Содержание экологического воспитания детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 1996, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, 1996 раздел «Ребенок познает окружающий мир» «Детство» (РГПУ им. А. И. Герцена), 1996.
Необходимо пояснить подходы к отбору содержания знаний в современных программах экологического воспитания.
Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и понятий современного естествознания. Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов.
Связь растительных и животных организмов со средой обитания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. (Например, рыбы приспособились к жизни в водной среде; водной средой обусловлены их строение и образ жизни.)
Программы предусматривают освоение знаний о приспособлении живых организмов к сезонам.
Идея единства живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.
В содержании современных программ раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.
Содержание экологических знаний включает идею многообразия живых организмов, их экологического единства.
В программах также отражена идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества (системы) организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах — таких как луг, водоем, лес.
В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др.
Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе.
Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программ, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество признаков. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программа включает освоение частных, локальных связей, например:
идет дождь -----► на земле появились лужи;
стало холодно----------► следует надеть шапочку, пальто.
Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программа содержит более расчлененные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфо-функциональные, временные, причинно-следственные.
Программа для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с возросшими познавательными возможностями детей,
содержит знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий.
Например, дети осваивают понятие «рыбы». «Рыбы — это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размножаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».
Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях растений, животных, человека в них.
Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
Третий принцип, реализуемый в современных программах, — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.
Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.
Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности детей.
Освоение системы экологических знаний требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Освоение экологических знаний способствует воспитанию эстетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Вопросы и задания. 1. Раскройте содержание понятий «принцип научности», «принцип доступности», «принцип воспитывающего и развивающего характера знаний». 2. Выделите в программах основные естественно-научные идеи и понятия. 3. Сравните две программы экологического воспитания детей. Дайте обоснованную оценку программ.