Правовой режим земель запаса

ПРАВОВЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО И ВОДНОГО ФОНДА.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.

Понятие и состав земель лесного фонда.

Понятие и состав земель водного фонда.

Правовой режим земель запаса.

1.

К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.), но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Нормы о землях лесного фонда содержаться в Кодексе о Земле РБ (ст. 125-126), а также в Лесном Кодексе (ст. 6, 27- 30 и др.)

Состав земель государственного лесного фонда образуют лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для с/х целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах государственного лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Леса в Республике Беларусь и земли лесного фонда являются исключительной собственностью государства. В Республике Беларусь государственное управление в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент РБ, Правительство РБ, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров РБ, местные Советы Депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательными актами РБ.

В соответствии с Лесным Кодексом в государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

К первой группе лесов относятся:

Ø леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

Ø леса особо ценных участков государственного лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное назначение;

Ø водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);

Ø защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

Ø санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленных зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковой части зеленных зон, лесов первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплутационные леса).

Участки государственного лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезных свойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений и в других целях. Предоставление участков государственного лесного фонда может предоставляться как с их изъятием у владельцев, так и без изъятия. Изъятие и предоставление земель государственного лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется по решению Президента РБ или по его поручению - Правительства. Изъятие и предоставление земель государственного лесного фонда, занимаемых лесами второй группы, для целей не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется по решению областных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством лесного хозяйства РБ.

Перевод осуществляется:

Ø в лесах первой группы - по решению Комитета лесного хозяйства при Совете Министров РБ, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ;

Ø в лесах второй группы - по решению по решению Комитета лесного хозяйства при Совете Министров РБ.

Участки государственного лесного фонда предоставляются в аренду сроком от одного года до пятнадцати лет. Законодательно запрещена аренда участков государственного лесного фонда на территории государственных природных заповедников, особо защитных участков, иных участков, где лесопользование несовместимо с их целевым назначением, а также субаренда участков государственного лесного фонда, их выкуп и передача в собственность арендатора. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельности подлежит лицензированию. Передача участков государственного лесного фонда в аренду оформляется договором аренды между арендодателям и арендатором на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с территориальными органами лесного хозяйства и Комитетом лесного хозяйства при Совете Министров РБ или по результатам лесных аукционов, проводимых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, совместно с исполнительными и распорядительными органами.

2.

Основным законодательным актом, регулирующим водные отношения, является Водный кодекс РБ. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории РБ, составляют единый государственный водный фонд. Он включает поверхностные воды (водные объекты) - реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п., подземные воды.

В состав водного фонда не включаются:

ü воды плавательных бассейнов, воды, обращающиеся как товароматериальная ценность (собранные в различные емкости, изъятые из окружающей среды);

ü воды, заключенные в системы коммунальных и промышленных водопроводов, используемые для жилищно-коммунальных нужд, промышленного производства;

ü воды, содержащиеся в живых организмах в растениях и животных, в атмосфере;

ü воды, содержащие в почве, однако самостоятельным объектом охраны выступает почвенная влага.

Объекты водного фонда учитываются в водном кадастре, где содержаться систематизированные данные о качестве и количестве вод, составляющих единый государственный фонд, а также об их использовании. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и их использовании и мониторинга вод.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водных объектов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Основаниями для возникновения права водопользования являются разрешения на специальное водопользование, решение местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов.

Различают:

общее водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами без разрешений. В таких случаях обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления судоходством.

специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Водные объекты (их части) могут находиться в обособленном или совместном водопользовании. В обособленном водопользовании находятся водные объекты, предоставленные в пользовании юридическим и физическим лицам на основании решении соответствующих органов управления. В совместном водопользовании находятся водные объекты, не предоставленные в обособленное водопользование.

Водные объекты могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам для ведения промыслового лова рыбы, для добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства, а также для других целей, установленных законодательством РБ.

Арендодателями водных объектов являются соответствующие местные Советы Депутатов, предоставляющие соответствующие водные объекты по согласованию с органами государственного управления; по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления. При аренде арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные по договору аренды водные объекты.

Право обособленного водопользования удостоверяется государственными актами на право водопользования, выдаваемыми республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды на основании решений соответствующих государственных органов, предоставивших водный объект в обособленное водопользование. Государственный орган, выдавший решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование, направляет решение Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, на которое возложена выдача государственного акта на право обособленного водопользования, а также органам, интересы которых предоставление этого объекта затрагивает.

Водные объекты предоставляются только во временное пользование. (краткосрочное - до пяти лет, и долгосрочным от пяти до 25 лет) Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование или в аренду.

3.

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение и не переданные в частную собственность. В состав земель запаса могут включаться неиспользуемые и изымаемые в установленном порядке у землепользователей, землевладельцев или собственников земельные участки. В эту категорию переходят участки лиц, добровольно отказавшихся от них, земельные участки, срок пользования которыми истек и больше не возобновлен.

К данной категории также относятся земельные участки, изъятые вследствие их нерационального использования, систематического невнесения земельного налога в течение установленных законодательством сроков, неиспользовании в течение одного года для с/х целей и двух лет - для несельскохозяйственных целей, и другие земли, право владение и право пользования, которыми прекращено по основаниям, указанным в КоЗ РБ.

Земли запаса состоят из земель, не находящихся в пользовании, не вовлеченных в хозяйственный оборот. Земли запаса служат резервом для выделения земель юридическим и физическим лицам.

В Республике Беларусь предусмотрено создание специального фонда земельного запаса. Он создается за счет нерационально используемых земель, земель, используемых не по целевому назначению или с нарушением установленных требований, а также за счет земель с/х назначения, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли, земель лесного фонда, не покрытых лесом и пригодных по почвенным и другим условиям для использования в качестве с/х целей.

На основании ст. 16 КоЗ РБ районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами из земель запаса, независимо от размера земельных участков. Данные земли являются государственной собственностью, и на них распространяется режим этой собственности. Предоставление земель запаса во владение или пользование осуществляется в порядке отвода. Такой отвод производиться на основании решения районных исполнительных и распорядительных органов. Право владения и право постоянного пользования землями удостоверяется государственным актом. В случае отвода земель запаса во временное пользование (в том числе и на условиях аренды) оформляется договор с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесной кодекс Республики Беларусь // Ведомости Националь­ного собрания Республики Беларусь. 2000. № 23.

2. Калиниченко Т.Г. Право сельскохозяйственного водопользования. М: Наука, 1989. 128 с.

3. Кроссов О.И. Правовой режим государственного лесного фонда /Отв. ред. Н.И. Краснов. М: Наука, 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: