МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2014 N 970 в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, внесены изменения. Норма, предусматривающая утверждение профессионального стандарта, содержится в пункте 16 новой редакции Правил.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
┌────────────────┐
│ 1 │
└────────────────┘
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
┌──────────┐
Дошкольное образование │ │
Начальное общее образование │ │
Основное общее образование │ 01.001 │
Среднее общее образование │ │
───────────────────────────────────────────────────────────── └──────────┘
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам│
│образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
| Преподаватели в средней школе | Персонал дошкольного воспитания и образования | ||
| Преподаватели в системе специального образования | Преподавательский персонал специального обучения | ||
| Преподавательский персонал начального образования | |||
| (код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
| 80.10.1. | Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
| 80.21.1. | Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
| (код КВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
| код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
| A | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | ||
| Воспитательная деятельность | A/02.6 | ||||
| Развивающая деятельность | A/03.6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Код | A | Уровень квалификации |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель |
| Требования к образованию и обучению | Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
| Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
| Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | Преподаватели в средней школе | |
| Преподаватели в системе специального образования | ||
| Преподавательский персонал начального образования | ||
| Персонал дошкольного воспитания и образования | ||
| Преподавательский персонал специального обучения | ||
| ЕКС <3> | - | Учитель Воспитатель |
| ОКСО <4> | Образование и педагогика |
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование | Общепедагогическая функция. Обучение | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
| Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | |
| Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | |
| Планирование и проведение учебных занятий | |
| Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
| Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |
| Формирование универсальных учебных действий | |
| Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) | |
| Формирование мотивации к обучению | |
| Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
| Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
| Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
| Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | |
| Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
| Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |
| Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
| Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
| Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
| Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
| Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
| Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |
| Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | |
| Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
| Конвенция о правах ребенка | |
| Трудовое законодательство | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование | Воспитательная деятельность | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
| Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | |
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | |
| Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | |
| Проектирование и реализация воспитательных программ | |
| Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | |
| Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | |
| Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | |
| Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
| Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
| Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
| Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | |
| Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | |
| Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | |
| Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | |
| Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | |
| Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | |
| Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. | |
| Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |
| Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
| История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
| Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
| Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | |
| Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | |
| Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
| Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование | Развивающая деятельность | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
| Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
| Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
| Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | |
| Оказание адресной помощи обучающимся | |
| Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | |
| Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | |
| Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | |
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
| Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | |
| Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | |
| Необходимые умения | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
| Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | |
| Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | |
| Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | |
| Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | |
| Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | |
| Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | |
| Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | |
| Формировать детско-взрослые сообщества | |
| Необходимые знания | Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
| Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | |
| Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | |
| Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | |
| Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | |
| Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | |
| Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | |
| Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |






