Категориями называются наиболее широкие понятия, присутствующие в каждой науке.В философии, категориями называют ее наиболее широкие понятия: материи и сознания,движения и развития,пространства и времени и др.
Категории характеризуются основными чертами. Категории - это отображения объективной реальности. Категории находятся в глубокой связи, образуют систему, вне которой, они не имеют смысла.Категории находятся в развитии. В этом отношении они обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость,, подвижность своего содержания.
Прежде чем перейти к описанию категорий стоит уточнить их количество. Если материальный мир бесконечен, значит число описывающих его понятий, также должно быть бесконечным. В диалектическом материализме, принято считать, что существует ограниченное число категорий научной философии. До сих пор, среди существующих, основных философских категорий не возникало проблем, которые бы вынуждали к созданию новых широких категорий. Существуют два способа развития категорий: возникновение новых категорий и развитие уже существующих.
Все существующие категории можно разделить на три группы. Я ограничусь классификацией из учебника В.В. Орлова по общей философии, которая наиболее просто и доступно отражает категории диалектики. В первую группу входят наиболее широкие категории философии — материя, сознание,движение,развитие,закон и тд. Ко второй группе относятся категории входящие в состав основных законов диалектики. Третья группа образуется особой совокупностью категорий, которые не входят первые две: общее,особое и единичное,необходимость и случайность,сущность и явление,форма и содержание,возможность и действительность,причина и следствие.
В этой работе я сконцентрируюсь, и последовательно рассмотрю, категории, которые составляют третью группу и представляют для нас наибольший интерес, исходя из заданной темы.
Общее, особое и единичное. Эти категории являются наиболее простыми и, в тоже время, наиболее фундаментальными, т. к. все категории представляют собой обобщения выражающие общее.
Общее — это то, что свойственно классу предметов,явлений,процессов, единичное — присущее эелементу класса, особое — подклассу. Животное — это общее понятие, отображающее признаки,присущее царству живой сложно организованной биологической форме материи. Слон — это единичный представитель царства животных. Хордовое и млекопитающее, это особые подклассы в царстве животных, которыми можно охарактеризовать слона.
Различение общего, особого и единичного крайне относительно. Биологический вид является общим по отношению к особям,входящих в него, но относительно биологического рода,он,биологический вид, выступает единичным и тд.
Предельн общее, относящееся к бесконечному миру в целом называют, всеобщим. Также всобщим можно назвать знания, которые распотсраняются на все области определенной науки, и составляют ее базу.
В соврменном диалектическом марксизме общее,особое, единичное существуют одинакого реально, однако каждое из них обладает своим специфическим существованием. Реальный мир — это мир, объективно существующих единичных вещей, которые обладают общностью, несут в себе общее.Общее существует через единичное. «Дерево вообще» существует не около леса, а в единичных, отдельно взятых деревьях.
Сейчас, я расмотрю эти понятия более подробно. Для понимания и применения данной категории в процессе научного познания, нужно знать их взаимосвязь и отношение составляющих ее понятий друг к другу.
Общее может существовать только в единичном и через единичное. Всякое единичное есть общее, в том или ином виде. Любое общее охватывает все отдельные предметы, хоть и приблизительно.
Единичное, имеет сложную структуру, оно включает в себя инидвидуально единичное, присущее только данному отдельно взятому единичному, и общее, относящееся ко всему классу данных единичных.
В массе единичных данного класса общее играет определяющую роль, главенствующую по отношению к единичным. Отличным примером хдесь может выступить человек.В челове, наиболее существенным является то, что он человек, а не его возраст, пол и предмочтения в музыке или одежде. На примере одной человеческой жизни, можно увидеть как общее выступает определяющим и более главным, по отношению к единичному, т. к. жизнь общества превосходит по значимости жизнь отдельного индивида. Однако, не нужно забывать, что общее есть составляющее всей массы отдельно взятых единичных. Возвращаясь к примеру о значимости жизни общества над жизнью одного индивида, важно понимать, что под обществом подразумевается общество отдельно взятых инидивидов и их сумма образует общество и создает эту значимость.
Также стоит отметить важные для теории понятия абстрактно-всеобщего и конкретно-всеобщего. Абстрактно-всеобщее — это это всеобщее, максимальн отвлеченное от особенного и единичного, и состоящее только из общего. Конкретно-всеобщее — это единство абстрактно всеобщего,.т.е. общих черт вещей, и обобщенного, описания всего богадства особенного и единичного, т. е. - это всеобщее, учитывающее все многообразие особенного и единичного. Благодаря содержанию особенного и единичного, общее наполняется более сложным содержанием и нахоится в развитии.
Основные категории, общего,особенного и единичного, являются базой человеческого познания и практической деятельности.Знание диалектикой этих категорий необходимо для решения проблем познания и практической деятельности. Самыми явркими проблемами связанными с данной категорией, можно назвать проблему общечеловеческого и индивидуального,общественного и индивидуального,общечеловеческого и классового, интернационального и национального и тд. Наука имеет своим предметом общее, однако это общее, нужно выводить только из единичных фактов.
Необходимость и случайность.Необходимость — это то, что должно быть и обязательно произойти. Случайность — то, что может быть, но необязанно случаться.Развитие и усложение форм материй, смена общественно экономических формаций — это примеры необходимых событий. Все необходимые процессы представленны в массе единичных событий, случайных по отношению к основной, обязательной последовательности.
Необходимость — это общее, случайность — единичное. Категории необходимость и случайности обладают специфическим содержанием.Случайность — это форма проявления необходимости, необходимость не может существовать за счет случайности. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости, при участии случайности, являющейся отклонением от старого и ведущего к новому. Законы биологичееской жволюции не рождаются из случайностей, а определяют последние.
Различие случайного и необходимого — относительно и связанно, с объективной «системой отчета».Необходимое и случайное, являются таковыми только в определенных отношениях, нет безотносительной необходимости и случайности. Каждое случайное событие является таковым относительно более широкому и общему кругу событий,тенденций и условий. В отношении к своей непосредственной причине, случайное событие является необходимым.
С позиции диалектического материализма мир предстает не как «жестко» определенный заданными рамками, а представляет себя как мир необходимого и случайного. Он не цикличен и постоянно усложняется, порождая новую, более сложную форму материи.
Человеческой особеностью, отразившей необходимую и случайную природу мира, стала — свобода и ответственность. Человеческая свобода это результат объективной необходимости. Существенным элементом человеческой свободы является случайность, которая порождает бесконечное многообразие человеческих действий.
Явление и сущность. Явлением можно назвать внешнюю сторону действительности, а сущностью — скрытую,глубинную сторону действиетльности. Если развить понятие сущности то, ее стоит охарактеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное действительности, скрытое под явлением или в явлении.
Категории явления и сущности — наиболе общие понятия, включающие в себя стороны или моменты дейсвтительности, отображенные рядом других категорий.Сущность — прежде всего общее,а явление — целостная совокупность единичных.Для сущности характерна прежде всего необходимость, в явлении есть случайность. Явление имеет также общие черты,а сущности не сводятся к общему, они включают в себя особое и единичное, индивидуальное, но существенно особенное и индивидуальное. Мущность — это наиболее важное,основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном,явление — их непосредственное выражение.
Явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфичное содержание. Явление поэтому никогда не совпадают с сущностью и искажают ее.Цвета,запахи,вкусы — не сами действительные свойства вещей,а лишь их выражения, субъективные образы.
В процессе развития сущность остается более устойчивой — явление — изменчивым,тякучим.Способ развития сущности недостаточно исследован в философской науке.Способ развития сущности, проявляется,во первых, исчезновение одних, возникновение других. Так капитализм, за время своей истории обогатился новыми сущностными элеменнами и потерял часть, своего прежжнего вида,но он по прежнему остался капитализмом, основанным на присвоении прибавочной стоимости одним классом.
Во вторых, это проявляется в созранении одних и техже наиболее общих черт, сущность наполняется все более общим содержанием.Этот способ развития сущности проявляется в аккумуляции все более богатого содержания в пределах одних и тех же,наиболее общих черт вещи.Примером, второго способа может послужить развитие общественной собственности от первобытно-общинного строя до комунитического.
Сущности вещей постоянно развиваются и углубляются, совместно с бесконечным развитием мира.
Роль данных категорий в научном познании проявляется, в понимании того, что человек живет в сущностном и являющемся мире.Он есть порождение мировой сущности и в тоже время — является высшей сущностью в мире.Человек существует познаваяи перактически осваивая явления и иерархическую последовательность сущностей мира. Человек имеет дело с двойственным, противоречивым миром, который является не таким как это может показаться человеку.Поэтому человек бесконечно приблежается к познанию бесконечной и неисчерпаемой мировой сущности и своей собственной.
Похнавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своег существования.Развитие человека в этом смысле — движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей собственной сущности.
Форма и содержание. Содержание — это элементы, из которых состоит вещь, форма — совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Рассматриваемая в аспекте элементов и структуры, вещь в целом называется системой. Содержанием атома являются ядро и электроны, формой, или структурой, — совокупность связей между ними. Содержанием способа производства материальных благ выступают люди (как главные элементы) и средства производства, формой — совокупность связей между ними, прежде всего между людьми.
Различение формы и содержания относительно. Так, производственные отношения, выступая в качестве формы по отношению к производительным силам, являются содержанием по отношению к политическим, правовым и другим взглядам и отношениям.
Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Примат содержания перед формой объясняется тем, что форма, структура, или совокупность связей между элементами, есть выражение природы этих элементов, ибо элементы вступают в связи друг с другом, образуя тем самым форму, или структуру. Связи ядра или электронов определяются природой этих составляющих атома. Производственные отношения, образующие экономическую форму общества, — это отношения людей, производимые самими людьми.
Содержание должно находиться в соответствии с формой. Содержание всегда определяет форму и та изменяеся,в зависимости от его содержания, а не наоборот. Сущность это наиболее важный момент в форме и содеражнии, явление влючается определенную сторону как содержания так и формы.
Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.
В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет в конечном счете определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. Выражая основные тенденции содержания, форма может опережать в своем развитии отдельные консервативные элементы содержания.
В конечном счете противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка — сбрасывания старой формы и переделки содержания.
В научном познании, использование данной категории необходимо для понимания природных и социальных процессов, а также управления или влияния на них.
Возможность и действительность. Действительность — то, что существует, возможность — тенденция, заложенная в действительности. Существование возможного и действительного как необходимых сторон реального мира обусловлено его развивающимся характером: мир не является полностью «ставшим», законченным, абсолютно неизменным, вопреки известным метафизическим представлениям.
Хорошим вопросом для объяснения действительности будет вопрос: «Когда существует названная действительность?». Действительность можно описывать пролетающими мгновениями, а можно часами.Это создает повод уточнить используемое мной понятие действительности.
Временные параметры действительности определяются природой вещи, процесса, их устойчивыми признаками, определенностью. Так, современной эпохой мы называем не исчезающе малый момент времени, а период, охватывающий годы и даже десятилетия, характеризующийся устойчивыми чертами. Наиболее общие и фундаментальные возможности заложены в природе материи. Это прежде всего возможность бесконечного развития, которая непрерывно реализуется в ходе действительного развития материи. К числу всеобщих возможностей Энгельс относил возможность появления жизни и мыслящих существ, заложенную «в самой природе» материи.
Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Это не означает, однако, что реальная возможность автоматически превращается в действительность. В ближайшие годы возможность полета человека на Марс станет реальной. В длительной перспективе существует реальная возможность построения коммунизма. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность — крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого «запрета» на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным.
Не существует никакого физического закона, который бы отвергал случайную встречу с самим собой из будущего в любую минуту нашей жизни.Однако это не происходит.И на практике, никак не связанно с реальностью.
Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытие имеет поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т. е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи.
Многообразие возможностей не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом «канализировано», т. е. находится в определенном русле развития.
Возможность не является чем-то только будущим и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т. е. действительна. Во-вторых, возможность — это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. Возможность социализма, заложенная в недрах капитализма, уже есть некоторая «частица» социализма, выраженная в непосредственно общественном характере труда (в рамках отдельных предприятий), в солидарности трудящихся, в идее социализма, основных принципах научного социализма.
Особенностью возможностей явлляется то, что каждая возможность несет в себе потенциал развития и реализовываясь, делает действительность чем то более сложным.Так действительность встает в противоречие, становясь сложнее себя.
В силу определенности и закономерности развития возможности развития далеко не равноценны, в конечном счете в развитии побеждают глобальные возможности, выражающие закономерные тенденции развития.
Понимание данной категории дает научному знанию основания для его познаваемости. Мир, в котором существует возможность появления человека не является чуждым ему.Сущность человеческого существования заключается в создании бытия, которое само по себе не существует в действительности, является возможным.Человек, в теории, выступает как фактор превращения наиболее сложных возможностей, заложенных в материи, в действительность.
Причина и следствие. Причина — то, что порождает другое,— следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временным — причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным — причина порождает следствие.
Причина входит в состав условий. Условия — это все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. При этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Обусловливание — менее «сильное» действие, чем определение или причинение. Развитие общества определяется человеческими способностями и потребностями, процессом труда. Окружающая общество природа не определяет, а обусловливает общественное развитие, выступает в качестве его необходимого фактора.
В совокупности условий можно выделить пусковое условие. Чтобы пустить в ход химическую реакцию, необходимо, скажем, замкнуть электрическую сеть. Само по себе нажатие на кнопку не является причиной полученного химического продукта, однако без поступления электрической энергии продукт не был бы произведен. В обществе, где ничто не делается без сознательно поставленной цели, пусковое явление может выступать в виде повода, используемого для того или иного действия.
Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием — целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом. Объективные причины — это факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей, так и общества в целом. В конечном счете субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества.
Главная проблема теории причинности заключается в том, что означает определение, причинение, порождение следствия причиной. Категория причины занимает особое место в системе диалектического материализма, она в концентрированном виде выражает природу развития: возникновение низшего из высшего есть порождение низшего высшим. В механических взаимодействиях следствие качественно совпадает с причиной — в механическом воздействии телу передается некоторое количество энергии и направление действия. В надмеханических областях следствие может 'качественно отличаться от причины и в этом случае понимание внутренней природы порождения следствия встречается с большими трудностями..
Человек живет в причинном мире и сам является причинным существом. Животное приспосабливается к миру, его причинно-следственным связям, ибо оно только использует готовое от природы для своего существования. Человек проникает в суть причинно-следственных связей, овладевает этими связями. Являясь высшей формой материи, универсальным существом, человек овладевает самой причинной природой мира, вторгается в причинные связи, становится высшим причинным фактором во Вселенной, ибо он должен производить все необходимые для своего существования условия и, следовательно, производить свое собственное бытие, свою собственную природу. Причинение как сущностное свойство человека, в отличие от любой природной причинности, заключается, таким образом, в том, что оно направлено не только на природные вещи, природный мир, но и само на себя. В человеке в концентрированном виде выражено свойство бесконечной материальной субстанции «быть причиной самого себя».
Универсальный причинный характер человеческой сущности определяет природу человеческого труда и мысли, способностей и потребностей, свободы и ответственности.
Причинный характер человеческой сущности обусловливает бесконечные возможности социального прогресса, развития человеческой сущности.
Рассмотрев категории диалектики, можно выделить актуальную проблему связанную с ними. Основная проблема категорий связана с ее описанием.
В Макрксисткой философии основное внимание авторов, уделялось политической экономии капитализма.Философская система была развита Марком не так хорошо, как "Логика" Гегеля, которой он вдохновлялся в молодости. Основные понятия и категории, которые выделил Маркс, были тезисными, сконцентрированными сжатыми. Они создали систему его научного знания способную объяснить объективную реальность, но не расширили ее, не дали богатого описания для каждой из категорий. Поэтому, я хочу выделить глобальную и фундоментальную проблему развития и создания развернутого изложения системы категорий марксизма. Это актуальная проблема марксисткой философии.
Теоретическое значение решения данной проблемы проявится сразуже. Детальная проработка всего категориального аппарата марксизма создаст ясность в объяснении объективного мира, упорядочит и упрочнит уже имеющиеся знаня.
Практическое значение, наиболее важное, что стоит отметить при решении данной проблемы диалектики. Получение тщательно изученно и описанной системы категорий даст возможность увеличить активность и точность научного познания мира. Возможности и качество объяснений материального мира и его взаимосвязей будут отличаться небывалой точностью изложения философской мысли.
Объектом исследования в данной проблеме выступает категориальный аппарат диалектики.
Предметом изучения можно выделить понятия и взаимосвязи категорий, используемых в философии диалектического материализма.
Главными задачами перед философами ставится полный пересмотр всех категорий диалектики, возвращение интереса к проблеме категорий диалектики в научном сообществе,развитие проблемы и объяснение основных проблем связанных с каждой отдельной категорией научной философии.






