ТЕМА 1. Цель, содержание и организация управленческого учета
План
1.Управленческий учет, его содержание, место в системе управления
2. Цели и функции управленческого учета
3. Требования к информации, продуцируемой в системе управленческого учета
4. Отличительные особенности управленческого учета
5. Объекты, субъекты и методические приемы управленческого учета
6. Формирование и генезис современных систем управленческого учета
1.
Решение проблем совершенствования управления бизнесом в условиях динамично развивающихся рыночных отношений требует повышения качества информационного обеспечения менеджмента.
Проблема повышения качества учетной информации актуальны во всех развитых странах мира. Для повышения качества учетной информации и на ее основе ужесточения контроля и совершенствования качества корпоративного управления в июле 2002 г. в США был принят Закон Сарбейнса-Оксли. Он связал решение проблемы повышения качества корпоративного управления с совершенствованием системы внутреннего контроля, которая в числе 5 основных элементов включает и учетную информацию. В контексте совершенствования корпоративного управления Еврокомиссией предложено в каждой стране создать независимый орган для надзора за деятельностью аудиторов и бухгалтерской практикой публичных компаний. Эти и другие меры направлены на повышение достоверности и качества учетной информации как основы системы управления.
|
|
В этой системе задачи удовлетворения информационных запросов внешних пользователей решает финансовый учет, а функции информационного обслуживания внутренних потребностей менеджмента - управленческий учет.
Являясь составной частью процесса управления, управленческий учет как система информационного обеспечения менеджмента включает:
Для удовлетворения информационных потреб-ностей менеджмента управленческий учет интегрирует действующую систему планирования, бюджетирования, учета, контроля и анализа основных его объектов - затрат и доходов операционной деятельности предприятия и его подазделений.
Отсюда следует, что предметом управленческого учета выступает деятельность предприятия и его подразделений, обуславливающая возникновение затрат и доходов, подлежащих оптимизации в процессе управления.
2.
Основная цель управленческого учета состоит в:
• обеспечении информационных потребностей управления, возрастающих и изменяющихся по мере развития бизнеса;
• надежной информационной поддержке управленческих решений (оперативных, тактических, стратегических), принимаемых менеджерами разных рангов.
|
|
Достижение указанных целей осуществляется путем реализации управленческим учетом путем следующих его функций (рис.1):
Рис. 1. Функции и процедуры управленческого учета
3.
Сообразно целям и функциям управленческого учета его главным продуктом является информация. Учетная информация, формируемая в среде управленческого учета, может быть признана качественной, если она отвечаетследующим требованиям (табл.1).
4.
Исследование отличий управленческого учета позволяет глубже познать его философию, методологию и методику, что исключительно важно для постановки и совершенствования форм и систем управленческого учета на конкретном предприятии. Наиболее характерные черты управленческого учета отражает следующее параметрическое тестирование систем управленческого и финансового учета (табл.2).
Таблица 1.
Требования, предъявляемые к учетной информации, формируемой в среде управленческого учета
адресность | информация должна предназначаться конкретному менеджеру |
|
оперативность | Информация должна быть «живой». «Ценность бухгалтерской информации убывает пропорционально квадрату времени, потреблённого на её получение» – правило П. Гарнье |
уме стность | информация должна быть содержательной, существенной |
ре л евантность | в диапазозоне релевантности анализируется релевантная информация - изменяющаяся при выборе алтернативы |
приоритет содержания над формой | содержательность и существенность информации более важна, чем стандартный формат внутренних отчётов; вместе с тем форматы отчетов должны обеспечивать адекватное восприятие информации |
аналитичность | выходная информация должна содержать данные текущего анализа и предполагать возможность проведения последующего анализа |
экономичность | требования к информации должны сочетаться с ограничением «затраты-выгода» |
сигнальность | информация должна привлекать внимание руководства к сфере потенциального риска, высвечивать области бизнеса, требующие корректировки |
конфиденциальность | бухгалтер-аналитик принимают на себя ответственность не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну |
Таблица 2.
Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта
Параметры сравнения | Особенности | |
управленческого учёта | финансового учёта | |
1. Обязательность | Ведение учёта зависит от воли руководства | Обязателен |
2. Цель | Информационное обеспечение управления | Составление финан-совой отчётности |
3. Потребители информации | Ограниченный круг, – только внутренние: менеджеры разных уровней управления | Широкий круг потребителей: внутренние и внеш-ние (преимущественно) |
4. Степень открытости информации | Строго конфиденциальна | Открыта для всех потребителей |
5. Ограничительные руководства | Нет ограничений | Стандарты учёта |
6. Основной принцип сбора и представления информации | Полезность информации для принятия управленческих решений | Общепринятые принципы учета |
7. Виды систем учётных записей | Любая система, дающая результат | Система двойной записи |
8. Основной объект учёта и анализа | Центры ответственности | Предприятие в целом |
9. Субъекты учета | Менеджеры, бухгалтеры-аналитики | Персонал финансовой бухгалтерии |
10. Временная ориентация | Футуристичен | Историчен |
11. Частота и сроки представления отчётности пользователям | регулярно (сразу по окончанию отчётного периода), либо немедленно по запросу менеджера | Регулярно, в установленные сроки по окончании отчётного периода |
12. Степень точности информации | Много приблизительных оценок | Точен |
13. Ответственность | Дисциплинарная | По закону – админи-стративная, уголовная |
14. Влияние на поведение работников | Эффективное мотивационное средство для управленческого персонала | Воздействует на работу сотрудников вторично |
5.
|
|
Важнейшими его объектами являются управленческого учета:
ü затраты, - главный объект, ввиду чего в управленческом учете осуществляется бюджетирование, учет, контроль, регулирование как затрат предприятия в целом, так и затрат его отдельных центров ответственности;
ü производственные ресурсы;
ü результаты хозяйственной деятельности предприятия с определением вклада каждого сегмента.
Учетно-аналитическая интерпретация объектов управленческого учета осуществляется посредством методических приемов (рис.2) следующими субъектами:бухгалтерами-аналитиками, другими специалистами по управлению затратами - работниками планово-экономических служб, финансовыми аналитиками, менеджерами центров ответственности и др.
6.
Формирование современных систем управленческого учета происходило в развитых странах мира в первой половине 20-го века. В этот период управленческий учет можно охарактеризовать как производственный учет, результатом эволюции которого стало рождение систем и методов, получивших мировое признание и применяемых по ныне как наиболее эффективные:
• стандарт кост –
• бюджетирование –
• метод однородных секций –
• директ кост -
• учет по центрам ответственности –
• JIT-системы («just-in-time»), - «канбан» и др. –
• целевое калькулирование, -«таргет костинг», «кайзен костинг» -
• АВС (Activity-based costing– калькулирование на основе деятельности –
• др.
Т.о., к началу третьего тысячелетия управленческий учет концентрируется на технологических процессах, на управлении затратами, обусловленными ими, а сам управленческий учет трансформируется в стратегический. Его основная цель – помощь компании в достижении ее стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение потребностей всех участников хозяйственного процесса (персонала, клиентов, акционеров и т. д.). Именно поэтому сейчас управленческий учет в зарубежных странах концентрируется на управлении затратами, на процессе создания стоимости для участников хозяйственного процесса путем эффективного использования ресурсов.
|
|
Достижение подобной цели обуславливает сближение систем управленческого и финансового учёта, их интеграцию в стратегический учет, который концентрирует внимание на альтернативных возможностях посредством финансового анализа проблем, связанных с обязательствами, контролем, затратами, потенциалом (четыре «с» – commitment, control, cost, capability).