Хранение и подготовка товаров к продаже

1. Требования, предъявляемые к хранению товаров в магазине

Размещение товаров. В магазине товарные запасы размещают непосредственно в торговом зале (рабочий за­пас) и в помещениях для хранения товаров (резервный за­пас).

При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упрощает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обес­печивает оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине кладовых. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товар; краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на

верхних полках — легкие.

Размещение товаров может быть и произвольным. Я этом случае на площадях, освободившихся от хранений одних товаров, размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально использовать площади кла­довых, но затрудняет учет из-за расположения однородных! товаров в нескольких местах.

196


При хранении товаров необходимо строго соблюдать установленные противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см или больше, если этого требуют условия хранения товаров, до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен по­мещения — 70 см. Опасные в пожарном отношении товаров следует хранить в изолированных, специально при­способленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В частности, при отсутствии механизмов вы­сота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Способы хранения товаров. Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде.

Наиболее часто применяют следующие способы хранения товаров: штабельное, стеллажное и в подвешенном виде.

На стеллажах размещают как упакованные, так и не­упакованные товары. Укладывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета — десятками, сотнями маркиров­кой наружу.

Штабельное хранение применяют для громоздких, крупногабаритных товаров, а также товаров в таре, на поддонах и в малогабаритных контейнерах, укладывая их по определенной схеме в несколько ярусов.

С помощью специальных приспособлений (вешал, крон­штейнов, крючьев) некоторые товары хранят в подвешен­ном виде.

Укладка товаров. Выбор способов укладки зависит от свойств товара, вида упаковки. Товары в таре (ящиках, Мешках) укладывают несколькими ярусами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный спо­собы укладки.

Прямую укладку применяют для товаров, упа­кованных в ящики одного размера, ставя их один на дру­гой маркировкой наружу.


Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость штабеля.

Обратная укладка применяется при штабели­ровании товаров в мешках. Первый ярус при такой уклад­ке образуется из групп, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ярусы — из таких же групп, мет­ки в которых уложены в обратном порядке.

Сроки хранения товаров. Различают сроки хранения, сроки годности и сроки реализации товара.

Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или техниче­ской документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий его хранения). По истечении этого cpoка товар пригоден для потребления, однако его потреби­тельские характеристики могут быть снижены.

Срок годности — устанавливаемый изготовите­лем период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при со­блюдении условий хранения соответствие товара требова­ниям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации — дата, до которой товар может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в до машних условиях.

Режимы хранения товаров. Затруднения в размещении товаров на хранение часто вызваны тем, что в магазине приходится хранить товары, требующие для этого! различных режимов температуры и относительной

влажности воздуха.

Относительная влажность — отношение количества в о дяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему коли


честву пара, насыщающего воздух при данной температуре, выраженное в процентах.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. При ее повышении торговые помещения провет­ривают, отапливают, используют влагопоглощающие сред­ства, при понижении — воздух увлажняют.

Температуру и относительную влажность воздуха в поме­щениях контролируют специальными приборами — термо­метрами и психрометрами.

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного то­варного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очеред­ность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оп­тимальными считаются температура 12-18°С и относи­тельная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохра­нить их от испарения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

На качество товаров при хранении оказывает влияние освещенность помещений, в которых они размещены.

Одним из условий правильного хранения товаров явля­йся строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с примене­нием дезинфицирующих растворов, своевременное устра-


нение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению вмагазине сезонных товаров, нереализованных в предыдущем сезоне или завезенных до наступления сезона.

2. Технология подготовки товаров к продаже

Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены. Их распаковывают (освобождают от внешней тары) и сортируют (группируют по размерам, фасонам сортам и т. п.).

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

• проверка соответствия цен, сортности, указанных Щ
сопроводительных документах и на маркировке;

• облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление
смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка
протирка верхнего слоя некоторых продовольственных товаров];

• фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка
их в специальную тару для подачи в торговый зал;

• комплектование подарочных наборов;

• оформление и прикрепление ярлыков цен.
Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавцов, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.

Готовят товары к продаже в предназначенных для этого! помещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.


продовольственные товары до их подачи торговый зал необходимо освободить от тары, оберточных увязочных материалов, металлических зажимов. После это--о удаляют загрязненные поверхности или части товаров.

В магазинах самообслуживания производится фасовка й упаковка развесных товаров в бумажные или полимерные пакеты, термоусадочную пленку, капроновые сетки и Ti п. Дозы фасуемых товаров определяются с учетом поку­пательского спроса. Если товары имеют небольшие сроки годности, то их фасуют в объеме, не превышающем объе­ма реализации в течение одного дня торговли.

На упаковке расфасованного товара указывается его наименование, масса, цена за килограмм, стоимость отве­са, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика.

Картофель и плодоовощные товары перед подачей в торговый зал сортируют, отделяя нестандартную продукцию. Без предварительной переборки могут подаваться ящики с вишней, черешней, виноградом и другими ягодами.

Масло животное и маргарин освобождают от тары и пергамента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя (штаффа). Монолит масла и маргарина предваритель­но нарезают специальными разметчиками.

Молоко и молочные продукты подают в торговый зал в ящиках, кассетах, корзинах, лотках. Молоко разливное в бочках и флягах должно быть предварительно охлаждено. Сыры сычужные протирают чистыми увлажненными, а Затем сухими полотенцами. Крупные сыры разрезают на Несколько частей.

Молочные продукты фасуют в количестве, необходимом

^а один день торговли. Если в торговом зале магазина отсутствует холодильное оборудование, то выносимый в торговый зал запас молока и молочных продуктов должен быть рассчитан на двух трехчасовой, сыра — на трех-

четырехчасовой срок реализации


Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в специальных помещениях (разрубочных). Мясо разделываю на сортовые отруба.

У колбасных изделий и копченостей удаляют увязочный шпагат, их протирают, заветренные срезы зачищают. До, пускается предварительная нарезка копченостей и расфасовка мяса и мясопродуктов в количествах, не превышающих потребности на 2-3 ч торговли.

Кондитерские изделия в магазинах самообслуживание фасуются в полимерные пакеты.

Предпродажная подготовка непродовольственных товаров тоже имеет свои особенности.

Швейные товары, трикотажные изделия, изделия из ли ха и обувь распаковывают, рассортировывают и осматривают. При этом по внешним признакам проверяют их качество и наличие необходимой информации как о самом т варе, так и о его изготовителе. Если требуется, эти изделия чистят и отутюживают, а также производят мелкий ремонт.

Текстильные товары распаковывают шелковые шерстяные льняные ткани перемеривают, снабжают ярлыками. Для облегчения выбора ткани группируют по видам и роду волокна.

В магазинах, торгующих традиционным способом, ткани накатывают на специальные дощечки вручную или на пециальных приспособлениях. Накатку начинают с хазового конца, к которому прикреплен фабричный

маркировочный ярлык. Тяжелые шерстяные и полушерстяные ткани двойной складки выравнивают по сгибу, а шелковые я полушерстяные ткани — по кромке. К накатанному куску ткани прикрепляют ярлык с указанием наименования, артикула, содержания в процентах основных волокон в тка­ни, ширины, цены за 1 м. Эти же данные иногда располагают на торцовой части дощечки с накатанной тканью.

Куски ткани выравнивают, штучные изделия укладываются ровными стопками.


Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней осматривают, разбраковывают, проверяют сохранность пломб ярлыков, сортируют по размерам. Обязательным для таких изделий является проверка наличия на них от­тисков государственного пробирного клейма Российской федерации и именника изготовителя (если это изделия российского производства) или сертификата.

Для технически сложных товаров (радиоэлектронная аппаратура, средства связи и вычислительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные инструменты й др.) предпродажная подготовка состоит из следующих операций: распаковки товара, удаления заводской смазки, пыли; осмотра товара; проверки комплектности, качества изделий, наличия информации о товаре и его изготовите­ле. Если необходимо, то производится сборка изделия и его наладка.

Товары бытовой химии освобождают от транспортной тары, сортируют, проверяют целостность упаковки и каче­ство товара (по внешним признакам). Для товаров в аэро­зольной упаковке обязательной также является проверка ее функционирования. Кроме того, следует убедиться в на­личии не только информации о товарах и их изготовителях, но и инструкций по применению товаров.

Мебель распаковывают и тщательно осматривают. Обна­руженные в ней повреждения должны быть устранены. Лицевая поверхность мебели, если это необходимо, освежается.

3. Товарные потери и порядок их доку ментального оформления

При хранении, подготовке к продаже и в процессе продажи многие

товары в результате естественных процессов теряют в массе и объеме. Такие потери называют естественной убылью.


кает вследствие:

• усушки и выветривания;

• распыла;

• раскрошки, образующейся при продаже товаров, за
исключением карамели обсыпной и сахара-рафина-
да;

• утечки (в результате таяния, просачивания);

• розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

• расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

Для некоторых продовольственных товаров (картофель, плоды, овощи, мясо и мясные товары, рыба и рыбные товары, молочные и жировые товары, хлебобулочные, кон­дитерские и бакалейные товары) существуют нормы

естественной убыли. Они установлены на стандартные това­ры, реализуемые вразвес (в процентах к их розничному обороту).

С помощью норм естественной убыли происходит возмещение потерь, образующихся при хранении товаров 81 кладовых и торговом зале магазина.

Списание товаров в пределах норм естественной убыли производится только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров (инвентаризации) обнару­жена недостача по сравнению с данными учета. Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, про­данным за отчетный период, независимо от срока хранения их в магазине.

Фактические размеры естественной убыли определяют­ся после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией при участий I материально ответственного лица.

Кроме естественной убыли в магазине могут возникнуть и другие потери, образующиеся вследствие порчи, боя, лома товаров. Их оформляют «Актом о порче, бое, ломе то-


«арно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-15)1. В нем называют наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь. Кроме ^ого, в акте делается запись о возможности дальнейшего использования товаров (например, продажи по сниженным ценам) либо об их уничтожении или вывозе на свалку,

Акт составляется в трех экземплярах и подписывается ценами комиссии, в которую в определенных случаях должен быть включен представитель санитарного надзора. {1осле этого акт утверждается руководителем торгового предприятия, который принимает решение о списании по­терь товаров.

Как правило, такие потери взыскиваются с виновных лиц, а в исключительных случаях, когда виновных нельзя установить, списываются за счет предприятия.

Если дальнейшее использование товаров связано со сдачей их в утиль, на переработку или на откормочные предприятия, то она оформляется товарно-транспортной накладной.

Товары, пришедшие в полную негодность, должны быть уничтожены в присутствии комиссии, составившей акт, или вывезены на свалку по накладной. Это необходимо во избежание повторного представления товаров для актиро­вания и списания.

В магазине должна постоянно вестись работа по сниже­нию потерь товаров. Она заключается в соблюдении тем­пературного и светового режимов, поддержании опреде­ленной относительной влажности воздуха, организации предварительной фасовки товаров, применении соответ­ствующего инвентаря и оборудования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: