Общая характеристика марксистской философии

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов –диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля,
но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По
выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на
ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
-сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
-материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
- важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.


14. Социально – экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксизма.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной
диалектики), теории познания и логики.
Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма:
1. социально - политические: 2 класса: буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.
2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.
3. Теоретические источники: французский утопический социализм Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.
- Недостатки марксизма:
- Недооценка проблемы человека как индивида;
- Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;
- Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;
- Абсолютизация скачков
- взрывов и недооценка постепенных скачков.

С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20 -50 -х
гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

15. Современные немарксистские философские учения.
Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.
Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с
философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.
Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не
объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.
Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.
Эмпириокритицизм – вторая историческая форма позитивизма, возникла на рубеже 19 -20 вв. Представители: австрийский физик Э.Мах, философ Р. Авенариус. Они сводят философию к теории познания. Эмпириокритицизм означает «критику опыта» и предполагает «очищение» опыта от всех положений, которые имеют «метафизическую» природу.
Неопозитивизм(Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л. Витгенштейн) – третья форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.
Неотомизм -религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквииского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к богу.
Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма.
Томизм получил свое второе дыхание из-за стремления церкви приспособиться к нучной революции в естествознании конца 19 в. Центральный в томизме принцип гармонии вери и разума послужил ликвидацией назревавшего конфликта между наукой и религией, который грозил вызвать коррозию религиозного мировоззрения.
Видные представители - Ж. Маритен, У. Каннимгам, У. Махгаген, М. Казотти и др. Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека. Человек - единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Главное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к
самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию.

16. Проблема бытия. Основные формы бытия.
Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?
Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.
Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим
познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации,
более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о
бытии, онтология (греч. ontos – сущее +logos – учение).
«Бытие» означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование (причины, взаимосвязи и т.д.) Следовательно, понятие «бытие» шире «существования».
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для
Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие,действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
Битие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от наших желаний. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира.
Можно выделить основные формы бытия:
1. Бытие вещей: а) природных вещей; б) созданных человеком (вторичная природа)
2. Бытие человека: а) в мире вещей; б) человеческое бытие (что представляет собой ч-к? его место?)
3.Бытие духовного: а) индивидуализированного(субъективного духа)
б) объективированного (объективного духа)
4.Бытие общества: а) бытие отдельного ч-ка в обществе; б) бытие общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философских размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только через взаимодействие с такими философскими категориями как материя, сознание, движение, пространство, время и др.

17.Понятие материи. Современная наука о структуре материи.
Исторически в истории философии понятие «материя» возникло, как обобще­ние определенных форм реальности.
Уже в глубокой древности люди задумались над тем. из чего состоят ок­ружающие предметы и есть ли у них единая основа. Свои догадки античные философы строили на повседневном опыте и наблюдениях. Фалес из Милета провозгласил воду основу всех вещей. Анаксимен считал такой основой воздух, а знаменитый Гераклит видел основу в огне. Аристотель утверждал, что материя это то, из чего все состоит. Однако по мнению Аристотеля, она пассивна, бесформенна, нужна особая сила, которая придает ей форму, подобно скульптору, создающе­му статую из бесформенного куска камня.
Левкипп, Демокрит и их последователь Эпикур считали основой мира незримые атомы.
Средневековая философия считала материальный мир продуктом божест­венного творения. Все материальное признавалось неизменным и грешным, а поэтому недостойным внимания.
Только с развитием науки в 17-18вв. вопрос о материальности мира снова стал в центре внимания философов. Поскольку бурно развивалась механика, ко­торая стала самостоятельной дисциплиной, то господствующим оказался меха­нистический взгляд на материю. Французский философ и математик Р.Декарт, английский физик И Ньютон и русский мыслитель, и ученый М. Ломоносов считали основой всего движущиеся частицы – корпускулы. Следовательно, все они отождествляли понятие «материя» с понятием «вещество». Поскольку вещество имеет постоянную массу, геометрическую форму, движется по оп­ределенным прямолинейным траекториям, ограничено в пространстве, то эти же самые свойства стали приписывать и всей материи.
В конце 19 в. - начале 20 в. в естествознании, особенно в физике, произошла научная революция, вызвавшая переворот в понимании материи. Были открыты физические поля. В настоящее время известны электромагнитные поля, гравитационные поля, ядерные поля и др.
Физические поля не имеют массы покоя подобно частицам вещества, они не имеют геометрической формы, конечных размеров. Таким образом, поля не попадают под ста­рое механистическое понятие материи. После того как в 20 в. было показано, что элементарные частицы при определенных условиях могут превращаться в поля, многие философы - идеалисты и некоторые физики, стали утверждать, что материя исчезает, превращается в энергию, которая, по их мнению, немате­риальна, поскольку' невещественна. Поскольку понятие «материя» приравнивали к понятию «вещество», это мешало осознать, что физические поля - особый вид материи. Ленин отмечает, что возникла необходимость пе­ресмотреть понятие «материи», отказаться от отождествления материи с теми или иными видами физической реальности и дать новое определение материи.
«Материя есть философская категория для обозначения объективной ре­альности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фо­тографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Определение показывает, что основным и важным признаком любого материального предмета, свойства, отношения или процесса является их объективность. Определение так же подчеркивает, что категория «материя» описывает и те конкретные формы, которые не известны еще науке.. Материя - объективная реальность данная нам в ощущениях. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления. Она содержит лишь минимальное количество признаков обозначаемого предмета.
С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью. Вся совокупность таких устойчивых представлений определяемых данным уровнем развития общественного про­изводства, науки, техники, культуры и системы общественных отношений, об­разуют картину мира. В отличие от категории «материя», фиксирующей лишь объективную реальность и ее основное свойство - независимость от челове­ческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека.

18. Понятие движения. Движение как способ существования материи. Анализ механицизма.
Движение – единственный способ существования материи, ее неотъемлемое свойство. Материя может существовать только в движении и проявляет себя через движение. Покой- это временное сохранение своих основных характеристик, но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение.
Категория «движение» отражает любые изменения. В отличие от меха­нического материализма, понимавшего движение очень узко - как простое перемещение тел в пространстве, диалектический материализм понимает под движением не только перемещение, но и химические, физические изменения, процессы роста и обмена веществ в живых организмах, общественные про­цессы, такие, как экономические и социальные изменения, и все другие виды человеческой деятельности.
Ф. Энгельс в работе «Анти - Дюринг» выделял шесть форм движения материи. Меха­ническую форму движения он связывал с перемещением и взаимодействием в пространстве твердых, газообразных и жидких тел. Физическая форма дви­жения охватывали взаимодействие молекул и электромагнитные процессы, распространение и превращение тепловой энергии и т.п. Химическая форма движения охватывала процессы образования молекул из атомов и превраще­ния одних химических веществ в другие. Биологическая форма движения опи­сывает все виды жизнедеятельности растительных и животных организмов. Социальная форма движения рассматривалась как совокупность всех видов общественной деятельности человека. Мышление также признавалось особой формой движения материи, хотя само по себе мышление не материально, а иде­ально. Рассматривая мышление как форму движения материи, Энгельс имел в виду, что она возникает в результате взаимодействия материального мозга, нервной системы с материальным окружающем миром.
За прошедшие годы в научных представлениях о строении мира произошли гигантские изменения. Мы знаем сегодня множество новых форм движе­ния материи. Научные представления о новых видах материи и формах их движения будут рождаться постоянно. Поэтому вопрос о том, сколько форм движения материи существу­ют, получает каждый раз новый ответ в зависимости от достигнутого уровня научного познания мира.
Высшие, более сложные формы движения включают в себя более простые формы, сложившееся на предшествующих ступенях развития. При этом более сложные формы нельзя свести к более простым. Так, общество как особую форму движения нельзя свести к биологической форме движения или к меха­нической. К основным свойствам движения можно отнести: объективность, веч­ность, относительность, абсолютность и противоречивость.
Противоречивость проявляется в том, что наряду с движением есть и покой. Таким образом, покой и движение взаимообусловлены. Покой всегда есть результат движения и, следовательно, если хотим понять, почему существующий объект имеет именно такую форму, обладает такими, а не дру­гими свойствами, мы должны рассмотреть тот процесс, в результате которого возник этот объект.

19.Пространство и время – формы существования материи. Современная наука о свойствах пространства и времени.
Все материальные предметы движутся не иначе как в пространстве и вре­мени Пространство и время также объективны, как и движение. Они так же неотделимы от материи, как и движение.
Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. Время-категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов. Свойства: объективность(Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него),неразрывная связь друг с другом, связь с движением материи, бесконечность и безграничность(В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим), трехмерность пространства и одномерность времени, непрерывность пространства и времени. О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух концепций, названных впоследствии субстанциональной и реляционной. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. Наоборот, с точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца 19 и нач 20 в. господствовала первая концепция.

Эйнштейн создал теорию относительности в которой рассматривал относительность, пространство и время. С точки зрения специальной теории относительности /СТО/, два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. СТО, показав относительность пространства и времени, ввела новый абсолют. Таким абсолютом является четырехмерное "пространство-время", где три координаты пространственные, а четвертая временная. В целом философское значение специальной теории относительности состоит в том, что открыла неразрывную связь, органическое единство пространства и времени. Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их взаимосвязи с материей связано с возникновением общей теории относительности (ОТО). Одним из основных постулатов ОТО являются гравитационные уравнения Эйнштейна. уравнения Эйнштейна описывают одновременно и гравитационное поле, и геометрию пространства-времени. Установление зависимости гравитационного поля, а через него о пространства-времени от распределения в нем материальных масс является важнейшим фактором не только в физическом, но и в общефилософском плане. В этом смысле уравнения Эйнштейна следует рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что пространство и время как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с материей и ее свойствами. Создание СТО и ОТО способствовало дальнейшему развитию представлений о пространстве и времени и тем самым более глубокому пониманию характера взаимосвязи пространства, времени и движущейся материи. Однако считать, что проблема пространства и времени в физике решена полностью, было бы преждевременным. Развитие квантовой физики, космологии и т. д. ставит перед наукой все новые и новые вопросы, решение которых во многом связано с дальнейшим развитием учения о материи и ее свойствах. Развитие современной физики полностью подтвердило правильность диалектико- материалистической концепции пространства и времени.

20. Происхождение и сущность сознания.
Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Так, уже на заре человеческого об­щества, люди задумались над природой своей собственной духовной деятель­ности. Наивная идея о бессмертии души (Платон), стала основой идеалисти­ческих и религиозных воззрений.
В 18 в. в философии шел острый спор по поводу того, возможно ли со­знание без материи, интеллект без материального носителя и, если нет, откуда берется сознание. Возражая против утверждений английского епископа Дж. Беркли о том, что внешний материальный мир - это только комбинация наших ощущений и существует лишь в нашем воображении, французский материа­лист Д. Дидро сравнивал субъективных идеалистов с «сумасшедшим фортепиано». Фортепиано (человек) издает звуки и вос­производит гармоничную музыку (ощущения и мышление), когда по его клави­шам (органы чувств) ударяет пианист (воздействует природа). Сумасшедшее фортепиано (те субъективный идеалист) считает, что все звуки, вся музыка порождены им самим. Отвечая на вопрос субъективных идеалистов, откуда же берется сознание, если материя неодушевленна Дидро высказал догадку, что в самом фундаменте материи есть особое свойство, по существу сходное с ощущениями - отражение. Из него-то и возникает способность к ощущениям, а затем и к мышлению. Для подтверждения своей догадки он приводил пример с куриным яйцом и цыпленком. Яйцо не обладает способностью к ощущению и восприятию мира, тогда как живой цыпленок ею обладает. Следовательно, рассуждал Дидро, способность к ощущениям возникает из неодушевленной материи. Так как наука того времени располагала очень незначительным объ­емом сведений о происхождении жизни и сознания, то Дидро не мог создать обоснованную философскую теорию о связи материи и сознания.
Анализ этой проблемы еще затруднен неоднозначностью термина «созна­ние». Под сознанием понимается то, что противоположно материи: в гносео­логическом аспекте - чувственный образ объекта внешнего мира и сознание вообще, соответствующее материи вообще, в онтологическом же плане созна­ние является свойством мозга (материи), трактуемой как единство общего и единичного, как объективная реальность, как то, что существует само по себе, вне познания.
Трудность решения проблемы сознания усугубляется невозможностью обнаружить психические явления с помощью органов чувств. Оно реально су­ществует, но как нематериальное.
Имеются два взаимодополняющих метода изучения сознания: объектив­ный, когда о наличии и содержании психических процессов человека судят по его поступкам, жестам, по тому, что он говорит или пишет, и метод интрос­пекции (самоанализа, самонаблюдения), своеобразной рефлексии над своим собственным сознанием.
В последние три десятилетия для изучения мозга широко применяют ме­тод электрофизиологии. предполагающий вживление в мозг микроэлектродов Однако в электроэнцефалограмме записывается не содержание наших мыслей, а фиксируется лишь электрическая активность мозга.
Невозможность обнаружить психические явления с помощью органов чувств оказалась причиной сомнений в возможности познать сознание. Так, известный естествоиспытатель 19 в. Дюбуа - Реймон среди самых неразрешенных мировых загадок назвал и проблему психики. Человек принципиально не может познать свое собственное созна­ние, как не может вытащить себя за волосы из болота.
Изучением сознания занимаются многие науки, каждая из которых рас­сматривает его под своим углом зрения, вносит свой вклад в выяснение этого феномена. Анализом же сознания в целом, в контексте других видов деятель­ности человека и общества занимается философия.
Как же определяется это понятие? С учетом достижении философии и современной науки можно сказать, что сознание есть продукт общественно- исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отобра­жение действительности, регулятор деятельности человека. В этой далеко не единственной и неполной дефиниции фиксируются четыре аспекта отноше­ния сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
Различают также социальный, аксиологический, кибернетический и дру­гие аспекты сознания, анализ которых позволяют полнее характеризовать со­знание.

22. Познаваемость мира и сущность познания
Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную
картину действительности?
Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познать окружающий мир. Положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты, Фейербах, русские материалисты и др. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.
Вместе с этим существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Но едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания, а не познания вообще.
Элементы агностицизма содержались в релятивизме (методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного.
Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом. Обманчивы не только чувства, но и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным считали скептики.
Т.о., ни софисты, ни скептики не отрицали возможность познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания. В философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, подставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования. Скептицизм – необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.
Ученые агностики – Юм и Кант. Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Кант же признавал существование объективного мира «вещей в себе», но считал их непознаваемыми.

Общее направление процесса познания выражается в известной формуле «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». В ней фиксируется присущие человеку две ступени познания, которые находятся в диалектическом единстве, образуют две взаимопроникающие составляющие любого акта познания - чувственное и логическое (рациональное). Абсолютизация одной из составляющих процесса познания неправомерна и приводит к метафизи­ке (к сенсуализму или к рационализму). Диалектика преодолевает как сенсу­ализм, который явно преувеличивает значение чувственного в познании, так и рационализм, который явно недооценивает роль чувственного в познании, видя в нем лишь толчок к логическому мышлению.
Ощущение - это отражение отдельного, внешнего свойства или сторо­ны предмета, который непосредственно воздействует на наши органы чувств, а восприятие - это целостный (приблизительно целостный) образ предмета, который непосредственно воздействует на нас. Комплекс ощущений на уровне восприятия дает нам приближенный образ воздействующего на нас предмета. Что же касается представления, то оно формируется на основе памяти. Человек способен сохранить в своей памяти, определенное время, образ предметов, ко­торые воздействовали на его органы чувств, а в настоящее время отсутствуют. Высшей формой представления - это воображение. Воображение - это спо­собность человека создать такие образы, прообразы, которых отсутствуют в действительности.
В противоположность чувственному отражению абстрактное мышле­ние позволяет человеку познавать не лежащие на поверхности существенные свойства, причинные отношения, закономерные связи предметов, с помощью понятий, суждений создавать соответствующие теории, науку.

Мышление человека осуществляется в трех логических формах - поня­тии, суждении и умозаключении.

Понятие - это мысль, которая отражает существенные признаки пред­мета или группы предметов. Материальной оболочкой понятия являются сло­ва и словосочетания. Понятие объективно по содержанию и субъективно по форме. Следует иметь в виду, что понятие о предмете и сам предмет не одно и то же. Понятие «человек» - это мысль, которая не отражает конкретного че­ловека, а отражает общие, повторяющиеся признаки всех людей. С помощью понятий происходит обобщение, фиксация существенных признаков целого класса предметов с одновременным отвлечением от несущественных черт.
Более сложную логическую форму представляет собой суждение, кото­рое представляет собой мысль, которая утверждает или отрицает связь признака с предметом. Материальной оболочкой суждения - предложение. Суждения имеют свою структуру и находятся в определенных отношениях.

Умозаключение - третья логическая форма мысли. Умозаключение это мысль, которая на основе двух или более суждении (посылок) выводит новое суждение (заключение). Например:

Все студенты сдали экзамен
Иванов – студент
Иванов сдал экзамен.
Умозаключения могут быть дедуктивными, индуктивными и по аналогии. В дедуктивном умозаключении частный вывод делается на основе посылок, хотя бы одна из которых является общей. В индуктивном умозаключении об­щий вывод делается на основе частных посылок. Аналогия - это такое умозаключение, которое на основе сходства двух предметов по одним признакам делает вывод об их сходстве по другим признакам. Очевидно, что для пос­троения правильного умозаключения необходимо соблюдать определенные правила.
Особенно большую роль в познании играет интуиция. Интуиция означает прямое постижение истины без пред­варительного логического доказательства, когда промежуточные звенья аргу­ментации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и ло­гического, человек на основе опыта и имеющихся знаний получает внезапное решение задачи, над которой до этого он длительное время безуспешно раз­мышлял. Ему кажется, что такое решение пришло к нему спонтанно. На самом деле, оно было подготовлено всем ходом информационных процессов мозга, которые были на это нацелены ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: