Гости желанные и не желанные или чего добивается Евангелическая Церковь Германии в России

В любой дом, в любую страну могут приехать гости. Когда - то такие визиты идут на пользу, когда – то, увы, во вред. В первом случае таких гостей называют желанными, потому, что видят в их присутствии благо, помощь и радость для хозяев, во втором тяготятся их присутствием, страдают и в итоге просят удалиться.

Проведя экскурс в историю, попытаемся разобраться, объяснить себе и другим, кто для нас, для России, был и является добрым гостем, а кто нежелательной персоной.

Так как мы, авторы данного обращения, верующие, христиане, то и обсуждать будем в первую очередь христиан, приходивших на нашу землю в прошлые века и приходящих к нам сейчас.

Первые гости

Начнем с деятельности византийских греческих миссионеров, прибывших на Русь еще в X веке. Да, их приглашали сюда в качестве гостей, соработников на Божьей ниве, тех, кто должен был помочь укоренению христианства на русской земле. Но за этими гостями стояла их Родина – Византия, государство, находившееся тогда в состоянии расцвета, бывшее одним из самых влиятельных и сильных во всем европейском мире. И, конечно же, это государство преследовало свои интересы и пыталось через своих граждан – христианских миссионеров влиять на политику Русской державы, назначая сюда собственных греческих митрополитов и епископов, привозивших с собой свои богослужебные книги, свой архитектурный стиль в строительстве культовых зданий, свои песенные распевы, собственную школу иконописи и свои порядки. Таким образом, новообразованная русская христианская Церковь долгое время пребывала в полной зависимости от Константинополя. И только с закатом Византийской империи, вера, вначале воспринимаемая как импортная, стала для местных русских по-настоящему своей, народной. Гости сделали свое дело и теперь уже Русь, приняв эстафету, стала третьим Римом, новой христианской империей.

Католическая Церковь, борясь за свое влияние на потенциальную российскую паству, до поры до времени, также как и византийская Православная церковь, оказывалась втянута в разного рода геополитические игры мировых держав. Но ее влияние, её успехи на нашей земле, по факту надо признать весьма скромными, за исключением ситуации с Западной Украиной, но рассмотрение этого вопроса не входит в наши планы.

Так было с нами в России

И только одна большая христианская Церковь – Лютеранская никогда доселе не была замечена в лоббировании чужих интересов в России. Многие относившие себя к ее исповеданию, вначале приезжавшие сюда, как они сами думали, на время, как искатели приключений, карьеристы и просто желающие обретения материальных благ, в итоге оставались, навсегда связав свою судьбу с судьбой России. Они тихо блюли свою веру, публичным показным евангелизациям предпочитая служение делами, через них провозглашая верность и полезность своего исповедания.

Руководствуясь словами апостола Павла, увещевавшего: «Все, что ни делаете, делайте как для Господа» они добросовестно созидали свою новую Родину - Россию, осваивали пустынные регионы Поволжье, Юга России, Алтая, иные, нуждающиеся в их труде, отдаленные уголки огромной империи.

Умом и трудолюбием этих людей – прихожан новой российской Евангелическо - Лютеранской Церкви развивались науки, искусство и образование, строились новые фабрики и заводы, внедрялись более совершенные методы ведения сельского хозяйства. Были полезны они новому Отечеству также и на административной и на военной службе. Кому сейчас неизвестны имена таких лютеран – новообретенных российских граждан как: поэты Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер, живописец Карл Брюллов, ювелир Петер Карл Фаберже, мореплаватели Витус Беринг, Иван Крузенштерн и Фаддей Беллинсгаузен, фельдмаршалы Михаил Барклай-де-Толли и Бурхард Кристоф Миних, предприниматели Карл фон Мекк и Людвиг Кноп? Последний, как владелец большого количества текстильных предприятий, был настолько популярен в дореволюционной России, что про его предприимчивость даже сложили поговорку: «Где церковь - там поп, где казарма - там клоп, а где фабрика - там Кноп».

Постоянство лютеран в своем выборе, в верности России и Слову Божьему, было не громким, но постоянно звучащим голосом совести, который оказал огромное влияние на христианское мировоззрение православной страны. Образ верующего немца – упорного труженика и добропорядочного российского гражданина стал нарицательным. Так гости для хозяев страны сумели стать своими. И считалось так не одно столетие, вплоть до 1917 года. До этого времени Лютеранская Церковь, будучи в России второй по значению после Православной, даже своим патроном, как знак особого доверия и почета, имела главу государства – императора.

Так стало у нас в России

И только построение атеистического государства на российской земле сделало из местных лютеран, верующих людей, новых, не по своей воле, неблагонадежных граждан.

Но вот распался СССР и в доселе законсервированный мир, в наше российское христианское гетто ворвался свежий воздух свободы. А вместе с ним и новые гости - миссионеры, теперь уже не византийцы, не католики в одеяниях крестоносцев, а главным образом протестанты образца рубежа времен, конца XX – начала XXI вв. И в их числе сотрудники Евангелической Церкви Германии (ЕЦГ).

Какие цели преследовали новые гости, устремившие в Россию? С их собственных слов содействовать возрождению у нас Лютеранской Церкви, ни больше, ни меньше.

Местные верующие и просто интересующиеся национальным и культурно – историческим контекстом лютеранства из числа российских немцев и других народов нашего многонационального государства были рады таким гостям.

Но спустя время выявились разногласия между гостями и хозяевами. Суть их состояла в том, что, во-первых, местные пиетические, так называемые, братские лютеранские общины, не приняли навязываемый зарубежными гостями тезис о том, что лютеранство в России к моменту появления сотрудников из ЕЦГ было уже мертво. Не приняли, так как справедливо видели себя его живыми историческими носителями, сохранявшими все это время атеистических лихолетий истинное местное лютеранство с его отеческими устоями и библейскими принципами. А еще потому, что в качестве варианта «возрождения российского лютеранства» визитеры настойчиво предлагали только одну (!) свою германскую модель, современную либеральную.

Во - вторых, к разногласиям с местными многочисленными тогда братскими лютеранскими общинами, коих насчитывались сотни и которые в основной своей массе наотрез отказались с ними сотрудничать, у гостей из ЕЦГ добавились проблемы и с ново привлекаемым российским контингентом. Большей частью это были люди, имеющие отношение к деятельности так называемых «российско – немецких домов», «центров встреч» и тому подобных организаций, которых тогда расплодилось в разных регионах России во множестве. Их привлекала не столько вера, сколько, как они сами это называли, «возможность приобщения к историческим корням и великой германской культуре». Для них церковь была нечто средним между «германским собесом» - распределителем гуманитарной помощи и «европейским отделом культуры» - местом, где можно подучить немецкий язык и получить по минимуму информацию о «религии предков» - вопросе иногда звучащем при собеседовании с отъезжающими на ПМЖ в германском консульстве.

Церковная структура, именуемая «Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, Украине, в Казахстане и Средней Азии» (Evangelisch-Lutherische Kirche in Russland, der Ukraine, in Kasachstan und Mittelasien), больше известная в своем привычном сокращенном варианте как ELKRAS, выпестованная гостями из ЕЦГ, с опорой на такого рода людей, является на сегодня не жизнеспособным ребенком-инвалидом, мотивированным не на проповедь Евангелия, а главным образом на получение разного рода германских грантов и дотаций, ну или, как минимум, на приятное, ни к чему не обязывающее, времяпрепровождение. Отсюда и такое обилие разного рода кружков, курсов, концертов, выставок и поездок для приходящего контингента за счет германской стороны.

Попытка зарубежных гостей, после 15 лет безраздельного единоличного правления в ELKRAS, придать этому образованию хоть какую – то видимость независимости и таким образом заинтересовать уже развращенных материальными подачками местных к большему участию в его работе, его судьбе, ни к чему не привели. Не исправило положение даже избрание в 2009 году, с подачи германских кураторов, Архиепископом – главой Церкви российского гражданина Августа Крузе. Его паства и рядовые священнослужители и числа местных не видят в нем независимого лидера лютеран России и, не смотря на его громкий титул, воспринимают только как креатуру ЕЦГ, отстраненную от реального управления настолько, что даже решения консистории по важным церковным вопросам зачастую принимаются без его участия и информирования.

И даже заверения в любви и приверженности к историческому российскому пиетическому лютеранству, прозвучавшие из уст господина Крузе в интервью со своим подчиненным, ректором семинарии Антоном Тихомировым, не убеждают в том, что он как глава Церкви может и хочет повлиять на смену нынешнего либерального курса ELKRAS.

Охарактеризованный интервьюером как священнослужитель, который в «своих теологических взглядах придерживается консервативного направления», господин Крузе признался, например, что ему «нравится то, что братские общины, если можно так сказать, более непосредственные в проявлении своей веры»…. «У них есть то, чего не хватает ….в общинах церковной (читай, навязанной россиянам, современной либеральной германской – прим. авторов) традиции, — умение радоваться простым вещам и вера в чудо Господне, любовь к окружающему миру, природе (?), верность традициям. В братских общинах особое место занимает молитва и покаяние. А желание жить в соответствии с заповедями и проповедью Христа — не просто красивые слова и метафоры, но искреннее желание именно так организовать свою жизнь. Общины церковной традиции (созданные современными пасторами, присланными Германией – прим.авторов)….. не проявляют активности в смысле личного обращения, совместной молитвы. Вся активная деятельность ведется только пастором, община же……пассивна……. В братской традиции богослужение — собрание — проходит как бы на одном дыхании. А ведь духовная жизнь общины не заканчивается там, где пастор не сказал, не поручил, не растолковал. Братская община еще ценна тем, что люди молятся и читают Библию также дома и вместе с семьей. И даже если ребенок, вырастая, не приходит в общину, он с детства наставлен и воспитан в вере».

Замечательные слова, добрые и верные, произносит господин Крузе, по отношению к историческому российскому лютеранству - к братской пиетической традиции, поскольку знает о чём говорит. В этом же интервью, размещенном по адресу www.lutheranin.name/dir1/ о нём самом сказано, что он «воспитан в верующей лютеранской семье. С детства постоянно посещал с бабушкой и мамой братские собрания…..Первое духовное воспитание и образование получил через бабушку, маму, братьев в общине». От «тех братьев, от которых принял наставления в вере и руководстве общиной». А еще он «пристальное внимание всегда уделял истории и традициям немцев в России». Как тут с такой характеристикой да с такими собственными признаниями не блюсти в строгости эту самую историческую братскую традицию российского лютеранства, дорогую и для нас и для господина Крузе? Ан нет, расходятся, к большому для нас сожалению, слова с делами у архиепископа. Например, в вопросе рукоположения женщин на священническое служение. Руководимая им Церковь их рукополагает, а братская пиетическая традиции, как исконное российское лютеранство, в любви к которой он заверяет в своем интервью, в категорической форме всегда отвергала и продолжает отвергать.

И попытки его предшественников на посту архиепископа, например, такого как гражданин Германии Георг Кречмар, убедить всех, что в России ранее, до приезда современных германских церковных либералов, уже были (?!) женщины – священнослужители не могут служить оправданием для господина Крузе, так как они, эти утверждения, не выдерживают исторической критики.

Пассаж Георга Кречмара, что российские братские пиетические общины «пережили времена преследований и репрессий ….лишь благодаря сестрам, которые были готовы взять на себя руководство общинами и, прежде всего, проведение богослужений» хоть и выглядит на первый взгляд как реверанс сестрам из этих общин, на самом деле не соответствует действительности. Да, правда, многие смелые женщины – лютеранки, российские немки по национальности, в военное время и после, вплоть до возвращения из трудармии братьев, рукоположенных на служение, пытались сохранить веру и собирались вместе, но для библейских чтений, а не как для проведения богослужений и уж тем более с преподанием Святого Причастия (!). Такой, например, была бабушка одного из авторов этого послания, Катарина Каспаровна Франц, организовавшая в Алтайском крае, куда ее с семьей депортировали из Поволжья осенью 1941 года, небольшую женскую молитвенную группу, служившую Богу коллективными молитвами, чтением Библии и совместным пением духовных гимнов. В отличии от «ультра прогрессивных» германских теологов конца XX - начала XXI века, такие вот простые, но стойкие в вере, женщины, основываясь на Библии, знали почему отправлять Таинство Причастия и вести богослужение может только (!) мужчина. Ни в одной российской братской пиетической общине никогда, даже в самое трудное время, не было ни одной рукоположенной на служение священнослужителем женщины! И ни в одной общине Святое Причастие не преподавалось женщиной! Так было и так есть! Об этом были осведомлены и Георг Кречмар и его восприемник на посту архиепископа ELKRAS Эдмунд Ратц. Знает это и нынешний глава Церкви Август Крузе. Знает, болеет душой, переживает, уверены мы, но не может пойти против желаний кураторов из ЕЦГ ординировать в России в пасторы именно женщин!

По утверждению известного российского социолога религии, главного редактор портала «Религия и СМИ», публициста Александра Щипкова, общавшегося с Георгом Кречмаром в бытность его архиепископства в ELKRAS, именно Евангелическая Церковь Германии и непосредственно Кречмар «не рекомендовали (читай – приказывали, прим.авторов) принимать абитуриентов, скептически смотрящих на феномен женского священства». Здесь речь идет о семинарии ELKRAS в Новосаратовке, построенной при содействии ЕЦГ, куда, по мнению этих спонсоров, нужно принимать на обучение исключительно женщин, либо мужчин, но согласных с женосвященством. Вот так, не больше ни меньше! Ломать через колено, не считаясь с российскими традициями и мнением местных верующих, таково кредо гостей – кураторов ELKRAS из ЕЦГ. А ведь помимо подготовленных в Новосаратовке женщин – пасторов в Россию из Германии принципиально, умышленно, направлялись и продолжают направляться и уже ординированные священнослужители женского рода.

Возмущенный таким давлением извне и попустительством здесь со стороны ELKRAS, епископ Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) Всеволод Лыткин даже обратился с Открытым письмом к Архиепископу Августу Крузе. В нём он напоминает своему адресату, что: «на встрече у нас в Новосибирске Вы говорили, что Вы «тоже на той позиции, что женская ординация не принята, и что только мужчины должны быть». Значат ли Ваши нынешние высказывания, что Ваши взгляды поменялись, или же это разновидность дипломатии, чтобы не пришлось пожертвовать отношениями с партнёрской церковью (ЕЦГ – прим.авторов)? Но в таком случае, не заведёт ли эта дипломатия Вас слишком далеко? И где та черта, перед которой Вы сможете остановиться? Ординация женщин на служение уже стала нормой в ЕЛЦ (ELKRAS – прим.авторов), как это произошло ранее в Германии; другие явления, такие как благословение гомосексуальных пар и одобрение абортов, вроде бы, ещё нет. Но можете ли Вы быть уверены в том, что, уже сказав «а», Вы не будете испытывать давление со стороны Вашей партнёрской церкви к тому, чтобы сказать и «б»?»

Возмущение епископа Лыткина, как следует из этого Письма, было спровоцировано тем, что архиепископ Крузе не сдержал данного им обещания и допустил до служения, в общем для двух Церквей здании, в Томске женщину – пастора. Увещевая пресечь его эту практику женосвященства, Всеволод Лыткин написал: «В противном случае наше сотрудничество под крышей церковного здания в Томске потерпит урон….От Вас зависит не только будущее маленького прихода в Томске. От Вас зависит судьба всего российского лютеранства. Судьба наших детей и внуков. От Вас зависит, вырастут ли они верующими или неверующими, будут ли они создавать семьи или вступать в гомосексуальные союзы, будут ли они рожать детей или совершать аборты…. Мы не враги Вам. Мы молимся за Вас, и страдаем, видя, как западные пасторы и миссионеры несут в нашу страну идеи, чуждые традиционному христианству в России».

Но что ответил на это ELKRAS и архиепископ Крузе? Как уверяло еще в 2010 году германское издание «Volksstimme» (доступный авторам материал размещен на сайте www.wirdeutsche-ausrussland.de) «Август Крузе хочет, как говорит, «освободить церковь от немецкого диктата»… и «как считает Крузе, немцы (ЕЦГ – прим.авторов), с одной стороны, помогли восстановить Евангелическо-лютеранскую церковь в России, но, с другой стороны, «разрушили старую русскую церковь (исконно существовавшую в России лютеранскую пиетическую традиции, подменив ее современной либеральной идеологией – прим.авторов)». Неприемлема, по мнению этого издания, для господина Крузе и «западная практика рукоположения на пасторское служение женщин» из-за чего осложнились отношения с православными. Во время встречи с митрополитом Илларионом, возглавляющим Отдел внешних сношений в Московском патриархате, по уверению журналистов «архиепископ Август Крузе отметил, что русские лютеране будут придерживаться не либерального (навязываемого ЕЦГ – прим.авторов), а традиционного пути развития церкви». Здесь же, по всей видимости, характеризуя сложность отношений с германскими гостями и несовместимость ультра либерализма и российского консервативного традиционного лютеранского пиетизма, архиепископ Крузе заявил, что «наша теология пережила сталинское время, и нам не нужно объяснять, как и во что верить». Да, тут бы и мы тоже, не раздумывая, подписались под этим последним высказыванием господина Крузе. Наша вера – вера российских лютеран пережила годы страшных испытаний и к нам в полной мере можно отнести следующие слова апостола Павла из Второго Послания к Коринфянам: «…нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем». Наших российских братьев – лютеран действительно жестоко наказывали во времена атеистических гонений, а впоследствии, уже в наши дни, германскими гостями мы были сопричислены к умершим вместе со всеми нашими традициями и принципами, но вот, как оказалось, мы живы.

Но, не смотря на все заверения в верности особому пути российского пиетистского лютеранства, этой выжившей, как он сам выразился, нашей теологии, последний архиепископ ELKRAS Август Крузе за эти годы не сделал ничего, чтобы избавить руководимую им Церковь от зарубежного диктата. Эта структура сегодня практически полностью исчерпала свой и без того ущербный, «благодаря» германскому либеральному влиянию, ресурс.

Даже то, что на смену германским руководителям сегодня, пусть формально, но пришли их российские протеже, положения в лучшую сторону не поменяло. Долгое время остававшиеся на вторых ролях, они не горят желанием созидать единую сильную лютеранскую церковь в России, тратя время более на «зачистку» своего личного жизненного пространства от возможных конкурентов - коллег. Например, в ответ на призывы к необходимости возрождать лютеранскую церковь на Юге России московский епископ ELKRAS Дитрих Брауэр в жесткой форме потребовал не допускать более к обучению по семинарским программам студента последнего курса Новосаратовки - лидера лютеран Краснодарского края Павла Ткаченко, увидев в нем, по нашему предположению, не то критика либеральной германской теологии, не то своего будущего возможного конкурента. То, что вопрос денег возник именно в этот момент и как обучавшийся доселе все эти годы семинарист вдруг стал чужим, «человеком со стороны» - эти вопросы - обстоятельства только свидетельствует в пользу нашего предположения. Там где в дискуссии обнаруживается слабость позиции, у некоторых людей, возникает искушение подкрепить ее финансовой дубинкой.

Если бы сегодня гости из Евангелической Церкви Германии действительно желали помочь российским лютеранам в созидании единой и сильной Церкви, то в первую очередь им следовало бы исправить часть того, что они успели уже сделать в России в прошлые годы.

Мнение о том, что в России живут исключительно малообразованные люди, которым, согласно классическим зарубежным штампам, присущ кругозор типа «лапти, шапки-ушанки, матрешки и балалайки» гостям из ЕЦГ придется изживать, чтобы не было курьезов вроде произошедшего на одном из организованных ими «теологических семинаров» когда германский лектор взялся было объяснять местным российским верующим что есть Рождество. Не молодые уже люди, за плечами у многих из которых был громадный жизненный, и подчас ни одно высшее образование и ученые степени, вынуждены были «узнавать» из уст германского гостя «что такое рождественская елка». А на робкие возражения выпускника философского факультета МГУ Владимира Пудова, что «мы знаем, что такое елка», от лектора последовала категоричная отповедь о том что «Вы, местные, не можете этого знать. У вас в течении 70-ти лет был коммунизм…». Этот показательный случай, к сожалению, далеко не единичен. Примеров подобного мышления германских гостей, искренне считающие российских граждан чем-то вроде темных и забитых аборигенов, подлежащих колонизации и вестернизации можно приводить бесконечно много. От «бремени белого человека», несущего ценности своей цивилизации во всякие «медвежьи углы» вроде России, приезжающим из ЕЦГ надо освобождаться. Это и в их интересах и полезно для нас, местных. Иначе это может обернуться катастрофой вроде той, что уже происходит с лютеранской Церковью в сегодняшней Германии.

А ТАК СТАЛО В ГЕРМАНИИ

Число номинальных прихожан сократилось там, только за предшествующее десятилетие, с 1990 по2002 гг., более чем 4,0 миллиона человек. Около четверти немцев на Западе Германии и до двух третей на ее Востоке никогда, даже в праздничные дни, не посещают храмы. До половины всего населения, особенно жители мегаполисов, отказываются от Таинств крещения и причастия, и не совершают обряда венчания в Церкви.

Сокращения числа прихожан, снижение посещаемости богослужений и иные обстоятельства ставят перед ЕЦГ вопрос о целесообразности дальнейшего содержания такого количества церковных зданий, не стоит ли, например, часть из них закрыть, сдать в аренду или даже снести. Исследования последних лет говорят, что при существующих в Германии 35 тысячах лютеранских и католических церквей от каждой третьей можно избавиться без ущерба для отправления богослужения.

Опросы населения Германии свидетельствуют, что уже только 45% из них уверенны в существовании Бога. При этом надо учитывать, что даже это количество людей верит в Бога весьма своеобразно: часть из них отрицает Троицу, другие не уверены в присутствии Бога в повседневной жизни, и только 16% жителей Германии воспринимают библейское учение о возникновения жизни на Земле. По этой причине, например, до 70% берлинских детей отказываются от изучения Закона Божьего в школах.

Для современных немцев отнесение себя к лютеранской или католической Церкви Германии – это не вопрос веры в собственном смысле, а скорее просто некий общекультурный контекст, отстраивание себя от ислама, сейчас бурно завоевывающего эту Родину Лютера.

Горьким откровением можно назвать сказанное некогда председатель Совета Евангелической Церкви Германии, епископом Берлина - Бранденбурга В. Хубером: «….мы не христианская страна. И стало быть, христианские церкви не могут претендовать на монополию…». И это произнесено в адрес Германии, страны наших гостей.

КАК БУДЕТ У НАС В РОССИИ?

Находясь в таком положении верят ли они в будущее лютеранской Церкви в России? Ответ, скорее всего, отрицательный. В свое время один из германских гостей, поставленный здесь епископом, Зигфрид Шпрингер, откровенно сознался: «В Европе церковь умирает, тоже и у вас в России произойдет». Делать что-то для развития Церкви при таком подходе и таком пессимистичном настроении конечно вряд ли им захочется.

В марте 2012 г ЕЛЦ АИ инициировала проведение в Москве конференции российских лютеран «Да будут все едины», целью которой было начать диалог и поиск пути объединения разрозненных лютеранских групп и церквей, если пока не поздно, и если еще не в Единую сильную и здоровую российскую Лютеранскую церковь, то хотя бы на первом этапе в ассоциированный союз. EЦГ в лице своих представителей конференцию проигнорировало.

И только один из высокопоставленных германских гостей, епископ ЕЛЦ УСДВ, господин Шауде, отреагировал на инициативу ЕЛЦ АИ по организации конференции и объединению всех лютеран России. Правда, сделал он это весьма своеобразно, назвав Церковь – устроитель, пригласившую его к участию в этой конференции какой-то неправильной, не легитимной (хотя она и зарегистрирована как всероссийская Лютеранская Церковь в соответствии с действующим российским законодательством) и «не внесенной в конституцию» России. Последней претензией мы, авторы приглашения и члены этой Церкви, были особенно озадачены, так и не поняв, а при чем здесь ссылка господина Шауде на Конституцию России? Возможно, что работая у нас в стране, он пока еще просто не успел ознакомиться с нашими законами и традициями, потому, что в противном случае он вряд ли бы написал такое.

В целом деятельность Евангелической Церкви Германии вызывает много вопросов у представителей российских лютеранских общин. Чего действительно хотят приехавшие к нам гости – германские миссионеры?

Невольно складывается мнение, что помимо религиозной составляющей, желания исполнить волю Божью, ими преследуется и еще одна цель – цивилизационная, геополитическая, не связанная с лютеранством.

Современные протестантские миссионеры в большей своей массе несут ярко выраженное послание, сопровождающее весть о Христе: прежний духовный опыт России был ошибочным и тупиковым путем, посему территория этой страны подлежит «новой евангелизации». Причем ключевым выступает именно геополитическая категория - «территория бывшего СССР».

Плохо это или нет? Следуя логике Святого Апостола Павла – нет. Хуже, как говорится, не будет. В соборном послании к Филиппийцам Павел писал: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа… Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться…» (1 Филип 1:15-18).

Вспомним начало нашего письма, где мы признавали, что некогда еще греки проповедовали, будучи агентами влияния Византии, но в результате православие всё же стало душою русского народа.

Однако в лютеранстве тактика «агентов влияния» никогда не являлась сутью конфессии, скорее это было движение за чистоту и нравственное обновление христианской Церкви. Российские лютеране, несправедливо обиженные советской властью в XX-ом веке, с практически уничтоженной церковной структурой, после времен гонений уже в новой России продолжали восстанавливать разрушенное из того, что чудом было сохранено в лагерях. И тут стали появляться гости из Германии и других стран, прежде всего Финляндии и США.

Финский ингерманландский проект по созданию Церкви Ингрии был связан с эйфорией известного ельциновского лозунга «берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Финны умеют терпеть и умеют ждать. Элитам Финляндии начала 90-х казалось, что настал час реванша за 39-й год, когда их страна потеряла значительные карельские территории и земли ижорского района. Организованная на финские деньги Церковь Ингрии призвана была служить планам по «мирной аннексии» Игерманландии – широкой автономии для этих, некогда финских земель, под патронажем Финляндии. Но с приходом во власть команды Владимира Путина, эти планы пришлось свернуть и Церковь Ингрии вынуждена была переориентироваться на сотрудничество с американской лютеранской Церковью Миссури Синод.

Тогда же появилась и Сибирская Евангелическо - Лютеранская Церковь, также активно взаимодействующая сегодня с приезжающими гостями из Америки.

Но самый значительный на сегодня проект зарубежных гостей в России – это конечно же ELKRAS. Его авторы и нынешние кураторы из ЕЦГ не желают признавать, что проект этот на грани краха, что существующее на сегодня в Германии либеральное церковное учение с его навязыванием женосвященства, попустительством гомосексуализму и другими не согласуемыми с Библией вещами, для России не приемлемо.

КАК МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ БЫЛО В РОССИИ

Историческая Лютеранская Церковь в России всегда имела свое собственное уникальное лицо, свою, в хорошем смысле, консервативную идеологию, во многом пиетическую, пропитанную духом братской традиции. И для местных верующих важно чтобы она и оставалась такой, прежде всего Церковью российской, а не германской, не финской, не американской или какой-либо еще.

Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания (ЕЛЦ АИ) России сегодня призывает всех лютеран к диалогу, чтобы в составе единой Церкви каждый мог найти свое место, подобно матросам на общем прекрасном надежном корабле, имя которому Российское Лютеранство.

Да в российском лютеранстве много проблем. Но приезжающие из ЕЦГ забывают, что миссия хорошего гостя в том и состоит, чтобы помочь решить эти проблемы, а не создавать новых, в том, чтобы примирить хозяев, а не защищать и не консервировать существующие в их среде разобщенности. Ибо, как известно, именно «миротворцы сынами Божиими нарекутся». Германские миссионеры часто забывают об этом, забывают, что именно они, а не российские лютеране гости на этой земле!

Сегодня ЕЛЦ АИ называют раскольниками, однако никто не может привести ни одного факта в пользу таких утверждений. ЕЛЦ АИ, не переманила ни одной общины у других лютеранских образований и, даже более того, призываем всех лютеран России к объединению и готова сама ради этого единства идти жертвы со своей стороны.

ЕЛЦ АИ критикуют и за рукоположение священнослужителей для вновь образуемых приходов и даже, более, сильнее за поставление новых епископов, но если без предвзятости вникнуть в суть делаемого, то всему найдется разумное объяснение. Как сказать и какими глазами смотреть в лицо людям желающим собираться на богослужения, что у них не будет священника «всего лишь» еще несколько лет, что им придется это время просидеть дома, пока кто-нибудь из возможных кандидатур не пройдет полный курс обучения в семинарии? Или как отказать человеку, желающему служить людям и готовому поехать к ним, в их вымирающую общину, в глухую местность, только на том основании, что его знания, например, латыни или древнегреческого оставляют желать лучшего? Поэтому, чтобы не впадать в фарисейство в духе некой «высокой церкви» и рукополагают в ЕЛЦ АИ новых приходских «батюшек» - дьяконов и пасторов, а вкупе с ними и епископов, как организаторов, энтузиастов, как тех, кто будет не только, как это принято сейчас у некоторых, по интернету, дистанционно духовно окормлять паству, но и возьмется, при полном отсутствии финансирования, на одном велении сердца и при Божьем содействии, объезжать отдаленные общины, строить новые церкви. Говоря кратко, как резюме, думаем, что новые пасторы и епископы есть хороший признак для любой (!) Церкви находящейся в развитии, на подъеме, думающей о будущем. И обратное, Церковь, не рукополагающая пасторов или делающая это неохотно, Церковь, думающая о сокращении числа своих епархий и епископов – есть Церковь умирающая, какими бы обстоятельствами она это не оправдывала.

Поэтому прискорбно, с нашей точки зрения не торопливость в рукоположении священнослужителей, как кому то может показаться, а совсем другое: когда церковные кафедры стоят пустые, когда верующим в отдаленных местностях годами приходится ждать Причастия, когда зарубежные пасторы, посланные трудиться в Россию, выбирают место своего служения по принципу «этот город маленький скучный, здесь не останусь, поеду в другой, в «миллионник», там веселее». А то, что в этом первом, маленьком городке, есть община, давно мечтающая о своем пасторе, а во втором и нет ничего, в расчет не принимается, главное такому визитеру поселиться где удобней, где комфортней.

Вообще, приезжим из Германии и их представителям в России следует серьезно задуматься о целях своей деятельности. Ибо в данном случае действует правило «кто не созидает, тот разрушает». С кем сегодня они захотят быть, с традиционными российскими лютеранами, или будут продолжать делать то, что не служит возрождению сильной Лютеранской Церкви в стране пребывания!?

Для нас Россия – Родина, другой Отчизны для нас нет и не кому уступать ее мы не собираемся! Ни для каких проектов, ни для чьих экспериментов! Мы не желаем, чтобы начавшееся возрождение нашей Лютеранской Церкви было погублено действиями извне. Мы хотим идти собственным путем, основанным на безоговорочной вере в Бога, на буквальном понимании и признании авторитета Библии, на толкованиях уважаемого нами доктора Мартина Лютера! И мы призываем всех, и германских и финских и американских и российских верующих, всех кто придерживается евангелическо – лютеранского исповедания и желает торжества делу Христа, присоединиться к нам для совместного созидания единой Евангелической Церкви России!

Епископ ЕЛЦ АИ Константин Андреев, Президент Генерального Синода ЕЛЦ АИ, Епископ Южного округа ЕЛЦ АИ, Владимир Пудов, Александр Франц, первый заместитель Епископа, Епископ ЕЛЦАИ, пастор для общин г.Барнаула и с.Новотырышкино Алтайского края, Епископ Северо-Западного округа ЕЛЦ АИ Игорь Князев, пастор прихода Св.Георгия ЕЛЦ АИ г.Новоросийска,Павел Ткаченко, Председатель совета прихода Св.Михаила ЕЛЦ АИ г.Москвы, Владимир Шварцкопф.

http://luther.ru/society/opinion/1603-2012-05-27-17-09-21.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: