Конституция Российской Федерации определяет полномочия Российской Федерации, пределы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, но не содержит в явном виде перечня полномочий регионов. В статье 73 данного документа лишь отмечается, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Конкретизация полномочий регионов содержится в ряде других законодательных актов, в том числе в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Единые правила регулирования экономической деятельности на всей территории страны определяет федеральное законодательство. Органы власти регионов в соответствии с предоставленными им полномочиями имеют право принимать собственные нормативные акты, но они не должны противоречить нормативным актам федерального уровня. Органы власти регионов по сложившейся практике несут ответственность за общее состояние экономики и социальной сферы на соответствующих территориях, но в первую очередь — за деятельность подведомственных им бюджетных организаций.
Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов Федерации среди прочих полномочий в сфере социально-экономической политики:
— обеспечение деятельности органов государственного управления;
— организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);
— поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;
— организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;
— организацию социального обслуживания и социальной помощи населению (медицинская помощь, обслуживание инвалидов и других лиц, нуждающихся в помощи);
— организацию правового обеспечения (адвокатской помощи, нотариата, мировых судей);
— предупреждение техногенных и природных катастроф, пожаров;
— установление региональных налогов, формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации;
— организацию деятельности средств массовой информации, архивных фондов и др.
Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов Федерации составляет собственность региона в виде материальных объектов, денежных средств и другого имущества. Главной целью деятельности власти субъектов Федерации должно являться улучшение качества жизни населения регионов, которое включает уровень денежных и иных доходов жителей, масштабы бедности и безработицы, состояние образования и здравоохранения, доступность достижений культуры, состояние окружающей природной среды, уровень транспортного обслуживания, доступность связи и средств массовой информации.
Основным средством реализации региональной политики является бюджет субъекта Федерации. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Бюджетным кодексом Российской Федерации для всех регионов страны устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты. Проекты региональных бюджетов разрабатываются органами исполнительной власти (правительствами, администрациями) субъектов Федерации и утверждаются органами представительной власти (думами, законодательными собраниями и др.) субъектов Федерации.
Для стимулирования развития экономической деятельности органы власти субъектов Федерации могут использовать следующие механизмы:
— предоставление налоговых льгот;
— предоставление гарантий возврата кредитов, получаемых хозяйствующими субъектами в коммерческих банках;
— установление порядка пользования земельными участками или приобретения в собственность земельных участков;
— долевое участие в финансировании за счет бюджетных средств реализации отдельных инвестиционных проектов с последующим оформлением собственности региона.
В сфере налоговой политики субъекты Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать региональные и местные налоги. Региональные налоги предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, вводятся в действие органами власти субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующего региона. Законодательство субъекта Федерации при этом определяет конкретные ставки налогов в пределах, указанных в Налоговом кодексе страны, а также порядок и сроки их уплаты, налоговые льготы и порядок их применения. Региональные налоги включают налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций может составлять не болee 2,2% балансовой стоимости основных средств по их остаточной стоимости. Налоговый кодекс устанавливает перечень организаций, освобождаемых от данного налога: производите- ли отдельных лекарств, организации инвалидов, государственные научные центры, организации уголовно-исполнительной системы. Освобождены от уплаты данного налога и магистральные трубопроводы.
Транспортный налог устанавливается в рублях за одну лошадиную силу таких транспортных средств как легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, катера, моторные лодки, яхты, снегоходы, самолеты и вертолеты, другие самоходные машины и механизмы. Ставки налога дифференцированы в зависимости от мощности двигателей легковых автомобилей: чем она больше, тем выше налог. Базовые налоговые ставки, определенные Налоговым кодексом, могут быть увеличены или уменьшены законами субъекта Федерации, но не более чем в 5 раз. Плательщиками налога являются владельцы транспортных средств.
Налог на игорный бизнес взимался в субъектах Федерации до 1 июля 2009 года, однако после этой даты вся игорная деятельность должна быть сосредоточена только в специально определенных игорных зонах на территории страны.
В состав доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации зачисляются также местные налоги, состоящие из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Земельный налог устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и составляет от 0,3 до 1,5%. Минимальная ставка налога применяется по отношению к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Конкретные ставки устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются индивидуальные жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога устанавливаются в процентах от инвентарной стоимости имущества, размеры ставок составляют от 0,1 до 2% и определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Для стимулирования развития отдельных видов экономической деятельности, имеющих наиболее важное для региона значение, субъекты Федерации имеют право устанавливать налоговые льготы, предусматривающие:
— снижение налога на прибыль с 18 до 14% за счет средств, предназначенных для зачисления в региональные бюджеты;
— полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
— полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога.
Например, в Тюменской области (без территории автономных округов) на 2009 год были представлены следующие налоговые льготы:
— снижение до 14% ставки налога на прибыль организациям по производству пива и слабоалкогольной продукции, стального проката, образовательным учреждениям, имеющим аккредитацию и лицензии на ведение образовательной деятельности;
— освобождение от уплаты налога на имущество организаций по производству стального проката, оборудования и комплектующих изделий для нефтедобычи, ликероводочной продукции, пропилена и полипропилена, автоклавного газобетона, силикатного и керамического кирпича, сухих строительных смесей, стеклянной тары, организации по переработке нефти, а также логистические центры.
При этом установлено, что средства, высвобождающиеся у налогоплательщика в результате использования налоговых льгот, не могут превышать объем расходов в виде инвестиций, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода. Другим требованием являлось сохранение налогоплательщиком среднесписочной численности работников (без внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам) на уровне не ниже значения этого показателя за 2008 год.
Субъекты Федерации устанавливают ставки налога, взимаемого при использовании упрощенной системы налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Например, в Тюменской области с 1 января 2009 года величина данной ставки установлена равной 5%, в то время как в Налоговом кодексе базовая величина этого показателя определена равной 15%. Конкретные ставки величины налога устанавливаются в каждом субъекте Федерации с учетом состояния бюджета региона.
Одним из инструментов воздействия органов власти на социально-экономическое развитие территории является реализация региональных программ. Состав программ зависит от особенностей соответствующего субъекта Федерации, социально-экономических- и политических факторов, стиля работы высшего должностного лица субъекта Федерации (президента, губернатора, главы администрации), взаимодействия с крупными хозяйствующими субъектами. Региональные программы могут быть отраслевыми, комплексными, межотраслевыми, направленными на решение проблем определенной части региона, решение отдельных проблем.
В Республике Хакасия ежегодно реализуется около 30 региональных программ различного назначения, на которые расходуется основная часть областного бюджета. Значительная доля программ носит социальный характер и направлена на развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, сохранение объектов культурного наследия, усиление борьбы с преступностью. Из программ экономической направленности, реализуемых в 2009 году, выделяются следующие:
— основные направления развития имущественных отношений;
— развитие жилищно-коммунального хозяйства;
— развитие агропромышленного комплекса;
— развитие малого и среднего предпринимательства;
— градостроительная и жилищная политика в регионе;
— содействие занятости населения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации все субъекты Федерации должны иметь специальные схемы территориального планирования (СТП), главное назначение которых заключается в определении направлений использования всех территорий региона на ближайшие 10—15 лет. Схема определяет размещение объектов экономики, жилой застройки, транспортных коммуникаций, лесного фонда, сельскохозяйственных угодий, водных объектов, охраняемых территорий. СТП включает в себя как текстовые, так и картографические материалы, на которых указываются границы всех муниципальных образований, расположение земель различных категорий, выделяются территории для предстоящего строительства объектов различного назначения. При составлении СТП учитывается весь наличный картографический материал, данные инженерных изысканий, различные градостроительные нормы и правила, требования охраны окружающей природной среды. Схема территориального планирования субъекта Федерации утверждается высшим исполнительным органом субъекта Федерации.
В Тюменской области схема территориального планирования была утверждена постановлением Губернатора области в декабре 2008 года. Она содержит следующие разделы: цели и задачи территориального планирования; комплексная оценка территории, условия и предпосылки развития; мероприятия по территориальному планированию; реализация и мониторинг схемы территориального планирования; картографические материалы. В схеме определены цели использования территорий региона, в том числе отдельных городов и районов.
Схема территориального планирования является комплексным документом, рассматривающим проблемы и возможности градостроительного развития территории Тюменской области. Целями территориального планирования при этом признаны: устойчивое социально-экономическое развитие области; повышение эффективности использования территории; защита прав граждан в связи с градостроительной деятельностью; повышение инвестиционной привлекательности региона; сохранение окружающей природной среды.
Органы власти регионов могут выделять приоритетные виды экономической деятельности, которым оказывается первоочередная поддержка. К ним могут относиться проекты создания высокотехнологичных производств, переработка местного сырья, развитие экспортных производств, переработка отходов, виды деятельности с высокой трудоемкостью для увеличения занятости населения. В некоторых случаях для получения бюджетной поддержки необходимо включение проекта в специальную региональную инвестиционную программу, а его реализаторы получают статус держателя инвестиционного проекта.
Важными требованиями, предъявляемыми инвесторами к региональному законодательству, являются стабильность правовых и хозяйственных условий деятельности, прозрачность и ясность устанавливаемых процедур, наличие механизмов контроля за соблюдением положений нормативных актов, определение процедур оспаривания неправомерных решений.
Во всех субъектах Федерации для осуществления регулирующего воздействия на состояние рынка труда функционируют службы занятости-населения, которые выполняют следующие функции:
— регистрация безработных и оформление пособий по безработице;
— содействие поиску работы с использованием банков данных о вакансиях;
— обучение и переобучение кадров;
— организация общественных работ с финансированием из бюджетов.
В Тюменской области в течение нескольких лет реализуется программа содействия занятости населения, по которой объем финансирования из регионального бюджета в 2008 году составил 280 млн руб., а в 2009 году в связи с экономическим кризисом и ростом безработицы плановый объем ее финансирования увеличен до 553 млн руб. На данные цели значительные средства регионам страны выделены и из федерального бюджета, так как проблема сдерживания безработицы признана наиболее приоритетной. Аналогичные программы поддержания занятости населения реализуются и в других субъектах Федерации.
На состояние региональных рынков труда оказывают влияние структура экономики, устойчивость спроса на производимую продукцию, наличие экспорта, инвестиционная привлекательность региона, социальная стабильность. Практика показывает, что наиболее благоприятная ситуация в данной сфере отмечается в регионах, имеющих крупное производство энергоресурсов, на которые существует относительно устойчивый спрос.
В сфере трудовых отношений субъекты Федерации имеют право устанавливать более высокие уровни минимальной заработной платы, чем в целом по Российской Федерации, но эти уровни не могут распространяться на организации, финансируемые из федерального бюджета. Введение повышенного минимума должно быть предусмотрено трехсторонним соглашением, заключаемым с участием органов исполнительной власти региона, работодателями и профсоюзами.
Одной из форм регулирования экономики является лицензирование, т. е. выдача разрешений на занятие отдельными видами деятельности. Лицензированию подлежат такие производства, которые имеют особо важное экономическое или социальное значение, могут нанести потенциальный ущерб государству, окружающей среде или потребителям, в которых
сложно осуществлять текущий контроль за качеством продукции. Применение данного механизма предусмотрено Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и рядом других законодательных актов (о недрах, банковской и страховой деятельности, нотариате и др.).
В России подлежат лицензированию более 100 видов деятельности, из которых наиболее важными являются: производство лекарств и оказание медицинской помощи, добыча полезных ископаемых, производство и реализация алкогольной продукции, банковская деятельность, эксплуатация пожароопасных и взрывоопасных объектов, деятельность пенсионных фондов и др. На подавляющее большинство видов деятельности лицензии выдаются федеральными органами и их территориальными подразделениями. Субъекты Федерации имеют право лицензировать розничную торговлю алкогольной продукцией, работу с ломом черных и цветных металлов, разведку и разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, нотариальную деятельность, проведение региональных лотерей.
Органы государственной власти субъектов Федерации участвуют в регулировании цен и тарифов на продукцию монопольных структур в следующих сферах:
— железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении;
— пригородные и междугородные перевозки пассажиров автобусами;
— реализация природного и сжиженного газа населению;
— тарифы на перевозки пассажиров по местным речным и воздушным линиям при их дотировании из регионального бюджета;
— тарифы на услуги промышленного железнодорожного транспорта;
— плата за технический осмотр транспорта в ГИБДД;
— плата за услуги Гостехнадзора;
— плата за услуги противопожарной службы и др.
Региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы на энергетическую и тепловую энергию с учетом ограничений, определяемых Федеральной службой по тарифам.
В отдаленных северных и восточных районах страны власти регионов имеют право регулировать цены на продукцию, доставляемую в период сезонного завоза по кредитованию данных поставок из бюджета.
Муниципальные органы власти регулируют тарифы на услуги ЖКХ, тарифы на перевозку пассажиров внутри городов и других поселений, тарифы на ритуальные услуги.
Важным полномочием органов государственной власти субъектов Федерации является регулирование использования природных ресурсов, т. е. недр, лесов, земель, водных объектов и объектов животного мира.
В соответствии с Федеральным законом «О недрах» к полномочиям субъектов Федерации в сфере регулирования пользования недрами относятся: распоряжение совместно с федеральными органами фондом недр; разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы региона; создание и ведение территориальных фондов геологической информации; установление порядка пользования недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения, строительстве подземных сооружений местного значения и др.
Регионы самостоятельно определяют порядок пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых, перечень данных ископаемых определяется совместно с федеральным органом управления фондом недр с учетом специфики региона. К общераспространенным относятся ископаемые, которые повсеместно встречаются в регионе, и в большинстве случаев они включают глины, песчаники, известняки, гравий, торф. Органы власти субъектов Федерации устанавливают также размеры платежей за добычу данных ископаемых, величину платы за участие в аукционе при получении права пользования недрами и платы за выдачу лицензии. Порядок пользования участками недр, находящимися в распоряжении субъекта Федерации, устанавливается законом субъекта Федерации и нормативными актами органа исполнительной власти региона.
Участки недр местного значения выделяются при строительстве подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с «Лесным кодексом Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в сфере лесных отношений относятся:
— владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности регионов;
— установление размеров платы за пользование лесными ресурсами, в том числе за заготовку древесины;
— установление порядка заготовки пищевых лесных ресурсов.
Федеральные органы могут передавать субъектам Федерации исполнение отдельных полномочий Федерации, в том числе: разработку и утверждение лесных планов, лесохозяйственных регламентов, экспертизу проектов освоения лесов; предоставление в пользование лесных участков и продажу насаждений; организацию охраны и воспроизводства лесов; выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда и др. Для осуществления передаваемых полномочий из федерального бюджета субъектам Федерации выделяются специальные субвенции.
Органы власти регионов проводят аукционы по предоставлению права пользования лесными ресурсами для заготовки древесины, рекреационной деятельности, сельскохозяйственных работ на землях лесного фонда, ведения охотничьего хозяйства.
В сфере водных отношений к полномочиям субъектов Федерации относятся:
— владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в собственности региона, и установление размеров платы за их использование;
— разработка и реализация региональных программ использования и охраны водных объектов;
— резервирование источников питьевого водоснабжения;
— осуществление регионального контроля и надзора за использованием водных объектов;
— утверждение правил плавания на маломерных судах и охраны жизни людей на водных объектах и др.
Так же, как и в других сферах, федеральные органы передают органам власти регионов исполнение отдельных полномочий в области водных отношений, в том числе предоставление в пользование и охрану водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Одной из наиболее важных экономических функций органов власти субъектов Федерации является регулирование отношений в связи с использованием земельных участков, находящихся в собственности регионов. Кроме того, органы власти субъектов Федерации распоряжаются земельными участками, если расположенные на них здания, строения, сооружения приватизировались из собственности субъекта Федерации, и земельными участками, предоставленными по решению органа власти субъекта Федерации.
Начальным этапом урегулирования земельных отношений являлось разграничение собственности на землю между органами власти федерального уровня, субъектов Федерации и муниципальных образований. Данный процесс еще не завершен из-за сложности процедур и разнообразия условий использования участков земли.
Субъекты Федерации могут устанавливать порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности региона, определяют порядок формирования размера арендной платы и механизм ее внесения за использование участков, на которые собственность еще не разграничена. Органы власти регионов осуществляют резервирование земельных участков из земель, находящихся в собственности субъекта Федерации для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с федеральным законодательством земельные участки для жилищного строительства предоставляются на открытых аукционах.
Органы власти субъектов Федерации устанавливают квоты на объемы вылова водных биологических ресурсов в водоемах региона, осуществляют регулирование использования объектов животного мира, в том числе утверждают лимиты изъятия отдельных видов животных, организуют работу заказников, осуществляют охрану памятников природы.
Таким образом, органы власти регионов имеют достаточно широкий круг полномочий по регулированию различных сторон экономической деятельности. В будущем расширение или сокращение данных полномочий будет определяться общим развитием федеративных отношений в стране в соответствии с определенными стратегическими задачами.
3. Государственное регулирование (управления) экономики региона