Раскрыть специфику педагогической деятельности. Какие функции выполняет,какие компоненты содержит?

Педагогическая деятельность - воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

В педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий, диагностирующий.

Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания учебного материала.

Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать интерес к усвоению информации.

Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.

Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь. Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.

В педагогической системе, описанной Н.В.Кузьминой, выделено пять элементов: цель, содержание, средства, обучающийся и педагог. Все связаны между собой (каждый с каждым). Им поставлены в соответствие пять фундаментальных компонентов деятельности педагога с той же структурой связей. Н. В. Кузьмина определила в структуре педагогических способностей пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Проектировочный компонент «включает действия, связанные с предвосхищением, «забеганием вперед» - предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего обозримого времени, на которое ведется планирование.
Конструктивный компонент «включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой. А также наличием наглядных пособий, временем в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача».
Организаторский компонент «включает действия, связанные с организацией содержательной учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности обучающихся, связанной с ее усвоением, собственной деятельности в процессе решения педагогической задачи».
Коммуникативный компонент «включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений (с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогических задач».
Гностический (или исследовательский) компонент «включает анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание главных знаний, необходимых для продуктивного решения, анализ процессов решения задачи, результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным.

Все перечисленные компоненты педагогические способности и функции носят системный характер.

7. Кратко раскройте педагогические умения.

Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений - один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:

- находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат. В состав прогностических умений входит: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, план во многом он предопределяется способностью к антиципации.

Проективные умения. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Проективные умения включают: перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; определение комплекса доминирующих задач; отбор видов деятельности, планирование системы совместных творческих дел, планирование индивидуальной работы с учащимися, творческих сил и дарований, отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании.

Рефлексивные умения. Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности.

Коммуникативные умения учителя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения. Необходимо знание прежде всего ценностных ориентацией другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Необходимо также и знание имеющихся у человека представлений о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он приписывает себе, против чего возражает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. – М.: Смысл; Академия, 2007.

2. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие. –М.: Академия, 2014.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения:учеб. пособие.- М.: Академия, 2005.

4. Психология для гуманитарных вузов/ под ред. В. Н. Дружинина- СПб.:Питер, 2005.

5.Гребенкина Л.К., ЖокинаН.А., Еремкина О.В. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие.- Рязань: Педагогика, 2009.

6.Педагогический терминологический словарь. - СПб: Российская национальная библиотека, 2006.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2005.

8.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

9. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.

10. http://azps.ru/handbook/p/prof26.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: