С. Толбазы, 20 мая 2015 г

МКУ Отдел образования МР Аургазинский район Республики Башкортостан

Обобщение педагогического опыта

«Организация самостоятельной работы обучающихся

На уроках математики и во внеурочное время»

  Учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа д. Новофедоровка муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Короткова Л.И.

с. Толбазы, 20 мая 2015 г.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Окружающий нас мир настолько сложен и многогранен и не до конца изучен, что никто не вправе считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже ВУЗа. Скорее, с этого оно только начинается.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно? Путь от постановки вопроса до его решения и получения результатов долог и нелегок. Пройти его способен не каждый.

Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ, научить его думать. И результат нашей совместной работы обязательно скажется: научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут находить необходимую информацию, добывать новые знания, анализировать проблемы и искать оптимальные пути их решения.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной деятельности (учебной работы). Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководитель этим самостоятельным трудом, давать для него дидактический материал.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: память, мышление, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действий уже полученных знаний.

В ходе работы над данной проблемой мной были очерчены основные задачи и направления деятельности:

- осуществить диагностику индивидуальных реальных учебных возможностей учащихся;

- использовать на разных этапах изучения материала различные формы организации занятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся конкретного класса;

- систематически включать учащихся в творческую самостоятельной работу, установить целесообразное соотношение различных форм организации учебной деятельности учащихся;

-целесообразно сочетать традиционные и новейшие технологии обучения. Каждая форма самостоятельной работы учащихся должна иметь цель: дидактическую, развивающую или воспитательную

Любой этап урока может содержать определенный вид самостоятельной работы учащихся. Выбор зависит от темы урока, индивидуальных особенностей класса и от задач, которые стоят перед классом. Традиционно существует представление о самостоятельной работе на уроке как форме проверки знаний. На своих уроках я также использую такой вид контроля, при этом стараюсь разнообразить и форму проведения и содержание работы, и ее проверку. Но это только один из видов самостоятельной работы, причем не основной.

1. Контрольная работа. Проводится в конце изучения темы, имеет целью определение уровня усвоения знаний учащихся по данной теме. Время выполнения, как правило, - 45 мин. Работы пишутся в нескольких вариантах, содержат задания разной степени сложности.

2. Самостоятельная работа контролирующего характера. Проводится с целью текущего контроля и коррекции знаний. При изучении каждой темы ученики пишут несколько самостоятельных работ. Время их выполнения - 15-20 мин.

3. Расчетно-графические работы. При изучении тем, которые предусматривают формирование умений строить графики функций, находить элементы геометрических фигур, строить сечения пространственных фигур и т.д. предлагаю графические и расчетно-графические работы.

Для проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, диагностики усвоения учащимися знаний и умений использую кратковременные формы самостоятельной работы: письменные (математический диктант, тест) Проверяю эти работы не только сама, но и приобщаю к этому учеников. Применяю самопроверки и взаимопроверки по образцу, приглашаю консультантов (лучших учеников) помочь, предлагаю найти ответы среди хаотично записанных чисел и расшифровать надпись.

На уроках использую самостоятельную работу с книгой (учебником) по изучению определенного теоретического вопроса. На уроках геометрии большое значение придаю изучению учащимися начальных понятий, стараюсь добиться их понимания как из начальных математических понятий и их свойств вытекают следующие утверждения. Перед изучением новой теоремы в начале урока предлагаю ученикам вспомнить те знания, которые будут применяться к доказательству теоремы. Сама делаю рисунок и начинаю доказывать, а потом предлагаю ученикам продолжить доказательства. При необходимости задаю им наводящие вопросы, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к правильному выводу. В дальнейшем при изучении простых теорем, а также выведение некоторых формул, свойств функций предоставляю им еще больше самостоятельности, привлекаю их к выводам. Конечно, такую работу нельзя оставлять на самотёк. Мнение учеников надо пробуждать и направлять, задавать вопросы, с помощью всех учеников отшлифовывать формулировки, уточнять вывод.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, также, считаю важным, чтобы ученики готовили рефераты из истории математики и о математиках. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекаю всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Написание докладов и рефератов – высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала.

Система организации самостоятельной работы должна охватывать не только работу ученика на уроке, но и способствовать развитию ребенка во внеурочное время. Поэтому я забочусь не только об организации урока, но и о том, как спланировать домашнюю работу учащихся, и прилагаю все усилия для того, чтобы обеспечить максимально продуктивную самостоятельную работу учащихся над учебным материалом дома. Учитываю время на объявления и объяснения домашнего задания перед окончанием урока (иногда даже в ходе урока), подбираю дифференцированные задания по выбору учеников. Иногда предлагаю ученикам выполнения долгосрочных творческих домашних заданий (изготовления моделей геометрических тел, придумывание задач по теме, построение диаграммы температуры воздуха, и т.д). Я убеждена и убеждаю детей, нельзя научиться математике только глядя на ответы в тетради товарища и механически списывая решения с доски. Математике можно научиться только тогда, когда все, что задано учителем, решать самостоятельно и сознательно.

Получив пятый класс, я, как все учителя, выявляю одаренных детей, начинаю кропотливую работу по развитию способностей детей. Эта работа идет в трех направлениях:

1.Постоянный подбор задач, которые решаются различными способами, выделяя оптимальный способ.

2.Решение задач повышенной сложности в освободившееся время на уроках и внеурочное время.

3.Привлечение детей ко олимпиадам, турнирам, играм.

В работе с одарѐнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

- логические задачи,

- математические ребусы, -

- геометрические задачи (на разрезание и др.),

- арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

Таким образом, ученики под моим руководством проходят следующие уровни самостоятельной деятельности обучающихся.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение.

Второй уровень самостоятельности – вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ.

Третий уровень самостоятельности – частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности.

Четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством обеспечения глубоких и прочных знаний учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ученик должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Результаты данного опыта выражаются в уровне суждений и умений учащихся. Основная масса учащихся усваивает знания по математике на должном уровне. Процент качества знаний в классах, где я работаю, от 55 до 68%, среди обучающихся есть ученики занимающие призовые места на районных олимпиадах, двое учеников в этом году стали лауреатами олимпиады Олимпус.

Жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки и самостоятельность. И если мои ученики пройдут путь от проблемы до её самостоятельного решения, значит, в этом есть и моя заслуга.

Литература.

1. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» Сборник статей. Составители С.И.Демидова, Л.О.Денищева «Просвещение» 1985г.

2. «Совершенствование методики работы учителя математики» Я.И.Груденев «Просвещение» 1990г.

3. «Психолого-дидактические основы методики обучения математики» Я.И. Груденев «Педагогика» 1987г.

4. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» Составитель Ю.Д. Кабалевская «Просвещение» 1988г.




double arrow
Сейчас читают про: