в пределах проекта Международной Академии наук педагогического образования «Центра развития, саморазвития личности».

Чтобы процессы самосовершенствования перешли в доминантную фазу в нашем психическом развитии, необходимо наличие условий:

· осознание личностью целей, задач, возможностей своего развития, саморазвития;

· адекватные стиль, методы внешних воздействий: условий обучения, самовоспитания, уклада жизнедеятельности;

· участие личности в творческой, самостоятельной деятельности, определенный опыт успеха, тренинг достижений;

· создание доминантной мотивации-установки на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования.

Таким образом, сегодня существует научно обоснованная технология развития личности, позволяющая достигать больших успехов в саморазвитии, самосовершенствовании, в персональном прогрессировании.

Read more: http://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost-2/tehnologiya-samorazvitiya-lichnosti-pomogaet-sovershenstvovatsya#ixzz3Bxvp9YTC

Мы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».

А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.

Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.

Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот – как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.

Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим..

Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.

А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.

Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.

Попробуйте принять себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.

Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.

Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть – изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.

Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.

Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.


Read more: http://berichnow.ru/motivaciya/mehanizmyi-razvitiya-lichnosti-i-osnovyi-samorazvitiya#ixzz3BxxuhKYm

Самообучение – путь к успеху

http://berichnow.ru/uspeh-2/samoobuchenie-put-k-uspehu

Наиболее ощутимые результаты личностного роста даёт именно самообучение. Широко известен тот факт, что информация, добытая самостоятельно и самостоятельно усвоенная, намного крепче помнится. Самообучение – это самостоятельная деятельность человека, направленная на получение знаний и опыта.

Ещё пару десятилетий назад основными источниками для самообучения являлись печатные издания (книги, газеты, журналы), теле- и радиовещание. Но наше время отличается широтой поля деятельности в поисках нужной информации.

Самообучение стало более простым и доступным широкому контингенту людей. Интернет открыл массу возможностей не только для обычных людей, но и для людей с особенными потребностями.

Поисковая система открывает огромные возможности для самообучения – стоит лишь написать «что такое…» в строке поиска.

Наряду с печатной информацией существуют так называемые аудиокниги, которые очень удобно слушать в дороге, не теряя своего драгоценного времени. Незрячие люди имеют возможность посредством аудиокниг расширять свои познания в тех или иных сферах жизни. Для слабослышащих или глухих людей существуют видеоматериалы с комментариями в виде субтитров.

Но не стоит забывать или отодвигать на второй план старых добрых помощников – книги, учебники, прессу. Сейчас печатается огромное количество разносторонних самоучителей, трактатов, познавательных журналов и газет. В мировой литературе, как в художественной, так и в публицистической, также можно найти массу интересной и важной информации.

Бумажная книга во все времена будет пользоваться успехом как один из самых надежных носителей информации, так как электронные аналоги иногда выходят из строя и подвержены гораздо большему количеству внешних угроз.

Однако, электронные носители, конечно же, вмещают гораздо больший объем информации, чем бумага, и просматривать такие книги можно с помощью специальных устройств – электронных книг.

У людей есть возможность в короткие сроки развивать и обогащать свои знания. Те личности, которые добились успеха в жизни, готовы поделиться своими методами с начинающими посредством организации различных тренингов, курсов, встреч и открытого, доброжелательного общения.

Во всех социальных сетях есть масса групп по интересам, в которых только при наличии Вашего желания Вы сможете многому научиться и расширить кругозор, общаясь в неформальной обстановке.

Также в сети огромное количество обучающих курсов в видео- и аудиоформате. Приобретать такие обучающие пособия стоит очень аккуратно, обратив внимание на отзывы уже купивших людей, наличие авторской поддержки и гарантии.

Выбрав метод самообучения, необходимо рассчитать время, которое понадобится его изучения. Если самообучение в самом разгаре, а Вы открыли для себя более эффективные методы, можно внести коррективы в ход работы. Помня о том, что вся ответственность за исход обучения лежит только на Вас, не стоит увлекаться использованием множества методик самообучения одновременно, так как если Вы будете распыляться, то информация не будет эффективно усваиваться.

Самообучение, как желание самостоятельно узнать, научиться, достигнуть успеха, является важным фактором на пути к цели. Важно, чтобы метод, выбранный Вами, не раздражал Вас в процессе восприятия, чтобы изучение материала было для Вас максимально комфортным и приятным. Нужно помнить, что Вы не просто получаете знания, а движетесь к очень важной для Вас цели.

Read more: http://berichnow.ru/uspeh-2/samoobuchenie-put-k-uspehu#ixzz3BxzFSCZM

http://maksimtischenko.com/samorazvitie-cheloveka/texnologiya-samorazvitiya-lichnosti

Технология саморазвития личности состоит из 3х взаимосвязанных подсистем.

В технологии саморазвития личности ребенку приоткрывается завеса тайности процессов, творящихся в его психике.

Цель педагогического процесса основывается на приоритетность совершенствование личности через самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, самоактуализациюи самоутверждение.

Технология саморазвития личности направлена на создание и поддержание у обучающихся, интереса к самосовершенствованию, на самоулучшение личности без принуждения и воздействия внешних факторов. Создание мотивации к самосовершенствованию у учащихся, будет способствовать разрешению проблем в образовании.

В технологии саморазвития личности предусмотрен системный подход в обучении детей.

Основной этап самосовершенствования учащихся проходит с 1 по 9 класс общешкольной программы и включает следующий курс дисциплин и лекций:

1. Научная история и культурная история в личностях;

2. Проблемы нравственности в дисциплинах, относящихся к категории гуманитарных;

3. Основы маркетинга и менеджмента;

4. Основы художественного творчества;

5. Логика;

6. Физиология высшей нервной деятельности;

7. Профессиональное самоопределение;

8. Этика и психология семейных отношений;

9. Основы безопасности жизнедеятельности;

10. Материалы по правоведению, философии, социологии.

Самосовершенствование личности подготавливает ребенка психологически к управлению саморазвитием, помогает усвоить приемы своего роста морального и физического, и приводит к поиску путей самосовершенствования.

Технология саморазвития личности выделяет следующие потребности ребенка:

1. потребность в самоутверждении, проявляющуюся через свободу выбора и занятия по интересам;

2. потребность в самовыражении наблюдается в общении, проявлении себя и своих способностей;

3. потребность в защищенности характеризуется самоопределением в этой жизни, профориентацией и деятельностью в коллективе;

4. потребность в самоактуализации – самоподготовка к социальной адаптации, достижение целей (личных и социальных).

Технология саморазвития личности заключается в направлении внутреннего резерва ребенка на самосовершенствование в образовательной, эстетической и нравственной сферах.


Сейчас читают про: