Лидерство учителя в обучении на практике

Аманова Светлана Эралыевна

Работа по развитию лидерства учителя (РРЛУ) является особой формой содействия развитию лидерства учителя, сущность которой заключается в том, что учителя должны:

- взять инициативу на себя по совершенствованию практики;

- принимать стратегические решения с коллегами для внесения изменений;

- собирать и использовать факты в совместной деятельности;

- вносить вклад в создание и распространение профессиональных знаний.

«Учитель как лидер в совершенствовании работы» должен стремиться к тому, чтобы системно следовать цели улучшения преподавания и обучения в школах при помощью того, что называют «академическим империализмом» (Эллиот, 1991).

Процесс работы по развитию вкючает задания, предназначенные для вовлечения других в сотрудничествло, рефлексию и самооценку.

Анализируя свою практику и наблюдая за обучающимися, как учитель - словесник для совершенствования своей педагогической практики, я хотела бы:

- улучшить речь и метапознание учащихся;

- разработать новый способ развития речи;

- создать стратегии для метапознания;

- внести изменения в то, как мы оцениваем;

- помочь нам найти новый способ работы с талантливыми и одаренными.

Такие профессиональные интересы заставляют меня постоянно искать. развиваться, учиться.

Для обеспечения педагогического развития требуется определенный подход к пониманию профессионализма(Хойле, 1974). Необходимо освободиться от состояния узко индивидуалистического и сосредоточенного в классе, при котором учитель концентрирует внимание на обучении учащихся действовать в соответствии с установленными стандартами. Взамен этому необходим комплексный подход к профессионализму, согласно которому учитель является частью учебного сообщества(Болам 2005).

Как учитель-лидер оказываю влияние на своих коллег и окружение. С целью приобретения и передачи знаний посещаю уроки учителей-словесников и других предметников. Стараюсь быть компентентным учителем, используя три помощника учителя (Шульман, 2007). Коллеги, посещая мои уроки приобретают знания по групповой форме работы, учатся стратегиям КМ. Они заинтересованы в совершенствовании своей практики. Я заинтересовываю учителей-руссистов в добыче новых знаний, стараюсь привлечь в работу по совершенствованию практики (учителей, родителей, обучающихся).

В нашей школе создана группа «Шың», в составе которой 14 учителей-предметников во главе с Карашаевой Г.К.

Мы собираемся и обсуждаем вопросы совершенствования практики. Учителя проводят коучинги на разные темы,семинары, открытые уроки и Lessen study.

Как учитель русского языка и литературы, я вижу, что для меня важно:

во-первых, дисциплина, которая большую роль играет в приобретении знаний;

во-вторых, заинтересованность изучению русского языка, т.е. повышение внутренней мотивации (Райан и Деки, 2009). Если я добьюсь этих факторов, то учащиеся будут изучать русский язык, будут заинтересованы говорить по-русски;

в-третьих, развить метапознавательные способности. Для осуществления плана нужны стратегические действия.

Анализируя уроки можно сказать, что почти все задания связаны с критическим мышлением, так как целью данного модуля является развитие мыслительных навыков учащихся. Ведь, по-моему ученик не просто учится и познает, а делает это в сочетании с анализом, способностью к суждению и доказательству.

Раньше ученики отвечали то, что я рассказывала. Теперь учащиеся сами добывают знания, выдвигают цели решения задач.

Используя на своих уроках методы критического мышления такие, как диаграмма Венна, кластеры,синквейн, я увидела продуктивность работы учащихся.

В процессе выполнения этих заданий по этим методам достигается такие цели, как умение выражать свои мысли ясно и уверенно; умение работать и сотрудничать в группе; способность заниматься своим обучением самостоятельно. Использовав методы критического мышления, я увидела в глазах своих учеников живой интерес к моему предмету и сдвиг в процессе урока, которые влияют на развитие речи. Я считаю, если дети заинтересованы, то они с удовольствием будут изучать русский язык и выполнять все задания. Наблюдая за детьми, увидела, что они заинтересованы добывать знания с интернета и поэтому задаю опережающие задания, работаем на уроке по интернет ресурсам, решаем логические упражнения, кроссворды, шарады, также для развития речи провожу политинформации. Политинформаторы читают новости, подготовленные по телепередачам или из газет.

Дети младших классов любят рисовать, делают книжечки с пословицами, загадками, сказками, а также сочиняют их. С целью развития метапознавательных способностей учащимся 5 классов поручила завести портфолио. В развитии речи большую роль играют телепередачи на русском языке. Я увидела на собственном опыте своей дочери, которая смотрит детские передачи «Детский мир», «Карусель», «Nickolodeon», «Tiji».

Уделяю внимание на то, чтобы неуспевающие ученики работали в ЗБР (Л.Выготский), где успевающие с интересом помогают и объясняют учебный материал. Выготкий утверждает, что когнетивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайщего развития»(ЗБР).

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Таким образом, роль учителя в социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Этот процесс повышает мотивацию у учеников. На сегодняшний день доказано, что совместное беседа в классе приносит большую пользу, так как:

- позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

- содействует аргументированию учениками своих идей;

- помогает учителям, понять на какой стадии находится их ученики в процессе своего обучения.

Неуспевающие ученики завели тетради для контрольного списывания, которых проверяют в парах сами или успевающие ученики. При таком виде работы происходит взаимооценивание. Задаю опережающее задание составить вопросы по пройденным темам, составить тесты.

С целью совершенствования устной и письменной речи использую опережающие диктанты, которых задаю на дом, чтобы дети хорошо и внимательно прочли текст. На следующем уроке провожу диктант, которого дети проверяют в парах. Это стратегия развивает речь, зрительную память, способствует когнетивному развитию.

Осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления, является метапознание (Флейвелл1976). Посредством процесса метапознания происходит саморегулирование учеников. Желание самостоятельно работать и развиваться – важный аспект метапознания. (Шанк и Циммерман 1994). Наблюдая на практике за детьми пришла к выводу, что способностью метапознания владеют талантливые и одаренные дети. Очень интересно работать с такими учениками, т.к. они сами заинтересованы в добыче знаний. Им нужно только подать идею или даже иногда они выдвигают стратегии решения задач. Такие ученики находят интересные новости, правильно составляют тесты, сочиняют сказки, загадки, рисуют иллюстрации к текстам.

В век цифровой технологии использование ИКТ стала жизненной необходимостью. Раньше до курсов на своих уроках использовала ИКТ со слайдами, где показаны схемы, таблицы необходимые для урока.

А сейчас, используя четвертый модуль Программы, даю задания самим детям найти необходимый материал для урока, задаю дополнительные задания талантливым и одаренным ученикам.

Для определения талантливых и одаренных использую анкеты, т.к. ответственные и активные учащиеся ответят на вопросы серьезно и внимательно, и ответы таких детей помогают в совершенствовании педагогической практики.

При обучении большую роль играет «голос ученика» Джин Раддок пишет о том, что общение с учениками имеет большую роль в обучений для отдельных учеников и групп. Я стараюсь, вовлечь всех учащихся в работу и позволить им принимать активное участие на уроке. Стремлюсь понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик любит, умеют и желает делать. С этой целью я провожу с учениками консультацию, беседу. Как учитель как лидер, который руководит и наблюдает, должна иметь огромное терпение, уметь слышать и слушать, и объективно поставить суммативную оценку. Обязательной чертой лидерства учителя является поощрение оптимизма.

Работа по совершенствованию собственной практики – хорошее начало, если процесс был на самом деле успешным, и коллеги оказываются вовлеченными в него, то изменения в практику преподавания и обучения в школе будут внедряться постоянно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: