История создания и процесс работы

над первым в истории музыки вокальным циклом

"ПРЕРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА"

“Die schöne Müllerin”

(В. Мюллер - Ф. Шуберт)

Творчество Шуберта - это заря романтического искусства. Франц Шуберт вошел в историю музыки, как первый венский композитор романтической эпохи. Но в то же время многое сближает Шуберта с венской классикой. Классические черты в его творчестве проявляются в простоте, ясности и гармонической уравновешенности, а также в тесном единении субъективного и объективного начал. Альфред Эйнштейн называл Шуберта - "Романтическим классиком". И действительно, творчество Шуберта является примером органичного слияния классических и романтических черт.

Шуберт - младший современник Бетховена. На протяжение примерно пятнадцати лет оба композитора жили в Вене, и в одно и то же время создали свои самые значительные произведения. Так, одновременно с Девятой симфонией Бетховена была написана "Неоконченная" симфония Шуберта и его вокальный цикл "Прекрасная мельничиха".

Хотя, Шуберт всего на один год пережил Бетховена, однако формирование его личности и мировоззрения связано с началом XIX века и отражает дух нового времени.

Творчество Шуберта знаменовало важный поворот в развитии западно-европейского музыкального искусства. Впервые в музыке с огромной силой зазвучало личное, индивидуальное чувство. Асафьев говорил, что музыка Шуберта отразила: - "прелесть впервые прозвучавшего индивидуализма".

Музыкальные высказывания Шуберта звучат всегда так, как, будто это его собственные переживания. Однако он писал не о себе. Шуберт передавал типические переживания представителей свой страны и своей эпохи. По словам Асафьева: - "Шуберта отличает редкая способность – быть лириком, но при этом не замыкаться в свой личный мир, а передавать радости и скорби жизни так, как их чувствуют и как хотели бы передать большинство людей, если бы они обладали дарованием Шуберта".

Также Асафьев отмечал, что: - "Шуберт как и Моцарт, больше принадлежал всем – окружающей среде, людям, природе, чем самому себе. Музыка Шуберта была его пением про всё, но не лично про себя".

Новое содержание искусства Шуберта потребовало и новых форм. Среди них одной из важнейших оказалась песня – Lied. Этот скромный жанр вскоре станет для Шуберта ведущим и в этой области значение Шуберта особенно велико. В начале XIX века реформа песенного жанра назрела. Под влиянием немецкой поэзии усилился интерес к народной песне.

Шуберт входит в историю музыки, прежде всего как преобразователь жанра песни. Он положил начало австрийской и немецкой вокальной лирике, как жанру, предназначенного для исполнения высококвалифицированными певцами, пусть даже в небольшом концертном зале. Прекрасным исполнителем песен Шуберта был замечательный оперный певец - баритон Михаэль Фогль

Большое место в песнях Шуберта занимает характеристика места действия, окружения героя, природного "фона" на котором разворачивались все события. До Шуберта такая характеристика фона встречалась крайне редко и была очень бледной.

Copyright © Андреева Е. Г.

Сложность и многоплановость содержания песен Шуберта обусловили внутреннее богатство их музыкальных образов. Созданию многоплановости в песнях Шуберта способствуют гармония и особая роль фортепианной партии призванная отразить эти живописные картины.

Существенно новым оказывается у Шуберта соотношение вокальной партии и фортепиано. Очень редко в песнях Шуберта партия ф-но может рассматриваться как всего лишь гармоническая поддержка мелодии. Даже в простых песнях она составляет неотъемлемый компонент музыкального образа.

Своеобразную особенность песен Шуберта составляют простота и эмоциональная открытость. Это происходит из потребности поделиться чувством, которым перенаполнено сердце. Поэтому песни Шуберта всегда естественны и непритязательны.

Шуберт обладал замечательным качеством – умением сложное выразить максимально простыми средствами. В переживаниях своих героев Шуберт ничего не оставлял недосказанным. Его песни – это, словно маленькие исповеди самому себе и небольшому кругу сопереживающих слушателей.

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего 17-ю годами. Однако перечислить все написанное им невероятно сложно. Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около 1500 произведений в различных областях музыки. Лучшие стороны шубертовского гения выражены им в песне – самой важной и любимой области его творчества.

Каждого поэта Шуберт рассматривал как индивидуальность. Он обращался к поэзии Петрарки, В. Скотта, к песням из пьес Шекспира. Но особый интерес Шуберт проявил к творчеству современных немецких поэтов:

- Рельштаб

- Майерхофер (46 песен)

- Гёте (63 песни)

- Гейне

- Шиллер

- Клопшток

- Шубарт

- Шобер.

Если поэт нравился ему, то он создавал несколько песен и находил в них определенный стиль, отвечающий своеобразию творческого лица. Песенное наследие Шуберта огромно. Вплоть до сегодняшнего дня он еще не раскрылось перед нами во всем своем объеме. Среди песен Шуберта есть произведения огромной ценности, которые были признаны ещё при его жизни.

К числу таких шедевров принадлежит вокальный цикл "Прекрасная мельничиха". Он занимает особое место в вокальной лирике Шуберта. В нем раскрыта история любви молодого человека начала XIX века, и эта история обрела в цикле значение подлинной трагедии. В образе главного героя нашли отражение типические черты нового романтического мировосприятия. Тема неразделенной любви становится символом трагического разлада художника с действительностью. Это очень характерно для эпохи, в которой формировалась личность Шуберта.

Автором текста "Прекрасной мельничихи" является выдающийся немецкий поэт-романтик Вильгельм Мюллер. Он был очень известен и популярен в XIX в. у себя на родине. Однако мы его знаем преимущественно как автора текстов песенных циклов Шуберта - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Стихотворные циклы Мюллера были для Шуберта творческим стимулом и поэтической основой и привели его к созданию двух одноименных вокальных циклов, которые открыли новую страницу в истории вокальных жанров.

Copyright © Андреева Е. Г

Вильгельм Мюллер – современник Шуберта. Их годы жизни почти совпадают: В. Мюллер (1794 – 1827) – Ф. Шуберт (1797 – 1828)

Мировоззрение Мюллера было глубоко оптимистичным. Персонажи его стихотворений – люди из народа. Создавая стихи, Мюллер как бы становился на место своих героев, ощущал их чувства и переживал их так же остро и глубоко как переживали бы их сами герои.

Большое внимание Мюллер уделял образам природы. Она всегда составляла фон действия,а иногда природа становилась главным объектом изображения.

Почти все стихотворения Мюллера объединяются в циклы или поэтические серии, связанные развитием одной сквозной темы. Иногда общим в цикле может быть, так называемое, "единство времени и места". Например:

- "Весенний венок из местности Плауншен близ Дрездена"

- "Раковины с острова Рюген"

- "Сельские песни"

Также поэтические циклы или серии могли быть образованы благодаря склонности поэта, сделать героем ряда стихотворений одно лицо:

- "Прекрасная кельнерша из Бахарата и её гости"

- цикл "Береника"

В некоторых случаях поэтические циклы Мюллера связаны с отражением в них темы странствия. В Германии эта тема была очень популярна. Ещё со средних веков и вплоть до XIX века сохранился обычай, согласно которому молодой подмастерье, пройдя курс обучения на своей родине, прежде чем претендовать на звание мастера в своём ремесле, должен был посетить другие страны, чтобы обогатить своё мастерство. Многое от этого обычая сохранялось и в ту пору, когда средневековые ремесленные цехи давно прекратили свое существование.

С распространением этого обычая и связано внимание к теме странствий в области немецкой народной поэзии и профессиональной литературы. В период развития в немецком искусстве романтизма, эта тема приобрела особую популярность.

А для Мюллера тема странствий имела ещё и особое, "личное" значение, т.к. он очень любил путешествия и совершал их регулярно, каждое лето. Эта темау Мюллера представлена большим количеством стихотворений, поэтических серий и циклов. Тема странствийзанимает немаловажное место и в его поэтическом цикле "Прекрасная мельничиха".

Позднее Мюллер составил целую книгу стихотворений, озаглавленную "Путевые песни". Книга имеет вступление - "Большое странствие". Это своего рода - "гимн странствий". Первый раздел складывается из небольшого цикла "Песни странствий рейнского подмастерья" (9 песен) и отдельных стихотворений. В эту книгу в качестве её второго большого раздела, вошел другой поэтический цикл - "Зимний путь".

Стоит остановить внимание на особенностях стихов Мюллера. Большинство из них тесно связаны с народной поэзией и искусством, и опираются на образцы народной песенности. Об этом свидетельствует форма стихов - в них господствует строфическое песенное строение и, особенно, излюбленное название стихов: Lied – Песня.

Сочиняя, Мюллер представлял, что его стихи будут звучать вместе с музыкой. Но сам он не умел и не решался эту музыку передать. О том, что он представлял свои стихи, как музыкально-поэтические произведения, ясно говорят выдержки из его дневника. Вот одна из них:

- "Я не могу ни играть, ни петь, а когда я сочиняю стихи, я всё же пою и играю. Если бы я мог дать мелодии, мои песни правились бы больше, чем теперь. Но, надеюсь, может быть, обнаружится всё же родственная душа, которая различит мелодию в словах и вернет её мне".

Copyright © Андреева Е. Г

Такая музыкальная природа стихов Мюллера сделала их удобными для музыкального воплощения. Когда стихи Мюллера звучат без музыки, то особенно ощущается её отсутствие. Стихи хочется не читать, а петь.

Многие стихотворения Мюллера были положены на музыку различными композиторами и пользовались широкой популярностью в качестве настоящих песен. Но только музыка Шуберта увековечила поэзию Мюллера. Поэтические циклы " Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" получили бессмертие благодаря музыке Шуберта. И если бы поэту удалось познакомиться с вокальными циклами Шуберта, смог бы убедиться, что его пожелание выполнено и его стихам вернули музыку.

Однако Мюллер ничего не знал о Шуберте и даже не догадывался о том, какую родственную душу, он мог бы найти в нем. Все надежды Мюллер возлагал на Вебера и посвятил ему второй томик "Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом".

Поэтому, прежде чем говорить о "Прекрасной мельничихе", как о вокальном цикле Шуберта, необходимо остановиться на истории её создания в виде поэтического цикла стихов в творчестве В. Мюллера.

Цикл стихотворений "Прекрасная мельничиха" сыграл в творчестве поэта значительную роль, и относиться к началу его творческой зрелости. Большую роль в его создании сыграло участие Мюллера в берлинском литературном кружке молодёжи, собиравшемся в 1815-1816 годах в доме берлинского чиновника Фридриха Штегемана. Его дочь - Гедвига - была поэтессой и входила в этот кружок.

Помимо Вильгельма Мюллера и Гедвиги, членами кружка были: поэтесса Луиза Хензель, поэт-романтик Клеменс Брентано и ряд других поэтов и ученых. Члены кружка были единодушны в своих взглядах: все они глубоко почитали народную поэзию, рассматривали её как образец для литературного творчества. На еженедельных собраниях обсуждались новинки современной поэзии и выносились на суд товарищей по кружку свои собственные произведения. Кроме этого, часто устраивались различные литературные игры, которые способствовали развитию полета фантазии и стимулировали творческое развитие членов кружка.

Так, в конце 1816 года была начата игра "Роза - мельничиха". Было выработано "предварительное условие":

"руки прекрасной, но ветреной мельничихи добиваются ряд юношей:

- подмастерье мельника

- рыбак

- охотник

- садовник и др.

После ряда колебаний, обнадёжив вначале подмастерье мельника, мельничиха, в конце концов, отдает предпочтение охотнику ".

Этот мотив, взятый в качестве "предварительного условия", тесно связан с немецкой народной поэзией. Роли мельничихи и ухаживающих за ней были распределены между членами кружка, Каждый должен был писать стихотворения, отвечающие "предварительному условию" и его собственной роли.

В этой игре Мюллеру, в связи с его фамилией, (Muller по немемецки - Мельник) была предоставлена роль подмастерье мельника. Зимой 1816 года он написал 8 стихотворений, составивших ядро его будущего цикла и сделал наброски еще нескольких стихотворений.

В литературном кружке стихотворения Мюллера были единодушно признаны лучшими их всех стихов, созданных участниками игры "Роза - мельничиха". Возможно, во многом это связано с тем, что Мюллер в ту пору был влюблен и испытывал глубокое чувство к 17-и летней поэтессе Луизе Хензель.

Copyright © Андреева Е. Г

В своих стихотворениях он устами подмастерье мельника выражал свои собственные переживания. Таким образом, импульс к созданию поэтического цикла находился извне, и стихи Мюллера имеет глубоко личный характер.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся дневниковые записи поэта, которые показывают, что характер героя цикла сходен с характером Мюллера той поры его жизни. Его отличали способность чувствовать глубоко и сильно, а также робость, застенчивость в общении с людьми, боязнь обнаружить свои чувства.

О высоком признании членами кружка достоинств стихотворений Мюллера, написанных для литературной игры "Роза - мельничиха "говорит следующий факт. Один из участников кружка – композитор Людвиг Бергер, учитель Мендельсона, - решил положить на музыку 10 лучших стихотворений, созданных в ходе этой игры. В десятку отобранных им стихотворений попало 5 мюллеровских!

Такое признание со стороны друзей побудило Мюллера извлечь свои стихи из общего числа стихов, написанных участниками этой игры и дополнить их новыми. В 1818 году поэтический цикл "Прекрасная мельничиха" был впервые издан как самостоятельное произведение. В то время он насчитывал только 15 стихотворений.

Свою окончательную форму этот цикл приобрел в 1820 году, когда Мюллер готовил собрание своих сочинений. Во второй редакции цикл был расширен до 25 стихотворений и в таком виде был издан впервые в 1821 году в первом сборнике "Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом".

Среди поэтических циклов Мюллера "Прекрасная мельничиха" занимает особое место. Это – "драматическая новелла", или "драма в стихах", где без особых затруднений можно выявить:

- завязку действия

- восходящее развитие и

- развязку

В то же время, в своей основе этот цикл является монологическим. Почти все повествование ведется от лица главного героя – подмастерья мельника. Однако наряду с главным героем в цикле выступают и другие персонажи:

- прекрасная мельничиха,

- охотник,

а также, герои "второго плана":

- отец героини цикла и

- другие подмастерья мельника.

Остальные персонажи характеризуются лишь косвенно, сквозь призму эмоций и высказываний мельника, через его воспроизведение речи этих персонажей. Основное повествование в цикле ведется от лица главного героя.

Кроме него, в цикле "говорит" только друг мельника– ручей - одухотворенная часть природы. Особенно ярко это будет отражено в двух стихотворениях:

- "Мельник и ручей" – диалог главного героя со своим другом-ручьем и

- "Колыбельная песня ручья", где ручей охраняет своего друга, нашедшего

покой на его дне.

В "персонифицированном" виде, как некое одушевленное существо, ручей предстанет также и в других стихотворениях цикла.

Несмотря на относительно ясно очерченный сюжет, в этом цикле господствует отображение чувств и настроений. Стихотворения цикла подобны ариям в опере. Они являются своего рода обобщением этапов действия в сфере чувств, которые возникают после сдвигов действия.

Но если в опере зритель и слушатель имеет возможность познакомиться непосредственно с самим действием, то в данном цикле действие получает лишь косвенное, опосредованное отображение. О нем приходиться судить по результату, по реакции на него главного героя. Поэтому основной характер цикла – лирический.

Copyright © Андреева Е. Г

"Прекрасная мельничиха" – это, прежде всего драма характера. Причем речь идет не об уже сложившемся характере, а о тех общих чертах характера, которые проявляются в определенный период жизни человека – в пору его юности.

Очарование цикла Мюллера во многом связано с правдивой передачей чувствований неповторимой юношеской поры. Но также, одновременно с этим, в образе героя "Прекрасной мельничихи" нашли отражение типические черты нового романтического мировосприятия.

"Окружение" подмастерье мельника - люди и природа - представлено в цикле очень жизненно и реалистично. Природа выступает в цикле как "живая" и сопереживает событиям жизни юноши-мельника. Подобная трактовка образов природы очень характерна для народной поэзии.

Общая концепция цикла также близка к народному искусству и к народному мировосприятию. Смерть главного героя не дается как событие остро трагическое. Это ясно доказывает завершающее стихотворение - "Колыбельная песня ручья". Ручей олицетворяет здесь всю природу, а умиротворенное настроение связано с тем, что смерть отдельного человека не означает остановки жизни вообще. И природа продолжает свою жизнедеятельность.

Форма стихотворений цикла близка народной поэзии. По своему строению стихи близки к текстам народных песен. Манера изложения отличается простотой и естественностью. Переживания главного героя отражаются искренне, непосредственно, а общий тон стихотворений теплый и задушевный.

Песенное искусство Шуберта получило наиболее полное выражение в 20-е годы XIX века в двух циклах на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" (1823) и "Зимний путь" (1826).

Одним из наиболее ярких воплощений у Шуберта образов народной поэзии стал его первый вокальный цикл - "Прекрасная мельничиха". Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях молодого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в стихах Мюллера совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора.

Шуберт приступил к созданию вокального цикла в 1823 году и работал с огромным увлечением. Стихи Мюллера, посвященные извечной романтической теме отвергнутой любви,были родственными лирическому дару Шуберта.

Из 25 стихотворений поэтического цикла, Шуберт отобрал 20. В них господствует лирическое настроение и сохраняется та же последовательность, которая была у Мюллера.

Вокальный цикл Шуберта является произведением монологическогоскладаи сосредоточен на показе главного героя. Это своего рода - "исповедьдуши" молодого подмастерье мельника. Все песни имеют между собой преемственную связь и представляют своеобразный "дневник в стихах",или"роман в письмах".

Переходя из песни в песню, образ главного героя приобретает новые, все более углубленные черты. Это открывает широкий простор для наблюдений за всеми перипетиями душевной драмы героя. А она проходит в целой веренице эмоциональных состояний, то бесхитростных и наивных, то психологически сложных и конфликтных.

Благодаря смене настроений лирическое содержание приобрело драматургическую перспективу и стало выражением некоего скрытого действия, повествующего о зарождении, расцвете и крушении любовных надежд юноши-мельника.

Copyright © Андреева Е. Г

Хотя, каждая песня и выражает отдельный лирический момент и конкретное эмоциональное состояние, однако, взятые вместе, песни цикла имеют огромный диапазон настроений и образуют единую сюжетно-повествовательную линию с определёнными этапами развития, кульминацией и развязкой. Так в цикле Шуберта отражены:

- жизнерадостная наивность вначале

- пробуждающаяся любовь

- надежда

- ликование

- тревога

- подозрение

- ревность с её страданиями

- тихая грусть и прощание с жизнью

Тема любви переплетается с романтикой странствований. Большое место в цикле занимают романтизированные картины природы, окрашенные душевными переживаниями главного героя. Юноша-мельник в расцвете сил отправляется в путь. Красота природы и жизни безудержно манит его.

Через весь цикл проходит образ ручейка. Это особый персонаж, он – как бы двойник главного героя, его друг, советчик и учитель. Образ верного друга и спутника главного героя неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Журчание ручейка – то веселое, то тревожное – отражает психологическое состояние самого юноши. По сравнению с поэтическим циклом эти образы стали более живописными и рельефными.(№2 "Куда?")

Вокальный цикл Шуберта обрамлен двумя песнями:

- №1 "В путь!" и

- №20 "Колыбельная песня ручья"

Для вокального цикла они являются своеобразным Прологом и Эпилогом.

Первая песня раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника только вступающего на жизненную дорогу. (№1 "В путь!")

Последняя песня отражает настроения, при которых он заканчивает свой жизненный путь. Здесь лаконичными приемами Шуберт создает образ печальной умиротворенности и забвения. (№20 "Колыбельная песня ручья")

А между этими крайними точками цикла расположено повествование самого героя о своих странствиях и о любви к дочери хозяина мельницы.

Вокальный цикл распадается на две фазы:

Первая состоит из Пролога и 10 песен с кульминацией в песне №11 "Моя!". Это дни светлых надежд, зарождение и расцветание любовного чувства.

Вторая половина цикла начнется с песни №14 "Охотник" и состоит из 7 песен.

Последняя песня - № 20 "Колыбельная песня ручья" играет роль Эпилога.

Во второй половине цикла мотивы иные: сомнение, ревность, печаль. В заключительных номерах цикла острая напряженность чувств переходит в тихую грусть и обреченность. (№19 "Мельник и ручей")

Смена настроений в цикле определяется движением:

- от радости к горю

- от светлых надежд к мыслям о смерти.

Круг светлых и радостных настроений, биение пульса молодой жизни, признание в любви отражает песня №7 "Нетерпение" из первой половины цикла.

Одной из самых впечатляющих песен второй половины цикла является песня №16 "Любимый цвет". В ней впервые в цикле появляется тема смерти.

Copyright © Андреева Е. Г

В этой песне Шуберт единственный раз в этом цикле использовал особую тональность -h-moll.Бетховен называл эту тональность - "черной". В песне “Любимый цвет” чувство подавленности усугубляется остинатным движением в сопровождении – бессменно повторяющийся квинтовый звук. (№16 "Любимый цвет")

В музыке романтиков такая остината или органный пункт часто ассоциируются с трагическими образами смерти. Например, средняя часть Прелюдии Шопена № 15 "С каплями дождя".

Между двумя фазами цикла находится своеобразный водораздел - две песни в тональности B-dur:

- №12 "Пауза" и

- №13 "Зеленая лента на лютне".

Это своего рода "интермедия",которая играет роль внутреннего поворота действия. В этих песнях душа мельника перенаполнена счастьем. Это эмоциональная передышка остановка, торможение между двумя основными "действиями" цикла, последний отголосок доверчивой открытости чувств героя.

И сразу же после такого умиротворения берет начало вторая половина цикла. Она начинается с поворотного момента в драме: с появления нового персонажа - соперника. Это песня №14 "Охотник". В ней Шуберт использует приемы привычные в, так называемой, "охотничьей музыке":

- размер 6/8 в быстром движении

- близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога "пустые" кварты и квинты

Кроме целой гаммы эмоциональных состояний, драматургия цикла определяется еще и собственно музыкальной логикой развития имногоплановостью музыкального раскрытия содержания. Это проявляется в отборе интонаций, их ладовой организацией и разнообразным использованием песенной формы. Благодаря этому Шуберт создает особую динамику эмоциональных состояний, которая позволяет превратить цепь песен в драматургически взаимосвязанную последовательность.

В полном соответствии с поэтическим замыслом, Шуберт подчеркивает наивную непосредственность душевного облика своего героя. Это осуществляется в обращении композитора к определенному кругу народно-песенных интонаций, связанных с практикой "Jodeln" - ("Йодль"). Эти напевы воспроизводят в различных оттенках наивно-безмятежное, радостное чувство жизни. Музыкальный язык "Прекрасной мельничихи" пронизан этими простыми, но яркими, броскими оборотами. Они представляют собой ходы по аккордовым тонам тоники и доминанты.

Такая интонационная особенность дает богатый материал для характеристики доверчивого, открытого в своих чувствах юноши, каким он предстает в первой половине цикла. Поэтому, именно в этой фазе, Шуберт использовал музыкальные средства, близкие к приемам народно-песенного творчества:

- куплетную форму

- опору на тонико-доминантовую гармонию

- диатонику

- использование в мелодии аккордовых звуков

- повтор отдельных попевок

- интонации "Jodeln" - ("Йодль")

Далее равновесие внутреннего мира героя нарушается, чувства его обостряются и приобретают сложный, конфликтный характер. Это позволило композитору расширить выразительные средства и переосмыслить привычный склад народно-песенной мелодики и привнести в неё яркие декламационные элементы

(в среднем разделе песен № 6 "Любопытство" и № 11 "Моя!")

Copyright © Андреева Е. Г

Эти речевые интонации приведут к психологичекому углублению образа, к драматизации цикла в целом и раскрытиию в нем внутреннего конфликта. Все эти особенности характерны для многих песен II фазы в цикла.

Аналогично обстоит дело и в области ладогармонических средств, используемых в цикле. В основу всех песен положен ясный модуляционный план, опирающийся на бесспорное преобладание ведущей тональности. Тональные сдвиги в пределах одной песни тоже подчинены логике развития содержания. Примерами могут служить песни:

- № 2 "Куда?

- № 6 "Любопытство"

- №11 "Моя!"

- №15 "Ревность и гордость"

- №18 "Засохшие цветы"

- №19 "Мельник и ручей"

Поскольку в центре внимания Шуберта находится показ состояния, он исходит из куплетной песенной формы, расширяя и усложняя ее, в соответствии с отображаемым душевным движением Их 20 песен цикла 8 написаны в простой куплетной форме. Это подчеркивает неискушенность чувств мельника.

Но иногда уже в пределах куплетной формы видно стремление Шуберта обогатить поэтический образ. Примером может служить песня №8 "Утренний привет" C-dur. Единство настроения в ней оправдывает использование куплетной формы. Однако обращает на себя внимание тот факт, что общий тонус песни стал у Шуберта еще более мечтательный и просветленный, чем у поэта.

Но вот на словах: -"Ужель поклон мой огорчил, ужель мой взгляд тебя смутил?" – возникает отклонение, которое приоткрывает завесу над истинным душевным состоянием героя. Его охватывает безотчетное сомнение, и музыка немедленно откликается на это чувство. Этот эмоциональный сдвиг в душевном состоянии рельефно оттеняет:

- речитативная интонация,

- ладовая модуляция, захватывающая сферу минорной субдоминанты

- гармоническая секвенция

Так Шуберт оттеняет очень важную для дальнейшего развития мысль о тесной связи любви и горя. И то, что поэт обронил, как намек приобрело у Шуберта более определенный смысл.

Стремление обогатить поэтический образ еще более ярко наблюдается в песнях, где сам поэт показывает душевное состояние в развитии В этих случаях мы становимся свидетелями того, как музыкальная форма насыщается использованием тонких художественных приемов. Например, в песне №6 "Любопытство" Шуберт развертывает музыкальный материал свободно, следуя развитиюпоэтического текста. Эта песня состоит из двух разделов. Первый, написанный в форме повторенного периода, является развёрнутым вступлением. (начало песни №6 "Любопытство")

Второй начинается с медленной гармонической фигурации и изложен в простой 3-х частной форме. Выразительность этой песни и её романтическая специфика во многом зависят от ладо-гармонических нюансов. Большое значение имеет здесь красочное сопоставление одноименных тональностей - H-dur –h-moll.

Такая игра светотени способствует передаче внутренней настороженности, сомнениях и неуверенности в ответных чувствах его избранницы.Это отражено во втором, основном разделе песни №6 "Любопытство".

В середине этого раздела Шуберт использует новый тип мелодики, основанной на выразительном речитативе. Такой вид музыкальной речи позволяет выделить малейшие нюансы текста и передать реакцию героя на них. Так выделено роковое слово: "Нет!" – от которого зависит судьба юноши.

Copyright © Андреева Е. Г

Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны и по другим песням цикла.

Но если игра свето-тени в первой половине цикла составляет перевес в сторону мажора, то во второй половине цикла господствует минор и мажорные включения лишь контрастно оттеняют горе и подавленность. Они ярко символизируют давно и безвозвратно ушедшие дни светлых надежд.

(песня №17 "Злой цвет")

Эта песня находится на пороге развязки драмы. В ней ощущение глубочайшего горя сливается с последней, отчаянной попыткой освободиться от переполняющей любви. Шуберт углубляет этот смысл, подчеркивая обманчивость надежд мельника. Отсюда резкое столкновение dur - moll, тональная многоликость, динамические подъёмы и спады.

Особенно обращает на себя внимание сплетение интонаций Jodeln смелодико-речитативной распевностью.Бодрые интонации воспринимаются, как отчаянная попытка человека наигранной бодростью замаскировать свое подавленное состояние.

В третьей фразе - "Зачем в косе зеленый цвет? Сними его, сними!", Шуберт опирается на минорный вариант исходной фразы песни, и ярко воссоздает вспышку боли и тоски, скрываемых под маской бодрости и мужественности. Шуберт далек от мысли трактовать эту фразу, как слова протеста и обвинения, которое герой бросает в лицо судьбе. Напротив, на музыке этой строфы лежит печать усталости. Чувство обездоленности проявляется здесь с такой силой, что обретает трагический смысл.

Большую роль в "Прекрасной мельничихе" играет тональная драматургия. Особое значение в цикле имеют следующие тональности:

B-dur - встречается в тех песнях, которые непосредственно не связанны с

развитием сюжета и являются вводными разделами в восходящее или

нисходящее действие. (№ 1 "В путь!" и №13 "Зелёная лента на лютне"),

либо в тех, которые отражают беспечное душевное состояние героя

романтическое раздумье в зените счастья: (№ 12 "Пауза")

A-dur - тональность любовного чувства - любовного влечения и поэзии любви

(№5 "Праздничный вечер",№7 "Нетерпение", №9 "Цветы мельника",№10 "Дождь слёз ")

G-dur - служит для воплощения образов природы и, прежде всего - ручья

(№2 "Куда?", №4 "Благодарность ручью")

За G-dur закреплен особый круг эмоций, связанных с ощущением

неисчерпаемости жизненных сил природы

D-dur - тональность восторженного любовного признания. (№11 "Моя!")

g-moll - отражает душевные муки и разочарование мельника в своей мечте

(№15 "Ревность и гордость",№19 "Мельник и ручей")

h-moll - воплощение скорби и образа смерти - (№16 "Любимый цвет")

e-moll - исчезновениенадежды и последних признаков протеста –

(№18 "Засохшие цветы")

E-dur - служит показу природы как всепримиряющего начала -

(№20 "Колыбельная песня ручья")

Таким образом, можно говорить о последовательно выраженной в цикле тональной тембровой драматургии.Её смысловая организованность бесспорна. Из основного замысла органично и естественно вытекает - роль отдельных тональностей, соотношение dur - moll, как в отдельных песнях, так и в развитии содержания цикла, замена одних тональностей другими.

Copyright © Андреева Е. Г

Незатейливая душевная драма молодого мельника предоставила богатый материал для создания рельефной картины человеческих переживаний. И в это русло – развернутой лирической новеллы - были направлены все усилия и поэта и композитора. Различие между поэтическим и вокальным циклом коренится не в существе замысла, а в его претворении.

Гениальное дарование Шуберта позволило ему придать вокальному циклу такую яркость, такую убедительность и художественную завершенность, которые были недоступны В. Мюллеру. Также Шуберту удалось преодолеть свойственную Мюллеру ограниченность структуры и излишнюю созерцательность трактовки. В вокальном цикле "Прекрасная мельничиха" Шуберт создал особый тип лирической музыкальной драматургии, который не укладывался в рамки оперного жанра.

Но при этом, Шуберт не последовал и за Бетховеным, который еще в 1816 году создал песенный цикл "К далекой возлюбленной". У Бетховена цикл выстроен по сюитному принципу, и отдельные песни контрастно сопоставляются без внутренних связей.

Песни вокального цикла "Прекрасная мельничиха" объединены между собой логикой сюжетного развития. Последовательность образов-картин создает целостную музыкально-драматургическую линию. Кроме того, между отдельными песнями существуют перекрестные интонационные и тональные связи.

"Прекрасная мельничиха" – первый в истории музыки вокальный цикл. Шуберт оказал огромное влияние на последующие поколения композиторов, таких как, Роберт Шуман, Гуго Вольф, Рихард Штраус и др. в творчестве которых мы находим замечательные примеры развития данного жанра в последующие периоды. Опыт Шуберта в области создания вокальных циклов приобрел глубоко прогрессивное значение и имел огромное воздействие на все дальнейшее развитие музыкального искусства.

ДРУЗЬЯ ШУБЕРТА

1. Эдуард Бауэрнфельд - писатель

2. Франц Грильпарцер - поэт

3. Иоганн Христозамус Ден - поэт

4. Леопольд Зонтлейтнер - юрист

5. Леопольд Купельвизер - художник

6. Франц Лахнер - композитор

7. Иоганн Майерхофер - поэт

8. Михаэль Фогль - певец (баритон)

9. Ансельм Хюттенбреннер - музыкант-композитор

10. Морис Швиндт - художник

11. Карл Фрейхер Шёнштейн - певец (тенор)

12. Франц Шобер - поэт-любитель

13. Йозеф Шпаун - венский служащий

14. Альберт Штадлер - композитор и поэт-любитель

Встречи друзей, на которых исполнялась музыка Шуберта,

а сам композитор был душой компании,

получили название -

ШУБЕРТИАДЫ

Copyright © Андреева Е. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: