Код технологии
| Название технологии
|
А13.31.004
| Обучение близких уходу за тяжелобольным.
|
1.
| Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования
|
1.1
| Перечень специальностей/кто участвует в выполнении услуги
| Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании высшего медицинского образовательного учреждения по специальностям: 040100 Лечебное дело
040200 Педиатрия
040600 Сестринское дело
Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего медицинского образовательного учреждения по специальностям:
060101 Лечебное дело
060102 Акушерское дело
060109 Сестринское дело
|
1.2
| Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу
| Повышение квалификации (1 раз в 5 лет в соответствии с установленными требованиями по специальностям:
060101 Лечебное дело
060102 Акушерское дело
060109 Сестринское дело
|
2.
| Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
|
2.1
| Требования по безопасности труда при выполнении услуги
| • выполнение требований асептики и антисептики
• выполнение методических рекомендаций
по гигиенической обработке рук
• выполнение действующих санитарных правил и норм
|
3.
| Условия выполнения простой медицинской услуги:
Амбулаторно-поликлинические
Стационарные
|
4.
| Функциональное назначение простой медицинской услуги
• реабилитация
• профилактика
• лечение
|
5.
| Материальные ресурсы
|
5.1
| Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
| Учебное оборудование (тренажеры, фантомы и пр.)
Учебные планы и обучающий программы
Учебно-методические рекомендации, инструкции, памятки
Наглядные пособия
|
5.2
| Реактивы
| Отсутствуют
|
5.3
| Иммунобиологические препараты и реагенты
| Отсутствуют
|
5.4
| Продукты крови
| Отсутствуют
|
5.5
| Лекарственные средства
| Отсутствуют
|
5.6
| Прочий расходуемый материал
| Бланки опросников и тестов
Образцы дневников по формам, разработанным и принятым в лечебно-профилактическом учреждении
|
6.
| Характеристика
Методика применяется с цепями:
• адаптировать пациента к жизни в новых условиях;
• научить членов семьи навыкам ухода за пациентом;
• повысить ответственность семьи за качество предоставляемого ухода, включающего: обеспечение адекватного рациона питания и питьевого режима, помощь при гигиенических процедурах, посещении туалета, поддержание психоэмоционального статуса пациента.
Выполняется в составе процедур сестринского ухода:
• у пациентов пожилого и старческого возраста;
• у пациентов с сердечно-сосудистыми, урологическими заболеваниями; заболеваниями периферической и центральной нервной системы и др.;
• при подготовке пациентов к оперативным вмешательствам;
• в стационаре у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения;
у пациентов с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних ' конечностей.
Используется в работе школ здоровья:
• для пациентов с сахарным диабетом;
• для пациентов с артериальной гипертензией;
• для пациентов с сердечной недостаточностью;
• для пациентов, находящихся на +диализе;
• для пациентов с бронхиальной астмой;
• для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника. Применяется в рамках услуг по реабилитации пациента:
• перенесших острый инфаркт миокарда;
• перенесших акушерские, гинекологические, урологические, коло-проктологические, нейрохирургические операции;
• перенесших острое нарушение мозгового кровообращения;
• перенесших операции на сердце и магистральных сосудах;
• перенесших операции на легком;
• с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей;
• перенесших ампутацию конечности;
• с онкологическими заболеваниями. '
Обучение может проводиться в формах выдачи печатной информации (обучающей литературы: готовых брошюр, буклетов или подготовленных во время консультации памяток) и личной беседы. Обучение близких уходу за пациентом включает следующее: изложение общих сведений о заболевании пациента, инструктаж относительно диеты и питьевого режима, приема лекарственных средств и их побочных эффектов, использования специальных приспособлений и др. Выполнение ПМУ позволяет восстановить нарушенные потребности, ведет к уменьшению воздействия факторов риска, повышает качество жизни и самооценку пациента.
Алгоритм выполнения манипуляции
1. Подготовка к процедуре.
1. Уделять внимание следующим вопросам:
• назначения врача относительно выполнения ПМУ;
• степень подвижности или активности пациента;
• психоэмоциональный статус пациента;
• способ удовлетворения основных потребностей пациента;
• социальное и культурное окружение пациента;
• возможности и предпочтения пациента при уходе за ним:
• психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности близких пациента;
• потребность близких в обучении.
2. Уточнить у лечащего врача конкретную методику, объем мероприятий при выполнении ПМУ.
3. Наладить терапевтические отношения с пациентом и его близкими.
4. Акцентировать внимание на выявлении признаков и выраженное симптомов заболевании.
5. Дать возможность близким пациента самостоятельно оценить степень нарушения потребностей у пациента и влияние ее на качество жизни пациента, используя опросники, гесты, дневники наблюдения по формам, разработанным и принятым в лечебно-профилактическом учреждении.
6. Сформулировать мотивы к обучению близких пациента.
7. Объяснить близким пациента цели и задачи обучения, ознакомить с учебным планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала.
//. Выполнение процедуры.
1. Объяснить близким пациента в доступной форме строение органов и систем органов, функции которых нарушены у пациента, патофизиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики.
2. Предоставить близким пациента адекватную информацию о лечении куходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уверенности и обеспечения комфорта).
3. Содействовать близким пациента в получении информации, необходимой для организации и выполнения ухода за пациентом.
|
| 4. Объяснить близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и литьевого режима, выделения отдельной комнаты для пациента (по возможности), правильного выбора места дня сна и отдыха пациента.
5. Объяснить близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления.
6. Объяснить близким пациента важность правильного приема назначенных пациенту врачом лекарственных средств.
7. Обеспечить близких пациента четкими инструкциями, данными врачом не только в устной форме, но и (при необходимости) письменно.
8. Проинформировать близких пациента о возможном побочном действии назначенных пациенту врачом лекарственных средств.
9. Объяснить близким пациента необходимость консультации с врачом перед приемом пациентом любых лекарственных средств, в том числе и находящихся в свободной продаже.
10. Помочь близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за пациентом в соответствий с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи.
11. Научить близких пациента способам ухода за пациентом.
12. Научить близких пациента правильно использовать специальные приспособления и вспомогательные средства при уходе за пациентом.
13. Убедить близких пациента в необходимости вести дневник контроля самочувствия пациента, акцентируя внимание на точности фиксирования параметров наблюдения с целью выявления осложнений.
14. Проинформировать близких пациента по поводу признаков и симптомов возможных осложнений заболевания и научить распознавать признаки осложнений.
15. Предупредить близких пациента о необходимости сообщить врачу о появлении первых признаков и симптомов осложнений заболевания
16. Обучить близких пациента методам оказания помощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической помощи.
17. Предоставить близким пациента информацию о расположении аптек и магазинов медицинской техники, лечебно-профилактических и социальных учреждений, служб по уходу за больными.
III. Окончание процедуры.
1. Оценить результат обучения: в форме демонстрации близкими пациента полученных знаний, умений и навыков.
2. Динамику достигнутых результатов по обучению уходу за пациентом обсуждать с близкими пациента не реже 1 раза в 2-3 дня, что даст возможность при необходимости корректировать процесс обучения.
|
| Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики
С целью обеспечения преемственности в работе палатной медсестры стационара и участковой медсестры амбулаторно-поликлинической службы при первом посещении (помимо выполнения врачебных назначений) необходимо оценить условия пребывания пациента, его физическое и психическое состояние, уровень поддержки пациента близкими, правильность выполнения манипуляций близкими, а также ответить на вопросы пациента и его близких, которые у них могли возникнуть после выписки из стационара. При наличии у пациента психических нарушений и факторов риска других заболеваний дают дополнительные рекомендации.
|
| Достигаемые результаты и их оценка
Оценка результатов производится путем демонстрации близкими пациента полученных знаний и умений по уходу за пациентом в соответствии с алгоритмами сестринских манипуляций.
|
9.
| Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи
Близкие пациента информируются о проведении обучения уходу за пациентом соответствии с избранной методикой и подтверждают согласие на проведение обучения в устной форме.
|
10.
| Параметры оценки и контроля качества выполнения методики
Субъективный критерий - оценка знаний и умений близких пациента с помощью опросников, тестов.
Объективный критерий - улучшение качества жизни пациента и отсутствие осложнений.
|
11.
| Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги
Отсутствует
|
12.
| Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при необходимости)
Отсутствует
|