ТЕМА3: Психологический анализ профессиональной деятельности

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ТРУДА И ПРОФЕССИИ

Основными формами человеческой деятельности является труд, обучение и игра. Главным видом деятельности, имеющим основополагающее значение для развития человечества и индивида, является труд.

Давайте проследим тенденции в развитии представлений о труде. Зарубежные исследователи Руис С. А. Куантанилла и Б. Вил-перт обозначают историческую ретроспективу разви­тия «трудовой этики» следующим образом:

· В Древней Греции господствовало негативное отношение к по­вседневной обязательной работе. Особенно презирался поденный физический труд, предназначаемый «для рабов», но не для сво­бодных граждан. Труд «для себя» признавался лишь при условии, что создается нечто «вечное».

· В Ветхом Завете труд рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. Труд - это искупление греха.

· В средневековье труд рассматривается как воплощение религиозного служения.

· Реформация возвысила роль труда как особой формы обязан­ности и долга. Труд должен способствовать «построению царства Божьего» на земле, а сама работа - это «благодать», и чем тяже­лее труд, тем лучше.

· Возникновение пролетариата в XVII—XX вв. существенно из­менило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше вы­ходят сознательное подчинение, дисциплина, надежность. Все боль­ше развивается самосознание работника.

Таким образом, можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде:

1. Труд как необходимость выживания человека в среде.

2. Труд как обязанность и долг.

3. По мере образования деспотических рабовладельческих (а позже и феодальных) государств труд все больше рассматривает­ся как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определен­ным группам людей.

4. По мере развития общественного производства труд все боль­ше рассматривается как производственная и технологическая необ­ходимость.

5. По мере демократизации общества труд все больше рас­сматривается (и осознается конкретными людьми) как социаль­но-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе.

6. Труд как личностная потребность и условие развития челове­ка.

Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, который служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения и познания себя,окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных бдаг. Достижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, создания и потребления ценностей. Реализация этих функций труда требует создания определенных предпосылок для успешного его выполнения:

- Отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;

- Профессиональная подготовка;

- Рациональные условия и организация трудового процесса;

- Удобство и эффективность орудий труда;

- Адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;

- Система безопасности труда, сохранение профессионального здоровья и долголетия;

- психологическая поддержка работоспособности.

Труд должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным утверждение, что «психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субьекта этой деятельности» (Климов Е.А., 1996).

Итак, труд – это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения компонентов структуры трудовой деятельности:

1. субьект труда – носитель и инициатор трудовой деятельности;

2. содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;

3. средства труда – материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) орудия деятельности, способствующие усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него;

4. условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности (физико-химическая и социальная среда);

5. организация труда – порядок, продолжительность и объем выполнения трудовых задач.

Эти компоненты являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности и носят название эрготической системы ( от греч. «работа»). Под эрготической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде – это система «человек – машина – среда – социум – культура – природа».

Теперь обратимся к пониманию понятия «профессия». Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими про­блемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности обра­за жизни) может различаться у профессионалов с разной степе­нью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова.

2. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой твор­ческий потенциал и создает условия для развития этого потенци­ала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный резуль­тат труда — это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).

3. Профессия как исторически развивающаяся система. Профессия меняется в зависимости от измене­ния культурно-исторического контекста, и, к сожалению, воз­можны ситуации, когда изначальный смысл профессии может су­щественно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным со­знанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии реше­ния их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Идеальным ва­риантом творческой самореализации в профессии является ситу­ация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства уме­ет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, так как нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

Назовем основные характеристики профессии:

1) это ограниченный вид трудовой деятельности;

2) это общественно полезная деятельность;

3) это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

4) это деятельность, выполняемая за определенное вознагражде­ние, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являюще­еся условием его всестороннего развития;

5) это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус;

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен – по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для ршения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, психическая напряженность и т. д.).

Е.А.Климовым предложена четырехярусная классификация профессий, которая построена на основе многофакторного принципа.

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ

Понятие «значимость труда» встречается в литературе уже более 30 лет, но до сих пор нуждается в серьезном обоснова­нии. При рассмотрении темы субъективнойзначимости труда возникает много сложностей.

Во-первых, субъективная значимость (или, наоборот, незна­чимость) труда может легко внушаться конкретным людям руководителями, коллегами, ведь мы оцениваем себя, свою деятельность, преломляя оценки значимых других. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле явля­емся «субъективным»?

Во-вторых, представление о субъективной значимости тру­да меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной».

В-третьих, во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, це­нит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом приносит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он за это получает. И этим он гордится, и этим самоутверждается.

В-четвертых, чувство субъективной значимости может осно­вываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов со­гласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бес­смысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хва­тает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для окружающих и т. п.

Б. Вилперт выделяет основные признаки значимости труда:

1. Субъективное понимание, представление о труде. «Американ­ский словарь для университетов» дает около 50 оп­ределений труда в различных дисциплинах (в философии, теоло­гии, физике).

2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух ти­пов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд как основа жизни и основа «восприятия собственной личности». Важно еще установить, как конкретный человек воспринимает значимость труда в своей жизни.

3. Мотивационные компоненты труда. Это могут быть: положе­ние и престиж профессии; необходимый доход; обеспечение занятости; интересные социальные контакты; хороший способ служения обществу; интересное содержание труда; удовлетворение от труда.

Мотивационные компоненты труда непосредственно связаны с проблемой удовлетворенности тру­дом. А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутрен­них мотивационных факторов труда, которые могут быть исполь­зованы не только для выявления готовности человека эффектив­но трудиться, но и в целях профессиональной ориентации само­определяющихся клиентов:

Внешние мотивационные факторы:

факторы давления - рекомендации; советы; указания со сто­роны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объек­тивные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

факторы притяжения-отталкивания - примеры со стороны не­посредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (престиж, предрассудки);

факторы инерции - стереотипы наличных социальных ролей (се­мейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы:

собственные мотивационные факторы профессии - предмет труда; процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетиче­ские аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детер­минированность - случайность успеха, трудоемкость работы, ин­дивидуальный - коллективный труд, возможности развития чело­века в данном труде); результаты труда;

условия труда - физические (климатические, динамические ха­рактеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность -субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность - лег­кость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работни­ка; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат);

возможности для реализации внепрофессиональных целей - воз­можности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благопо­лучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здовья; для психического самосохранения и развития; возмож­ности, предоставляемые работой и профессией для общения.

Обратимся теперь к проблеме удовлетворенности трудом. К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удов­летворенность трудом в соответствии с его содержанием. Система включает следующие основные показатели, каж­дый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:

  1. общие условия - транспорт до предприятия; удобный график работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); заработок; воз­можности продвижения по службе;
  2. физические условия труда - безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п.;
  3. содержание труда – разнообразие - монотонность; сложность труда, требуемая квалификация; необходимость решения новых, интересных проблем; элементы руководства и ответственности; соответствие личным способностям;
  4. отношения между людьми в труде - отношения с коллекти­вом; отношения с непосредственными руководителями;
  5. организационные рамки труда - уровень организации на пред­приятии; состояние общественного мнения; социально-психоло­гический климат.

М.Аргайл выделяет следующие факторы удов­летворенности трудом:

Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди об­разованные, квалифицированные, более старшего возраста вы­сказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).

Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников — мате­риальная и социальная поддержка. Но еще важнее — помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внера­бочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень. Показатели «тесного общения на работе»: стремление пошутить с другим человеком, поболтать время от времени, обсудить саму работу, выпить чашечку кофе, перекусить вместе, иногда подразнить его (ее), оказать помощь в работе, попросить или дать совет по личным проблемам, обсу­дить свои чувства и переживания, обсудить свою личную жизнь обучить или показать что-либо по работе.

Отношения с руководством. Основные ожидания от руководи­телей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.

Возможности продвижения по службе. Достижение и признание - это два наиболее часто называемых источника удовлетво ренности работой (по Херцбергу). Важнейшими показателями повышения по службе являются зарплата и служебный статус. Но такое «признание» часто ведет к увеличению времени рабочего дня и ответственности. И все равно, многие стремятся к повышению по службе...

Другие факторы удовлетворенности - удовлетворенность усло­виями; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организа­ция времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности (быть на работе самим собой); дальние, перспективные жизненные цели (может ли работа по­мочь в их реализации); чувство общности деятельности, разделя­емое с другими людьми; вынужденная активность (чтобы работа дисциплинировала человека, не создавала условий для «стагна­ции» и «безделья»).

М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетво­ренности работой: уход (увольнение, поиск новой рабо­ты); выражение протеста (переговоры с руководителем, написа­ние писем, забастовки и т. п.); лояльность (терпеливое перенесе­ние трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысо­кая производительность).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характе­ризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной дея тельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность припоявлении непредвиденых препятствий.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состоя- ние» (Н. Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян. В. Н Пушкин). Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требова­ниям деятельности;

3) необходимые знания, навыки, умения,

4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным ви­дам деятельности - это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, ин­терес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значи­мости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3) эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4) волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, от­влечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

- осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или постав­ленной другими людьми задачи;

-осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворе­нию потребностей или выполнению поставленной задачи;

- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие собы­тия, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований;

- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наи­более рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

-мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСТНОСТИ ТРУДА.

Технический прогресс создаёт для человека большое количество постоянно действующих благ: снимает физическую тяжесть труда, интеллектуализирует труд, способствует развитию способностей человека и его проф. совершенствованию. Но при этом техника является и источником высокой опасности для человека. Возросла цена человеческой ошибки. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от трудового травматизма занимает третье место в мире.

Вопросами безопасности труда, в частности вопросами травматизма, занимались ещё советские психотехники (С.Г.Геллерштейн, Ю.А. Шпигель).

В настоящее время проблема безопасности труда особенно актуальна в связи с автоматизированностью орудий труда, что значительно повысило ответственность человека. Возросли напряжённость труда и требования к эмоциональной устойчивости профессионала. Адаптация у всех людей к таким условиям протекает по-разному. Например, у некоторых проявляется излишняя осторожность в действиях, некоторые, наоборот, склонны к риску. Всё зависит от индивидуальных качеств личности, проф. возможностей субъекта труда.

В процессе труда складывается сложное взаимодействие человека с конкретной проф. средой (орудием, предметом и условиями труда), в результате которого возможно возникновение нетипичных ситуаций, приводящих к несчастным случаям. Они могут происходить или в связи с отрицательным воздействием на человека определённых внешних факторов (механических, химических, тепловых, электрических), или по вине работника (неправильные действия, недостаточная проф. квалификация, усталость, плохое состояние здоровья).

Эти явления наблюдаются в разнообразных видах труда, постоянно присутствует угроза возникновение аварийной ситуации у водителей всех видов транспорта, операторов химических производств, энергосистем, электростанций, диспетчеров. Аварийная ситуация – это осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным её выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.

Решение задачи повышения безопасности труда требует рассмотрения всех причин несчастных случаев и выработки психологических рекомендаций по их предотвращению. К факторам, предопределяющим возникновение опасности при исполнении проф. деятельности относятся факторы производственной среды и «человеческий фактор».

Пути повышения безопасности труда:

1. Устранение производственных причин, способствующих возникновению опасных ситуаций;

2. Повышение возможностей индивидуальной защищённости работников.

Изучение причин несчастных случаев позволило выделить так называемые «опасные точки», при соприкосновении, с которыми возможно возникновение опасных ситуаций для человека. Например, при плохом согласовании техники и технологий с психофизиологическими возможностями человека.

В связи с этим перед психологами встаёт проблема прогнозирования «опасных точек» и их устранения (проблемы эргономистов).

Повышения возможностей индивидуальной защищённости работников достигается 1) путём жёсткого проф. отбора, или проф. подбора работников к определённым трудовым постам; 2) психологической подготовки специалиста к определённому поведению и действиям в аварийных ситуациях, или к их прогнозированию и предупреждению



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: