Методические рекомендации по использованию средств наглядного обучения

Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходимо соблюдать следующие методические правила.

1. Наглядность эффективна при обязательном объяснении преподавателя. Когда объекты изучения абстрактны или для них нельзя создать средств наглядности, то речь используется для уточнения наблюдений слушателей, анализа результатов наблюдения, объяснения назначения и функции наглядных пособий.

В педагогическом процессе нередко используются плакаты и таблицы. Однако существуют определенные неудобства в их использовании:

Во-первых, размеры позволяют воспринимать информацию на ограниченном расстоянии;

Во-вторых, размещение и замена таблиц во время лекции отвлекают от восприятия материала;

В-третьих, качество со временем ухудшается;

в-четвертых, на одной таблице, плакате размещается больше информации, чем требуется на момент усвоения материла.

Использование проекторов позволяет снять вышеописанные недостатки.

2. Нельзя перегружать студентов многообразием используемых средств. Излишняя наглядность вреднее, чем недостаточная. Использование в 2-х часовой лекции по экономической дисциплине более 30 элементов наглядности лишает ее учебной нацеленности, превращая ее в публичную. Если в 2-х часовой лекции технические средства использовались больше 20 минут, объяснения преподавателя уходят из памяти студентов, остаются лишь сюжеты, кадры, звуки, а не знания.

3. Любое используемое средство наглядности требует времени для осмысления, усвоения. Исследования привели к такому расчету применения проекторов по общественным наукам: до 3-х включений при разовом включении 3–6 минут.

4. При использовании технических средств необходимо личное знание и умение ими пользоваться.

Итак, средства наглядности полезны, потому что обеспечивают точность восприятия, образность и глубину понимания предмета.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль наглядных пособий в учебном процессе?

2. Назовите формы и виды наглядности, используемые при изучении экономических дисциплин.

3. Какие последствия воздействия средств наглядности на психику обучаемых?

4. Назначение технических средств обучения в учебном процессе?

5. Каких методических рекомендаций следует придерживаться преподавателю при использовании средств наглядности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: