Билет № 20. Каменный век — древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для

1.

Каменный век — древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека.

Для изготовления разнообразных орудий и других необходимых изделий человек использовал не только камень, но другие твердые материалы: вулканическое стекло, кость, дерево, а также пластичные материалы животного и растительного происхождения (шкуры животных, растительные волокна, позже — ткани). В завершающий период каменного века, в неолите, широко распространился первый искусственный материал, созданный человеком, — керамика. Исключительная прочность камня позволяет изделиям из него сохраняться на протяжении сотен тысячелетий. Кость, дерево, органические материалы, как правило, не сохраняются так долго. Поэтому для изучения особенно удаленных во времени эпох изделия из камня становятся, благодаря своей массовости и хорошей сохранности, важнейшим источником.

Хронологические рамки каменного века очень широки — он начинается около 3 млн. лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе). Длительность этого периода существования человечества, который носит название доистории или протоистории, соотносится с длительностью «письменной истории» так же, как сутки с несколькими минутами или размеры Эвереста и теннисного мячика. Такие важнейшие достижения человечества, как появление первых социальных институтов и определенных экономических укладов, формирование самого человека в качестве совершенно особого биосоциального существа, относятся к каменному веку.

В археологической науке каменный век принято разделять на несколько основных этапов: древний каменный век — палеолит (3 млн. лет до н.э. — 10 тыс. лет до н.э.); средний - мезолит (10 -9 тыс. — 7 тыс. лет до н.э.); новый — неолит (6-5 тыс. — 3 тыс. лет до н.э.).

С самого начала своего существования древний человек начал активно преобразовывать окружающую среду обитания под свои нужды. При этом древние человеческие коллективы активно пользовались созданными ими различными техническими средствами – орудиями труда. При их изготовлении они использовали различные твёрдые, прочные, но легкообрабатываемые материалы, которые первобытный человек брал из окружающей их среды обитания. Дописьменную, древнейшую историю человеческого общества, исследованную при помощи археологической науки, принято разделять на несколько больших периодов, из которых самым длительным и протяжённым является историко-археологический период каменного века. Своё название эпоха каменного века получила благодаря своей яркой особенности, выраженной в использовании камня в качестве основного материала при производстве разнообразных орудий труда, вторичная обработка которого давала острый режущий край, что делало возможным использовать его как колюще-режущий инструмент.

С помощью созданных орудий труда первобытный человек добывал себе пищу, охотясь и ловя рыбу. Немаловажное значение также приобрело и собирательство дикорастущих съедобных растений, фруктов и овощей. Активное использование орудий труда дало возможность строить жилища, культовые сооружения, изготовлять одежду, способную укрыть человеческий организм от непогоды; создавать предметы домашней утвари и произведений искусства.

2. Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V—VI векам. Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры структурно близки и разделены географически. Более ранние так называемые постзарубинецкие памятники (II—IV века) предложено выделить в отдельную киевскую культуру, на базе которой по мнению некоторых археологов и развились вышеупомянутые культуры. Другие археологи отмечают балтский характер киевской культуры и отсутствие преемственности в керамике между достоверно славянскими культурами и киевской.

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры и более ранние за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Пражско-корчакская археологическая культура: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина). Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов.

Пеньковская археологическая культура: ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины). Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов.

Колочинская археологическая культура: ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён.

Ипотешти-кындештская культура на нижнем и среднем левобережье Дуная возникла в результате экспансии носителей ранней пеньковской культуры на запад и носителей пражско-корчакской культуры на юг в регион совр. Румынии.

Суковско-дзедзицкая культура в междуречье Одера и Эльбы примыкает на юге к ареалу пражско-корчакской культуры. Славянские племена занимали обезлюдевшие к VI веку земли, и видимо ассимилировали оставшееся в некоторых местах местное население. Славяне достигли Балтийского побережья в низовьях Эльбы где-то к началу VII века. Северный ареал суковско-дзедзицкой культуры и ремесленно-бытовые традиции местного населения вызвали заметные отличия в характере памятников от пражско-корчакской культуры. Германцы и скандинавы называли славянское население данной культуры венеды.

Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: