Основные PR-технологии в сети интернет

В интернете взаимодействуют множество социальных субъектов, поэтому он способен широко и эффективно организовать сотрудничество и взаимодействие между людьми, что в свою очередь очень хорошо для PR-специалиста. Наиболее распространённой службой интернета является WWW (англ. world wide web) или по-другому «Всемирная паутина», которая позволяет одним нажатием кнопки мыши перейти от одного вопроса к другому. Это служба представляет собой соединение несколько десятков миллионов Web-серверов находящейся в любые точки мира содержащих гипертекстовую информацию.

По мнению А.Н. Чумикова и О.Г. Филатова развитие интернет технологий делится на 3 этапа – это Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0.

Web 1.0 – это начало развития, использования интернета, когда число соединённых между собой компьютеров было достаточно невелико (в 1972г.–23 компьютера, в 1983г. – 200 компьютеров, в 1988г.– 56 тысяч компьютеров).

Содержание интернет-ресурсов формируют профессионалы, остальные– читатели информации.

Web 2.0 – этап развития интернет-технологий, когда в создание контента (содержимого, текстового наполнения) активно участвует пользователи Сети.

Широкое использование Web 2.0 началось с 2000-х годов.

Web 3.0 – это пользовательские беспроводные сети. Помимо создания, пользователи участвуют в сертификации (приоритетности, направленности) контента. Это система сравнивает профили и отбирает людей, которые одинаково оценили какие-либо предметы (книги, фильмы, музыка, различные товары и т.д.), что позволяет определить, что реально думает потребитель о его товаре. Любые пользователи таких сетей могут самостоятельно объединять собственные каналы связи и создавать новые сети с ним.

На этапе «Web 1.0» базисным элементом усилия PR сводится к созданию веб-сайтов. На веб-сайте можно разместить любое количество информации, доставляется эта информация во все концы мира, информацию легко обновлять, доступ к сайту круглосуточный.

Стандартный веб-сайт должен содержать в себя следующие элементы:

– История фирмы.

– Обращение к посетителям сайта первого лица.

– Профиль деятельности, услуги или продукции.

– Новости из жизни организации.

– Официальные пресс-релизы, публикации СМИ об организации.

– Анонсы проводимых мероприятий.

– Часто задаваемые вопросы и ответы на них.

– Форумы для посетителей.

– Контактная информация [Чумиков С.13].

Одним из инструментов PR-специалиста для коммуникации с различными группами общественности является корпоративный сайт. Стоить отметить, что корпоративный не означает, что он только сайт корпорации или компании, это может быть веб-сайт государственные, общественные или любой другой организации. Целевая аудитория такого сайта состоит из двух сегментов: целенаправленные посетители (осведомлённые о товаре, услуге, организации) и случайные посетители (не знакомые с организацией, но готовые сотрудничать).

Перед разработкой корпоративного сайта PR-специалист должен знать:

– Аудиторию сайта.

– Цели и задачи сайта по отношению к каждой аудитории.

– Разделы сайта и тип информации, содержащейся в них.

– Структуру сайта [Быков].

Традиционно у сайтов есть главная страница (новостная) и страницы второго уровня. Для того что бы корпоративный сайт был удобным для пользователей нужно предусмотреть:

– Чёткую рубрикацию в основном и дополнительном меню. Наиболее важной информация должна быть явно указана в пунктах меню.

– Наличие системы внутретекстовых ссылок на сходные страницы (желательно предусмотреть вариант возврата на предыдущую страницу).

– Корректно функционирующий внутренний поиск по сайту (для поиска по сайту можно использовать сторонние разработки, например, поисковые строки от Яндекс или Googl) [Быков].

Создавая корпоративный сайт, необходимо понимать, что затраты на его создание следует воспринимать не как траты, а как инвестиции в развитие бизнеса, создания имиджа. Для продаж и промоподдержки более эффективным будет использование других интернет-ресурсов таких как:

– Промосайт. Рекламирует один продукт. Создаётся в поддержку рекламной компании.

– Интернет-магазин. Сайт, позволяющий выбрать и совершить покупку непосредственно на сайте.

– Продающий сайт. Сайт, который содержит полную информацию о продукте или услуге, производимой организацией (но покупку непосредственно на сайте совершить нельзя) [Быков].

Ещё один вид виртуального присутствия – это интернет-портал. Интернет-портал отличается от обычного сайта тем, что у него очень большое количество посетителей много уникального контента (информации, фото, видео и т.д.), содержит собственные сервисы (почта, форумы, новостные ленты, доски объявлений и т.д.). Интернет-портал тесно взаимодействует с другими сайтами и порталами. Другими словами, имеет ссылки на другие сайты, то есть использует чужую информацию со ссылкой на автора, или же предусмотрена переадресация пользователя в соответствии с его запросом на другие серверы [Чумиков].

А.А. Алякин в статье «Интернет-портал – «Интегрированная точка доступа» к ресурсам единой информационной системы по техническому

регулированию» определяет интернет-портал как самостоятельный элемент Единой информационной системы, предназначенный для предоставления пользователям сети интернет «единой точки доступа»:

– к информационным ресурсам;

– к сведениям об основной деятельности организации её задачах, о составе руководства;

– к правовым и нормативным документам;

– к перечням, каталогам, реестрам информационных ресурсов как национальных, так и международных организаций.

Кроме этого интернет-портал предоставляет пользователям набор интерактивных сервисов, позволяющих им отправлять запросы и получать ответы на них, сформировать заказ на получение информации и услуг, принять участие в общественных обсуждениях (конференции, форумы) [Алякин].

Из этого можно сделать вывод, что интернет-портал нужен для того, чтобы как можно эффективнее обеспечить заинтересованных посетителей нужной им информацией, а также предоставить необходимые сервисы.

Говоря об эффективности PR-деятельности в рамках этапа в «Web 1.0» можно выделить следующее: главный показатель – число посетителей сайта,

число просмотренных страниц сайта и длительность пребывания на нём. Эти данные зависят от качественного контента (его информативности, актуальности, полезности); количества материалов, опубликованных за определённый период; от качества «интерфейса» (технические аспекты построения сайта); усилий разработчиков сайта по его продвижению (контекстная и баннерная реклама, поисковая оптимизация) [Чумиков PR С.18].

Этап «Web 2.0» – в создание контента включаются пользователи интернета. Таким сайтам относят блоги и социальные сети.

По мнению А.Н. Чумикова «Блог – это сокращённая формула словосочетания web (англ.– сеть, паутина) и log, (англ. мор. – вносить записи в вахтенный журнал) – это сетевая страница или веб-сайт в формате персонального дневника, где авторы размещают свои тексты, фотографии, видео – и аудиофайлы, а также размещают ссылки» [Чумиков кейс С.92].

Блогерами называют авторами таких дневников, блогосферой – то пространство, в котором они работают, а процесс создание и поддержания данного сайта - блога – блогингом. Так как блог – это авторский сайт, то он пишется от первого лица. Блог – сам регулярный вид интернет-общения, что обязывает автора обновлять его ежедневно или несколько раз в неделю, иначе блог не будут читать [Чумиков PR С.20].

Главное в блоге – содержание привлекающее внимание читателей, интерес к актуальным темам дня. Будь то премьера фильма, событие в мире политике (выборы), катастрофа и т.д. При этом можно привлечь спонсора, который хочет PR для своего товара, устроив конкурс с призом, где призом будет выступать товар спонсора. Так же блогер может регулярно писать хвалебные отзывы о новинках компании-спонсора.

PR-специалисты рассматривают блоги как ещё один из способов продвижения бренда компании на рынок.

PR-специалист может зарегистрироваться в блоге под своим уникальным ником и вести блог в котором по мимо личностного самовыражения будет ещё ненавязчиво представлять свою кампанию, описывать её работу, сообщать об успехах своей кампании, давать ссылки на ресурсы имеющие к кампании отношение (корпоративный сайт), и другую полезную информацию для клиента. Так же спланированным PR-мероприятием в поддержку кампании может стать отчёт, рассказ о личных впечатлениях от поездки, презентации, от благотворительности, которые организует кампания.

Многие организации используют корпоративные блоги, для продвижение своего имиджа. «Корпоративный блог определяется как блог, издаваемый организацией (юридическим лицом) и используемый, как и для связи с общественностью, так и для внутренней организации её работы» [Быков С.208]. Эти блоги ведутся организации, где обсуждаются стратегии и общая деятельность компании. Например, ведётся обсуждение о каком-либо событии или продукте, идея, новости компании. Корпоративные блоги ведутся с целью не только до вести информацию о них до людей, но и дать компетентный совет.

Преимуществом корпоративного блога является то, что:

–Ведётся неформальный характер общения.

–Вести легче, чем регулярно обновлять информацию на странице компании.

–Есть прямая коммуникация и обратная связь.

–Может быть источником информации для профессиональных сообществ и журналистов.

–Предоставляются сведения, которые нельзя получить по другим каналам [Чумиков PR С.28].

Недостатком такого блога является то, что:

–Отсутствует цензура внешних коммуникаций компании.

–Представляют интерес лишь для узкого круга пользователей, так как обычному человеку из вне многое будет непонятном (из-за использования профессиональных терминов) и связи с этим следить за обсуждением будет не интересно. Поэтому специалист, ведущий блог должен обладать литературном талантом при написании текста [Чумиков PR].

В России наиболее популярен микроблог–Twitter (аудитория 200 млн. пользователей в мире, а в России 1.8 млн.) [Электронный ресурс].

Пост в данном микроблоге не превышает размер стандартного SMC (140 символов), что даёт возможность коротка поделиться новостью, дать ссылку на интересующий сайт, сообщить адресату о своих действиях. Среди основных преимуществ Twitter является то, что написание твита (текста) занимает пару минут, в результате чего компания может поддерживать постоянную связь с подписчиками, затрачивая ежедневно всего несколько минут [Халилов С.96].

Блоги для PR-специалиста в первую очередь являются весьма важным и ценным источником информации различного характера.

Залогом успеха в продвижении бизнеса в интернете могут стать социальные сети так как за последние десятилетие они приобрели огромную популярность.

Общее определение дали А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, М.В. Тишкова «Социальные сети – это веб-сайты или иные инструменты интернета, предоставляющее пользователям возможность взаимодействовать с друг с другом, обмениваясь различными видами информации. Построение социальных сетей включает организацию интернет-сообществ, способствующих участию общественности и привлечению дополнительных пользователей» [Чумиков PR С.43].

В России самыми массовыми и популярными сетями являются «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook», предназначенные в первую очередь для общения, поиска друзей, одноклассников, сотрудников, знакомых и т.д. Эти сети стали удобным местом встреч для различных групп по интересам, сообществ, потребительских ассоциаций. Например, группа любителей автомобилей, кулинарных хитростей, любители мужской стильной одежды и т.д.

Сегодня социальная сеть «ВКонтакте» является самым популярным сайтом не только в России, но и странах СНГ (более 228 млн.). В данной сети на сегодняшний день более 10 млн. групп, в которых пользователи общаются, а также склоны получать оттуда информацию [Электронный ресурс].

Сегодня «ВКонтакте» – не только самый популярный способ интернет-общения, но и крупнейший ресурс по фото-, видео- и аудиоматериалам.

Популярность этого сайта напрямую зависит от простаты его использования. Можно одним кликом, по одной иконке, зайти в свои группы, кликом по другой включить музыку, кликом последующей – видео и т.д. В группе можно не только пообщаться, но и совершать покупки, получить скидки, найти деловых партнёров.

Сайт «ВКонтакте» является ещё и отличной площадкой для PR так как даёт возможность специалисту использовать эту систему групп и личных страниц как эффективный инструмент для продвижения [Халилов].

Социальной сетью «Одноклассники» пользуются 70 млн. человек [Электронный ресурс]. Данная сеть отличатся от «ВКонтакте» тем, что в «Одноклассниках» более популярна переписка через систему личных сообщений. Отличаются «Одноклассники» ещё тем, что появилась возможность привязывать к странице до трёх банковских карт («ВКонтакте» –две), работает раздел «Социальная коммерция» [Халилов].

А наиболее популярной в мире является социальная сеть «Facebook».

Отличается от «ВКонтакте» и «Одноклассников» тем что аудиторию сети составляют пользователи, которые часто бывали на Западе и знают английский. Но с 2009 года появляется русскоязычный «Facebook» и сеть стала активно развиваться, хотя интерфейс остался довольно сложным для начинающего пользователя. Аудиторию сети составляют в основном взрослые и обеспеченные люди. Однако эта сеть полезна для маркетологов, менеджеров, людей, которые имеют большое количество контактов за рубежом [Халилов С.95].

В настоящее время развивается и растёт такая социальная сеть так как «Instagram». Она позволяет моментально публиковать фотографии, сделанные при помощи мобильных устройств.

На сегодняшний день более эффективная совмещённая модель PR-кампании, рассчитанная на различные сегменты рынка – это сайт, группы в социальных сетях, сообщества в блогах. Можно показывать один месседж в группе на сайте «Одноклассники», другой «ВКонтакте», третий – в «Facebook», а корпоративный месседж – на официальном сайте.

Т. Герасимюк и Т.Соломович в своей статье «Интернет как среда и инструмент реализации PR» обращают внимание, что кроме самых основных аспектов Web 2.0, для осуществления PR-деятельности в качестве групп целевой общественности важны взаимодействия со СМИ, проведение онлайн- конференций.

На сегодняшний день многие традиционные (печатные) СМИ присутствуют в интернете в электронном виде (например, trud.ru, cosmopolitan.ru). Есть издание, которое существуют только в электронной версии (например, lenta.ru). Главной особенностью интернет-СМИ является то, что информация в таком издании появляется очень быстро, доступна такая информация в любое время суток, а затем может быть на печатана другими СМИ, в том числе традиционными. Для PR-специалиста интернет-СМИ представляют интерес тем, что можно разместить статьи о фирме, продукте, идее для привлечения внимания к организации, мероприятию или личности [Герасимюк].

Онлайн-конференция (интернет-конференция) – позволяет услышать и увидеть выступления в режиме реального времени. У пользователей (например, журналистов) есть возможность пообщаться с интервьюированным дистанционное, находясь у себя в офисе (редакции). Онлайн-конференция проводятся по заранее выбранной теме. В качестве участников выступают спикеры (представители компании, известная личность и т.д.), модератор и пользователи сети. Вопросы формируются заранее и присылаются на сайт проведения мероприятия, что позволяет отсеять не нужные вопросы (не относящиеся к проводимой конференции). Данный инструмент PR-деятельности имеет возможность улучшить имидж своей организации рассказать пользователями о своих товарах и услугах, ответить на интересующие их вопросы [Герасимюк].

Таким образом, главное отличие «Web 2.0» от «Web 1.0» это наличие многосторонней коммуникации; основной показатель эффективности – взаимодействие (интерактивность).

Говоря об эффективности PR-деятельности в рамках этапа «Web 2.0» можно выделить следующее:

–Возвратная форма – возможность пользователю оставить свой запрос модератору сайта.

–Регистрация пользователей, личный кабинет–персонализация пользователя, что даёт ему возможность получать информацию в качестве личных сообщений или принимать участие в обсуждениях.

–Целевые почтовые рассылки (подписка на эти рассылки добровольная).

–Блоги (интернет-дневники) – бесплатное привлечение посетителей на сайт.

– Возможность комментирования.

–Экспертное мнение.

–Аудио-, видеоподкастинг– процесс просмотра (прослушивания) новостей в видео-или аудиоформатах, комментирование их содержания, распространение просмотренных (прослушанных) сюжетов.

«Web 3.0» – это качественно новый этап развития коммуникационных возможностей сети интернет. Его основу составляют рекомендательные сервисы.

А.Н. Чумиков определяет рекомендательные сервисы как: «… сеть пользовательского самообслуживания, в которой люди оставляют свои суждения о книгах, фильмах, музыке, а также любых других товарах и потребительских актах, обмениваясь личным опытом и делает его доступным всем пользователям» [Чумиков PR С.67].

Человек зайдя на рекомендательный сервис должен зарегистрироваться на нём, оценить какое-то количество объектов согласно своим вкусам и предпочтения, то есть человек создаёт свой профиль предпочтений. Сервис сравнивает, выделяет профили и отбирает людей, которые дали сходные оценки, формируя тем самым группу рекомендателей. От социальных сетей рекомендательные сервисы отличаются высокой степенью автоматизации [Чумиков PR].

М. Шульгин в своей статье «Web 3.0: Рекомендательный поиск» выделяет главную функцию рекомендательных сервисов – это: «… прогноз вкусов конкретного пользователя на основе анализа предпочтений сообщества пользователей». То есть составляется рейтинг товаров и услуг, которые оценили пользователи в сети, а затем выдаётся необходимая информация и рекомендация. Из этого можно сделать вывод, что «Web 3.0» может рассматриваться как публичная потребительская экспертиза со средствами автоматизации позволяющая определить, что реально думает потребитель о товаре, услуге [Шульгин].

«Brandz» [Электронный ресурс] – сравнительно новый рекомендательный сервис, в основе которого список вещей и брендов, которые пользователи могут оценивать, продавать, менять, дарить и даже желать. На главной странице сервиса находятся рейтинги популярности брендов. «Brandz» позволяет отследить появление нового товара в продаже и его потребительские характеристики.

Таким образом, нами были рассмотрены основные PR-технологии в сети интернет. Если говорить коротко, то этапы развития сети:

–Web 1.0 – пользователи получают текст. Главное направление PR-деятельности – это позиционирование корпоративного сайта.

­ –Web 2.0 – пользователи создают текст. PR-деятельность направлена на блогосферу и социальные сети.

–Web 3.0 – текст создаётся сообществом пользователей. Главное направление PR-специалиста – это вовлечение пользователей в работу нужного ему рекомендательного сервиса, а далее попытаться продвинуть через него свою компанию, товар, услугу.

Каждая новая стадия развития этой системы не является заменой предыдущего, а только дополняет его новыми возможностями.

Говоря об эффективности развития средств коммуникации в сети интернет во многом связано с доступом сети интернет. Например, Wi-Fi (беспроводная сеть) очень удобна в местах общественного доступа (аэропортах, учебных заведениях и т.п.). Таким образом, интернет превращается не только в массовый канал коммуникации и обработки информации, но и средством PR-деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: