Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления в учении Никколо Макиавелли. Разграничение политики и морали

В разработке теории политики Макиавелли стоял на прагматических и утилитарных позициях (т.е. практически полезных, направленных на извлечение материальной пользы), следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко разграничивая политику и мораль. Он решительно остаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».

Об этом мыслитель говорит в своем основном и самом знаменитом трактате «Государь», написанном в 1513 году, но изданном только в 1532 (т.е. через 5 лет после смерти автора). Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что он и выразил в книге. «Государь» - это фундаментальный труд своего времени, в котором систематизированы сведения о государстве и его правлении. Книга содержит принципы прихода к власти и ее удержания, которые не устарели до сих пор, поэтому «Государь» и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей и служит своеобразным сводом правил политического властвования.

Дословно цитата звучит так:

«Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему общеанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.»

(глава 18: о том, как государи должны держать слово)

О прагматичности: «Ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и установлений. Когда они прочно утверждены и отмечены величием, государю воздают за них почестями и славой.

(глава 26: призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров)

К сожалению, эти и другие аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как появления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает дейстительную позицию Макиавелли, который хоть и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей (+подчинения морали высоким политическим целям), не стоял на позиции безоговорочного признания того, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. Он родился в 1469 году неподалеку от города-государства Флоренции, и его жизнь пришлась на беспокойную эпоху, когда богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств – Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наемников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществова несколько недель, рушилась и сменялась новой. Италия была политически бессильной, разрозненной и потерявшей самостоятельность, и по мнению Макиавелли, в условиях раздробленной Италии 16-ого века необходимы были жесткая диктатура власти, насилие в отстаивании идеалов республики, и другие меры, которые в другие времена были бы неоправданы.

Ренессансные концепции обществ аи государства отрывались от своей теологической основы, господствующей в Средние века, и Макиавелли был одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества. В своих учениях он фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции – момент преодоления синкретизма Возрождения (отождествление и соединение разнородных начал, игнорируя их различия). Так, из человеческих мотивов поведения на первое место он выносит два: собственничество (страсть к приобретению) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два мотива он учитывает при анализе поведения как отдельных личностей, так и широких масс. Деятельность собственников отделена от деятельности властителей, однако последние сохраняют свою опеку над первыми.

«Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.»

Макиавелли отделял политику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождение от теологии. В своих взглядах на соотношение церкви и государства он ставил религию на службу государства, а не государство на службу религии, в чем резко расходился со средневековыми представлениями.

Макиавелли вводит одно из ключевых терминов политической науки – государство, что означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из стоящих на политической повестке дня задач. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны наилучшей формой становится республика.

Здесь стоит сказать, что сам Макиавелли был убежденным республиканцем. Итальянская действительность (непрерывная вражда итальянских государств, подвергающихся нападением иноземцев) требовала установления единовластия. Мыслитель был уверен, что только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Для упрочения такого государства он допускал любые средства – насилие, убийство, обман, предательство.

Еще в 1516 году он написал в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»:

«Учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми. Пользу невозможно принести, если считать людей добрыми и пытаться делать добро в политике. Надо поступать с ними жестко, надо их вести силой или обманом к лучшей жизни, я зык насилия они понимают значительно лучше, чем язык разума и морали».

То есть Макиавелли выдвигает идеи о жесткой, централизованной власти, действующей прежде всего на благо государства, что возможно лишь в том случае, если, действуя, она руководствуется холодным рассудком, а не полагается на морально-этические нормы.

Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и с помощью хитрости, коварства, обмана.

«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, но так как первое часто бывает недостаточно, приходится прибегать ко второму»

Хотя новому государю невозможно избежать жестоких мер, «тем не менее он должен вести себя умеренно, благоразумно и милостиво» - пишет Макиавелли.

«Государь должен стараться, чтобы в его поступках обнаруживались величие, сила духа, значительность и твердость»

«Государь должен высказывать себя поклонником дарований, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо искусстве или ремесле. Он должен побуждать граждан спокойно заниматься своими делами, будь то торговля, земледелие или что-либо иное. Он должен являть собой пример милосердия, щедрости и широты, но при этом блюсти величие своего достоинства, которое должно присутствовать в каждом его действии.»

Макиавелли требует от правителя великодушия, не менее, чем вероломства. Он говорит, что «многие достигли высочайших ступеней, ибо были щедрыми», а о щедрости он пишет, что эту добродетель нужно уметь «употреблять умело и как следует»

Конечно, Макиавелли многократно напоминает, что правитель, неуклонно следующий добру, неизбежно потерпит поражение, так как люди по природе злы; если же он прибегнет к насилию и обману, то сумеет победить и упрочить власть во благо народу. Но абсолютного выбора в пользу зла Макиавелли не делает, хотя и одобряет порочное поведение, если оно сулит успех.

Макиавелли пишет: «Пусть никто не думает, будто можно всегда принимать безошибочные решения, напротив, всякие решения сомнительны; ибо в порядке вещей, что, стараясь избежать одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость заключается в том, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо». Выбрать в каждый момент наименьшее зло – это и значит быть универсальным, объемлющим в себе все человеческое.

«Государю следует каждым поступком создавать впечатление о себе, как о великом и знаменитом человеке»

Макиавелли говорит о том, что во всех начинаниях нужно прежде всего «исходить из себя»:

«Только те способы защиты хороши, надежны и прочны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести»

Соответственно те, кто потерял власть, должны винить в этом только себя.

Цели и средства их осуществления. Концепция Макиавелли о том, что цель оправдывает средства.

Макиавелли говорит не только о том, что государь должен, при необходимости, прибегнуть к насилию, но и о том, что, даже когда он прибегает к милосердию, это тоже расчетливая политическая акция, а не просто индивидуальное поведение. Личность правителя всегда выступает в качестве средства, как бы он себя не вел.

Этот вопрос мыслитель ставит в пределах узкой политической целесообразности, и политик у него свободен от всего, что могло бы ограничить его индивидуальное веление – от бога, от принятой морали, от собственной природы, от всего, кроме обстоятельств. Тем самым Макиавелли создает модель индивида, который совершенно свободен по отношению к себе и сам решает, как себя вести, каким быть в конкретной обстановке. Эта модель напоминает идеализированного гуманистического индивида, который способен «стать тем, чем хочет».

Однако политик Макиавелли противоположен гуманистам, потому что он забывает о самосовершенствовании во имя цели:

«Цель действия государственного человека не в том, чтобы стать превосходным деятелем. Понятно, что, не кладя все силы на то, чтобы изменить мир вокруг себя, он не окажется настоящим деятелем. Но это последнее – побочный результат, а не самоцель»

Мыслитель считает, что каждый государь желает быть милосердным, а не жестоким, но он не должен злоупотреблять милосердием. Поэтому, если его цель – удержать в повиновении поданных, он не должен гнушаться жестокости.

Главным механизмом власти и ее осуществления является сила. Она позволяет гарантировать стабильность власти. При утрате силы – возвратить власть трудно. Основой власти государя Макиавелли считает хорошие законы и хорошее войско. «Крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола» - пишет он.

Макиавелли выделяет положительные и отрицательные качества государя и условия их взаимопревращения друг в друга. К примеру, щедрость необходима на пути к власти, при достижении же власти она вредна.

Согласно Макиавелли, государю следует избегать следующий пороков: презрения и ненависти поданных, злоупотребления милосердием и других. Презрение может быть вызвано непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью государя. Также Макиавелли наделяет государя и рядом положительных качеств: верность данному слову, прямодушие, честность, сострадательность, милостливость, искренность, благочестивость, великодушие, бесстрашие, мудрость и др.

«Величию государя способствуют такие распоряжения внутри государства, когда когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся»

«Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний за одного или против другого – это всегла лучше, чем стоять в стороне»

Суть политического учения Макиавелли заключается в том, что

- политика – это наука о способах захвата и удержания власти, а власть – это состояние господства и подчинения;

- цель у политики всегда одна: поддержать и предложить власть;

- политика – это особая аморальная сфера общественной жизни, соответственно, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными принципами, а в основе политической деятельности нельзя применять моральную оценку;

- в политике всякая цель оправдывает средства, но постоянных средств успеха не существует, их выбор зависит от ситуации.

В конце своего главного трактата Макиавелли надеется, что правитель примет на себя свой долг правления с мужеством, и желает, чтобы во время его правления сбылись слова Петрарки, которыми и оканчивается «Государь»:

«Доблесть ополчится на неистовство/ И краток будет бой/ Ибо не умерла еще доблесть/ В итальянском сердце.»

Феномен политика и политической рациональности начинает быть для нас не чем иным, как способом самоутверждения того или иного государства – и не более того. Безнравственность «реальной политики» не является уже чем-то невиданным, чудовищным, но становится нормой, с которой приходится считаться. Поэтому нам, современным читателям, «Государь» может показаться не столь уж сенсационной работой. Многое написанное кажется само собой разумеющимся и даже воплотившимся в истории XX века. Однако именно поэтому «Государь» дает возможность понять и осмыслить ту очевидность, которую мы называем «современная политика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: