Задания для СРС. Тема 4. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики

Тема 4. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики.

Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле - одна из самых необъяснимых.

А. Принс

Задания для СРС

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Ставьте схему «Признаки преступности».

2. Ставьте схему «Основные показатели структуры преступности».

3. Составьте схемы «Виды преступности» и «Виды преступлений».

4. Составьте схему «Структура преступлений против личной собственности граждан».

5. Составьте схему «Преступность в экономике».

6. Составьте схему «Структура преступлений против личности».

7. Составьте схему «Степени латентности преступлений».

8. Составьте схему «Показатели преступности».

9. Составьте схему «Социальные последствия преступности».

10. Составьте схему «Основные тенденции преступности в современной России».

11. Укажите, какие из перечисленных показателей относятся к качественным, а какие - к количественным характеристикам преступности:

- абсолютное количество преступлений, регистрируемых на данной территории;

- количество потерпевших от преступлений, выявленных в данном регионе;

- размер материального ущерба, причиненного преступности;

- доля преступлений определенного вида;

- доля лиц, совершивших преступления определенного вида;

- удельный вес групповой преступности;

- территориальная распределенность преступности;

- коэффициент виктимности;

- темп роста преступности;

- коэффициент преступной активности;

- распределение преступлений по степени общественной опасности;

- распределение преступлений по объекту посягательства;

- распределение преступлений по признаку судимости лиц, их совершивших.

12. Укажите, какие из приведенных ниже показателей отражают качественную сторону преступности либо не отражают и почему:

- соотношение групп преступлений (особо тяжких, тяжких, менее тяжких, не представляющих большой общественной опасности);

- количество и удельный вес антиобщественных проявлений (пьянство, наркомания, проституция и т.п.);

- удельный вес рецидивной преступности;

- удельный вес групповой преступности;

- удельный вес преступлений несовершеннолетних и молодежи;

- территориальная распространенность преступности, в том числе по городам и сельским местностям;

- соотношение наиболее распространенных преступлений по периодам (квартал, полгода, год, три года, пять лет и т.д.).

13. В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. - дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

14. Из предлагаемого ниже перечня выделите следующие группы преступлений: а) с низкой латентностью; б) со средней; в) с высокой. Объясните почему.

Виды преступлений: дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; дезертирство; похищение человека; подмена ребенка; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

15. Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.

16. Ознакомьтесь с приведенной ниже таблицей, отражающей состояние преступности на территории, обслуживаемой отделом внутренних дел. Вычислите коэффициент преступности (по числу преступлений) и коэффициент преступной активности (по числу преступников) на 1 тыс. человек.

Годы Численность Число зарегистрированных преступлений населения Число лиц, совершивших преступления
       
       
       
       
       

17. На основе приведенных в таблице условных данных рассчитайте методом экстраполяции динамику преступности на 2008-2014 годы и составьте график.

Преступления 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Зарегистрировано              

18. В городе N проживает (на 1 января отчетного года) мужчин в возрасте уголовной ответственности (т.е. старше 14 лет) 125 тыс. человек. Из них: 1) 14-20 лет - 20 тыс. чел.; 2) 21-40 лет - 55 тыс. чел.; 3) 41 и старше - 50 тыс. чел. В отчетном году выявлено преступников - 350 человек. Из них в возрасте: 1) 14-20 лет - 100 лиц; 2) 21-40 - 200 лиц; 3) 41 и старше - 50 лиц. Рассчитайте коэффициент криминальности (пораженности) каждого из трех возрастных слоев населения.

19. На основе приведенных в таблице условных данных определите интенсивность распространения корыстных и хулиганских побуждений во всех преступлениях, совершенных в городе В. за прошлый год.

Виды преступлений Совершено преступле­ний Из них по мотивам
из коры­стных побужде­ний из хули­ганских побужде­ний
Убийство (ст. 105УК)      
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111УК)      
Разбой (ст. 162 УК)     -
Грабеж (ст. 161 УК)     -
Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК)      
Кража (ст. 158 УК)     -
Хулиганство (ст.213 УК)   -  

20. В городе С. 1 млн. жителей, из них мало­летних (в возрасте до 14 лет) - 200 тысяч. За совершение различных преступлений в прошлом го­ду в городе было зарегистрировано 2400 преступников. Определите уровень (или коэффициент) преступности на 10 тысяч жителей города.

21. В области проживает 5,5 млн. человек, из них 500 тысяч - малолетние дети в возрасте до 14 лет. В прошлом году за совершение различных преступле­ний в области было зарегистрировано 20 тысяч преступни­ков. Определите уровень (или коэффициент) преступности на 100 тысяч жителей области.

22. Анализ показывает, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г., общее количество преступлений, совершенных работающими на заводе, возросло на 15%. За появление в общественных местах в нетрезвом виде задержаны на 15%, а за мелкое хулиганство на 20% больше, чем в 2004 г.

Какие профилактические мероприятия следует рекомендовать администрации и к общественным организациям завода? Какие общественные формирования трудового коллектива должны быть привлечены для реализации предлагаемых профилактических мероприятий?

23. Выделите из нижеприведенных положений те, которые, по вашему мнению, наиболее полно отражают количество совершенных преступлений: заявления и сообщения о преступлениях; зарегистрированные преступления; раскрытые преступления; преступления, рассмотренные судом.

24. Какие из приведенных ниже показателей наиболее полно характеризуют количество лиц, участвующих в совершении преступлений: обвиняемые по раскрытым делам; освобожденные от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям; осужденные судом?

25. Является ли показателем, характеризующим преступность, количество уголовных дел: возбужденных; раскрытых; направленных в суд; прекращенных с направлением в товарищеские суды, в комиссии по делам несовершеннолетних, с передачей лиц на поруки?

26. Почему коэффициенты преступности рекомендуется исчислять не только на все население, но также на людей в возрасте 14 лет и старше, а также от 16 до 59 лет для мужчин и от 19 до 54 лет включительно - для женщин?

27. За период с 2000 по 2004 г. было зарегистрировано указанное в таблице число преступлений. Вычислите коэффициент преступности за каждый год (по числу преступлений и по числу преступников) на 1000 человек. Объясните выявленную тенденцию при анализе соотношения преступности.

           
Численность населения          
Число зарегистрированных преступлений          
Число лиц, совершивших преступления          

28. Для выявления тенденции в динамике преступности определите индексы сезонных колебаний по данным таблицы.

Годы Месяцы
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
1-й                        
2-й                        
3-й                        

29. Приведите примеры латентно-криминогенного поведения должностных лиц в ситуациях, когда: а) обнаружение факта преступления может нанести вред престижу учреждения, предприятия, организации или соответствующего руководителя; б) обнаружение факта, связанного с преступлением, может повлечь для руководителя материальные или организационные последствия; в) существует прямая заинтересованность в сокрытии преступления, так как в действиях должностного лица имеются признаки уголовно наказуемой халатности, хотя соучастия в скрываемом преступлении нет. К каким группам (видам) латентных преступлений могут быть отнесены данные конкретные примеры?

30. Число совершенных преступлений в районе за последнее десятилетие распределялось следующим образом.

                   
                   

Определите цепным и базисным способом темп роста (снижения), темп прироста (спада) преступности в районе.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие и задачи изучения преступности.

2. Признаки преступности.

3. Основные показатели преступности.

4. Криминологическая классификация преступлений.

5. Латентная преступность, ее виды и методы выявления.

6. Основные тенденции преступности в современной России.

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Составление презентаций, кроссвордов и других конкурсных работ.

Деловая игра:

2. Вам предложили выступить и рассказать, что такое преступность. Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории. Аудитория задает вопросы выступающему.

3. Студентам (из числа желающих) предлагается подготовить научный доклад по одной из предложенных тем (по желанию студента и по согласованию с преподавателем тема доклада может быть изменена). Из числа студентов преподаватель назначает двух официальных оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы. В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета. Они могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идей либо критиковать их. После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

Темы докладов:

· Понятие и сущность преступности.

· Криминологическая характеристика преступности в мире.

· Сравнительная характеристика преступности (в разных регионах, разных странах, в различные исторические периоды).

· Преступность: история и перспективы.

· Уголовная социология.

· Преступность в США.

· Социальные последствия преступности.

· Преступность: иллюзии и реальность.

· Преступность и общество.

· Преступность и проблемы измерения ее реального состояния.

· Преступность, статистика, закон.

· Преступность XXI в.: мировой криминологический анализ.

· Латентная преступность: познание, политика, стратегия.

· Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования.

· Состояние преступности в административных, правоохранительных органах и вооруженных силах.

· Трансформация социально-правовой системы в современной России и появление нетрадиционных преступлений.

· Освобождение от уголовной ответственности как правовое последствие совершения преступления.

· Методика анализа территориальных различий преступности.

· Анализ изменений преступности в развитых капиталистических странах.

· Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: