Раздел II. Развитие мировой культуры

Оглавление

Предисловие

Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

глава 1. Культура как предмет культурологии

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

2. Культурология как гуманитарная наука

глава 2. Основные школы и концепции культурологии

1. Философия Гегеля как теория культуры

2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

5. Культура и коллективное бессознательное: концепция К. Г. Юнга

6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби

7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин)

8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

глава 3. Культура как система

1. Структурная целостность культуры

2. Многомерность культуры как системы

глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства

1. Понятие культуры предприятий.Ценностный аспект организационной культуры

2. Основные элементы и особенности функционированиязнаково-символической системы на предприятии

3. Типология организационной культуры.Состояние организационной культурына российских предприятиях

глава 5. Массовая и элитарная культура

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры

3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре

1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры

3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций

Раздел II. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

глава 1. Миф как форма культуры

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа

2. Миф и магия

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы

глава 2. Культура Древнего Востока

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока

глава 3. История античной культуры

1. Характерные черты древнегреческой культуры 2. Основные этапы развития эллинской

художественной культуры 3. Художественная культура Древнего Рима

глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

1. Коренное отличие христианства от языческих верований

2. Исторические предпосылки христианства

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы

4. Почему христианство стало мировой религией

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди

6. Значение христианства для развития европейской культуры

глава 5. Культура Западной Европы в средние века

1. Периодизация средневековой культуры

2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета

3. Научная культура в средние века

4. Художественная культура средневековой Европы

5 «Духовные леса» культуры Нового времени

глава 6. Культура западно-европейского Возрождения

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения

2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Ренессанса

глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации

2. Духовная революция Мартина Лютера

3. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза»

4. Свобода и разум в протестантской культуре

глава 8. Культура эпохи Просвещения

1. Основные доминанты культуры европейского Просвещения

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей

глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления

1. Противоречие между человеком и машиной

как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса

глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма

3. Попытки создания синтетических форм искусства

4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: