Воображение как высший познавательный процесс. Приемы творческой деятельности

Воображение – это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

По степени выраженности активности различают:

активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

- творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах деятельности;

- воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

пассивное воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, может быть:

- преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению;

- непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах:

Мечты.

Грезы.

Галлюцинации.

Сновидения.

Приемы и способы процесса воображения:

Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

Гиперболизация и литота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

- яркости образов;

- степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

- широте;

- произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;

- типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек;

- устойчивости.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

Регулирование эмоциональных состояний.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий.

Планирование и программирование деятельности.

Управление психофизиологическим состоянием организма.

стадии процессов творчества :

- подготовка (зарождение идеи);

- созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

- озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

- проверка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: