Тематика контрольных работ. 1. Медицинское обеспечение тренировочных занятий и соревнований

1. Медицинское обеспечение тренировочных занятий и соревнований.

2. Методы исследования физического развития. Соматоскопия.

3. Методы исследования физического развития. Антропометрия.

4. Методика врачебного контроля спортсменов. Общий и спортивный анализ.

5. Исследование и оценка функционального состояния нервной системы. Координационные пробы.

6. Исследование нервно-мышечного аппарата. Темпинг-тест.

7. Исследование вегетативной нервной системы. Ортостатическая и клиностатическая пробы.

8. Исследование жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

9. Функциональные пробы системы внешнего дыхания. Определение ЖЕЛ.

10. Функциональные пробы системы внешнего дыхания. Гипоксические пробы.

11. Инструментальные методы исследования системы дыхания.

12. Общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы. Определение систолического объема сердца по формуле Старра (СО).

13. Общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы. Определение минутного объема кровообращения (МОК).

14. Определение типа кровообращения и его оценка.

15. Функциональные пробы в исследовании сердечно-сосудистой системы. Пробы Мартине-Кушелевского, Котова-Демина.

16. Определение типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку при проведении комбинированной пробы Летунова.

17. Определение физической работоспособности по тесту Руфье-Диксона.

18. Определение физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту.

19. Сложные методы определения физической работоспособности (велоэргометр, тредбан, тест PWC170).

20. Проба с максимальными нагрузками. Определение физической работоспособности по тесту Новакки.

21. Самоконтроль спортсмена.

22. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными специфическими нагрузками в избранном виде спорта:

а) легкая атлетика

б) плавание

в) бокс

г) борьба

д) гимнастика

е) лыжный спорт

ж) тяжелая атлетика

з) футбол

и) баскетбол

к) волейбол

л) теннис

Тема 1. Медицинское обеспечение тренировочных занятий и соревнований.

В контрольной работе необходимо определить цель и значение медицинского обеспечения соревнований.

Выделить и описать задачи, требования и вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований.

Практическое задание. Составить программу медицинского обслуживания соревнований по избранному виду спорта. Предоставить образец правильно оформленного и заполненного заявочного листа и отчет о работе врача на сборах и соревнованиях.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практических занятий. Учебное пособие. Часть 2. / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – 360 с.

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

3. Журавлева, А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993. – С. 239-244.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Т.А. Медицинское обеспечение спортивных соревнований. / Т.А. Макарова. – М., Краснодар, 2000. – С. 230.242.

6. Марков, Л.Н. Медицинское обеспечение соревнований с большим количеством участников. / Л.Н. Марков // Теория и практика физической культуры. – 1987. – №1. – С. 48-49.

7. Марков, Л.Н. Спортивная медицина. / Л.Н. Марков. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – С. 231-241.

Тема 2. Методы исследования физического развития. Соматоскопия.

В начале работы следует раскрыть понятие «физическое развитие», выделить факторы, оказывающие влияние на физическое развитие. Дать определение соматоскопии. Подробно описать методы соматоскопии. Значение соматоскопии при оценке физического развития. Особенности физического развития и телосложения представителей различных видов спорта.

Практическое задание. Провести соматоскопию. Составить протокол соматоскопии и внести в него результаты исследования. Написать заключение с рекомендациями. Заключение: а) тип телосложения (соответствие его спортивной специализации) и осанка; б) выявленные недостатки.

Рекомендации:

а) по устранению выявленных недостатков средствами и методами основного вида спорта и дополнительными упражнениями;

б) по выбору средств и способов повышения физического развития применительно к избранному виду спорта.

Литература.

1. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособ. / Е.А. Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 206 с.

2. Граевская, Н.Д., Долматова Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие. / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 3. Методы исследования физического развития. Антропометрия.

В начале работы следует раскрыть понятие «физическое развитие», выделить факторы, оказывающие влияние на физическое развитие. Дать определение антропометрии. Указать значение повторных антропометрических измерений при отслеживании динамики физического развития и его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом. Дать описание основных и дополнительных антропометрических показателей и методов их проведения. Особенности физического развития представителей различных видов спорта

Практическое задание. Провести антропометрическое исследование в избранном виде спорта. Оформить протокол антропометрического исследования для оценки физического развития по методу стандартов, индексов. Сделать заключение с рекомендациями.

Заключение:

а) о физическом развитии спортсмена по большинству оценок антропометрических показателей;

б) указать конкретные недостатки, выявленные методами антропометрии.

Рекомендации:

а) по устранению выявленных недостатков средствами и методами основного вида спорта и дополнительными упражнениями;

б) по выбору средств и способов повышения физического развития применительно к избранному виду спорта.

Литература.

1. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. пособ. / Е.А. Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 206 с.

2. Граевская, Н.Д., Долматова Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие. / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 4. Методика врачебного контроля спортсменов. Общий и спортивный анализ.

При выполнении контрольной работы по данной теме следует перечислить методы исследования, входящие в комплексную методику врачебного обследования спортсменов. Дать характеристику перечисленным методам исследования. Выделить задачи, формы, условия проведения методики обследования в зависимости от уровня подготовленности и вида спорта обследуемого.

Практическое задание. Собрать общий, медицинский и спортивный анамнез в избранном виде спорта. Дать критическую оценку данных анамнеза, которая позволит студенту проанализировать состояние обследуемого, проведенную тренировку и выполненную нагрузку, отклонения в здоровье и динамике тренированности, наметить пути коррекции тренировочного процесса и образа жизни, необходимые лечебно-восстановительные мероприятия.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Журавлева, А.М., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. Руководство для врачей / А.М. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1994.

3. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А., Казаков, М.Б. Спортивная медицина: Раздел: Организация врачебно-физкультурной службы / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко, М.Б. Казаков. – М., 1984.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.

Тема 5. Исследование и оценка функционального состояния нервной системы. Координационные пробы.

В контрольной работе необходимо указать значение исследования состояния нервной системы в спортивной практике. Перечислить методы исследования функционального состояния нервной системы при занятиях спортом. Подробно рассмотреть координационные пробы (пробы Ромберга, Яроцкого, пальценосовая проба)

Практическое задание. Провести функциональные пробы (Ромберга, Яроцкого, пальценосовая) до и после нагрузки и дать им оценку. Все показатели занести в составленный протокол, сравнить до и после нагрузки, дать оценку функциональному состоянию нервной системы, сделать заключение.

Литература.

1. Готовцев, П.И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы / П.И. Готовцев // Проблемы спортивной медицины: Сборник науч. трудов: Методы врачебно-физиологических исследований спортсменов. – М., 1972. – С. 224-232.

2. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.

6. Синельникова, Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96 с.

Тема 6. Исследование нервно-мышечного аппарата. Темпинг-тест.

При выполнении контрольной работы по данной теме необходимо рассмотреть влияние занятий спортом на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, особенности его обследования. Выделить методы исследования нервно-мышечного аппарата, состояния рефлекторной функции при занятиях спортом. Описать исследование двигательного анализатора.

Практическое задание. Определить сухожильные рефлексы. Провести темпинг-тест с описанием методики. Все показатели занести в протокол, сравнить их до и после нагрузки. Дать оценку и сделать заключение о функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата.

Литература.

1. Готовцев, П.И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы / П.И. Готовцев // Проблемы спортивной медицины: Сборник науч. трудов: Методы врачебно-физиологических исследований спортсменов. – М., 1972. – С. 224-232.

2. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.

6. Синельникова, Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96 с.

Тема 7. Исследование вегетативной нервной системы. Ортостатическая и клиностатическая пробы.

В контрольной работе необходимо указать значение вегетативной нервной системы в регуляции систем жизнеобеспечения организма и поддержание гомеостаза. Следует отличить оптимальное взаимодействие отделов вегетативной нервной системы при рациональных занятиях спортом. Перечислить основные методы исследования функционального состоянии явегетативной нервной систесы. Подробно описать ортостатическую и клиностатическую пробы.

Практическое задание. Провести ортостатическую и клиностатическую пробы. Все показатели занести в протокол. Дать оценку и сделать заключение о функциональном состоянии вегетативной нервной системы.

Литература.

1. Готовцев, П.И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы / П.И. Готовцев // Проблемы спортивной медицины: Сборник науч. трудов: Методы врачебно-физиологических исследований спортсменов. – М., 1972. – С. 224-232.

2. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2002. – 478 с.

6. Синельникова, Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 96 с.

Тема 8. Исследование жизненной емкости легких.

В начале контрольной работы следует раскрыть важность и необходимость исследования функционального состояния системы внешнего дыхания в условиях спортивной деятельности. Рассмотреть общепринятую клиническую методику при исследовании органов дыхания. Подробно описать исследование жизненной емкости легких. Рассчитать величины ЖЕЛ, МВЛ (максимальная вентиляция легких).

Практическое задание. Определить ЖЕЛ в покое и после физической нагрузки. Определить и рассчитать дыхательные объемы: ДЖЕЛ (должной величины ЖЕЛ), ФЖЕЛ (фактической величины ЖЕЛ), МВЛ. Все показатели занести в протокол, сравнить, дать оценку, сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

3. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

4. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Краснодар, 2000. – 678 с.

5. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

6. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 9. Функциональные пробы системы внешнего дыхания. Определение ЖЕЛ.

В контрольной работе следует рассмотреть значение исследования функционального состояния системы внешнего дыхания в условиях спортивной деятельности. Описать общепринятую клиническую методику при исследовании органов дыхания. Дать подробную информацию о функциональных пробах системы внешнего дыхания.

Практическое задание. Провести функциональные пробы системы внешнего дыхания: динамическую спирометрию (проба Шафранского), пробу Розенталя, частоту дыхания (ЧД). Вычислить дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), резервный объем вдоха (РОвд),резервный объем выдоха (РОвыд). Все показатели занести в протокол, сравнить, дать оценку, сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

3. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

4. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Краснодар, 2000. – 678 с.

5. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

6. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 10. Функциональные пробы системы внешнего дыхания. Гипоксические пробы.

Раскрыть значение исследования функционального состояния системы внешнего дыхания в условиях спортивной деятельности, когда к аппарату внешнего дыхания предъявляются повышенные требования. Дать информацию о функциональных пробах системы внешнего дыхания. Подробно описать гипоксические пробы.

Практическое задание. Провести гипоксические пробы: Генчи, Штанге (Штанге с гипервентиляцией, Штанге с физической нагрузкой). Все показатели занести в протокол. Дать оценку функциональному состоянию дыхательной системы испытуемого. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

3. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

4. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Краснодар, 2000. – 678 с.

5. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

6. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 11. Инструментальные методы исследования системы дыхания.

Подробно описать инструментальные методы исследования системы дыхания. Рассмотреть показатели исследования внешнего дыхания, характеризующих вентиляцию, газообмен, содержание и парциональное давление кислорода и углекислого газа в артериальной крови и по другим параметрам.

Практическое задание. Провести комплексное исследование системы внешнего дыхания с регистрацией показателей частоты дыхания (ЧД), глубины дыхания (ГД), минутного объема дыхания (МОД), жизненной емкости легких с ее компонентами: резервный объем вдоха (Ровд), резервный объем выдох (РОвыд), дыхательный объем (ДО), форсированный ЖЕЛ (ФЖЕЛ), максимальной вентиляцией легких (МВЛ). Рассчитать дыхательный эквивалент (ДЭ), вентиляционный эквивалент (ВЭ), коэффициент резервных возможностей дыхания. Все показатели занести в протокол, дать оценку функциональным возможностям системы дыхания. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

3. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

4. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Краснодар, 2000. – 678 с.

5. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

6. Чоговадзе, А.В., Круглый, М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.

Тема 12. Общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы. Определение систолического объема сердца по формуле Старра (СО).

Следует отметить важность и необходимость исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов, уровень которой определяет общую работоспособность организма. Рассмотреть общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы.

Практическое задание. Сделать необходимые измерения АД. Рассчитать по формулам: среднее артериальное давление; пульсовое давление; систолический объем крови. Подробно описать метод определения систолического объема крови (или ударного объема крови) по формуле Старра. Все показатели занести в протокол (таблицу), дать оценку функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 13. Общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы. Определение минутного объема кровообращения (МОК).

Рассмотреть общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы.

Практическое задание. Сделать необходимые измерения ЧСС и АД. Произвести расчеты среднего АД, пульсового давления, систолического объема сердца по формулам. Используя полученные величины определить минутный объем крообращения (МОК). Рассчитать общее периферическое сопротивление сосудов. Все показатели занести в протокол (таблицу), дать оценку функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы исследуемого. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 14. Определение типа кровообращения и его оценка.

Рассмотреть общеклинические методы исследования сердечно-сосудистой системы: пульсометрия, измерение артериального давления. Описать тесты кровообращения.

Практическое задание. Сделать необходимые измерения ЧСС и АД. Выполнить расчеты. Определить МОК (минутный объем кровообращения), УО (ударный систолический объем крови), ОПСС (общее периферическое сопротивление сосудов), УПСС (удельное периферическое сопротивление сосудов), СИ (сердечный индекс). Все показатели занести в протокол. Определить тип кровообращения исследуемого, дать оценку функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 15. Функциональные пробы в исследовании сердечно-сосудистой системы. Пробы Мартине-Кушелевского, Котова-Демина.

Раскрыть понятие функциональной пробы, ее значение и место в практике спортивной медицины. Общие требования к проведению функциональных проб. Классификация функциональных проб. Оценка реакции испытцемого на нагрузку.

Рассмотреть простые функциональные пробы с подробным описанием методики проведения.

Практическое задание. Провести простые пробы: Мартине-Кушелевского, Котова-Демина. Все показатели занести в протокол, дать оценку функциональному состоянию. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 16. Определение типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку при проведении комбинированной пробы Летунова.

Охарактеризовать типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Рассмотреть значение типов реакции при проведении функциональных проб в праткике спортивной медицины. Подробно описать комбинированную пробу Летунова и методику ее проведения.

Практическое задание. Провести комбинированную пробу Летунова (не менее трех испытуемых), показатели занести в протокол, оценить реакцию на пробу, определить тип реакции сердечно-сосудистой системы. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 17. Определение физической работоспособности по тесту Руфье-Диксона.

В контрольной работе следует рассмотреть роль и проблемы тестирования в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсменов.

Подробно описать пробу Руфье-Диксона и методику ее проведения.

Практическое задание. Провести пробу Руфье-Диксона. Показатели занести в протокол. Произвести оценку работоспособности спортсмена и студента, имеющих разную степень физической подготовленности. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 18. Определение физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту.

Контрольную работу следует начать с рассмотрения роли, проблем и места тестирования в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсменов.

Подробно описать Гарвардский степ-тест, его модификации и методику проведения. Выделить диагностическую ценность теста и его информативность.

Практическое задание. Провести Гарвардский степ-тест. Показатели занести в протокол. Произвести оценку результатов с помощью индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле. Оценить работоспособность с помощью Гарвардского степ-теста спортсмена и студента, имеющих разную степень физической подготовленности. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 19. Сложные методы определения физической работоспособности (велоэргометр, тредбан, тест PWC170).

Контрольную работу следует начать с рассмотрения сложности определения физической работоспособности: велоэргометр, тредбан тест PWC170. Выделить задачи нагрузочных тестов, а также их преимущества и недостатки.

Подробно описать тест PWC170 и методику его проведения.

Практическое задание. Провести тест PWC170 у спортсменов разной специализации и квалификации. Рассчитать работоспособность и определить функциональное состояние, используя тесты реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Дать оценку работоспособности спортсменов разной специализации и квалификации. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 20. Проба с максимальными нагрузками. Определение физической работоспособности по тесту Новакки.

Дать характеристику тестам с максимальными нагрузками. Выделить задачи нагрузочных тестов. Рассмотреть сравнительную характеристику субмаксимальных и максимальных нагрузок с учетом их преимущества и недостатков. Подробно описать тест Новакки и методику его проведения.

Практическое задание. Провести тест Новакки у спортсменов разной специализации и квалификации, а также у нетренированных. Все показатели занести в протокол (таблицу). Сделать оценку результатов. Определить работоспособность исследуемых. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 21. Самоконтроль спортсмена.

Раскрыть понятие самоконтроля и его значение в спортивной деятельности. Рассмотреть задачи, методы, условия и правила проведения самоконтроля. Выделить критерии оценки (шкалирования субъективных признаков) и описать анализ показателей самоконтроля.

Практическое задание. Заполнить анкету (указать ФИО, дату рождения, семейное положение, вид спорта, специализацию, курс, разряд, жилищные условия, питание, вредные привычки, перенесенные заболевания, состояние в настоящее время, дату последней тренировки). Составить и оформить дневник самоконтроля, провести самоконтроль в течение 4-х недель. Данные самонаблюдений записать в дневник самоконтроля. Дать оценку результатам самоконтроля. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.

Тема 22. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными специфическими нагрузками в избранном виде спорта (легкая атлетика, плавание, бокс, борьба, гимнастика, лыжный спорт, тяжелая атлетика, футбол, баскетбол, волейбол, теннис).

Дать характеристику врачебно-педагогическим наблюдениям; выделить цель, основные задачи и значение ВПН в спортивной деятельности. Выявить цель, задачи и значение метода повторных специфических нагрузок при определении специальной тренированности. Рассмотреть условия проведения и требования, которым должны отвечать повторные специфические нагрузки.

Критериями для оценки служат функциональные сдвиги после нагрузки, их соответствие выполненной работе и стабильность при ее повторении, быстрота врабатывания и восстановления.

Практическое задание. Провести пробы с повторными физическими нагрузками в избранном виде спорта. Полученные результаты занести в протокол ВПН. Дать оценку теста. Сделать заключение.

Литература.

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.


Литература

1. Граевская, Н.Д., Долматова, Г.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: Учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Г.И. Долматова. –

2. Долматова, Г.И. Исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов: Учебное пособие / Г.И. Долматова. – Малаховка, 2001. – 130 с.

3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

4. Карпман, В.Л. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / В.Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.

5. Макарова, Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г.А. Макарова. – Ростов/ на Д., 2002. – 796 с.

6. Чоговадзе, А.В., Бурченко, П.А. Спортивная медицина / А.В. Чоговадзе, П.А. Бурченко. – М.: Медицина, 1984. – 380 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: