Развитие высших нравственных чувств у дошкольника

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Один и тот же объект может вызывать переживание, в котором слиты эстетические, этические и познавательные чувства. Человек в каждый отдельный момент своей жизни чувствует себя или умеренно, или безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посередине между крайними состояниями.
Укрепляясь, стабилизируясь в психике, чувство постепенно становится компонентом мотива поступка. А это означает переход чувства на высшую ступень, на которой оно, не утрачивая своей чувственной основы, тесно связывается, сплавляется с сознанием.
Нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. Это сказывается на качестве переживания нравственных чувств и на особенностях их проявления. Устойчивое чувство начинает определенным образом влиять на поведение ребенка, становится мотивом поведения.
Формирование конкретного морального чувства - это его постепенное становление, превращение из недифференцированной эмоциональной реакции в специфическое чувство.
Первые эмоциональные реакции ребенка, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, подражательны. Развитие чувств ребёнка связано с формированием интеллекта, его мыслительных способностей, знаний о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Благодаря чему он получает возможность оценивать характер своей деятельности, предвидеть и подготовиться к восприятию предстоящей оценки своего поведения со стороны присутствующих.
А.А. Люблинская, утверждает, что нравственные чувства ребёнка проявляются и укрепляются в наблюдениях за конкретными действиями и поступками человека, что, если нет органической связи знаний (моральных понятий), оценочного отношения (хорошо - плохо) поступка, ни о каком нравственном воспитании личности говорить не приходится.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: