Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни

Человека всегда интересовала проблема жизни и смерти. Что будет после смерти? Если все умрут рано или поздно, то каков смысл жить вообще? Ведь благородно или подло жил человек - смерть все обесценивает. Но благодаря сознанию, человек может выходить за рамки наличного бытия, представлять будущее. Наше сознание противится смерти. Человек хочет продлить свое бытие. Т.е. смысл существования связан с направленностью человека в бесконечность. Смысл состоит не просто в существовании, а в бесконечном самопознании, углублении человека в собственную родовую и индивидуальную сущность.

Именно смертность человека подводит его квопросу о смысле жизни.

Ф.Энгельс: «Жить значит умереть».

Советский поэт О.Мандельштам писал:

«Когда б не смерть, то никогда бы

Мне не узнать, что я живу»…

«Неужели я настоящий,

И действительно смерть придёт»…

Большое внимание проблеме жизни и смерти уделяли экзистенциалисты. Так,по Хайдеггеру, несмотря на все усилия удержать существование, смерть оказывается сильнее. С мерть вырывает существование из повседневности. Смерть - основная причина одиночества. В предстоянии своей смерти человек всегда один. Конечность существования порождает страх смерти, как составляющую человеческого бытия. Рассматриваемая концепция сформировалась в 20-х годах XX века. Для Европы это было далеко не лучшее время. Назревал первый серьезный общественный кризис, предвестник войны…

Позитивно решает эту проблему американский философ 20 века Тиллих. Да, христианин всегда один перед лицом Бога. Да, человек смертен. Но он может жить так, как если бы он был бессмертен, не по присказке «после нас хоть потоп», а по нравственным нормам. Он говорит о «мужестве быть», т.е. жить «вопреки» - вопреки страху смерти, отчаянию, болезням и т.п. В этом достоинство человека.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, для становления духовно-нравственного облика личности. «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни человека и человечества?», «Зачем (для чего) мне жить?».

Ницше писал: «Тот, кто знает ЗАЧЕМ, может вынести любое КАК»…

Религия говорит, что умирает только тело, а душа вечна. Поэтому есть смысл жить праведно, нам не безразлично, что будет после смерти. Религия, таким образом, ищет смысл жизни вне жизни. (Стремление придать жизни смысл послужило одной их причин возникновения религии).

Материалисты не признают бессмертия души. Но и они считают, что человек причастен к бесконечности: человек оставляет после себя свои дела, воплощает себя в построенных здания, созданных теориях, просто в памяти близких. Есть смысл жить благородно, ибо важно, что мы вносим в жизнь. От каждого зависит будущее. Смысл жизни в самой жизни, а не за ее пределами. Как социальное, надприродное существо человек живет тем, чего в природе не существует в готовом виде, создаёт культуру. То есть, чтобы жить, человек должен трудиться, преобразовывать природу. Отсюда: с мысл заложен в самом человеческом существовании, материальном и духовном творчестве. Человек сам вкладывает смысл в свою жизнь. В этом проявляется его свобода.

С разделением труда на умственный и физический в рабовладельческом обществе, возникает «расщепление» смыслов человеческого бытия. Возникает противоречие материальных и духовных ценностей и, соответственно, расщепляются смыслы жизни разных людей…

Кто-то считает, что смысл жизни в удовольствиях, кто-то, что – в творчестве, кто-то в заботе о близких и т.д. На протяжении жизни смысл жизни может меняться, уточняться, быть многогранным.

Объективно смысл жизни во многом зависит от той социальной реальности, в которой мы живем, а также зависит от мировоззренческих установок человека как индивида, личности.

От выбора смысла жизни зависит судьба человека и общества. Плохо, когда смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; плохо и тогда, когда общество навязывает человеку смыслы, коверкающие его жизнь.

С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации. А это невозможно без процветания биосферы.

Н.А.Бердяев: «Я не знаю, в чём смысл жизни, но поиск смысла жизни придаёт моей жизни смысл».

Советский поэт Б.Пастернак:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины.

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…

Талмуд: - Если я не для себя, то кто будет для меня?

- Если я только для себя, то кто я?

- Если не сейчас, то когда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: