Смоленск 2011

Кафедра философии с курсом психологии и педагогики

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ

приложение к рабочей программе учебной дисциплины

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

(наименование учебной дисциплины)

Направление подготовки (специальность): 060101- Лечебное дело

)

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 16

«28» апреля 2011 г.

Зав. кафедрой д.м.н., доцент Остапенко В. М.

(ученая степень, ученое звание Ф.И.О.)

Автор-составитель: д.м.н., доцент Остапенко В.М., ст. преподаватель Нагорная С.В., к. м. н.,

ст. преподаватель Коноплева Е.Л.

Смоленск 2011


ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-3 Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию

ОК-8 способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией

ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Название дидактической единицы учебной дисциплины Содержание компетенции
Тема 1. История СГМА Знания: - состояния медицинской помощи в Смоленской губернии; - основных периодов истории СГМА; особенностей становления и развития; основных достижений вуза на всех этапах истории; - представление о медицинских школах, знакомство с научными школами СГМА, руководителями академии; Умения: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать основные достижения вуза на всех этапах истории; определить место и роль СГМА в истории России и в современном мире; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 2. История медицины как наука и предмет изучения Медицина первобытного общества. Становление народной медицины. Альтернативная медицина. Знания: - роли и значения истории медицины как науки и предмета изучения, как части культуры; определение медицины; - основных периодов истории, в рамках которых излагается историко-медицинский материал; основных источников изучения истории медицины; - современных представлений о происхождении человека, человеческого общества и формирования рас; - истории возникновения народной медицины; факторов, способствующих возникновению медицины; - влияния среды обитания на здоровье человека; - истории изыскания средств и способов народной медицины, формирования представления о здоровом образе жизни; Умения: - продемонстрировать основные источники изучения истории медицины; - показать связь медицины и культуры; - выделить факторы, способствующие возникновению медицины, определить их значение; - показать значение народной медицины как одного из основных истоков современной медицинской науки; Навыки: ¾ - изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 3. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет и Месопотамия. Восточные традиционные медицинские системы (Древняя Индия, Китай, Тибет) Знания: - особенностей культуры Древнего Египта и Месопотамии; - роли медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности; - особенностей культуры Древней Индии, Китая, Тибета; - выдающихся деятелей медицины и выдающихся медицинских открытий Древней Индии, Китая, Тибета; - связи мифологии и врачевания, формирования представления о здоровом образе жизни в древности; Умения: - указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях - проанализировать влияние философских представлений на развитие традиционной медицины в Древней Индии, Китае, Тибете - показать вклад народов Древнего Востока в развитие мировой медицины - показать современное значение традиционных медицинских систем; Навыки: - изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 4. Медицина Древних цивилизаций: врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья Знания: - материалистического направления медицинских школ Древней Греции; - связи мифологии и врачевания; формирования представления о здоровом образе жизни, влияния среды обитания на здоровье человека; - истории изыскания эффективных средств лечения и профилактики в Античной культуре; - выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающихся медицинских открытий в странах античного Средиземноморья; - учения о медицинской этике в странах античного Средиземноморья, взаимоотношения «врач-пациент», влияния гуманистических идей на медицину. Умения: - показать тесное взаимодействие древнегреческой философии и медицины; - раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока; - показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике; Навыки: - изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий; - владения основными принципам врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 5. Особенности медицины и культуры периодов раннего и развитого средневековья. Медицина Византии. Арабская культура и медицина. Становление научной медицины в Западной Европе. Медицина эпохи Возрождения. Знания: - характерных черт и особенностей развития медицины в крупнейших средневековых государствах; - особенностей арабской медицины и культуры; - особенности развития медицины в эпоху раннего, классического и позднего средневековья в западной Европе, развития философских идей в эпоху Возрождения; - истории изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становления и развития медицинской науки; - выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину. Умения: - оценить влияние на современность арабской медицины и культуры; - показать особенности развития медицины в эпоху позднего средневековья в западной Европе, проследить развитие философских идей в эпоху Возрождения; - показать основные достижения в области медицины, их связь с успехами развивающегося естествознания эпохи Возрождения и их значение для последующего развития наук. Навыки: ¾ - изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
Тема 6. Особенности и достижения медицины Нового времени (18-19 вв.) в Западной Европе. Знания: ¾ основных терминов и понятий: гуморальная теория, целлюлярная теория, гистология, морфология, органопатология, перкуссия, плессиметр, аускультация, рентгенодиагностика, наркоз, асептика, антисептика, термометрия; ¾ великих естественнонаучных открытий 18 – 19 века; ¾ основных достижений медико-биологических дисциплин их значения для развития клинической медицины; ¾ влияния философских течений на развитие медицины; ¾ выдающихся деятелей медицины и фармации; Умения: ¾ дать оценку влияния великих естественнонаучных открытий 18 – 19 века на развитие медицины; ¾ показать влияние философских течений Нового времени на развитие медицины; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации.
Тема 7. Медицина в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины, и медицинского образования в России в 18 веке. Медицина России 19 века. Ведущие анатомо-хирургические школы. Знания: ¾ особенности становления научной медицины и медицинского образования в России в 18 веке; ¾ основных закономерностей и тенденций развития медицины в России в 19 веке; ¾ выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающихся медицинских открытий в России 18-19 века; ¾ ведущих анатомо-хирургических школ в России 18-19 века; и их современного значения; Умения: ¾ грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать уровень развития медицины в России в изучаемый период; ¾ оценивать современное значение ведущих анатомо-хирургических школ в России 18-19 века; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 8. Развитие физиологии, гигиены и микробиологии во второй половине 19- начале 20 века в Западной Европе и России. Развитие общественной медицины. Земская медицина. Знания: ¾ истории зарождения и развития медицинской микробиологии; ¾ истории физиологии и экспериментальной медицины; развития теории нервизма и формирование нейрогенной теории в России ¾ становления и развития социальной гигиены, экспериментальной гигиены, санитарной статистики; ¾ влияние общественной медицины на развитие земской медицины; ¾ выдающихся деятелей медицины в области медицинской микробиологии, физиологии, социальной гигиены, экспериментальной гигиены, санитарной статистики, земской медицины; Умения: ¾ показать особенности становления и развития физиологии гигиены, микробиологии в Западной Европе и России; ¾ показать роль общественной медицины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв в деле охраны здоровья населения; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 9. Развитие клинической медицины в России в 19 - начале 20 века. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии, невропатологии и психиатрии. Знания: ¾ значения ведущих отечественных клинических научных школ; ¾ выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающихся медицинских открытиях в области клинической медицины, влияние гуманистических идей на медицину; Умения: ¾ грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать вклад отечественных ученых в становление клинической медицины в России; ¾ показать особенности и значение ведущих отечественных терапевтических научных школ для развития отечественной и мировой научной и практической медицины; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 10. Медицина советского периода Знания: ¾ особенностей становления советского здравоохранения; ¾ особенностей ведущих клинических школ советского периода; ¾ выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия советского периода; ¾ и роль России в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины; Умения: ¾ оценить место и роль российской медицины советского периода в истории человечества и в современном мире; влияние СССР на развитие медицины; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

ОК-3. - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию

Название дидактической единицы учебной дисциплины Содержание компетенции
Тема 1. История СГМА Знания: ¾ основных терминов и понятий: медицина, образование, наука, научные школы, традиции; ¾ основных периодов истории СГМА; особенностей становления и развития вуза, основных достижений вуза на всех этапах истории; ¾ важнейших традиций СГМА и их влияние на современность; Умения: ¾ грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать основные достижения вуза на всех этапах истории; ¾ определить место и роль СГМА в истории России и в современном мире; ¾ преемственность традиций в истории СГМА; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 2. История медицины как наука и предмет изучения Медицина первобытного общества. Становление народной медицины. Альтернативная медицина. Знания: ¾ основных терминов и понятий: хронология истории, культура, медицина, цивилизация, археология, нумизматика, виды медицины, палеолит, мезолит, неолит, энеолит, мустьерское время, палеопатология, этнография, антропология, праобщина, антропогенез, архантропы, палеоантропы, род, родовая община, промискуитет, каннибализм, некрофагия, экзогамия, эндогамия, инцест, патриархат, матриархат, фетишизм, анимизм, зоофилия, табу, тотем, тотемизм, магия, оккультизм, рефлексия; ¾ современных представлений о происхождении человека, человеческого общества и формирования рас; Умения: ¾ ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности; Навыки: - изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 3. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет и Месопотамия. Восточные традиционные медицинские системы (Древняя Индия, Китай, Тибет) Знания: ¾ основных терминов и понятий: политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп,иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту; буддизм, индуизм, ламаизм, конфуцианство, даосизм, брахманизм, варны, касты, веды,Аюрведа, чжэнь-цзю, акупунктура, энергия ци, инь-ян, ци-гун; ¾ современного значения народной медицины; Умения: ¾ показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара ¾ указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях ¾ показать современное значение традиционных восточных медицинских систем; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.
Тема 4. Медицина Древних цивилизаций: врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья Знания: ¾ основных терминов и понятий: миф, антропоморфизм, секуляризация, архаика, классика, античность, эллинизм, полис, асклепейон, асклепиады, энкомисис, абатон, корпус Гиппократа, эллинизм; Умения: ¾ показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара; ¾ указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях; ¾ раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока; ¾ оценить значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.
Тема 5. Особенности медицины и культуры периодов раннего и развитого средневековья. Медицина Византии. Арабская культура и медицина. Становление научной медицины в Западной Европе. Медицина эпохи Возрождения. Знания: ¾ основных терминов и понятий: средние века, ислам, Коран, хадисы, медресе, халифат, бимаристан, “Канон медицины; схоластика, галенизм, алхимия, фармация, студент, декан, магистр, доктор, профессор; ¾ социально-экономическое содержание истории средних веков; ¾ взаимодействия культур народов Востока в период развитого средневековья; Умения: ¾ оценить влияние на современность арабской медицины и культуры; ¾ показать основные достижения в области медицины Средневековья и их значение для последующего развития наук; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 6. Особенности и достижения медицины Нового времени (18-19 вв.) в Западной Европе. Знания: ¾ основных терминов и понятий: гуморальная теория, целлюлярная теория, гистология, морфология, органопатология, перкуссия, плессиметр, аускультация, рентгенодиагностика, наркоз, асептика, антисептика, термометрия; ¾ влияния философских течений на развитие медицины Нового времени; Умения: ¾ дать оценку влияния великих естественнонаучных открытий 18 – 19 века на развитие медицины; ¾ понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности, влияние философских течений Нового времени на развитие медицины; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации.
Тема 7. Медицина в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины, и медицинского образования в России в 18 веке. Медицина России 19 века. Ведущие анатомо-хирургические школы. Знания: ¾ основных терминов и понятий: аптекарская канцелярия, костоправные и госпитальные школы, лекари, травники, монастырские больницы, повивание, оперативная и топографическая анатомия, эфирный наркоз, материализм, естествознание, медицинское попечительство; ¾ народной медицины России как истоков научной медицины: связь с традициями, современное значение; ¾ основных закономерностей и тенденций развития медицины в России в 18 веке и реформ в области медицины и медицинского образования; ¾ основных закономерностей и тенденций развития научной медицины в России в 19 веке; Умения: ¾ грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать уровень развития медицины в России в изучаемый период; Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 8. Развитие физиологии, гигиены и микробиологии во второй половине 19- начале 20 века в Западной Европе и России. Развитие общественной медицины. Земская медицина. Знания: ¾ основных терминов и понятий: высшая нервная деятельность, нервизм, рефлекс, центральное торможение, вивисекция, антирабическая станция, бактериология, иммунитет, иммунология, микробиология, Нобелевская премия, фагоцитарная теория, социальная гигиена, экспериментальная гигиена, демографическая статистика, профессиональные болезни, общественная медицина, земство, земская медицина; Умения: ¾ дать оценку роли общественной медицины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. в деле охраны здоровья населения; Навыки: ¾ отбора, критической оценки и обобщения историко-медицинской информации; ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципов врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 9. Развитие клинической медицины в России в 19 - начале 20 века. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии, невропатологии и психиатрии. Знания: ¾ основных терминов и понятий: научная школа, клинический институт, пальпация, родовспоможение, повивальные школы, акушерство, гинекология, педиатрия, психиатрия, стеснение душевнобольных, гипноз; ¾ преемственности в деятельности ведущих клинических научных школ 19 - начала 20 века в развитии отечественной медицины; Умения: ¾ определить традиции ведущих отечественных научных школ 19 - начала 20 века в достижениях современной научной и практической медицины; Навыки: ¾ отбора, критической оценки и обобщения историко-медицинской информации; ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 10. Медицина советского периода Знания: ¾ основных терминов и понятий:принципы советского здравоохранения, государственный характер здравоохранения, профилактическая направленность, показатели общественного здоровья, ресурсы здравоохранения, Народный комиссариат здравоохранения, Нарком здравоохранения, героизм медиков в годы Великой Отечественной войны; ¾ особенностей становления советского здравоохранения и отличительные черты развития медицины в советский период отечественной истории; Умения: ¾ оценить место и роль российской медицины советского периода в истории человечества и в современном мире; влияние СССР на развитие медицины; ¾ выражать и обосновывать свою позицию по актуальным вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; Навыки: ¾ отбора, критической оценки и обобщения историко-медицинской информации; ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; ¾ достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

ОК-8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну;

Название дидактической единицы учебной дисциплины Содержание компетенции
Тема 2. История медицины как наука и предмет изучения Медицина первобытного общества. Становление народной медицины. Альтернативная медицина. Знания: - медицины как части культуры; - условий и факторов, способствующих формированию правил медицинской этики, правовых норм в первобытном обществе; - моральные ценности медицины (милосердие, сострадание, сопереживание и др.); Умения: - достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей; - понимать логику и закономерности развития общественной морали и правовых норм, идей гуманизма и общечеловеческих ценностей; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссии; Навыки: - владения аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, ведения дискуссий; - использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами Знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
Тема 3. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет и Месопотамия. Восточные традиционные медицинские системы (Древняя Индия, Китай, Тибет) Тема 4. Медицина Древних цивилизаций: врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья. Знания: ¾ религиозных и философских основ формирования врачебной этики в древней восточной и античной медицине; ¾ элементов государственной регламентации врачебной деятельности; ¾ формирования взаимоотношения «врач-пациент»: принцип "не навреди" как старейшая моральная норма медицинской практики; ¾ понятия «врачебная тайна», представления о моральных добродетелях врача; ¾ выдающихся деятелей медицины Древних цивилизаций и их вклад в формирование врачебной этики; ¾ исторические документы, регламентирующие правовые нормы врачебной деятельности в Древних цивилизациях; Умения: ¾ проанализировать содержание основных исторических документов о морально-этических аспектах деятельности врача Древних цивилизаций; ¾ показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике, современное значение этих представлений; ¾ выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссий. Навыки: ¾ изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи; ¾ владения аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, ведения дискуссий; ¾ использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами Знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
Тема 5. Особенности медицины и культуры периодов раннего и развитого средневековья. Медицина Византии. Арабская культура и медицина. Становление научной медицины в Западной Европе. Медицина эпохи Возрождения. Знания: - религиозных и философских основ, исторических условий формирования этических принципов врачебной деятельности в средневековой культуре; - влияния христианских ценностей милосердия, добротолюбия и сострадания на формирование врачебной этики в Средневековье; - моральных норм внутри профессиональных отношений; прав пациентов, обязанностей, права и места врача в обществе; - влияния гуманистических идей эпохи Возрождения на развитие медицины; Умения: - проследить развитие моральных и правовых норм врачевания в эпоху Возрождения; - показать влияние гуманистических идей эпохи Возрождения для последующего развития моральных и правовых норм врачебной деятельности; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссий; Навыки: - владения аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, ведения дискуссий; - использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами Знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения; отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.
Тема 6. Особенности и достижения медицины Нового времени (18-19 вв.) в Западной Европе. Знания: влияния философских идей Нового времени на развитие врачебной этики; гуманных целей медицины Нового времени, определяющих жизненный путь и поведение врача («Светя другим, сгораю сам»); формирование морально-этических принципов проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке; моральных проблем взаимоотношения врачей и ученых в процессе лечебной деятельности и научного исследования; Умения: при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов; защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов; Навыки: - сохранять конфиденциальность (врачебную тайну); - проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным; - использовать принципы врачебной деонтологии и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения при общении с пациентами; - морально-этической аргументации, ведения дискуссий;
Тема 7. Медицина в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины, и медицинского образования в России в 18 веке. Медицина России 19 века. Ведущие анатомо-хирургические школы. Знания: ¾ религиозных и философских истоков биомедицинской этики в России, учения о добре в русской народной традиции; ¾ законы и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность врача и фармацевта в России в изучаемый период; ¾ вклад выдающихся деятелей медицины России 18-19 века в формирование профессиональной этики, общественных моральных и правовых норм; ¾ проблемы врачебной ошибки в работах Н. И. Пирогова; Умения: ¾ показать влияние гуманистических идей для последующего развития моральных и правовых норм врачебной деятельности; ¾ выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссий; Навыки: ¾ охранять конфиденциальность (врачебную тайну); ¾ владеть основными принципам врачебной деонтологии и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения, и использовать в своей врачебной деятельности; ¾ владеть навыками морально-этической аргументации, ведения дискуссий;
Тема 8. Развитие физиологии, гигиены и микробиологии во второй половине 19- начале 20 века в Западной Европе и России. Развитие общественной медицины. Земская медицина. Знания: ¾ суть морально-этических проблем, связанных с взаимоотношениями врачей и ученых в процессе врачевания и научного исследования; ¾ специфическую роль литературы в формировании морального соЗнания русского врача (Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков); ¾ влияния общественной медицины России на развитие медицинской этики, законов и нормативных правовых актов; ¾ вклада выдающихся деятелей медицины России 18-19 века в формирование профессиональной этики, общественных моральных и правовых норм (этических идей в трудах Ф.Й. Гааза и др.); ¾ вопросов врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач" и материалах Пироговских съездов; Умения: ¾ показать влияние гуманистических идей общественной медицины для последующего развития медицинской этики и права; ¾ показать роль общественной медицины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. в формирование нравственных установок земской медицины; ¾ выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссий; Навыки: ¾ владеть основными принципам врачебной деонтологии и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения, и использовать в своей врачебной деятельности; ¾ владеть навыками морально-этической аргументации, ведения дискуссий.
Тема 9. Развитие клинической медицины в России в 19 - начале 20 века. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии, невропатологии и психиатрии. Знания: ¾ сути морально-этических проблем, связанных с взаимоотношениями врачей и ученых в процессе врачевания и клинического научного исследования; ¾ вклада выдающихся деятелей медицины России 19-20 века в формирование профессиональной этики, общественных моральных и правовых норм; ¾ процесса формирования гуманности, уважения человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами; ¾ этических идей в трудах выдающихся русских врачей 19 - начале 20 века (М. Я. Мудрова, Г.А. Захарьина, С. П. Боткина); ¾ вопросов врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач", материалах Пироговских съездов; Умения: ¾ достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей; ¾ понимать логику и закономерности развития общественной морали и правовых норм, идей гуманизма и общечеловеческих ценностей; ¾ выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссии; Навыки: ¾ охранять конфиденциальность (врачебную тайну); ¾ владеть основными принципами врачебной деонтологии и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения, и использовать в своей врачебной деятельности; ¾ владеть навыками морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, владения принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Тема 10. Медицина советского периода Знания: ¾ нравственных ориентиров медицинской практики медицины советского периода; ¾ сути морально-этических проблем взаимоотношения врачей и ученых в процессе лечебной деятельности и научного исследования; ¾ законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией; Умения: ¾ достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей; ¾ понимать логику и закономерности развития общественной морали и правовых норм, идей гуманизма и общечеловеческих ценностей; ¾ выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в процессе дискуссии; Навыки: ¾ охранять конфиденциальность (врачебную тайну); ¾ владения аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики, ведения дискуссий; ¾ использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами Знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: