Обратимся к определению этого договора, приведенному в ст. 740 ГК РФ: «по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».
Строительный подряд — договор, самым тесным образом связанный с публичным правом, потому что его результат — создание недвижимости или, по крайней мере, ее изменение (реконструкция, например). Недвижимость всегда расположена на земле, а поскольку она — самая большая материальная ценность для любого государства, то особый интерес власти к такому подряду вполне объясним.
По этой причине договор строительного подряда может быть заключен не раньше, чем инвестор получит разрешение на строительство, выдаваемое по общему правилу органами местного самоуправления на основании утвержденного проекта и документа, удостоверяющего права инвестора на земельный участок.
Частноправовая сторона строительного подряда представлена гл. 37 ГК РФ, в которой он рассматривается как одна из разновидностей подрядных обязательств и соседствует с бытовым подрядом. Включение строительства в общую гамму, например, с ремонтом обуви, оправданно в том смысле, что в обоих случаях мы имеем дело с выполнением работ. Однако существует слишком много различий, чтобы поддерживать такое соседство, и это говорит о том, что критерии научной классификации не всегда пригодны для того, чтобы на их основе конструировать закон.
Являясь обязательством, направленным на выполнение работ, строительный подряд имеет свой объект — производство работ, т.е. процесс, который находится под контролем заказчика. Предмет договора, т.е. результат этих работ (новое строительство, расширение действующего объекта, его реконструкция и т.п.) всегда связан с недвижимостью, и этот факт порождает индивидуальные особенности строительного подряда.
Подрядчик в данном случае работает «не в своем хозяйстве»; он действует на строительной площадке, отсюда возникают дополнительные обязанности заказчика и основная из них — своевременно предоставить подрядчику земельный участок под строительство. Возведение объекта, кроме того, — слишком сложный процесс со многими неизвестными: всегда могут встретиться препятствия к выполнению работ как фактического, так и правового свойства (необходимость дополнительных согласований с какими-либо органами). Поэтому в строительном подряде существует правило о сотрудничестве сторон в устранении препятствий к исполнению договора, причем речь идет не о заранее обговоренном содействии, а о любом, которое может потребоваться.
Стороны договора представлены, прежде всего, заказчиком, т.е. инвестором, хотя в большинстве случаев заказчик — это субъект, который специализирован на организации строительства и оказывает услуги такого рода на основе договора с инвестором. На практике его называют техническим заказчиком, реже — управляющей компанией. Заказчиком по строительному подряду может быть только организация или индивидуальный предприниматель. Граждане в этом качестве выступать не могут, поскольку удовлетворение их бытовых и других личных потребностей посредством строительных работ оформляется договором бытового подряда.
Другая сторона договора, подрядчик, должен иметь лицензию. Условием ее получения является, помимо квалификационных требований к персоналу, наличие у подрядчика принадлежащих ему на законном основании зданий, помещений, строительных машин, средств транспорта, инструмента и т.д. Подрядчик должен иметь систему контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Содержание договора включает его объект, т.е. работу подрядчика, и предмет — результат работ. Таковым может быть законченный строительством объект или реконструкция, расширение, техническое перевооружение имеющегося объекта. Помимо этого, п. 2 ст. 740 ГК РФ относит к строительному подряду выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Это связано с тем, что на сооружении, например, жилого дома чаще всего заняты несколько подрядчиков, каждый из которых выполняет свою работу: один собирает коробку здания, другой монтирует лифты, третий налаживает и запускает отопительную систему и т.д.
Капитальный ремонт также может служить предметом договора строительного подряда, если стороны не намерены руководствоваться в своих отношениях общими положениями о подряде, предусмотренными в § 1 гл. 37 ГК РФ. Строительный подряд в данном случае предпочтительнее, так как капитальный ремонт — это те же строительные работы, но в более сложном исполнении. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей здания, кроме, понятно, полной замены фундаментов и несущих стен и может сопровождаться, например, модернизацией здания и его перепланировкой.
Срок выполнения работ определяется в договоре на основе проектной документации. Ст. 708 ГК РФ предписывает указывать начальный и конечный сроки; в дополнении к этому соглашением сторон могут быть определены сроки завершения этапов работ, т.е. промежуточные сроки. Таких этапов, если иметь в виду строительство жилого дома, обычно пять: нулевой цикл (котлован и фундамент), надземная часть (коробка здания), монтаж инженерного оборудования, отделочные работы, благоустройство территории.
Подрядчик в силу диспозитивного правила названной нормы отвечает за нарушение всех перечисленных сроков.
Для заказчика не столь важно отступление от промежуточных, как от начального и конечного сроков. В Москве, например, ему предоставляется земельный участок под строительство на условиях краткосрочной аренды. И если стройка не начнется в приемлемый срок или продолжится сверх сроков, определенных в проекте, власти вправе расторгнуть арендный договор с формулировкой «в связи с неосвоением участка в установленный срок».
По мнению ВАС РФ, определение договора строительного подряда в п. 1 ст. 740 ГК РФ дает основания для вывода о том, что условие о сроке окончания работ является существенным условием договора, а его отсутствие не позволяет считать обязательство возникшим1.
Начало работ, их производство и завершение подчиняются графику производства работ, который составляет приложение к договору. Если в ходе строительства по каким-либо причинам возникает необходимость внести в него изменения, которые могут повлиять на продолжительность строительства и его стоимость, то стороны должны согласовать их в письменной форме.
Цена договора, т.е. стоимость строительных работ, предопределена сметой, которая входит в состав проектной документации и предусматривает цену всех компонентов, которые относятся к строительству — материалов, оборудования, транспорта и т.п. Подрядчик, как утверждается в п. 1 ст. 743 ГК РФ, обязан осуществлять строительство в соответствии со сметой, устанавливающей цену работ. На самом деле смета становится для подрядчика обязательной не раньше, чем он выразит свое согласие с ней в рамках заключения договора строительного подряда.
К этому следует добавить, что строительство, особенно крупных объектов, — слишком сложный процесс для того, чтобы во всех случаях уложиться в смету. Всегда есть опасность расхождения между проектом и реальной практикой и, как следствие, — необходимость в проведении дополнительных работ. Решение об этом принимает заказчик, потому что такие работы оплачиваются за его счет. Подрядчик, который не дал знать заказчику о потребности в дополнительных работах, но тем не менее выполнил их, лишается права на оплату. Даже факт приемки этих работ заказчиком не равнозначен его согласию на их проведение и не дает права подрядчику на компенсацию расходов.
Однако если, например, при прокладке тоннеля обнаруживается подземная река, которая грозит затоплением, и единственный выход — срочное укрепление стен, то работы могут быть выполнены и без согласия заказчика. Подрядчику в этом случае придется доказать, что приостановка работ привела бы к гораздо ббльшим потерям, но при отсутствии доказательств он не получит вознаграждения за эти работы.
Инициатором всех подобных корректировок выступает подрядчик, который, действуя на стройплощадке, видит потребность в дополнительных работах. Но правом вносить изменения в проектную документацию и тем самым обязать подрядчика выполнить дополнительные работы обладает и заказчик при условии, что их стоимость не превысит 10% от общей сметной стоимости стройки, а характер этих работ не выйдет за рамки предусмотренных в договоре.
Данное правило, отраженное в ст. 744 ГК РФ, следует воспринимать с двумя оговорками. Первая состоит в том, что заказчик вообще не может вносить каких бы то ни было изменений в проектную документацию, если они относятся к так называемым обязательным утверждаемым положениям, отступление от которых при реализации проекта запрещено. Среди них — архитектурно-градостроительное решение объекта, конструктивные, инженерные и технологические решения, обеспечивающие безопасность объекта и территории в период и после завершения строительства, а также все иные обязательные положения, установленные законодательством, градостроительными нормами и СНиП.
Вторая оговорка сводится к тому, что предел стоимости дополнительных работ исчислен в п. 1 ст. 744 ГК РФ не от цены работ подрядчика, а от общей сметной стоимости стройки, и это обстоятельство может поставить подрядчика в сложное положение. Предположим, что стоимость всей стройки равна 100 млн руб., а цена подрядных работ составляет 20 млн руб. Заказчик в данном случае вправе обязать подрядчика выполнить дополнительные работы на сумму в 10 млн руб. (10% от 100 млн руб.). Но для подрядчика это означает увеличение стоимостного объема работ на 50%. И если график его занятости не позволяет даже путем отодвигания сроков работ выполнить возросший объем, то упрек следовало бы адресовать авторам проекта ст. 744 ГК РФ. Поэтому правило, сформулированное в п. 1 ст. 744, необходимо в законодательном порядке изменить, установив процентное отношение стоимости дополнительных работ к цене работ подрядчика по договору.
Указанная норма, однако, пошла еще дальше и разрешила заказчику вносить в проектную документацию изменения и в большем объеме (т.е. свыше 10% от стоимости строительства) под условием согласования сторонами дополнительной сметы. Отсюда и возникает вопрос: обязан ли подрядчик продолжить работы по договору, если заказчик, получив от публичных властей все необходимые разрешения и согласования, заказал проектной организации изменение проекта и его новый вариант требует от подрядчика гораздо бблыних усилий. ГК РФ не дает прямого ответа на этот вопрос, но лежащие в его основе принципы равенства сторон и свободы договора заставляют прийти к выводу о том, что подрядчик может отказаться от исполнения договора на новых условиях, если сочтет это для себя невыгодным или установит, что не в состоянии его выполнить.
Инициированные заказчиком и произведенные подрядчиком дополнительные работы должны быть оплачены.
В ходе строительства возможна ситуация, когда стоимость работ по договору возрастает по причинам, не зависящим от подрядчика. Он, например, использует арендованную технику, а ее собственник повысил арендную плату или возникла необходимость привлечь к работам большее число персонала, чем предполагалось, и прочее. Все эти и подобные им факторы составляют риск подрядчика, который он и должен нести1, за исключением случая, когда стоимость работ превышает оговоренную в смете на 10% и более. Тогда подрядчик вправе на основании ст. 450 ГК РФ потребовать пересмотра сметы, т.е. изменения договора, иначе дело для него может закончиться банкротством.
Подрядчик также вправе в силу ст. 744 ГК РФ требовать возмещения расходов, которые он понес в связи с установлением и устранением дефектов в проектной документации.
Вопрос о том, является ли цена строительного подряда существенным условием договора, обычно решается в литературе утвердительно, и это означает, что без соглашения о цене обязательство не возникнет. Но дело в том, что стоимость работ всегда определена сметой и подрядчик, взявшийся за выполнение работ даже без указания на цену в договоре, тем самым соглашается со сметной ценой, не говоря о том, что ст. 743 ГК РФ обязывает его действовать в соответствии со сметой, определяющей цену работ. Поэтому вопрос о ней как о существенном условии договора лишен практического смысла.
Качество строительных работ оценивается с точки зрения их соответствия техническим регламентам и проектной документации. Кроме того, в ст. 754 ГК РФ установлены еще два параметра качества, за которые отвечает подрядчик — достижение объектом показателей, предусмотренных в проектной документации, в том числе производственной мощности, и сохранение прочности, устойчивости, надежности здания (сооружения) при его реконструкции.
Оба этих параметра вызывают сильные сомнения в том смысле, что подрядчик, который в ходе работ строго следовал техническим регламентам и проектной документации, не должен отвечать за то, что построенное им предприятие производит меньше продукции, чем предусмотрено проектом. На том же фоне потеря прочности здания в результате его реконструкции не относится к сфере ответственности подрядной организации, которая согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ обязана вести строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Поэтому в случае предъявления к подрядчику иска о возмещении убытков по приведенным основаниям установить причинную связь между его действиями и указанными негативными последствиями окажется крайне затруднительным. Единственный упрек, который подрядчик мог бы заслужить, состоит в том, что он, ясно усматривая недостатки проекта, не сообщил об этом заказчику и не поставил вопрос об их устранении. Однако состоятельность такого упрека столь же труднодоказуема.
На практике под качеством строительства понимают уже отмеченное соответствие работ техническим регламентам и проекту, а отступления от них именуют недоделками и дефектами, причем под первыми имеются в виду невыполненные работы, а под вторыми — работы, произведенные с нарушением технических регламентов или проектной документации.
К дефектам относится нарушение технологии строительных работ (например, неправильный монтаж лестницы в многоэтажном панельном доме); использование подрядчиком неподходящих материалов, если это относится к сфере его ответственности; отход от проектных решений и т.п. Однако подрядчик не отвечает за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от проектной документации, если он сумеет доказать, что они не повлияли на качество объекта.
В договор строительного подряда может быть включена гарантия качества, под которой в ст. 755 ГК РФ понимается достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность его эксплуатации на протяжении гарантийного срока. Подрядчик может, конечно, выдать такую гарантию, но при всех условиях она будет относиться лишь к качеству его собственных работ, не распространяясь на ошибки проектанта и, если это удастся доказать, на факторы нормального износа объекта, его неправильной эксплуатации и ненадлежащего ремонта.
В отличие от гарантии из договора, гарантия из закона (ст. 724 ГК РФ) предусматривает ответственность подрядчика только в случае, когда заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи ему объекта или по причинам, возникшим до этого момента. Здесь, таким образом, бремя доказывания возложено на заказчика, а предельный срок, в течение которого он может предъявить свои требования, составляет пять лет и начинает течь с даты сдачи-приемки объекта.
Главная обязанность подрядчика — построить объект или, в зависимости от содержания договора, выполнить те или иные работы на уже существующем. В ходе исполнения этой основной обязанности на подрядчика ложится ряд сопутствующих", он должен обеспечивать стройку материалами и оборудованием, если договором эта функция не возложена на заказчика.
Вопрос о том, на кого именно при заключении договора строительного подряда следовало бы возложить снабжение строительства, относится скорее к области прагматики, а не права. Но если принять во внимание, что в законодательстве отсутствуют нормы, определяющие гарантийные сроки на работы по строительному подряду, а предложенный в ГК РФ срок гарантии из закона — пять лет — слишком краток в сравнении с зарубежными аналогами, то можно утверждать, что подрядчик заинтересован в применении не столько долговечных, сколько удобных для него материалов. К тому же в ст. 710 ГК РФ сформулировано малопривлекательное для заказчика правило, по которому в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, он сохраняет право на их оплату по цене, предусмотренной договором, если заказчик не докажет, что полученная экономия повлияла на качество работ. И только если это прямо предусмотрено договором, экономия может быть распределена между сторонами.
Такая экономия может быть получена подрядчиком в результате осуществления мероприятий, удешевляющих стоимость строительства (понятие, широко известное в строительстве, но отсутствующее в ГК РФ), которые могут сводиться как к совершенствованию проектных решений, так и технологии строительных работ.
Если в соответствии с договором материалы и оборудование поставляет заказчик, подрядчик обязан предупредить его об их изъянах (непригодность или ненадлежащее качество), когда таковые имеют место, и приостановить работы. В противном случае подрядчик попадает в невыгодную ситуацию, поскольку лишается права ссылаться на эти обстоятельства.
Подрядчик должен выполнять получаемые в ходе стройки указания заказчика при условии, что они не противоречат договору и не означают вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность. Эти указания не могут идти вразрез с проектными решениями, а в этих пределах относятся к второстепенным вопросам, допускающим альтернативные варианты; они не могут также посягать на самостоятельное ведение работ подрядчиком.
Подрядчик обязан сотрудничать с заказчиком в устранении препятствий к исполнению договора, в чем бы они ни заключались. Данный факт, как отмечалось выше, составляет индивидуальную особенность строительного подряда и не встречается среди других предпринимательских или бытовых договоров.
Следующая обязанность подрядчика — охрана окружающей среды и обеспечение безопасности работ — в том виде, как она отражена в ст. 751 ГК РФ, носит явно отсылочный характер, апеллируя к природоохранному законодательству и нормам о безопасности. Это объяснимо тем, что ГК РФ как акт торгового оборота не может входить в область публичного права, в котором и урегулированы последствия соответствующих правонарушений.
Круг обязанностей подрядчика замыкается завершающей стадией работ, когда он должен, если это вытекает из характера объекта, провести испытание оборудования, пробные запуски и тому подобные действия, после чего объект предъявляется им к сдаче. Договором на него могут быть возложены и такие дополнительные обязанности, как, например, эксплуатация предприятия в течение какого-то времени либо устранение за счет заказчика недостатков, которые он в принципе устранять не обязан (возникших в результате действий персонала заказчика, либо по причине дефектов оборудования, поставленного заказчиком и т.п.).
Обязанности заказчика выражены не так рельефно, как в случае с подрядчиком, но это связано с тем, что здесь мы имеем дело с «кредиторскими» обязанностями. Понятно, что на первом месте должна стоять оплата работ, которая и составляет основной интерес подрядчика, однако
перед началом и в ходе работ заказчик обременен и рядом других обязанностей.
Он должен передать подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию в срок, установленный договором. Состав и содержание технической документации, как указано в п. 2 ст. 743 ГК РФ, определяются договором строительного подряда, в котором также предусматривается, какая из сторон и в какой срок должна ее предоставить. Эта норма не соответствует реалиям, потому что состав и содержание проектно-смет-ной документации определяются не соглашением сторон, а нормативно на основе замысла инвестора и проектных решений. Поэтому требования подрядчика в рамках договора не могут идти дальше получения им документации в объеме и составе, отвечающем нормативному материалу. Что касается вопроса о том, кто именно должен предоставить документацию, то он отражается в договоре, но решается значительно раньше, когда заказчик стоит перед выбором: кому поручить разработку проекта — проектной организации или подрядчику, имеющему лицензию на выполнение проектных работ.
Заказчик обязан предоставить подрядчику земельный участок, площадь и состояние которого отвечают договору. В других случаях, например при техническом перевооружении действующего предприятия, заказчик обеспечивает подрядчику фронт работ, т.е. определенную зону, где подрядчик может действовать безопасным для себя и других образом без каких-либо помех. Заказчик, когда это предусмотрено договором, дает возможность подрядчику пользоваться принадлежащими ему зданиями, сооружениями, если таковые имеются и необходимы строителям. Также в силу договора он может перевозить строительные грузы, обеспечивать стройку материалами, оборудованием и прочим. В основе всего этого лежит общий интерес сторон к стройке, хотя за пользование зданием подрядчику, возможно, придется уплатить, а материалы и транспорт заказчика в ряде случаев обойдутся ему дешевле, чем если бы этим занимался подрядчик.
Заказчик обязан принять результат работ — законченный строительством объект, но прежде он принимает этапы работ, если проект, а вслед за ним договор предусматривают такое деление их общего объема. Завершив работы над очередным этапом, подрядчик уведомляет заказчика о его готовности к сдаче, и тот обязан немедленно приступить к приемке. Ее правовое значение заключается в том, что стороны подтверждают факт надлежащего выполнения работ либо устанавливают срок для устранения обнаружившихся недоделок и дефектов. Кроме того, заказчик, который принял результат этапа, несет риск последствий его гибели или повреждения, если это произошло не по вине подрядчика.
В ходе строительства заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством работ и сроками их выполнения. Обнаружив недостатки, он должен немедленно заявить об этом подрядчику под угрозой утратить право ссылаться на них в дальнейшем.
Если в роли заказчика выступает специализированная организация, которая по договору с инвестором организует строительство (технический заказчик), то в ее функции и войдет проведение контроля. Но когда инвестор сам выполняет функции заказчика, ему необходима помощь. Он может на время сооружения объекта создать службу технадзора — структурное подразделение, функции которого понятны из его наименования, или пригласить на работу по трудовому договору опытного специалиста по строительству. Существует и другая возможность, когда заказчик для проведения контроля заключает договор на оказание услуг с инженерной организацией или инженером — лицом, действующим на стройке от его имени на основании полученных полномочий.
Следует обратить внимание на авторский надзор, суть которого состоит в том, что проектная организация — разработчик проектной документации — привлекается к контролю за строительством для того, чтобы обеспечить соответствие выполняемых строительно-монтажных работ содержащимся в документации решениям. Вопрос о необходимости авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, отражается в задании на проектирование объекта.
Заказчик вправе отказаться от договора строительного подряда по ряду оснований. Так, задержка подрядчиком начала строительства или сроков выполнения этапов работ, делающие невозможным своевременное завершение стройки, могут повлечь такой отказ и требование о возмещении убытков. Те же последствия не исключены, когда подрядчик постоянно допускает нарушения по качеству работ, исправление которых занимает слишком много времени. Он не может продолжать строительство и в том случае, если лишен лицензии или ее действие приостановлено.
Право заказчика на отказ от договора по причинам, не связанным с подрядчиком, зависит от того, имеется ли запрет на такой отказ в обязательстве. И если он не включен в договор, а продолжение работ по тем или иным причинам не входит в интересы заказчика (переориентация бизнеса в связи с изменением конъюнктуры, его свертывание, проблемы с финансированием, конфликт между партнерами и т.п.), то он имеет возможность отказа при условии возмещения подрядчику убытков. Последние включают часть цены, пропорциональную выполненным ра-ботам (т.е. расходы подрядчика и его вознаграждение за эту часть), и неполученные доходы в пределах разницы между указанной частью и ценой всего договора.
Возвращаясь к обязанностям заказчика, следует назвать оплату им работы подрядчика. Объем оплаты определяется в смете, а сроки — в договоре. Предложенный в ст. 746 ГК РФ вариант, когда оплата работ происходит единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком, приемлем для подрядчика, когда он строит относительно недорогой объект. Но если тот же объект более сложен, а снабжение материалами возложено на подрядчика, то в договоре предусматривается периодическая оплата, чаще всего ежемесячная, работ и материалов, с окончательным расчетом после завершения стройки и устранения недоделок и дефектов, выявленных при приемке объекта.
Завершающая стадия строительства связана с обязанностью заказчика принять объект. Заказчик после получения письменного сообщения подрядчика о готовности к сдаче законченного строительством объекта обязан в срок, предусмотренный договором, приступить к организации его приемки. На первом этапе речь идет о приемке объекта от подрядчика, для чего создается рабочая комиссия, в состав которой входят представители заказчика, генерального подрядчика и субподрядчиков, проектанта и организации, осуществлявшей контроль за ходом и качеством работ.
По результатам приемки составляется акт, в котором отмечаются недоделки и дефекты, подлежащие устранению в оговоренные в акте сроки. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и он подписывается другой стороной. Такой акт считается действительным до момента, пока его недействительность не будет установлена судом, что возможно лишь в случае, когда мотивы отказа от подписания признаны обоснованными. Одним из таких мотивов для заказчика служит обнаружение недостатков, которые исключают возможность использования объекта для целей, предусмотренных договором строительного подряда, и к тому же не могут быть устранены силами подрядчика или заказчика.
Следующий этап по общему правилу состоит в предъявлении объекта инвестором государственной приемочной комиссии, формируемой органами исполнительной власти. Для ввода объекта в эксплуатацию инвестор должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В ГК РФ (ст. 706) предусмотрено правило, по которому заказчик и субподрядчик в случаях, предусмотренных обязательством, вправе предъявлять друг д р у г у требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. Следует, однако, учесть, что обусловленная генподрядным, а вслед за ним и субподрядными договорами возможность прямых расчетов между заказчиком и субподрядчиками исключает ответственность генподрядчика только в том случае, если он в силу указанных обязательств вообще не имеет никакого отношения к движению денежных средств от заказчика к субподрядчикам. Но если указанные расчеты допускаются только в качестве альтернативы, для ускорения поступления сумм на счета субподрядчиков, то ответственность генподрядчика за неплатежи сохраняется за ним.
Заказчик вправе, если сочтет это выгодным, вступить в подрядный договор с организацией, стоящей вне системы генерального подряда. Это случается, в частности, в отношении работ по озеленению: генподрядчик и субподрядчики сооружают объект, а оговоренные в проекте работы по высадке деревьев, устройству газонов и т.п. поручаются заказчиком специализированной организации. Такие договоры именуют прямыми, так как в данном случае между заказчиком и подрядчиком не стоит фигура генподрядчика. В то же время заказчик обязан согласовать с ним привлечение такого подрядчика, и объясняется это тем, что им так или иначе придется сотрудничать на одной и той же стройплощадке, хотя генподрядчик не связан с подрядчиком договором, не принимает его работы и не несет за его действия никакой ответственности.
Ответственность за нарушение договора строительного подряда за неимением каких-либо законодательных ориентиров устанавливается сторонами по собственному усмотрению и выражается в ряде штрафных санкций. Главным образом, это пени за просрочку исполнения, исчисляемые от общей стоимости строительства объекта. По истечении месяца их размер увеличивается или заменяется разовой неустойкой, но при всех условиях не превышает определенного процента от стоимости объекта.
Особый интерес в плане построения санкций вызывает задержка подрядчиком сдачи объекта и неустранение им же выявленных в ходе сдачи-приемки недоделок и дефектов. В первом случае практика иногда применяет схему, предусматривающую снижение на тот или иной процент размера вознаграждения подрядчика за каждый день просрочки. Удобство такого подхода для заказчика несомненно, так как из стороны, требующей уплаты санкций, он превращается в сторону, защищающуюся от возможного иска подрядчика, что с учетом состояния нашей судебной системы гораздо комфортнее.
Что касается ответственности подрядчика за неустранение недоделок и дефектов, обнаруженных при сдаче-приемке объекта или в пределах гарантийного срока, то здесь может быть применен почти забытый, но довольно эффективный механизм, который был предусмотрен Правилами о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.1 В соответствии с этим актом наличие недоделок и дефектов устанавливалось двусторонним актом заказчика и подрядчика, а в случае неявки последнего — в одностороннем порядке. Главное же заключалось в том, что за задержку устранения недоделок (дефектов) против предусмотренными актами сроков подрядчик уплачивал штраф в твердой денежной сумме за каждый день просрочки, что и стимулировало его к действию.
Объем возмещения убытков в строительном подряде законодательно не ограничен, но договором может быть предусмотрено возмещение сторонами убытков в пределах реального ущерба. Отсутствие договорного ограничения теоретически могло бы привести подрядчика к банкротству, потому что задержка, например, ввода в действие промышленного объекта породила бы непосильные для него суммы упущенной выгоды.
Но на практике этого не происходит ввиду сложности доказывания в судах причинной связи и размера неполученных доходов.
Прекращение договора имеет место не ранее ввода объекта в эксплуатацию, после чего между заказчиком и подрядчиком происходит окончательный расчет. Обязательство может прекратиться и до наступления этого момента по требованию одной из сторон, если ее право на предъявление подобных требований предусмотрено законом или договором.
Особым случаем прекращения договора является консервация строительства, когда строительные работы приостановлены по причинам, не зависящим от сторон, что и вызывает необходимость консервации объекта.
Нормативные акты не содержат каких-либо общих относящихся к порядку консервации правил, за исключением ряда технико-юридических норм, но в ст. 752 ГК РФ предусмотрены правовые последствия консервации.
Они заключаются в том, что заказчик должен оплатить работы подрядчика, выполненные им до момента консервации, возместить расходы, связанные с ее проведением и прекращением работ с зачетом тех выгод, которые подрядчик получил или мог приобрести вследствие прекращения его деятельности на стройплощадке.