Москва
ББК 15.1
Р27
Ответственные редакторы:
канд.филос. наук Б.И.Пружинин,
докт.филос. наук В.С.Швырев
Рецензенты:
доктора философских наук
В.В.Ильин, А.П.Огурцов, И.П.Меркулов
Содержание
Швырев В.С. Рациональность как философская проблема - 3
Рутманис К.В. Генезис идей рациональности в философии - 21
Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное в средневековой
теории познания - 40
Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь - 56
Порус В.Н. Системный смысл понятия "научная рациональность" - 91
Пружинин Б.И. Рациональность и единство знания - 121
Трубников Н.Н. Кризис европейского научного разума.
Философия науки и философия жизни - 143
Никифоров А.Л. Рациональность и свобода - 171
Касавин И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности - 187
Гуревич П.С. Поиск новой рациональности
(по материалам трех всемирных конгрессов) - 209
Р27 Рациональность как предмет философского
исследования. - М., 1995. - 225 с.
Авторы данной книги стремятся выявить специфику
|
|
современной постановки проблемы рациональности и
причины, вызвавшие интерес к этой теме в настоящее
время. Прослеживаются исторические формы, которые
принимала идея рациональности на разных этапах
эволюции философского знания, анализируется природа
научной рациональности и ее соотношение с иными
формами рациональности и интеллектуализма.
Для философов, читателей, интересующихся современными
проблемами теории познания.
ISBN 5-201-01845-9 ИФРАН, 1995
В.С.Швырев
Рациональность как философская проблема
Во вводной статье В.С.Швырева "Рациональность как
философская проблема" осуществляется анализ современного
состояния проблемы рациональности, ее актуальности и
значимости в современной философии. Автор прослеживает
логику данной коллективной работы, стремясь показать
объективно обусловленную содержанием самой проблемы тематику
основных разделов книги и составляющих ее текстов.
Нет сомнения в том, что обсуждение статуса рациональности,
ее роли и значения в системе сознания и человеческой жиз-
недеятельности, отношения к иным формам освоения действи-
тельности является в настоящее время одной из наиболее акту-
альных тем во всей научной литературе, связанной с изучением
сознания и познания. Это относится и к отечественной, и к
зарубежной литературе1. Но, на наш взгляд, следует признать,
что обсуждение темы рациональности выходит за рамки только
научного интереса. Внимание к этой теме, проявляющееся в
различных формах, можно проследить и за пределами
специально-научной литературы в публицистике, литературной
|
|
критике и т.д. И это нетрудно понять, поскольку речь идет об
осмыслении и оценке роли и значимости "рационального начала"
в современной жизни людей.
Конечно, споры о значимости и возможностях интеллектуально-
рационального отношения к миру в человеческой жизни шли с
тех пор, как интеллект, рациональное мышление выступили как
самостоятельный фактор культуры. И, кстати, анализировать
эти споры, достаточно осмысленно относиться к ним, извлекать
из них определенные уроки необходимо и для исследования
проблемы рациональности в ее современной форме, связанной с
особенностями развития научно-технической цивилизации, с
порождаемым ею стилем сознания, со всеми ее сложностями и
противоречиями, которые так интенсивно проявляются к концу
20 века. В самой идее рациональности как определенного типа
отношения к действительности видят - и не без веских ос-
нований - символ современной научно-технической цивилизации,
повторяем, со всеми ее особенностями и противоречиями.
Следует подчеркнуть, что когда говорится о научно-техни-
ческой цивилизации, то речь идет, конечно, не только об
определенной форме материального производства. Научно-
техническая цивилизация, как тип исторического развития
общества, связана и с определенной формой общественных
отношений между людьми, и с определенной формой духовного
производства. Ее началом является некоторый тип активно-
преобразовательного отношения человека к миру, с которым и
____________________
1 Что касается отечественной литературы, то отметим,
в частности, такие работы: Автономова Н.С. Рассудок, разум,
рациональность. М., 1988; Касавин И.Т., Сокулер З.Д.
Рациональность в познании и практике. М., 1989 (статьи
Н.С.Автономовой и И.Т.Касавина представлены также в данном
труде).
связывается, как правило, сама идея рациональности в ее
современном звучании2.
Итак, проблема рациональности в сущности своей, в своих
истоках выступает как философско-мировоззренческая проблема,
поскольку она неизбежно оказывается связанной с осмыслением
возможных типов отношения человека к миру, "вписывания" че-
ловека в мир. Это не означает, конечно, что любое обсуждение
проблемы рациональности должно осуществляться на философско-
мировоззренческом уровне. Существует масса аспектов этой
проблемы более частного логико-методологического, историко-
научного и тому подобного характера. В этом смысле проблема
рациональности, безусловно, является междисциплинарной на-
учной проблемой. Но, по нашему мнению, просто признать ее
междисциплинарность было бы недостаточно. Признание ее фи-
лософско-мировоззренческой сущности задает необходимую пер-
спективу ее постановки, осмысления и исследования. В частно-
сти, только при таком подходе она может быть понята как про-
блема современной культуры в целом.
По-видимому, нет особой нужды доказывать, что именно такой
философско-мировоззренческий подход к рациональности как к
определенному типу отношения человека к миру, "вписывания" в
мир, дает возможность осмыслить эту проблему как реальную
жизнесмысловую проблему ориентации в мире, решения реальных
задач в человеческой жизнедеятельности. Рациональность
выступает тогда как определенная культурная ценность,
реализуемая в определенных нормах человеческого поведения. И
здесь мы уже по необходимости переходим от формальной
декларации философско-мировоззренческой значимости проблемы
рациональности к ее содержательному анализу и осмыслению. И
очевидно, что этот анализ, как и всякий философский анализ,
должен, прежде всего, носить критико-рефлексивный характер.
А что, собственно, мы вкладываем в понятие рациональности?
|
|
Как отличить лживую псевдорациональность от конструктивных
форм ориентации и проектирования человеческой деятельности?
Каковы тогда условия и нормы подлинно рациональной
ориентации людей в мире? И каковы возможности рациональности
как типа отношения к миру в осуществлении того
конструктивного поведения людей, которое ведет к укреплению
и росту животворных начал во всех их проявлениях? Каковы
возможности рациональности в ориентации творческой деятель-
ности, в выработке ее ориентиров - ценностей, смыслов? Выше
говорилось о том, что рациональность зачастую связывается
именно с определенным типом отношения к миру, свойственного
современной научно-технической цивилизации. Какова, так
сказать, жесткость этой связи, можно ли в этом отношении
говорить о различных типах рациональности, рассматривать
____________________
2 Классической формой осмысления этой связи в таком
понимании рациональности явилась, несомненно, концепция
М.Вебера с его классификацией видов деятельности; осмысление
и критический анализ этой концепции с точки зрения
современных проблем достаточно актуален, на мой взгляд, и в
настоящее время, несмотря на горы литературы, посвященной
этим вопросам.
саму рациональность не однозначно, а как некоторый спектр
возможностей, тенденций, форм реализаций? Или это
неправомерно и рациональность должна пониматься достаточно
однозначно и узко?
Все эти далеко не простые вопросы и составляют, на наш
взгляд, проблемное поле современного исследования рациональ-
ности. Как я старался подчеркнуть выше, само содержание этих
проблем определяется, конечно, реальными жизненными запро-
сами современной эпохи. Однако насколько эти проблемы будут
адекватно формулироваться, осознаваться и исследоваться,
зависит уже от соответствующей теоретической культуры. И не
надо забывать, что сама эта культура существует в
относительно самостоятельной структуре, имеющей собственную
динамику. Так, эволюция рассмотрения проблемы рациональности
в современной философии в значительной мере определялась
|
|
дискредитацией неопозитивистской программы исследования
науки. Эта программа, как известно, претендовала на то,
чтобы дать очень простое и по-своему последовательное
решение кардинальных проблем, связанных с природой научного
знания, и тем самым научной рациональности. Заметим, что
само понятие рациональности или научной рациональности здесь
не становилось предметом специального анализа и именно
потому, что в контексте концепции знания вообще и научного
знания в частности, его достаточно прозрачное содержание
подразумевалось само собой. Выявившаяся в последующей
критике неопозитивизма примитивность его исходной концепции
имела, в частности, своим следствием проблематизацию понятий
рациональности и научной рациональности3. Оказывается, что
содержание этих понятий далеко не самоочевидно, его уяснение
требует самого серьезного критико-рефлексивного анализа,
опирающегося на историю науки и культуры в целом,
рассмотрения соотношения и взаимодействия различных форм
духовного, духовно-практического и практического освоения
действительности.
И важнейшим условием, и предпосылкой плодотворности такого
критико-рефлексивного анализа выступает рассмотрение
проблемы рациональности в широком историко-философском
контексте, исследование генезиса и эволюции идеи
рациональности в истории философской мысли. Обращение к
возникновению и эволюции идеи рациональности в истории
философии задает масштаб концептуальной культуры анализа
этого феномена, позволяет преодолеть опасность
неоправданного ограничения ее содержания, рассмотреть ее в
широкой исторической перспективе, в единстве многообразия ее
исторических форм. Достаточно серьезный историко-философский
подход к проблеме рациональности способствует осмыслению
современных форм истолкования рациональности как реализации
определенных возможностей в спектре более широкого
смыслового поля. Неизбежная узость частных истолкований
рациональности выступает тогда как преодолеваемая в
перспективе критико-рефлексивного подхода абсолютизация
____________________
3 См.: Пружинин Б.И. Рациональность и историческое
единство научного знания: (Гносеолог. аспект). М., 1986.
правомерной в своих рамках, но ограниченной реализации
возможностей того типа отношения к миру, который так или
иначе пробивал и пробивает себе дорогу в истории
человеческой культуры.
Этой теме единства и исторических форм рациональности как
определенной ценности культуры, вызревающей в рамках
философского сознания, посвящена статья К.В.Рутманиса
"Генезис идеи рациональности в философии".
Концептуальный анализ идеи рациональности сталкивается,
прежде всего, с семантико-терминологическими трудностями.
Какие метаморфозы претерпевает семантика латинского слова
"ratio" в историческом процессе его философской
концептуализации, насколько вообще можно говорить о единстве
смыслового содержания этого термина? Можно ли проецировать
смысл этого латиноязычного философского термина в смысловую
среду формирующейся грекоязычной философской мысли? Ведь
если мы утверждаем, что идея (а не термин) рациональности
восходит к истокам философского сознания, то мы обязательно
должны обосновать такую проекцию. К сожалению, в нашей
философской мысли культура концептуально-семантического
анализа, связанного с прослеживанием смысловых связей в
философском языке, оставляет желать лучшего. Нет у нас
достаточно подробных исследований философского языка, в
котором находил в истории философии выражение аспект
понятий, связанных с осознанием рационально-
интеллектуального начала. Мы не имеем четкой картины
эволюции семантики таких философских терминов, как
"интеллект", "мышление", "рассудок", "разум" и так далее,
как они возникали, эволюционировали на почве языков наций, в
культуре которых формировалось и развивалось философское
сознание, как транслировалась вся эта философская семантика
при взаимодействии таких классических для европейской
философской мысли национальных языков, как греческий,
латинский, французский, немецкий. В работе К.В.Рутманиса эта
проблема, применительно к анализу семантики рациональности,
решается выявлением смысловых связей греческого "логоса" и
латинского "рацио", показывая наличие безусловной
органической преемственности между формированием философской
мысли в античной Греции и ее последующей "пересадки" на
латинскую, а затем на западноевропейскую почву в целом,
К.В.Рутманис выявляет, в то же время, смысловые сдвиги,
связанные с этим перемещением, которые в дальнейшей эволюции
западноевропейской философской мысли приводят к тому
пониманию рациональности, когда, говоря словами
К.В.Рутманиса, соизмерение человека и бытия, изначально
присущее идее рациональности, устанавливается вообразившим
себя центром мира субъектом, не обеспечивается открывшимся
человеку бытием, как это имело место в древнегреческом
философском сознании. И все же, несмотря на последующие
изменения содержания идеи рацио, сами истоки этой идеи в
философском сознании, как оно возникло в античности, связаны
с сознательной постановкой и обсуждением коренной
мировоззренческой проблемы "соизмерения человека в бытии",
"врастания", "вписанности" человека в окружающий его мир,
превращения этого мира человеком в обитаемый для себя мир. И
этот изначальный смысл идеи рациональности, открывшийся
древнегреческому философскому сознанию, не исчезает и не мо-
жет исчезнуть в дальнейшей эволюции философской мысли, хотя
он может как-то заслониться более частными моментами,
превратиться в своего рода "фоновое знание": на авансцену
философского сознания могут выйти и действительно выходят
связанные с рациональностью так называемые более конкретные
вопросы. Однако при каждом серьезном сдвиге философской
мысли, на каждом новом этапе ее эволюции, необходимость кри-
тико-рефлексивного ее анализа выявляет за специфической фор-
мой постановки проблемы рациональности этот ее изначальный
"инвариант". Суть рациональности как философско-мировоззрен-
ческой проблемы составляют поиски метафизически обосновы-
ваемой осознанной гармонизации человека и бытия,
"вписывания" человека в окружающий мир.
Повторяем, это не означает, что каждое осмысленное иссле-
дование рациональности обязательно должно выходить на этот
глубинный философско-мировоззренческий уровень. Но в коне-
чном счете анализ проблемы рациональности приводит к такой
постановке вопроса.
Эта постановка вопроса о рациональности органически связана
с природой философии как рационализированной формы
мировоззренческого сознания, что отличает ее от таких форм
мировоззрения, как религия, мифология, эстетико-художествен-
ное восприятие мира. И вопрос о возможностях рационального
осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем
отношения человека к миру и мира к человеку, рационального
познания Бытия, Универсума, Абсолюта выступал в истории че-
ловеческой мысли не просто как один из важных кардинальных
философских вопросов, а как вопрос о смысле существования
философии, о пределе ее возможностей. Философия появляется в
античной Греции именно как самостоятельная свободная мысль,
как стремление человека собственными силами постигнуть мир и
самого себя. И именно так оценивали философию как ее горячие
сторонники, так и ее противники, прежде всего, из числа ре-
лигиозных ортодоксов и на Западе среди христиан, и на
Востоке в мусульманском мире4.
Возрождение известной самостоятельности философской мысли в
контексте господствующего религиозного мировоззрения было
связано с признанием значимости рационального мышления как
необходимого условия совершенствования самого религиозного
сознания. Так,
Н.С.Мудрагей в своей статье "Рациональное и иррациональное в
средневековой теории познания" рассматривает противостояние
двух средневековых мыслителей Абеляра и Бернара, которые
волею судеб возглавили два лагеря, образовавшихся в
религиозно-интеллектуальной сфере общества - лагерь верящих
(принимающих христианство на "веру" без каких-либо
____________________
4 Относительно позиции последних, сравнительно
меньше известной для нас, см.: Восток-Запад: Исследования.
Переводы. Публикации. Л., 1988. С. 70-81.
размышлений) и лагерь понимающих (требующих критического, на
основе доводов разума осмысления того, во что нужно верить).
Роль этих средневековых религиозных рационалистов в традиции
европейской философской культуры исключительно велика.
Сейчас получило широкое признание то принципиальное
обстоятельство, что без их деятельности, без становления
культуры диспута, развития формально-логического аппарата
норм доказательства и обоснования не стала бы возможной и
философия Нового времени с ее интеллектуализмом, критицизмом
и методологизмом. Средневековый религиозный рационализм пе-
рекинул мост между античной философской традицией и Новым
временем.
Но привлечение внимания к коллизиям средневековой мысли,
спорам рационалистических и антирационалистических тенденций
имеет не только значение для прослеживания линий эволюции
философского сознания5. В контрпозиции средневекового
рационализма (Абеляр) и антирационализма (Бернар) отчетливо
прослеживаются моменты, "инвариантные" для всех дискуссий о
возможностях рационального начала и его пределах, которые
проходят через всю историю философской мысли. Было бы очень
просто и достаточно неинтересно, если бы эту контрпозицию
можно было бы свести к антитезе самодостаточной раци-
ональности и полного отрицания роли рациональных начал в
решении мировоззренческих проблем. Но, как показывает
Н.С.Мудрагей, дело обстоит иначе. Абеляр не настаивает на
самодостаточности критической рациональной мысли. Разумное
начало, не исполненное высоким смыслом, идеей - слепо, бес-
цельно. Для Абеляра высшим содержанием, наполняющим разум,
является вера и любовь к Спасителю. Таким образом, речь
вовсе не идет о плоском, примитивном, бездушном рациона-
лизме. Да и существовал ли такой вообще когда-либо в филосо-
фии? Мы часто пользуемся штампом позитивизма для обозначения
подобного плоского рационализма. Но можно ли подвести под
этот штамп реальных мыслителей этого направления - скажем,
основоположник позитивизма Конт с его идеей построения новой
религии, объектом которой выступил бы человек? Серьезный
философский рационализм всегда сочетался с признанием высших
духовных ценностей, смысл, содержание которых, однако, во-
первых, может быть постигнуто человеческим духом в акте его
свободной творческой деятельности, во-вторых, вписано в
определенную рационально постижимую картину мира и тем самым
обосновано в ней. Конечно, в рамках этой позиции могут быть
весьма серьезные различия в вопросе о бытийной природе этих
ценностей, варьирующиеся в спектре от последовательно ре-
лигиозного до последовательно натуралистического мировоззре-
ния. Но что, по-видимому, можно признать в качестве
____________________
5 У нас укоренилась терминологическая контрпозиция
"рационализма" и "иррационализма": не отвергая этой
терминологии, можно, на наш взгляд, пользоваться в качестве
антитезы термина "рационализм" термином "антирационализм". В
нем подчеркивается не неприязнь к "рацио" как таковому, как
это имеет место при пользовании термином "иррационализм", а
неприятие теоретической позиции рационализма.
определяющего признака рационалистической позиции, так это
признание способности человека самостоятельно, свободно
постичь Истину. Различие между гуманистически
ориентированным рационализмом и рационализмом,
абсолютизирующим роль "рацио", очевидно, будет состоять в
том, что первый всегда предполагает изначальную
направленность рационального мышления на определенные
позитивные ценности и смыслы человеческого существования,
его ценностную интенциональность, определяемую вписанностью
рациональности в общий контекст сознания. Таким образом,
рациональное начало здесь действительно несамодостаточно,
поскольку вторично по отношению к целостности реально
вписанного в мир сознания. Иными словами, оно решает с
помощью своих средств и приемов (и в наличии таковых и со-
стоит смысл его существования) задачи ориентации в мире, ко-
торые задаются не рациональностью как таковой, а общим кон-
текстом человеческого существования.
Неминуемое признание вписанности "рацио" в этот контекст
(наличие определенных предпосылок, условий и задач, т.е. из-
вестных исходных позиций) представляет собой преграду к
абсолютизации рационалистической позиции. Пафос
рационализма, по-видимому, состоял в убеждении, что человек
способен достичь в этой ситуации истины своими собственными
активными усилиями. Вот эти-то притязания на полное
постижение познавательных усилий, направленных на предмет
познания, и были принципиально неприемлемыми для
антирационализма. Для традиционалистского сознания границей
такой активности "рацио" выступал авторитет, догма, для
ортодоксально-религиозного - боговдохновленная истина, для
верующего мистика, каким был оппонент Абеляра Бернар, -
любовное созерцание Бога. Во всех этих случаях активности и
самостоятельности рационального мышления в постижении истины
поставлен некоторый внешний предел, который оно не в
состоянии преодолеть, так или иначе не открываясь
независимой от него силе, не сливая свои усилия с
импульсами, идущими извне. Опять-таки, конечно, в рамках
очерченных выше позиций, существуют весьма различные
варианты - от примитивного догматизма с его табу до утон-
ченных представлений о "вслушивании в бытие" или экстатичес-
кой мистики.
Естественно, что расширение или, напротив, ограничение
возможностей рационального начала в человеческом сознании и
жизнедеятельности, в решении мировоззренческих вопросов в
значительной мере определяется тем, как понимается само это
рациональное начало. В истории философской мысли, как из-
вестно, имело место выделение двух различных типов раци-
онального мышления - рассудка и разума. Игравшее значитель-
ную роль уже в философии Возрождения у Николая Кузанского
различение разума и рассудка было достаточно конкретно
проработано в немецкой классической философии у Канта и
Гегеля6.
____________________
6 В советской философской литературе, насколько
автору известно, на рациональный смысл различения разума и
Относительно понимания различения рассудка и разума как двух
типов рациональности могут быть, конечно, разные мнения. В
настоящей работе этой теме специально посвящен текст
Н.С.Автономовой. Вопрос этот, на мой взгляд, весьма важен и
заслуживает специального исследования, притом не только в
чисто историко-философском аспекте, но и в плане
современного рассмотрения проблемы рациональности. Я
попытаюсь высказать здесь только некоторые общие
соображения7. Сам Кант, формулируя свое понятие рассудка,
считал, что такие его определения, как спонтанность знания
(в противоположность восприимчивости чувственности),
способность мыслить, а также способность образовывать
понятия или суждения, если присмотреться к ним ближе,
сводятся к одному - к способности давать правила8. Гегель
неоднократно подчеркивал систематизирующую, упорядочивающую
функцию рассудка, указывал, что последний "действует по
отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим
образом"9. Определенность, четкость, артикулируемость,
последовательность шагов рассуждения - все эти признаки
неизменно связывались с представлением о рассудке. И
необходимо подчеркнуть, что в обыденном сознании они в
значительной мере рассматривались как характеристики
рациональности вообще. Что же касается философско-
теоретического сознания, то Кант, как известно, ограничивал
возможности конструктивной познавательной деятельности
работой рассудка. Гегель и называл Канта "философом рассудка
по преимуществу". Разум, с точки зрения Канта, невозможен
как конструктивная форма теоретической деятельности,
поскольку, отрываясь от почвы опыта, неизбежно ведет к
антиномиям. Гегель же оценивал отрицание конструктивных
функций разума как важнейший недостаток философии Канта.
Основание конструктивных возможностей разума Гегель
усматривал в его способности выходить за рамки наличных
"определений мысли", иными словами, перестраивать саму
____________________________________________________________
рассудка впервые специально обратил внимание П.В.Копнин
(см.: Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию.
Киев, 1966. С. 201-217). В связи с типологией форм познава-
тельной деятельности, в частности, с различением
деятельности по применению концептуальных структур и
деятельности по их развитию, классическое понимание рассудка
и разума в немецком идеализме рассматривалось мной.
См.: Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном по-
знании. М., 1978. Вопрос о рассудке и разуме как типах
рациональности специально рассматривался Н.С.Автономовой.
См.: Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность.
М., 1988, а также текст в данном труде.
7 Более конкретно в плане типологии форм
познавательной деятельности моя позиция по этому вопросу
изложена в книге: Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в
научном познании. (С.81-94).
8 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 716, 717.
9 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.
М., 1974. Т. 1. С. 132.
систему исходных координат познавательного отношения к миру,
расширять горизонт концептуальных форм познания, развивать и
совершенствовать их систему. Разумное мышление, с точки
зрения Гегеля, - "бесконечное" мышление, говоря современным
языком, - "открытая" система, тогда как рассудок - это
"конечное" мышление, действующее всегда в заданной системе
исходных координат. Противоречия познания (антиномии, по
Канту) являются показателями того, что конструктивные воз-
можности мыследеятельности исчерпаны, и выступают как сти-
мулы к пересмотру налично данных исходных предпосылок по-
знавательного отношения к миру, их критико-рефлексивного пе-
ресмотра и развития.
Разум, таким образом, по Гегелю, - это высшая форма раци-
ональности, связанная с возможностью постоянного критичес-
кого пересмотра исходных установок и выходом на новые пози-
ции, новые "горизонты" познавательного отношения к миру. Она
предполагает возможность преодолевать противоречия, возника-
ющие в процессе познавательной ориентации человека в мире,
находить более широкие синтезирующие подходы. Основной пафос
разумной рациональности - это открытость, способность к
развитию, к поиску более широких и глубоких позиций, что не-
разрывно связано со способностью к критико-рефлексивному от-
ношению к имеющимся налично данным установкам и взглядам.
Непосредственно гегелевскую трактовку разумного диалек-
тического познания справедливо упрекали за "монологизм"
(М.М.Бахтин), за то, что это "диалектика без критицизма"
(И.Лакатош). Но сама идея разума, как развивающаяся в своих
исходных установках рациональности, может быть проинтерпре-
тирована в духе диалога, открытости по отношению к иному со-
знанию, к его основаниям и установкам. Принципиально важны
здесь признание критико-рефлексивного отношения к наличным
исходным позициям, возможность их творческого развития.
Несомненно, далее, что само это творческое развитие возможно
только на основе мобилизации, максимальной активизации
субъекта, всех его душевных сил, всех форм духовного и ду-
ховно-практического освоения мира. Деятельность "разумной
рациональности" может осуществляться, таким образом, в
неразрывной связи с работой нравственного, эстетического
сознания, предполагает личностную позицию, поиск того, что
называют "истиной-правдой".
Все эти соображения о "разумной рациональности" имеют, по-
видимому, прежде всего тот смысл, что они дают основания для
рассмотрения верхних пределов рациональности как опреде-
ленного типа отношения к миру. Пристальное внимание к тра-
диции различения рассудка и разума, как мне представляется,
имеет, прежде всего, значение для четкого осознания
вариабельности форм рациональности, понимания того
принципиального обстоятельства, что сама идея рациональности
реализовалась в истории культуры различным образом, и споры
вокруг рациональности в первую очередь, на мой взгляд,
связаны с этой реальной вариабельностью форм осуществления
рационального отношения к миру. Но суть дела в том, что мы
сталкиваемся не просто с различными равноправными, так
сказать, рядоположенными формами рациональности. Существует
спектр возможностей реализации принципа рациональности.
С возможностью реализации принципа или идеи рациональности в
различных формах связана и такая острая и актуальная
проблема, как оценка и анализ научной рациональности, ее
природы, ее роли в системе культуры. Вопрос этот, как из-
вестно, интенсивно рассматривался и рассматривается в совре-
менной философии науки. Именно с его проблематизацией во
многом связана критика классического неопозитивизма со сто-
роны так называемого постпозитивизма и полемика между раз-
личными представителями последнего. Крушение четких и ясных,
но оказавшихся чрезмерно упрощенными, представлений
логических позитивистов о природе научного знания,
собственно, и заставило сформулировать проблему научной
рациональности как самостоятельную проблему. В системе
концептуальных координат логического позитивизма такой
проблеме, по существу, не было места. Там не употреблялся и
сам термин "научная рациональность", в нем, как в особом
термине, не было потребности, поскольку все связанные с его
современным содержанием вопросы решались очень просто на
основе той модели знания вообще и научного знания, в
частности, которой придерживались сторонники логического
позитивизма.
Но после того, как пришлось признать сложный многослойный
характер научного знания, наличие в нем содержания, обус-
ловленного философско-мировоззренческими факторами, со всей
резкостью встал вопрос, что же все-таки делает или должно
делать науку формой рационального познания, поддерживая ее
рациональность при всех воздействиях внешних социокультурных
и психологических детерминаций. Анализ различных перипетий
постановки и решения этой проблемы в современной философии и
методологии содержится в статье В.Н.Поруса оСистемный смысл
понятия "научная рациональность"п. Тесно связана с этой
проблематикой и статья Б.И.Пружинина "Рациональность и
единство знаний". Не собираясь давать оценку позиций этих,
как и других авторов, и характеризуя кратко лишь
рассматриваемую ими тематику, замечу, что текст
Б.И.Пружинина свидетельствует о необходимости анализа про-
блемы рациональности как основы единства знания, в том числе
научного знания, в контексте понимания принципа рациональ-
ности в культуре в целом, в контексте фундаментальной миро-
воззренческой проблематики, связанной с уяснением места и
роли рационального начала в человеческом бытии.
Проблема научной рациональности, по моему глубокому
убеждению (в чем я, по-видимому, однако, далеко не оригина-
лен), не может рассматриваться как проблема внутринаучной
методологии. Конечно, рассмотрение таких вопросов, как
критерии и нормы логической доказательности, критерии
эмпирической проверяемости, сравнительные оценки
конструктивности исследовательских программ и тому подобное,
имеет прямое отношение к этой проблеме, и теоретическая
культура ее рассмотрения предполагает серьезное знание всех
этих вопросов. Но глубинные корни проблемы научной
рациональности лежат все-таки в философско-мировоззренческой
сфере. И здесь возникает, конечно, проблема "образа науки"
как той формы культуры, в которой призван получить свое
воплощение принцип рациональности в его наиболее проявленной
"чистой" форме. Но "образ науки", как это сейчас, по-
видимому, общепризнанно в соответствующей литературе, - это
историческая категория. В различные эпохи сами идеалы и
нормы научной рациональности принимают различную форму.
Достаточно проблематичной является также специфика
проявления принципов научной рациональности в гуманитарном
знании, в известной мере, и в технических науках. С другой
стороны, существует ли некий инвариант научной раци-
ональности и если существует, то в чем он состоит?
Все эти далеко не легкие вопросы должны обсуждаться при
рассмотрении проблемы места и роли науки именно в плане ре-
ализации в ней в наиболее развитом виде рациональности как
ценности, как необходимого начала человеческой культуры. При
оценке и анализе интенсивных и многочисленных, имеющих
долгую историю, споров рационализма и антирационализма,
сциентизма и антисциентизма следует все время помнить, что
именно подразумевается под рациональностью, под наукой, под
научной рациональностью. Основная линия критики абсолюти-
зации научной рациональности как определенной ценностной по-
зиции в современной культуре связана с известным образом на-
уки, который, с некоторой степенью условности, можно назвать
позитивистским. Этот образ науки предполагает отрыв научной
рациональности от гуманистических основ культуры, от нрав-
ственных и эстетических начал, от человека с его реальными
проблемами и заботами. Этот образ науки, конечно, имеет свои
корни в особенностях реального развития современной науки.
Эти особенности были заложены еще научной революцией Нового
времени. Но все-таки не надо забывать, что этот образ науки
не просто фиксирует известную реалию, но и выражает опреде-
ленное к ней отношение, закрепляет это отношение. Критичес-
кому анализу такого образа науки и научной рациональности,
вытекающих отсюда философско-мировоззренческих следствий
посвящена работа Н.Н.Трубникова "Кризис европейского науч-
ного разума. Философия науки и философии жизни", являющаяся
частью его большого труда, к сожалению, в силу достаточно
хорошо известных причин, не опубликованного при его жизни.
Н.Н.Трубников рассматривал принципиальные вопросы, связанные
с оценкой роли научной рациональности как общекультурной
мировоззренческой ценности. Споры вокруг этих вопросов, как
известно, имеют давнюю историю, составляя основание
противопоставления сциентизма и антисциентизма. В наше время
и в наших условиях эти споры не утратили свою остроту, они в
несколько иных модификациях воспроизводятся процессом
реальной общественной жизни. Ясно, что речь не может идти об
отказе от науки и от принципов научной рациональности при
решении реальных общественных, технических, политических и
тому подобн проблем. Принцип научного подхода к анализу и
решению этих проблем является необходимым неотъемлемым
компонентом современной культуры, ее важнейшей ценностью,
достоянием, выработанным в процессе долгого и трудного исто-
рического развития. И если уж говорить конкретно о нашей со-
временной ситуации, то мы страдаем не от переизбытка научной
культуры. Дело обстоит как раз наоборот. Господство
командно-административной системы привело к деградации
культуры во всех ее областях, в том числе и в области
научной культуры. Задача поэтому состоит в возрождении духа
подлинной научности, действительно научного сознания, нормы
и идеалы которого были в значительной мере утрачены и
подменены всякого рода установками, выражавшими, по
существу, эгоистические социальные интересы слоев,
использовавших в своих целях командно-административную
систему. Безотносительно к теоретическим спорам о специфике
современного этапа развития науки, о кризисе ее
традиционного образа, восходящего к механистическому
естествознанию, о специфике ее соединения с практикой
необходимой предпосылкой нормального существования науки
является возрождение у нас элементарной научной порядочно-
сти, достоинства исследователя, демократизации науки и
прочее - короче говоря, восстановление основ научной этики.
Однако, несомненно и то, что разрушение элементарной этики в
науке, приводившее к вырождению научной мысли, высветило
уязвимые места научной рациональности как механизма
культуры. В иных социальных условиях эти уязвимые места об-
наруживают себя в меньшей степени, хотя, безусловно, также
дают о себе знать. Эта уязвимость принципа научной
рациональности, как он сформировался в контексте образа
классической науки, идущей от Нового времени, заключается в
возможности отрыва научно-рационального подхода к
действительности от реализации гуманистических ценностей.
Речь идет именно об отрыве, потенциально содержащем
противопоставление, а не об их дифференциации. Развитие
науки в нашу эпоху убедительно показало, что для того, чтобы
наука не превращалась в деструктивную по отношению к
подлинной культуре силу, она должна обладать
ответственностью перед человечеством, и, если угодно, перед
универсумом. Но вот так трактовать самое эту
ответственность? Только ли в плане ответственности за
возможные последствия научного исследования? Такая
ответственность у научного работника как у гражданина, как у
человека, конечно, существует, но такая ответственность - за
последствия своих деяний - имеет место у людей, приобщенных
к любой сфере деятельности. Здесь возможны, разумеется,
различные мнения, но я полагаю, что сочетание принципа
научно-рационального (в идеале) познания с реализацией
гуманистических ценностных установок не просто как внешнее
требование, а как норма работы может реализовываться в науке
определенного типа. Представляется, что современные
тенденции развития науки постепенно приводят к формированию
науки такого типа.
Этот тип связан с изменением самой предметности науки, той
"картины мира", которая лежит в ее основе. Классическая на-
ука исходила из вещно-объективной картины мира. Человек в
ней может выступать или как своеобразное натуральное тело,
или вообще оказывается необъясним с научной точки зрения,
отсюда, кстати, та дуалистичность "мира природы", и "мира
человека" ("мира свободы"), к которой неизбежно приходила
ориентировавшаяся на классическую науку, но тем не менее не
порывавшая с миром человека, философия Декарта и Канта.
Современная же наука идет к тому, чтобы рассматривать не мир
объектов, мир вещей, а мир, включающий человека и его
деятельность в мире объектов и в общение с себе подобными.
Это, конечно, очень общая фраза, она может претендовать
только на очерчивание принципиальных путей развития науки,
но ясно, что новый тип предметности требует и нового типа
научной рациональности. Основа последней не может сводиться
просто к констатации внешней данности. Само "объективное"
положение дел включает в себя напряженность проблемной
ситуации, необходимость выбора, ситуацию становления при
наличии противоборствующих тенденций и т.д. Научная
рациональность должна поэтому предполагать проектное
мышление, разработку и оценку различных альтернативных
программ в существующей ситуации с учетом человека как
активного участника формирования реальности. И объективность
научного подхода, которая, несомненно, является его обя-
зательным моментом, важнейшей ценностной установкой реали-
зуется не просто в констатации условий, хотя, конечно, и это
необходимо. Объективность научно-рационального мышления
призвана находить свое воплощение в науке
охарактеризованного выше типа, в постоянной способности
критически отнестись к существующим позициям, что, очевидно,
предполагает развитые механизмы рефлексии, позволяющие
раздвинуть рамки проблемной ситуации, изменить "горизонт"
существующего сознания.
Наука охарактеризованного выше типа не просто дает ин-
формацию о внешнем человеку мире, которая используется ка-
ким-то образом в его деятельности, осуществляемой вне науки.
Наука выступает здесь как система управления деятельностью,
она включена в деятельность в качестве ее идеального плана.
С этой точки зрения, по-видимому, и следует рассматривать
специфику соединения науки с практикой в современную эпоху.
Итак, рассматривая вопрос о научной рациональности, можно
утверждать, что в основе всякой научной рациональности лежат
принципы объективности познания предмета, познания предмета
"как он есть сам по себе" и принцип рефлексивности, то есть
постоянной готовности к сознательному критическому контролю
исходных предпосылок познавательной деятельности. Эти
принципы находятся между собой в органической взаимосвязи,
фактически это две стороны одной медали. Объективность, по-
знание предмета как самого по себе - это идеал научно-
теоретической рациональности, и в деятельностной концепции
познания отчетливо осознается, что непредпосылочное познание
вообще невозможно, и поэтому восприятие предмета, как он
есть в действительности, всегда предполагает отпечаток этих
предпосылок, в том числе и ценностного характера. Специфика
научно-теоретической рациональности, по сравнению с другими
формами познания не в том, что она как-то избавляется от
этих предпосылочных субъективных факторов, а в том, что она
способна развить критико-рефлексивные механизмы,
направленные на их выявление и анализ, что способствует
развитию субъективной позиции, ее углублению и расширению.
Эти принципы научной рациональности так или иначе дей-
ствовали и действуют в науке на протяжении всей ее истории,
начиная с зарождения ее как формы теоретического сознания.
Но в периоды существования "нормальной науки" при
относительном господстве определенных парадигм, пользуясь
терминологией Т.Куна, фактор критико-рефлексивного отношения
к собственным предпосылкам обычно ослабевает, возникает
опасность догматизации науки. Такова действительная
опасность, которую "обыграл" П.Фейерабенд в своей критике
науки. Мы не говорим уже о возможности прямой идеологизации
науки, которая имела место у нас в период господства
тоталитарного строя. Однако, разумеется, принципы
объективности и рефлексивности проявляются по-разному в
различные периоды истории науки. В современном типе науки,
отходящем от научно-объектной картины мира, как мы
стремились показать выше, эти принципы должны иметь свою
специфику. Уяснение этой специфики должно происходить в
контексте рассмотрения исторической перспективы понимания
рациональности; только при таком подходе, как мне
представляется, мы можем избежать нигилизма по отношению к
научной рациональности как культурной ценности в целом, со-
знательно относясь, в то же время, к действительной
ценностно-мировоззренческой ограниченности "зауженных"
образов научной рациональности.
Философско-мировоззренческий подход к проблеме раци-
ональности имеет, в конечном счете, в своей основе
рассмотрение рациональности в контексте человеческой
жизнедеятельности. Рассматривая современный образ научной
рациональности, мы, в известной мере, вынуждены были
коснуться темы научной рационализации деятельности. Понятие
рационального действия (ценностно-рационального и целе-
рационального) в свое время сформулировал М.Вебер, от
которого и идет традиция концептуального анализа данной
проблемы. В нашем труде важные ее аспекты рассматриваются в
текстах А.Л.Никифорова "Рациональность и свобода" и
И.Т.Касавина "О ситуациях проблематизации рациональности".
Можно не соглашаться с точкой зрения А.Л.Никифорова,
отстаивающего идею несовместимости рациональности и свободы,
- а я лично с ней не согласен - но бесспорно, что обсуждение
самой этой проблемы в данной статье, написанной достаточно
четко и логично, способствует уяснению самой сути проблемы.
На мой взгляд, все дело в том, как мы понимаем
рациональность. Если ее понимать так, как ее понимает
А.Л.Никифоров, - то есть свести ее к рассудочной
рациональности, целесообразности в системе заданных
координат деятельности, с моей точки зрения, скорее
поведения, - то такая рациональность действительно трудно
совместима со свободой. В то же время, подлинная свобода,
которая, конечно, не сводится к осознанию внешне заданной
необходимости, предполагает ответственность рационально-
объективного рефлексивного анализа проблемной ситуации,
рациональное понимание движущих сил, оснований ее
напряженности и рациональную оценку и осознание возможных
путей ее преодоления и связанных с ними последствий.
Рациональное начало в деятельности безусловно вплетено в
контекст деятельности, в ее мотивационно-смысловую сферу,
находится с ней в сложных взаимоотношениях, которые отнюдь
не напоминают плавание в воде чистой ртути, не смешивающейся
с этой водой, как это убедительно показано в статье
И.Т.Касавина.
В связи с анализом рациональности в контексте деятельности
возникает, на мой взгляд, принципиальный вопрос - можно ли
связывать однозначно рациональность деятельности с ее эф-
фективностью? При положительном ответе на этот вопрос мы
получаем весьма широкое понятие рациональной деятельности, в
объем которого будут, в частности, входить и эффективные
действия в рамках традиционной и вообще ритуализированной
культуры. На мой взгляд, все-таки специфику рациональной де-
ятельности следует связывать не с результативностью, эффек-
тивностью деятельности, которая может быть достигнута
различными путями, - аффективный поступок действительно
бывает гораздо результативней рационально продуманных
осторожных акций, в этом смысле он "рациональней". Здесь,
несомненно, есть своя большая проблема, и она связана с
оценкой эффективности рациональности в жизнедеятельности в
целом. Как известно, критика рационализма шла, во многом,
как раз с этой стороны. Но как бы не оценивать эффективность
рациональности в жизнедеятельности в целом, специфику
рационального действия, по-видимому, следует связывать с
определенными механизмами управления деятельностью, ее
программированием, а именно, наличием четко фиксируемого и
рефлексивно контролируемого основания деятельности,
выступающего в качестве ее идеального плана. Отмеченные выше
признаки объективности и рефлексивности, выступающие в
качестве исходных принципов научной рациональности,
выступают и в качестве основополагающих идеалов и норм
рационализированной деятельности в любой сфере культуры.
Проблема рациональности является одной из важнейших и
наиболее актуальных проблем современной культуры. Вполне
понятен и оправдан тот широкий философский интерес, который
она вызывает, что проявилось, в частности, в работах трех
недавних философских конгрессов, как показывает в своей
статье П.С.Гуревич, "Поиск новой рациональности" (по
материалам трех всемирных конгрессов). Авторы данного труда
посильно стремились сделать свой вклад в разработку этой
проблемы.
К.В.Рутманис
Генезис идей рациональности в философии
Быть может, рациональность сказывает нечто большее, чем
просто определенную мыслительную деятельность человека или
одно из его свойств и относится к тем событиям, которые
своим существом определяют наше бытие. Опытом переосмысления
человеческого бытия выступает философия. Следовательно, фи-
лософии не обойти, наверное, на своем пути феномена раци-
ональности. Вместе с тем, то, на что направлен основной
интерес философии есть, возможно, лишь сама философия, ее
основание, ее путь, ее язык, ее рациональность. Тогда,
говоря о рациональности тем самым сказывается, вероятно,
философия и бытие.
Заданное в этих вопрошающих предположениях соотношение
рациональности, бытия и философии намечает, хотя и весьма
неопределенно, область того, о чем в нижеследующем пойдет
речь. Все же прежде, чем пытаться осмыслить рациональность,
должно быть, необходимо еще развернуть вопрос относительно
рациональности. Возможно, область и направление пред-
полагаемого осмысления обнаружится более отчетливо, если
проясинть сказанное заглавием выбранной темы: "Генезис идеи
рациональности в философии".
Основную тематическую нагрузку в этом названии несет слово
"рациональность", но именно поэтому определенность ра-
циональности, должно быть, выяснится только на пути ее
осмысления, а при развертывании вопроса необходимо обратить
внимание, прежде всего, на то, что спрашивается о
рациональности. Спрошенное в рациональности указывается
словосочетанием "генезис идеи в философии".
По-видимому, со времен Сократа и Платона "идея" утверждается
в философии как одно из обычных наименований сущности. idea,
согласно этимологии этого слова, есть "то, что наглядно
видно", причем видно не только глазом, но и умом. В своей
этимологии "идея" совпадает с eidoz, так же сказывающим
"видимое", "то, что видно". Словом "эйдос", в обычном
словоупотреблении, обозначавшем чувственно наглядный вид
вещи, Платон называл существо всего существующего. "Эйдос",
"идея" - это то, что остается без изменений во всех
превращениях того или иного сущего, и в этом неизменном
пребывании обнаруживает сущее в том, что оно есть. И
сегодня, спустя много веков, в "идее" еще слышится
осмысленный древнегреческой философией высокий смысл этого
слова. Уже в начале ХХ века Эдмунд Гуссерль употребляет
древнегреческое слово eidoz для именования сущности, то есть
неумножаемой и всеобщей, всегда тождественной себе
внутренней возможности любого определенного сущего. Вместе с
тем, согласно смыслу, окончательно утвердившемуся в Новое
время, слово "идея" указывает на нечто мыслительно
оформленное, и, стало быть, выбранная тема предполагает
разбор того, как сложилась, образовалась и осмысливалась
рациональность в философии.
Казалось бы, сказывающаяся в "идее" существенная двус-
мысленность, как нельзя лучше соответствует смыслу
"генезиса", уточняющего спрошенное в рациональности. Прежде
всего, "генезис" означает происхождение, возникновение,
становление и в этом смысле он подчеркивает второе из
указанных значений "идеи". Затем, "генезис" указывает так же
и на genoz, род, и в этом он, по-видимому, созвучен значению
идеи-сущности в качестве "родового понятия". Однако, разве
не звучит в двуедином "генезис идеи" так же и явное
противоречие? Ведь если спрашивается о возникновении
сущности, то значит спрашивается и о начале "неизменно
пребывающего". Но есть ли начало у сущности как неизменно
пребывающего или вечного?
И все же, в соединении "генезиса" и "идеи", возможно, и нет
противоречия. Скорее всего это обнаруживается, если
внимательнее вглядеться в сказанное "идеей". В вопрошании
относительно рациональности не спрашивается о ее родовом
понятии, а имеется в виду нечто иное. На этот иной смысл
"сущности" намекает и отмеченное в начале соотношение
рациональности и бытия. В вопросе об идее рациональности
спрашивается о смысле бытия рациональности, о том, в чем
сосредоточивается и развертывается собственное существо
бытия рациональности, спрашивается о способе, каким это
существо осуществляется, каким оно "есть". Под традиционным
и остающимся в силе так же и для данного осмысления
рациональности вопросом о сущности, то есть о том, "что
есть?" обнаруживается вопрос "почему есть?", вопрос, благо-
даря которому, быть может, впервые только и становится воз-
можным вопрос о сущности. В свете понимания сущности как
бытия "генезис", происхождение, согласуется в развертываемом
вопросе с "осуществлением" рациональности. Спрошенным в ра-
циональности оказывается происхождение, исток бытия раци-
ональности, то, благодаря чему рациональность осуществляется
и пребывает.
Между тем, спрошенное о рациональности определяется еще и
местом - "в философии". "В философии" именует место, где и
исходя откуда ставится вопрос и ищется существо рационально-
сти. Среди прочего, сказанного о философии, обычно
отмечается существенная двойственность задаваемых философией
вопросов: каждый "философский" вопрос ставится о сущем в
целом и тем самым захватывает самого вопрошающего,
подпадающего в качестве сущего в мире под вопрос. Последняя
особенность ставящихся в философии вопросов намечает
направление осмысления рациональности.
То, что поставленный исходя из философии вопрос о существе
рациональности оборачивается и на самого спрашивающего,
означает так же и принципиальную рефлексивность философского
мышления, которое, среди прочего, имеет своей предпосылкой
исследование собственно понятий. Философии присуща "работа с
понятием", или, иными словами, в философии для понимания
сущности какого-либо феномена не обойтись без того, чтобы
увидеть круг вещей, о которых говорит слово, обозначающее
данный феномен, и как он движется в этой бытийной области.
Причем, так понимаемая "работа с понятием" отнюдь не яв-
ляется отвлеченным от реальной жизнедеятельности людей
"уточнением понятий", но как раз наоборот - это попытка
увидеть ту целостную бытийную область, к которой восходит
понятие и в которой, вероятно, укоренены и мы сами. Если
дело обстоит именно таким образом, тогда попытка понять
нечто в слове непосредственно захватывает и меня самого в
моем собственном существовании.
Существенную значимость слова для нашего бытия сказывает и
само имя "рациональность" - основное в заглавии выбранной
темы. Даже предварительное и неясное понимание
"рациональности" все же дает возможность заметить эту бытий-
ственность слова. В соответствии с распространенным
представлением рациональность связывается с разумностью,
разумом. В древнегреческой мысли, к которой восходит
европейская философская традиция, одним из именований разума
был "логос". Однако вместе с тем имя logoz для древних
греков сказывало и слово - речь, а так же и бытие. В слове
сущее обличается в том, что оно собственно есть, то есть
определяется в своем бытии, наличности и явленности для
человека. Быть может, разум, бытие и слово каким-то образом
совпадают, а любой "понятийный анализ" или этимологический
экскурс исподволь разрешается, основывается и становится
возможным благодаря сокровенному совпадению слова и бытия,
которое слово хранит и показывает в себе самом.
Вместе с тем, совпадение в рациональности слова и бытия, по-
видимому, оборачивается парадоксальной ситуацией. Звучащие в
"рациональности" изначальные смыслы "логоса" замыкают
попытку сказать о ней нечто в круг: словом необходимо
выразить то, что есть слово. Любая попытка такого
предприятия уже до своего воплощения содержит в себе искомый
результат - слово, которое, к тому же, должно быть
предварительно понято в смысле установления того, что "я
говорю" в каждом сознательном опыте конечного человеческого
существа. Впрочем, возможно, что эта парадоксальная ситуация
является лишь соответствием присущей философии
парадоксальности, свидетельством принадлежности поднятого
вопроса области философствования, или говорит о
захваченности самого спрашивающего развертываемым вопросом?
Так или иначе, но попытка прояснить сказанное заглавием
выбранной темы, по-видимому, очертила область и направление
предполагаемого осмысления. И хотя эта попытка выявила,
казалось бы, лишь сплошные вопросы и противоречия, все же
именно поэтому она, быть может, уже развернулась в вопроша-
ние о рациональности: почему есть рациональность?
В развернутом вопросе спрашивается о существе рациональ-
ности, то есть о том, что и почему есть рациональность в
истории отношения человека к бытию, в чем коренится и откуда
происходит осуществление рациональности в сфере бытия, о той
силе, которой держится рациональность в этой бытийной
области. В соответствии с намеченным возможным направлением
осмысления при ответе на вопрос о существе рациональности
необходимо, по-видимому, держаться слова, обличающего ее
бытийную область и обнаруживающего тот круг вещей, о которых
говорит рациональность.
Слово "рациональность" отсылает к истокам европейской
философской традиции - к дре