Совместный анализ

Цель проведения совместного анализа - выявить характеристики, которые оказывают наибольшее влияние на выбор плиточного шоколада покупателем.

Для анализа были выбраны следующие переменные:

- упаковка;

- ассортимент;

- предпочтения.

Этим характеристикам присвоим по три атрибутивных уровня:

Характеристика Уровень
Номер Описание
Упаковка   Привлекательная
  Нейтральная
  Непривлекательная
Ассортимент   Широкий
  Стандартный
  Отсутствует
Предпочтения   Ярко выраженные
  Нету особых
  Практически отсутствуют

Для построения объектов СА использовался набор из 27 профилей, каждый из которых был представлен на отдельной карточке. Профили оценивались респондентами рейтинговой системой от 1 до 9 в соответствии со степенью предпочтения или предложенных вариантов.

Пример профиля: «Упаковка – ассортимент»

    Упаковка
    Привлек. Нейтральная Не привлек.
Ассортимент Широкий      
Стандартный      
Отсутствует      

« Упаковка – предпочтения»

    Упаковка
    Привлек. Нейтральная Не привлек.
Предпочтения Ярко выраж.      
Нету особых      
Отсутствуют      

«Ассортимент – предпочтения»

    Ассортимент
    Широкий Стандартный Отсутствует
Предпочтения Ярко выраж.      
Нету особых      
Отсутствуют      

Примечание – Источник: собственная разработка.

Мы опросили 15 респондентов. Рейтинги, полученные от респондентов, представлены ниже:

Номер профиля Упаковка Ассортимент Предпочтения Рейтинг
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Информация была проанализирована с помощью регрессионного анализа на основании метода наименьших квадратов с фиктивными переменными. Зависимая переменная представляла собой рейтинги предпочтений. Независимыми переменными являлись шесть фиктивных переменных, по две для каждой переменно. Преобразованные данные приведены в таблице:

х1 х2 х3 х4 х5 х6 рейтинг
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

В результате проведенного регрессионного анализа мы получили следующие результаты параметров:

b6 b5 b4 b3 b2 b1 b0
1,666 2,902 0,125 0,132 0,458 0,777 3,932

Для расчёта полезности были составлены и решены 3 системы уравнений:
1. А11-А13=b1

А12-А13=b2

А11+А12+А13=0

2. A21-A23=b3

A22-A23=b4

A21+A22+A23=0

3. A31-A33=b5

A32-A33=b6

A31+A32+A33=0

Решив уравнения, получим следующие результаты:

А11=0,366 А23=-0,085

А12=0,047 А31=1,380

А13=-0,411 А32=0,144

А21=0,047 А33=-1,522

А22=0,04

Сумма значений полезностей: (0,366-(-0,411))+(0,047-(-0,085))+(1,380-(-1,522))=0,747+0,132+2,902=3,781.

Относительная важность характеристики «упаковка» = 0,747/3,781=0,197.

Относительная важность характеристики «ассортимент»=0,132/3,781=0,034.

Относительная важность характеристики «предпочтения»=2,902/3,781=0,767.
Функции полезности, а также относительная важность характеристик приведена в таблице:

Характеристика Описание Уровень полезности Важность
Упаковка Привлекат. 0,366 0,197
Нейтральная 0,047
Непривлекат. -0,411
Ассортимент Широкий 0,047 0,034
Стандартный 0,040
Отсутствует -0,085
Предпочтения Ярко выражен. 1,380 0,767
Нету особых 0,144
Отсутствуют -1,522

Для интерпретации результатов целесообразно построить графики функций полезности.

Функция полезности переменной «Упаковка»

Функция полезности переменной «Ассортимент»

Функция полезности переменной «Предпочтения»

Таким образом, респонденты предпочитают нейтральную упаковку плиточного шоколада, на втором месте – привлекательная упаковка, а непривлекательная упаковка пользуется у них наименьшей популярностью. Что касается ассортимента, то здесь респонденты больше всего предпочитают широкий ассортимент, следом идёт стандартный набор шоколада на прилавках магазина и его полное отсутствие. Самое высокое значение полезности получено для ярко выраженного предпочтения у потребителей. С точки зрения относительной важности характеристик на первом месте стоят предпочтения, на втором упаковка, а на третьем – ассортимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: