Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил «заботу» государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко.
Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
|
|
А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк».
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).
Е.Замятин «Мы»: люди – нумера, имели всего 2 свободных часа.
Вступление/заключение
Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.
Проблема трагедии эмиграции.
Тезисы
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
- Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
- Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
Цитаты
- Когда я вернусь… А когда я вернусь? (А. Галич)
- «Дым отечества светлее огня на чужбине» (Лукиан)
- «Нельзя унести родину на подошвах своих сапог» (Ж.Дантон).
- «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев «Рудин»).
- «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю» (И.С. Тургенев).