Москва 1993

Его Святейшество

Бхакти Викаша Свами

БРАХМАЧАРЬЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ

Йамуна Пресс Компани

Москва 1993

Посвящается моему Господину и Учителю, Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-Ачарье этого прекрасного Международного Общества Сознания Кришны.

Шрила Прабхупада объяснил нам (невежественным глупцам) абсолютную необходимость брахмачари, обучил нас как брахмачари и показал нам, как выйти за пределы брахмачарьи, чтобы достичь чистой любви к Кришне. Величайшим благословением моей жизни является возможность быть одним из атомов в пыли Его лотосных стоп.


МОЛИТВЫ.

ом намо бхагавате Нарасимхая намас теджас-теджасе авир-авирбхава

ваджра-накха ваджра-дамштра кармашайан рандхайа рандхайа тамо граса граса ом сваха. Абхайам абхайам атмани бхуйиштха ом кшраум...

"Я предлагаю мои почтительные поклоны Господу Нрисимхадеве, источнику всей мощи. О мой Господь, имеющий когти и клыки, подобные молниям, пожалуйста, милостиво одолей мои демонические желания деятельности ради наслаждений в этом материальном мире. Пожалуйста, явись в наших сердцах и разгони наше невежество, так, чтобы по Твоей милости мы могли бы стать бесстрашными в борьбе за существование".

До тех пор, пока человек полностью не освободится от материальных желаний, причиной которых является густая тьма невежества, он не может быть полностью занят преданным служением Господу. Следовательно, мы всегда должны возносить молитвы Господу Нрисимхадеве, который убил Хираньякашипу, олицетворение материальных желаний. И каждый преданный, желающий освободиться от материальных желаний, должен возносить почтительные молитвы Господу Нрисимхадеве, как это делает Прахлада Махарадж в этом стихе. (Текст и комм. Бхаг.5.18.8. См.также 5.18.10.и14)

йади дасйаси ме каман

варамс твам варадаршабха

каман хридй асамрохам

бхаватас ту врине варам

"О, мой Господь, лучший из дающих благословения, если Ты желаешь дать мне желанное благословение, то я молю Твое Величество о том, чтобы внутри моего сердца не осталось материальных желаний". (Текст Бхаг.7.10.7)


ВСТУПЛЕНИЕ

Во второй половине 60-х и в 70-е годы (по приказу своего духовного учителя) известный уполномоченный проповедник, Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада принес науку Сознания Кришны в западный мир. В это время большинство людей в мире испытывало все увеличивающуюся деградацию и оторванность от религиозных и моральных принципов. Однако Шрила Прабхупада постепенно вводил стиль жизни, доселе неведомый никому, кроме нескольких преданных душ в Индии: Ведическую культуру аскетизма ради самоосознания. Принципы брахмачарьи составляли важную часть этой культуры.

Очищенные и вдохновленные следованием учению и практике бхакти-йоги, авторитетно представленной Шрилой Прабхупадой, сотни молодых мужчин и женщин с сияющими лицами появились на улицах городов и поселков по всему миру. Они подхватили миссию Шрилы Прабхупады для иcполнения завета Господа Чайтаньи распространять Святое Имя Кришны в каждом уголке земного шара. В эти годы распространения движения Сознания Кришны под знаменем ИСККОН - смысл, принципы и практика брахмачарьи достаточно часто преподавали и

изучали как внутри, так и вне все более увеличивающегося числа храмов и ашрамов Движения. Преданные становились строже в соблюдении принципов брахмачарьи под влиянием примера и личным руководством основателя-ачарьи ИСККОН, Шрилы Прабхупады.

Существует множество наставлений по брахмачарье, содержащихся в огромном количестве книг, лекций и писем, оставленных Шрилой Прабхупадой для тех, кто достаточно прилежен, чтобы изучать их. Однако до сих пор большинство принципов и практика брахмачарьи оставались лишь устной традицией внутри ИСККОН. Однако жизнь и память людей коротки, и потому многие из молодых учеников Шрилы Прабхупады уже приняли другие ашрамы или ушли в иные сферы деятельности. И многие преданные почувствовали, что для того, чтобы чистота и сила движения Сознания Кришны не уменьшались с течением времени, этот важный аспект философии и практического применения Сознания Кришны должен стать постоянно и легко доступным для нынешнего и будущих поколений преданных во всех ашрамах и на всех постах.

Поэтому очень своевременным явилось то, что Его Святейшество Бхакти Викаша Свами, вняв пожеланиям своих братьев в Боге, товарищей по активной проповеди, прилежно составил этот свод принципов и практических советов жизни в брахмачарье. Бхакти Викаша Свами снискал уважение как человек, строго придерживающийся этих принципов. Он дорог преданным особенно в Восточной Индии, Бангладеше и Юго-Восточной Азии, где он много лет своей жизни путешествовал и проповедовал от имени Шрилы Прабхупады. Он несомненно достаточно квалифицирован, чтобы представить эту книгу и совершил великое служение, сделав это.

Эту книгу, строго говоря, можно назвать "инструкцией" к брахмачарской жизни. Первая часть состоит из тщательно, до мелочей разработанного практического руководства по многим аспектам брахмачарьи. Вторая часть является сборником цитат из книг, записей и писем Шрилы Прабхупады на эту тему.

Не следует недооценивать важности этой темы. Брахмачарья является основой всех четырех ашрамов, и каждый мужчина и женщина, которые искренни в своем стремлении совершить ощутимый прогресс на пути назад к Богу, должны практиковать ее. "Тапаса бахмачарьена шамена ча дамена ча - Нет возможности контролировать ум и чувства, не следуя принципам брахмачарьи". Шрила Прабхупада сокрушался по поводу исчезновения образовательных институтов, обучающих принципам брахмачарьи (целибата) и считал это одной из причин нехватки квалифицированных членов трех остальных ашрамов (Бхаг.1.1.10.к.).

Мы молимся, чтобы, по милости Шрилы Прабхупады, эта книга могла научить и подготовить членов движения Сознания Кришны к серьезному пониманию и следованию принципам брахмачарьи, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду и стать полезными для преданных и Движения.

Мы видим большую удачу в том, что встретили нашего дорогого брата в Боге Бхакти Викашу Свами (тогда еще Илапати Прабху), когда он только закончил рукопись этой книги и просил благословений Издательской Коллегии ИСККОН для ее публикации. Таким образом, нам была дана возможность помочь ему в ее подготовке. История показывает, что книги, способные нанести сильный удар по майе, удерживающей падшие души в иллюзии, очень часто должны были проходить через множество препятствий перед тем, как полностью проявиться.

Мы рады, что пройдя длинную череду препятствий, эта книга, в конце концов, вышла в свет. Мы молим прощения у читателя за все случайные ошибки или недостаток качества в данной книге. Мы молимся также о том, чтобы читатель мог, тем не менее, получить полное благо от понимания и решительного следования принципам, содержащимся в этой книге, которая, в свою очередь, может сразу помочь ему быстро продвигаться на прямом пути назад домой, обратно к Богу.

Буттерворт-Бангкок Интернэшл Экспресс

27 Августа 1988 года, День явления Господа Баларамы.

ОТЗЫВЫ

Я получил большое удовольствие от чтения этой книги. Она очень полезна также для санньяси. (Хридайананда Госвами)

Эта книга - лекарство от болезни и тонизирующее средство для поддержания здоровья. (Атма Таттва дас, учитель Гурукулы Бхактиведанты Свами, Майапур)

Каждый брахмачари, - молодой и старый, - должен читать эту книгу. (Джадурани даси, первая женщина-ученица Шрилы Прабхупады)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Человеческая жизнь, в особенности мужская форма, предназначена для самоосознания: для понимания Бога, Кришны. Эта книга предназначена для мужчин, которые серьезно приняли Сознание Кришны, и в особенности для тех преданных, которые присоединились к брахмачари ашраму, не имея опыта и подготовки в духовной жизни. Брахмачарья означает "жизнь в воздержании". По несчастью, само понятие такого стиля жизни до сих пор недоступно пониманию подавляющего большинства людей в человеческом обществе, в особенности в странах Запада. В самом деле, если основы философии Сознания Кришны (такие, как - служение Богу, простая жизнь и высокое мышление и т.д.) еще как-то можно объяснить широко мыслящим людям, то принципы воздержания и аскезы для большинства является анафемой.

Многие считают это опасным фанатизмом, или, в лучшем случае, чем-то неестественным и странным. Эта книга наверняка не будет понята или оценена по достоинству обычными людьми (да она и не для них).

В сознании Кришны мы стоим в стороне от общей массы людей. Их общество, со всей их свободой и свободным сексом - это хаос и ад.

Мы приняли решение идти другим путем. Мы не можем жертвовать нашими принципами для удовлетворения заблудших личностей, которые не имеют понятия о том, что являются целью жизни, не говоря уж о том, как ее достичь.

Наша цель - Кришна. Мы готовы на все, что необходимо для того, чтобы достичь Кришны. Зачем же нам падать в навозную яму материальных наслаждений? Брахмачарья - это обучение, при котором, через развитие знания и отречение (вайрагья-видья) человек становится неподвластным натиску чувств. Наслаждаясь жизнью в Сознании Кришны и отречении, человек готовится вступить в царство Бога.

Мы не ожидаем того, что все брахмачари останутся в этом ашраме и никогда не женятся. Традиционно, период брахмачари - это подготовка к тому, что следует за этим. Для большинства это означает жизнь грихастхи, однако, если брахмачари полон решимости и строг, нет причин, по которым он не мог бы остаться неженатым всю жизнь.

Всегда будут несколько счастливцев, которые решатся остаться целомудренными на всю жизнь. Однако Ведическая система предписывает четыре ашрама, и это следует понимать так, что большинство брахмачари в конце концов женятся. Тем не менее, эта начальная подготовка в Сознании Кришны наиболее важна.

Мы должны дать преданным, присоединившимся к этому движению Сознания Кришны и решившимся на пожизненное заключение в нем, возможность видения перспективы, в каком бы положении они внешне не находились.

Итак, брахмачарья в Сознании Кришны не должна означать просто ношение одежд шафранового цвета перед тем, как жениться ("зал ожидания"). Это очень серьезная программа подготовки как для привязанных (тех,кто склонны к женитьбе), так и для непривязанных (тех,кто хочет остаться неженатым всю жизнь). И чем более строго мы желаем практиковать, тем большее благо мы получаем.

Конечно, брахмачарья не является целью жизни. Цель жизни - Сознание Кришны. Просто приняв брахмачарью, человек не может стать чистым преданным Кришны. На самом деле, много уже женатых пар приняли Сознание Кришны и делают стремительное продвижение, даже не пройдя подготовки в брахмачарье. И все же, если у вас есть возможность пройти такое обучение, следует принять это с радостью - это лучший из возможных стартов на долгом пути к Ваикунтхе.

Тренировка и личное руководство необходимы, в особенности для новых и неопытных преданных. Эта книга не претендует на то, чтобы заменить личное руководство. Она может стать лишь помощью в таком руководстве. И все же, множество разных преданных могут получить благо, прочтя эту книгу. Ученики и преподаватели гурукулы оценят ее по достоинству. Ребенок может воспитываться в гурукуле, но в наш век столь могущественно возбуждающее влияние, что по достижении зрелости половое желание может обрушиться на него, подобно морскому прибою. Как он справится с этим? Эта книга поможет ему. Руководители храмов также найдут здесь много полезных советов. Вдохновленные брахмачари могут совершать огромное служение. Каждый президент храма желает иметь команду брахмачари, полных энтузиазма. Грихастха может пробудить в себе дух отречения. Женщины в Сознании Кришны: пусть ваши сыновья будут брахмачари. Не балуйте и не портите их, как это делают непреданные женщины. На самом деле, во многих местах этой книги слово "брахмачари" можно заменить словом "преданный". Ведь в конце концов, истинный преданный должен быть брахмачари (т.е. владеющим собой и целомудренным).

Конечно, просто прочесть эту книгу и сказать "джай", недостаточно. Эта книга - призыв к практическому действию. Многие из рецептов, приводимых здесь, уже являются частью повседневной жизни в наших центрах ИСККОН по всему миру. Однако для того, чтобы вдохновить брахмачари и создать сильный и здоровый дух брахмачарьи, необходимы постоянные настойчивые усилия старших преданных. Я верю в то, что эта книга может вдохновить множество старших преданных принять большее участие в жизни младших преданных, наполнив, через это, новым содержанием их собственную духовную жизнь и жизнь всего движения.

Я не претендую на то, чтобы быть совершенным брахмачари. Писать о высоком стандарте подчас легче, чем строго следовать ему. Однако Шри Чайтанья Махапрабху хотел поддерживать высочайший стандарт (Ч.Ч.Антья 2.172.к). Мы должны знать, что существует стандарт и серьезно стремиться следовать ему. Если мы поддерживаем высокий стандарт, это окажет воздействие на искренних людей. Если же мы не поддерживаем высокого стандарта, то какой смысл быть преданным?

В этой книге я избежал сложных дискуссий по поводу Варнашрама-дхармы, которая находится сейчас в центре внимания и забот интеллигенции в нашем движении. Я просто попытался представить некоторые практические советы, которые брахмачари, возможно, будут способны применить в своей жизни. Без сомнения, многие ошибочно воспримут это как фанатизм, однако без целеустремленной решимости никто никогда не сможет достичь чего-либо значительного в этом мире. Преодолеть половое желание - это не мелочь, это величайший успех, которого только можно достичь в материальном мире. Слабые или неискренние попытки закончатся разочарованием, не веря в это, невозможно достичь успеха в жизни.

Много искренних молодых людей присоединяются к нам и я чувствую, что такая книга может помочь им. Я надеюсь, что эта книга окажется полезной и интересной не только для новых брахмачари в Сознании Кришны, но и для преданных всех уровней, серьезно желающих улучшить свою духовную жизнь. Есть много брахмачари, которые уже некоторое время находятся в ИСККОН, понимают сущность движения и философию Сознания Кришны, и они оценят по достоинству некоторые указания о том, как лучше продвигаться духовно, находясь в их ашраме. Здесь есть главы, предназначенные больше для лидеров бхакт, президентов храмов и других старших преданных. Здесь есть множество практических советов и к тому же несколько философских разделов, раскрывающих ложность так называемого полового удовольствия. Я принял эту попытку для моего собственного столь необходимого самоочищения. Те, кто знает меня поймут, что я все еще пытаюсь подняться до уровня настоящего преданного. И несмотря на недостаток полной реализации, я, все же, сделал так много сильных утверждений! Я надеюсь, что вы не сочтете это за лицемерие.

ЖАЖДУЩИЙ МИЛОСТИ ВСЕХ ВАЙШНАВОВ, ВАШ В СЛУЖЕНИИ ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ. БХАКТИ ВИКАША СВАМИ.


ЗНАЧЕНИЕ БРАХМАЧАРЬИ

Главный смысл брахмачарьи - целомудрие:

кармана манаса вача

сарвавастхасу сарвада

сарватра майтхуна тьяго

брахмачарьям прачакшате

"Обет брахмачарьи предназначен для того, чтобы помочь человеку полностью воздерживаться от потворства половым желаниям в действиях, словах и мыслях-всегда, везде и в любых обстоятельствах (Йгья-валкйа смрити). Есть восемь принципов брахмачарьи. Брахмачари не должен:

1.Думать о женщинах.

2.Говорить о половой жизни.

3.Заигрывать с женщинами.

4.Смотреть на женщин с вожделением.

5.Говорить с женщинами наедине.

6.Решаться на половую близость.

7.Делать попытки к половой близости.

8.Жить половой жизнью. (Цит. из Бхаг.1.13.к.).

Тот, кто практикует брахмачарью, называется "брахмачари". В

системе Варнаашрамы брахмачари-ашpам пеpвый из четырех, а именно,

брахмачари, грихастха, ванапрастха и саньяса. Брахмачари озна-

чает"студент". Во всех четырех ашрамах преданные развивают свое

Сознание Кришны, готовясь к экзамену смерти. Однако, период жизни

брахмачари в особенности предназначен для обучения: обучения тому

как контролировать чувства и подчинить ум: обучения тому, как быть

грихастхой, ванапрастхой и саньяси. Такое обучение совершается че-

рез преданность гуру, служение ему и дружбу с ним. (Бхаг.7.12.1.).

Более широкое значение брахмачарьи дается в словаре:

"брахма чаратиити брахмачарья"

"Действовать на духовном уровне". (Из Амара-коша).

"БРАХМАЧАРИ ЭТО ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ".

Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил: "Я не брахман, не кшат-

рия, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не гирхастха, не ва-

напрастха и не саньяси. Я считаю себя просто слугой слуги Кришны,

того, кто защищает гопи" (Ч.Ч.Мадхья 13.80.). Цель жизни не в том,

чтобы быть брахмачари, грихастхой или даже саньяси. Цель жизни

состоит в том, чтобы быть чистым преданным Кришны. Шрила Прабхупа-

да часто цитировал из Нарада Панчаратры:

"сарвопадхи винирмуктам тат паратвена нирмалам

хришикена хришикеша севанам бхактир учьяте"

"Чистое преданное служение означает быть свободным от всех

материальных определений"."Брахмачари" это тоже определение. И ес-

ли мы уделяем слишком много внимания тому, чтобы делать различия

между варнами и ашрамами, в особенности среди преданных, это зна-

чит, что мы находимся под влиянием телесной концепции жизни. Как

утверждается в Шримад-Бхагаватам (5.12.12.), "Человек не может

осознать Абсолютную Истину, просто соблюдая целибат". В Индии есть

саньяси-майавади, которые следуют очень-очень трудным регулирую-

щим принципам, гораздо более строгим, чем даже те, о которых мо-

жет лишь мечтать большинство преданных. Но они не дороги Кришне.

Чайтанья Махапрабху оказывал почтение даже саньяси-майавади,

таков был общественный этикет, но общался Он только с преданными.

И, во время посещения Варанаси, Махапрабху избегал многочисленных

саньяси-майавади, предпочитая жить среди своих преданных-грихастх:

Тапана Мишры, Чандрашекхара (шудры по рождению) и брахманов Маха-

раштры. Саньяси-майавади были удивлены и критиковали Господа. И

только после того, как Он обратил их в Вайшнавизм, Он с удо-

вольствием сидел среди них и принимал прасад. Принимая во внима-

ние духовное продвижение преданного, Чайтанья Махапрабху никогда

не обращал внимание на его внешнее состояние. Из Его трех с поло-

виной близких спутников два - Рамананда Райа и Шикхи Махити, были

домохозяевами, "половина" Мадхави-деви была старой женщиной, а

один, Сварупа Дамодара, был отреченным, который даже не хлопотал о

том, чтобы принять внешние формальности саньясы. Многие из глав-

ных преданных Господа Чайтаньи были домохозяевами, а многие даже

были отверженными от общества. На самом деле, Господь Чайтанья

благословил Харидаса Тхакура, который был рожден в мусульманской

семье, на то, чтобы он стал ачарьей Святого Имени, просто для того, чтобы показать, что духовное продвижение не зависит от того

насколько мы уважаемы в соответствии с понятиями варн и ашрамов.

Итак, мы не должны слишком заботиться о внешнем:"Я брахмачари!",

"Я саньяси!". Мы все-слуги Кришны. "Дживера сварупа хайа кришнера

нитья дасаИзначальное положение живого существа-быть вечным слу-

гой Кришны". Относительное продвижение Вайшнава определяется

только по качеству его преданности Кришне. Варна и ашрам ничего не

значат.

И все же, в нашем теперешнем положении, нам следует уделять

особое внимание брахмачарье, как главной составной части наших

средств в достижении любви к Кришне. Пока мы, в нашем нынешнем по-

ложении неофита, не уделим особого внимания контролю чувств, у нас

никогда не будет возможности достичь более высокого уровня.

"Человеческое существо предназначено для того, чтобы пройти

обучение в соответствии с определенными принципами, для того, что-

бы пробудить свое изначальное знание. Такая целенаправленная жизнь

описывается как тапасья. Человек может постепенно подняться до

стандарта истинного знания, или Сознания Кришны, практикуя аскезу

и целибат (брахмачарью), контролируя ум и чувства, раздав свою

собственность в виде милостыни и будучи искренним и правдивым,

соблюдая чистоту и практикуя йога-асаны". "До тех пор, пока вы не

являетесь хозяином своих чувств, вы не можете называться госвами,

но только го-даса, слугой чувств. Следуя по стопам шести Госвами

Вриндавана, все свами и госвами должны быть полностью заняты в

трансцендентном любовном служении Господу. В противоположность

этому, го-дасы заняты служением своим чувствам или служением мате-

риальному миру. У них нет иного занятия. Прахлада Махарадж далее

описывает го-даса, как аданта-го, что означает-"тот, чьи чувства

не находятся под контролем". Аданта-го не может стать слугой Криш-

ны" ("Нектар наставлений", стр.9 и 17).

АДИ РАСА

Ади-раса - есть изначальное половое желание. Секс настолько

превалирует в этом материальном мире, что может возникнуть вопрос:

"Откуда же взялось это половое желание?" Ответ в том, что секс

происходит от Бога. В духовном мире Кришна и Его супруги спонтан-

но привлечены друг к другу и постоянно заняты любовными играми.

Это называется ади-раса, изначальное и истинное половое желание,

высочайший уровень духовного обмена. Эта ади-раса свободна от всех

материальных загрязнений и также отлична от мирского полового же-

лания, как золото от железа. Преданные, у которых нет ни следа ма-

териальных желаний и, которые находятся на высочайшем уровне ду-

ховного понимания, такие, как Шукадева Госвами, Рупа Госвами и Ра-

мананда Райа превозносят и прославляют эту ади-расу. На самом де-

ле, Сам Кришна принял форму Господа Чайтаньи, войдя в настроение

Шримати Радхарани, просто ради того, чтобы вкусить полную сла-

дость этой ади-расы. И когда этот, непостижимо возвышенный, дух

служения извращается и искажается душами, завидующими наслажде-

ниям Кришны, оно превращается в отвратительное мирское половое же-

лание, которое порабощает обусловленную душу и представляет пос-

тоянную опасность для возвышенных трансценденталистов.

Почему гьяни и йоги, свершающие великие аскезы, делают напря-

женные попытки победить материальные желания, и, все же, совер-

шают лишь медленное продвижение на протяжении многих жизней? Поче-

му преданные-неофиты, несмотря на воспевание Святых Имен и молит-

вы Богу, все еще ежеминутно склонны к падению? Все это по причине

полового желания. Искаженное отражение ади-расы, известное, как

мирское половое желание, есть главное препятствие в духовном прог-

рессе.

МИРСКОЕ ПОЛОВОЕ ЖЕЛАНИЕ.

Обусловленная душа в материальном мире находится в состоянии

безумия. "Нунам праматтах куруте викарма" (Бхаг.5.5.4.). Забыв

свои вечные, блаженные взаимоотношения с Кришной, живое существо

страдает жизнь за жизнью, когда майа пинает его и плюет на него.

Но оно улыбается, принимая это как наслаждение. Почему? Потому что

оно очаровано блеском иллюзорного счастья, начинающегося с полово-

го желания. Половое желание - есть главный симптом безумия, прояв-

ляемого обусловленной душой.

Такие глупые существа всегда увлечены и очарованы противопо-

ложным полом. По достижении зрелости, юношей, в особенности тех,

кто не получил иного воспитания, переполняет половое желание. Они

используют любую возможность сблизиться с противоположным полом и

вступить с ним во взаимоотношения. И хотя у них довольно ограниченная возможность делать это, их сознание постоянно пропитано

мыслями о том, как бы прикоснуться к телу противоположного пола,

увидеть их обнаженные формы и вступить с ними в половую связь. Они

говорят "любовь", но это всего лишь похоть. Даже более здравомыс-

лящие члены общества, которые не стремятся развить в себе грубую

похоть в виде своего главного занятия, все же могут быть в своей

жизни фантазиями о наслаждении телом полового партнера, ибо мысли

о сексе никогда не покидают ум обусловленной души.

Однако в материальном теле нет ничего особо привлекательного.

Даже тела кинозвезд и фотомоделей - это всего лишь мешки из кожи,

наполненные отвратительными зловонными веществами (Цитата из Гос-

пода Будды). Кровь, слизь, желчь, испражнения и моча, смешанные с

мышцами, костями, жиром, печенью, сердцем и кишечником - вот с чем

вы занимаетесь сексом! Эта половая привлекательность - просто ил-

люзия. Даже кабан очарован свиньей, и самец таракана - самкой. А

человеческое половое желание в точности то же самое. Оно ни чуть

не более возвышенно, чем половое желание свиньи.

В сексе, в действительности, нет ничего особенного. Он не

прекрасен, не благороден, не романтичен. Это просто телесная фун-

кция, дающая грубое удовольствие. Если поразмыслить об этом здра-

во, то вся перспектива половой жизни кажется скорее глупой. И

все-таки этим занимается каждый. Этим занимается президент Амери-

ки, этим занимаются бродяги на улицах, этим занимаются кошки и со-

баки. И только некоторые великие души смогли это преодолеть.

В человеческом обществе половое желание принимает множество

различных форм - желание выгоды, желание быть почитаемым и стрем-

ление стать яркой индивидуальностью. Вся парадная сторона так на-

зываемой цивилизации - общество, дружба, машины, одежда, положе-

ние в обществе, власть, престиж, деньги и т.д. - все это создано

ради облегчения удовлетворения и усиления этого животного инстин-

кта, называемого половым желанием. И несмотря на внешний блеск,

пока человеческое общество не обнаружит истинную красоту, которая

есть Сам Кришна, оно будет не более продвинутым, чем свиньи или

любые другие животные.

И, несмотря на всю важность значения, которое они этому при-

дают, все-таки, как показывают исследования, многие карми, на са-

мом деле, скучают во время занятий сексом. Тогда почему же они не

оставят его и не примут Сознание Кришны - истинный нектар жизни?

Потому что они не знают ничего лучшего, не хотят ничего менять, и

несмотря ни на что, продолжают верить, что секс сделает их счас-

тливыми.

Те, кто удачливы принимают Сознание Кришны для истинного

продвижения в жизни. Сознание Кришны гораздо выше извращений гру-

бых материалистов и бесплодных попыток гьяни и йогов. Даже предан-

ный-неофит может быть уверен, что постепенно преодолеет похоть,

так как он избрал верный метод, то есть, пробуждение своей естес-

твенной любви-любви к Кришне. И если он придерживается этого пути,

то через определенное время он достигнет полного Сознания Кришны.

И тогда он будет полностью и навечно удовлетворен. Брахмачарья

предназначена для развития чистого, несентиментального, бескомпро-

миссного понимания этих идей, как основы быстрого решительного

прогресса в Сознании Кришны.

Все советы, приведенные в этой книге, даны на основе этого

понимания. Секс не может сделать нас счастливыми. Только Кришна

может сделать нас счастливыми. Преданные, регулярно изучающие кни-

ги Шрилы Прабхупады, могут поддерживать живое понимание этого в

своих сердцах. Благодаря этому, способность следовать всем регули-

рующим принципам духовной жизни придет сама собой.

СЕКС - ПРИЧИНА БЕЗГРАНИЧНЫХ СТРАДАНИЙ.

"Из всех видов страданий и рабства, возникающих из разного ро-

да привязанностей, ничто так не велико, как страдание и рабство,

возникающее из привязанности к женщине или близких отношений с те-

ми, кто привязан к женщине" (Бхаг.11.14.30.).

Поскольку ощущения и стремление к сексу настолько сильны, и

синдром отношений мужчины и женщины окружающий его, столь запутан,

он отвлекает внимание обусловленной души от Сознания Кришны и вво-

дит ее в заблуждение более, чем любая другая уловка майи. Иногда

глупая обусловленная душа испытывает величайший восторг, наслаж-

даясь сексом, а в другой раз разочаровывается и сгорает в огне

вожделения. Или, отвергнутая возлюбленным, она страдает в мен-

тальной агонии, иногда столь жестокой, что она побуждает ее убить

возлюбленного, или саму себя или обоих. Потеря партнера, к которо-

му человек был привязан всем сердцем, из-за смерти или по любой

другой причине, оставляет оставшегося с разбитым сердцем. И в особенности, в нашем современном, наиболее гнусно развращенном общес-

тве, жизни тысяч людей разбиваются из-за того, что их тела эк-

сплуатируются как насильственно, так и вполне благопристойно дру-

гими людьми.

Величайшим мифом в человеческом обществе является то, что

секс - есть причина счастья, и, что отладив и увеличив свою поло-

вую жизнь, человек может найти счастье. На самом деле, верно, как

раз, обратное. Чем больше человек вовлекается в секс, тем сильнее

он запутывается в сложностях действий и их последствий в мате-

риальной жизни. В конце-концов, это заставляет того, кто наслаж-

дается без ограничений, принять рождение в животном царстве, где

ему предоставляется лучшая возможность продолжать свои сек-

суальные действия с минимальными ограничениями. И, рождение за

рождением, он сможет вволю насладиться 8.400.000 разновидностей

секса. Он также будет испытывать разнообразие рождений, смертей,

старости и болезней. И он никогда не будет счастлив.

На физическом уровне секс также ослабляет и может быть опа-

сен. Тот, кто наслаждает чувства, забывает, что "тело, являющееся

средством обрести половое наслаждение, является также средством

получения боли, болезней и смерти" (Равиндра Сварупа дас). Произ-

водство одной капли семени требует шестидесяти четырех капель кро-

ви. Столь много жизненной энергии (праны) теряется в половой жиз-

ни. Частое дыхание при сексе также укорачивает жизнь человека:

ведь число дыханий, которые человек совершит за свою жизнь, опре-

деляется при его рождении (поэтому йоги практикуют задержку дыха-

ния, чтобы удлинить свою жизнь). Кроме того, существует опасность

болезней, передаваемых половым путем, которые особенно мучительны

и отвратительны.

Более того, личность в той мере теряет все свои хорошие ка-

чества, в какой она увлечена сексом. Шрила Прабхупада: "Половая

жизнь является основой материального существования. Демонам очень

нравится половая жизнь. Чем больше мы свободны от полового жела-

ния, тем больше мы подымаемся до уровня полубогов. Чем больше мы

склонны к наслаждению сексом, тем более мы опускаемся до уровня

демонической жизни". (Бхаг.3.20.23.к.). Похотливая личность не

только с чрезвычайной силой стремится к половому наслаждению, но

также и к другим формам чувственного удовлетворения. И хотя может

показаться, что такие люди действуют вполне разумно, на самом де-

ле все они самолюбивы и эгоистичны-они желают только выгоды для

себя. Шримад-Бхагаватам (5.13.18.) поэтому утверждает, что непре-

данные, материалистические люди, не имеют хороших качеств, даже,

если кажется, что они у них есть. Они просто страдают и застав-

ляют страдать других в капкане алчности, зависти и взаимной эк-

сплуатации под внешним налетом благопристойности. Это в особеннос-

ти явно заметно в современном поколении эгоистов-целое общество

построено на потребительстве, алчности и похоти, с моралью не бо-

лее высокой, "бери все, что можешь ухватить".

УВЛЕЧЕНИЕ СЕКСОМ - БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВЕКА.

Секс является всепоглощающим наваждением современного общес-

тва. Половая распущенность насаждается столь беспардонно, что лю-

бой, кто не проявляет слишком большого интереса к сексу, обычно

считается чудаком. Под давлением общественного мнения люди стре-

мятся поддержать в себе юношескую страстность еще долго после то-

го, как минуют чувственные высоты молодости. И таким образом мил-

лионы людей остаются эмоционально незрелыми всю свою жизнь. Это

больной мир.

Не ведая ничего о своих взаимоотношениях с Кришной и будучи

неуверенными в своем положении в, быстро меняющемся, обществе, не

имеющем стабильных ценностей, люди отчаянно стремятся к утвержде-

нию своей личности, к имиджу, который приятен им самим и уважаем

окружающими. В школах, в средствах массовой информации и в повсед-

невном общении, секс-это главная тема. Власть средств массовой ин-

формации, в особенности в том, что касается людского общения и по-

ведения-печальный, но доказанный факт. Даже, если ум среднего че-

ловека и не погружен постоянно в мысли о сексе, средства массовой

информации исправят это упущение. Рекламная индустрия неустанно

производит бесконечные картины раздетых и неодетых женщин: в жур-

налах, на витринах, в телевидении, везде и всюду. Несмотря на гру-

бую эксплуатацию женских тел и низших инстинктов мужчин лишь ради

того, чтобы сделать каких-то сверхбогатых людей еще богаче, их

действия, в большинстве случаев, не влекут никакой ответственнос-

ти. И основная масса людей впитывают их пропаганду и остается веч-

но погрязшей в похоти, даже не помышляя о сопротивлении. Таким об-

разом, реклама, сочащаяся сексуальными мотивами, заставляет доверчивую публику бездумно потреблять все - от мочалок до бренди. А

общество потребления несется несется дальше со своими людьми, веч-

но пребывающими в искусственном половом возбуждении.

Постоянное щекотание чувств, однако, невероятно отупляет соз-

нание. Таким образом, несмотря на все целлулоидные обещания, люди

чувствуют себя обделенными истинным счастьем. В юности, когда чув-

ства, казалось, имели неограниченную власть возбуждать эйфоричес-

кий восторг, счастье через чувственное наслаждение казалось не

только реальной возможностью, но и самой сущностью жизни. Но нас-

лаждения юности, как сокрушался поэт, есть лишь мимолетная забава.

Возможность тела наслаждаться подобна губке, пропитанной водой.

Вначале - стоит только прикоснуться, и вода течет. Но мы жмем

сильнее и сильнее, и постепенно становится трудно выжать хоть нес-

колько капель воды.

Подобно этому, попытки полового наслаждения все чаще заканчи-

ваются пустотой и разочарованием. И все же, большинство людей, по

незнанию, не видят границ полового наслаждения. По неведению, они

полагают, что недостаток удовольствия от секса означает, что

что-то не верно в их подходе к этому. Они могут искать выхода на

кушетке психолога или в чтении некоторых из сотен книг по "улучше-

нию" половой жизни ("Йога для секса", "Дао для секса", "Руковод-

ство по сексу для современной женщины", "Секреты врача о сексе",

"Диета для улучшения секса" и т.д. и т.п.). Однако, чем сильнее

они гонятся за наслаждением, тем скорее оно бежит от них. И когда

они в гневе стремятся заставить свои тела давать им удовольствие,

которое они считают естественным, врожденным правом, они могут об-

ратиться к частой мастурбации, разврату, порнографии, различным

извращениям, и, наконец, к насилию.

Настоящая цивилизация учит своих членов ограничивать свои по-

ловые желания ради высших, духовных целей. Современная цивилиза-

ция использует половую жажду людей, извлекает из этого прибыль и

миллионами отправляет их в ад. Вайшнавам больно смотреть на это.

Ведь только люди могут понять этот простой факт: мы - все вечные

слуги Кришны. Наше половое желание - есть лишь искаженное отраже-

ние глубочайшего желания наших сердец любить Кришну. Если бы мы

просто знали это, мы все могли бы быть счастливы. Однако во тьме

нашего века очень трудно убедить кого бы то ни было, что их отно-

шение к сексу неправильно. Члены Общества Сознания Кришны несут на

себе большую ответственность так или иначе дать это знание людям

мира. Шрила Прабхупада:"Движение Сознания Кришны войдет в историю

как спаситель человечества в его самый мрачный час".

ЧУВСТВЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ.

"Идея, что мы можем достичь счастья, наслаждая наши чувства,

в особенности при помощи секса и половой любви-этого корня всего

наслаждения-есть, наиболее глубоко укоренившееся и стойкое, из

всех человеческих убеждений. С разрушением традиционных религий и

официальным утверждением светской философии, эта иллюзия только

окрепла и приняла вид наваждения" (Равиндра Сварупа дас).

Половое желание основывается на чувстве прикосновения. В этом

величайшее наслаждение, и следовательно, величайшая порабощающая

сила материального мира. Однако, есть еще пять других чувств -

чувство зрения, обоняние, вкус, слух и ум. И каждое из них может

увести в сторону ум даже избранного человека, который стремится

его контролировать (Бг.2.60.). Более того, "каждое чувство имеет

так много желаний, которые нуждаются в удовлетворении"

(Бхаг.4.25.20.к.). Натиск чувств очень силен и опасен.

Однако, в чувственном удовлетворении нет настоящего наслажде-

ния. Напротив, в материальном удовольствии изначально присут-

ствует боль. Счастье, полученное из сочетания чувств с их объекта-

ми, всегда является причиной беспокойства (Бг.18.38.к.). И, "ког-

да чье-то тело получает чувственное наслаждение, оно становится

слабее и слабее с каждым днем" (Бхаг.4.28.12.к.).

Настоящее наслаждение - означает Сознание Кришны, счастье ду-

ши. Так называемое наслаждение материальной жизнью - это просто

измышление ума. "Что до возбуждений неустойчивого ума, то они де-

лятся на два вида. Первый называется авиродха-притти, т.е. необуз-

данные привязанности. Другие называются виродха-юкта-кродха-гнев,

возникающий от разочарования. Приверженность философии майавади,

вера в результат, дающий наслаждение, присущая кармавади и вера в

планы, основывающиеся на материалистических желаниях, называются

авиродха-притти. Гьяни, карми и материалистические прожектеры, как

правило, привлекают к себе внимание обусловленных душ, однако ког-

да такие материалисты не могут осуществить свои планы, когда все

их проекты терпят крах, они приходят в ярость. Тетные попытки осуществить материальные желания порождают гнев" (Нектар наставлений,

стр.13).

"Умиротворения ума можно достичь только удерживая ум от мыс-

лей о чувственном наслаждении. Чем больше ум сосредоточен на чув-

ственном наслаждении, тем более он не удовлетворен" (Бг.17.16.к.).

Понимая все это, трансценденталист подвергает себя тапасье

(аскезе), оставив чувственное наслаждение. Однако, даже прекраще-

ния чувственного наслаждения и выполнения регулирующих принципов

духовной жизни недостаточно:мы должны прекратить нашу медитацию на

чувственное наслаждение. И до тех пор пока мы полностью не оста-

вим всю надежду и попытки наслаждаться материальным миром, мы не

сможем укрепить наш разум: у нас будут взлеты и падения и мы не

почувствуем истинного блаженства Сознания Кришны.

Шрила Прабхупада: "Даже если мы хотим обрести Сознание Криш-

ны, но наш ум полон чувственного наслаждения, то, даже после дол-

гой практики, мы не сможем забыть темы чувственного наслаждения

(Бхаг.4.22.30.к.)". В Чайтанья-Чаритамрите также утверждается,

что, "если кто-то искренне желает видеть Господа и, в то же самое

время, желает наслаждаться этим миром, то он просто дурак"

(Бхаг.2.9.23.к.). Следовательно, "в этом долг трансценденталис-

та-упорно стремиться к контролю желаний (и гнева)" (Бг.5.23.к.).

ВАЖНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ В ОБЩЕНИИ С ЖЕНЩИНАМИ.

С незапамятных времен материалистами написано тысячи книг о

том, как обходится с женщинами, но это до сих пор остается для них

тайной. И если женщины воспринимаются как объекты чувств, отноше-

ния с ними становятся невероятно сложными:нектар вначале, яд в

конце. Общение с женщинами-не дело брахмачари, но если оно и

происходит, оно должно быть как можно более кратким. Брахмачари

знает, что мужская форма человеческой жизни предназначена для са-

моосознания, и что привязанность к женской форме тормозит это ду-

ховное продвижение.

Поэтому Ведическая культура всегда тщательно ограничивала об-

щение мужчин и женщин. Большую часть времени брахмачари вообще не

видели женщин. Обращаясь к женщине "мата", они могли общаться

только с женой гуру, которая в отсутствии их настоящих матерей

присматривала за мальчиками (но только если не была молодой!)

Строгие брахмачари даже не посещали брачные церемонии

(см.Бхаг.3.24.20.к.). Ванапрастхи жили со своими пожилыми женами

под строгим обетом, саньяси же не общались с женщинами вообще. Да-

же грихастхам было дозволено лишь ограниченное общение. Свободный

контакт с женщинами разрешался только шудрам и людям вне касты,

т.е. тем, кто не имел высших ценностей в жизни.

Для тех, кто стремится к духовному продвижению, общение с

женщинами должно быть сведено до минимума. В присутствии женщины

сознание мужчины меняется. Даже если несколько серьезных брахмача-

ри сидят в комнате, и целомудренная преданная женщина входит по

какому-то делу, настроение мужчин сознательно или бессознательно

меняется. Они становятся эгоистичными в своих словах и действиях.

Итак, даже если мы философски приняли, что все мы - вечные души и

даже если мы хотим быть либеральными и, забыв о формальностях, об-

щаться с женщиной как личность с личностью, шастры запрещают нам

делать это. "До тех пор, пока живое существо не достигло полного

самоосознания, до тех пор, пока оно не стало независимым от ложно-

го отождествления себя со своим телом, которое есть не что иное,

как отражение изначального тела и чувств, оно не может быть сво-

бодно от концепции двойственности, которая выражается в двойствен-

ности между мужчиной и женщиной. Таким образом, всегда есть воз-

можность падения, поскольку разум его сбит с толку...Человеку сле-

дует в совершенстве осознать, что живое существо-есть вечная душа,

и что оно постоянно меняет великое множество различных мате-

риальных тел. Человек может понимать это теоретически, но когда он

достигает практического осознания, он становится пандитом, т.е.

тем, кто знает. Пока это не произошло, двойственность остается и

продолжается понимание себя как мужчины и женщины. Никто не дол-

жен считать себя совершенным и забывать предписания шастр о том,

что следует быть осторожным, даже общаясь с собственной дочерью,

матерью или сестрой, не говоря уже о других женщинах"

(Бхаг.7.12.10.к.).

В Сознании Кришны и мужчина хорош, и женщина хороша, однако,

в обусловленном состоянии, их сочетание всегда опасно. Лучше быть

осторожным, чем потом жалеть. Даже в короткой истории ИСККОН мы

видели множество стойких, искренних преданных, включая саньяси,

павших просто по причине беспечности, ложной самонадеянности в об-

щении с женщинами. "В нашем движении Сознания Кришны рекомендуется...что саньяси и брахмачари должны воздерживаться от общения с

женщинами так, чтобы для них не было возможности пасть жертвами

похотливых желаний" (Бхаг.7.15.36.к.). Материальный мир устроен

таким образом, что пока вы не ушли в джунгли или в горы, вам при-

дется иметь какие-то дела с противоположным полом. В современном

мире у брахмачари нет защиты, отношения мужчин и женщин совершен-

но свободны (что является началом адской жизни, довольно не подхо-

дящей для духовного продвижения).

Брахмачари приходится иметь дела с женщинами(как преданными,

так и непреданными)гораздо больше, чем традиционным брахмачари, и

в гораздо менее подходящих условиях. Отношения с женщинами должны

быть формальными, вежливыми и, как можно более, краткими. Если

необходим разговор, держите дистанцию (стойте на достаточном рас-

стоянии). Избегайте смотреть в глаза и заканчивайте ваше дело как

можно скорее. Никогда не спорьте с женщиной, не смотрите на тан-

цующих женщин и не слушайте их пения. И строго соблюдайте главный

принцип, избегая близкого общения. Брахмачари также не должен при-

нимать служение от женщины, (даже раздача прасада должна быть раз-

дельной.). И в особенности, для брахмачари опасно видеться и бесе-

довать с одной и той же женщиной регулярно. Как только устанавли-

ваются дружеские отношения, начинается падение брахмачари. Помни-

те - женщины очень могущественны! Юлий Цезарь повелевал огромной

империей, а Клеопатра повелевала Цезарем. Конечно, неизбежно при-

ходится говорить с женщинами и иногда что-то обсуждать. И если

вообще возможно организовать нашу жизнь так, что вы не будете обя-

заны иметь никаких отношений с женщинами, стремитесь к тому, что-

бы свести эти отношения к нулю.

Брахмачари должны избегать физически касаться женщин, пос-

кольку даже случайное прикосновение возбуждает ум. Держитесь на

достаточном расстоянии, чтобы исключить возможность прикосновения

к женской одежде. Господь Чайтанья, даже будучи домохозяином,

предпочитал сойти на обочину, если видел, что по тропе приближает-

ся женщина. И Он никогда не шутил с женщинами.

Никогда не доверяйте уму. Он скажет нам: "Я могу говорить с

этой женщиной. Меня это не возбудит", "Она всего лишь ребенок",

или:"Она гораздо старше меня, так что ничего страшного", или:"Она

честная жена того-то", или:"Так или иначе, я знаю философию, я не

собираюсь говорить с ней слишком долго, это важное дело и я не со-

бираюсь пасть". Но шастры говорят, что не говоря уже о похотливых

негодяях, взращенных современной, зацикленной на сексе, так назы-

ваемой, цивилизации, даже ученым мудрецам Ведической эпохи было

полностью запрещено сидеть рядом со своей матерью, сестрой или до-

черью! (Бхаг.9.19.17.). Чувства столь сильны, что им никогда, ни-

когда, никогда нельзя доверять. Единственное, в чем на них можно

положиться, это в том, что они моментально пошлют нас в майю, как

только им будет дана хоть тень возможности. Одно соскальзывание в

незаконный секс опустошает жизнь преданного.

Такие строгие ограничения могут показаться излишними в кон-

тексте современных общественных отношений, однако остается фактом

то, что пока такое разграничение полов не будет установлено, у че-

ловеческой цивилизации нет никакой надежды. "Цивилизация, которая

позволяет мужчине без ограничений общаться с женщинами, есть жи-

вотная цивилизация. В Кали-югу люди необычайно либеральны, однако

общение с женщинами и разговоры с ними на равных, на самом деле,

являются основой бескультурного образа жизни" (Бхаг.7.12.8.к.).

Писания велят нам смотреть на всех женщин, как на нашу мать.

И таков нормальный подход для брахмачари, даже если большинство

женщин из-за недостатка воспитания не ведут себя как матери. Не

стремитесь произвести впечатление на женщин. Мы можем, даже, не

осознавать этого, однако в присутствии женщин мы стремимся произ-

вести на них впечатление нашим хорошим поведением, красноречием,

атлетическим танцем и многим другим. Будьте осторожны.

Однако, фанатическое женоненавистничество также ненормально.

Как много мы повидали, ненавидевших женщин, строгих брахмачари,

которые пали их жертвой и стали сладострастными домохозяевами.

Привязанность и отвращение - есть две стороны одной монеты-гуны

страсти. Серьезному преданному необходимы нейтральность и непривя-

занность, рожденные саттва-гуной. Чтобы оставаться брахмачари,

необходимо подняться до гуны благости. В благости развиваются зна-

ние и отречение.

Наша философия начинается с атма-гьяны - мы не есть это тело,

мужское или женское. Итак, мы не должны развивать в себе комплекс

превосходства: "Мы великие отреченные брахмачари, а кто они, эти

неразумные женщины?" Кто знает, возможно в нашей прошлой жизни мы

были в теле женщин, а эти женщины были в телах мужчин! И все же мы

должны делать различие. "Опасность! Соблюдай дистанцию!" Не будьте

грубыми, но и не волнуйтесь о том, что вас сочтут странным, если

вы держите дистанцию. Лучше быть осторожным, чем потом жалеть.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ.

Одно из важнейших утверждений в Сознании Кришны содержится в

предисловии Шрилы Прабхупады к "Нектару наставлений": "Продвиже-

ние в Сознании Кришны зависит от отношения самого последователя.

"Шрила Прабхупада утверждал, что каждый может стать чистым предан-

ным Кришны немедленно, если он просто этого пожелает. Продвижение

в преданном служении означает очищение наших желаний и чистое пре-

данное служение означает абсолютное погружение в служение Кришне

без малейшего желания собственного чувственного наслаждения.

Только наиболее удачливые из людей могут прийти в Сознание

Кришны. Есть различные причины и сочетания причин, которые приво-

дят людей к преданному служению. Одни ищут избавления от страда-

ний, другие ищут простого, альтернативного образа жизни, некото-

рые приходят из интереса-посмотреть, что это вообще такое. Некото-

рые приходят в поисках чистой лучшей жизни для себя и своих семей.

Иные же прямо ищут Бога и смысла жизни.

Конечно, настоящее преданное служение абсолютно ничем не мо-

тивированно, даже желанием мира и здорового благополучия. Только

такое настроение полной преданности может дать нам совершенное

удовлетворение. Те, кто по-настоящему разумны, с самого начала

своей жизни в Сознании Кришны искренне стремятся стать чистыми

преданными Кришны. И такое настроение следует всегда приветство-

вать, ибо это-есть сущность нашего движения.

Другие, однако, могут считать такой взгляд утопичным. "Как

это может быть возможным - утверждают они,- для тех, кто пришли с

таким грузом грехов, более или менее серьезно воспринимать эту

перспективу стать чистым преданным, полностью свободным от всех

материальных желаний?" "Лучше быть реалистом - говорят они,- луч-

ше пойти на компромисс с майей и продолжать оставаться на том же

уровне Сознания Кришны. "Конечно, мы призываем каждого совершать

преданное служение на том уровне, который он считает подходящим

для себя, и мы не ожидаем, что каждый, идущий к преданному служе-

нию, возьмется за него с самого начала. На самом деле вся система

Варнаашрама-дхармы, которая составляет основу всей Ведической

культуры, предназначена для постепенного поднятия материально заг-

рязненных личностей, которые желают внести какую-то часть Созна-

ния Кришны в свою жизнь, но еще не готовы полностью предаться

Кришне.

Однако, весь настрой Шрилы Прабхупады (а также Господа Чай-

таньи и всей нашей сампрадайи) таков, что если Сознание Кришны

столь легко достижимо в эту Кали-югу простым процессом повторения

Харе Кришна, так почему бы не использовать полностью эту возмож-

ность достичь совершенства в жизни и вернуться домой, назад к Бо-

гу? Шрила Прабхупада пишет: "Не думайте, что это воспевание и тан-

цы не приведут вас к желанной цели. Отнюдь. Господь Чайтанья Ма-

хапрабху обещает, что при помощи этого процесса человек достигнет

совершенства" (К-й к песне "Парама коруна").

Иногда преданные, которые пали с уровня строгого стандарта

преданного служения, чувствуют безнадежность попыток стать чистым

преданным в этой жизни и даже становятся циничными и выказывают

скептицизм по поводу попыток других преданных, которые продолжают

с энтузиазмом практиковать преданное служение. Но мы должны знать

что это такое-это майа.

То, что из движения выпал один, не означает, что выпадут все.

Процесс Сознания Кришны совершенен, и кто бы ни следовал ему с ис-

кренностью и энергией, не оставляя этот путь ни при каких обстоя-

тельствах-его успех гарантирован. Если кто-то и оставляет это дви-

жение, но не из-за недостатков в процессе, а из-за того, что лич-

ность не предается ему.

В нашей жизни мы должны быть осторожны, избегая негативных

отношений к преданному служению. В конце-концов, какие бы труднос-

ти материальная энергия не обрушивала на нас, (а она, несомненно,

будет это делать, чтобы проверить нашу искренность и стойкость), у

нас всегда есть повод для оптимизма, потому что мы на пути назад,

к Богу. Шрила Прабхупада:"До тех пор, пока личность пребывает в

полном согласии с желаниями Господа и направляется авторитетными

брахманами и вайшнавами, строго следуя регулирующим принципам, она

не имеет причин падать духом ни при каких жизненных обстоя-

тельствах" (Бхаг.1.9.12.к.). Итак, лучше избегать общества сомне-

¦ающихся и нытиков и строить нашу жизнь в служении Кришне в этом

движении. Почему бы и нет?

Мы зашли уже довольно далеко. Мы повернулись спиной к материалистическим ценностям, побрили наши головы, носим дхоти и тилаки, почему бы не пройти весь путь и полностью не предаться

Кришне? По меньшей мере, следует попытаться сделать это. Шрила

Прабхупада приводил пример, что если студент стремится сдать экза-

мен на отлично, то он, по крайней мере, сдаст его. Однако, если он

просто хочет сдать, то он может провалиться. Итак, мы должны ду-

мать:"В этой жизни я навсегда порву все связи с этим материальным

миром. Я достигну Сознания Кришны".

Часто юные брахмачари, у которых свежо воспоминание о зубах

материальной жизни, кипят энтузиазмом, однако, через некоторое

время они могут потерять эту свежесть. Шрила Прабхупада отмечал,

что "новички в Сознании Кришны склонны ослаблять свои попытки че-

рез короткое время, но чтобы развиваться духовно необходимо сопро-

тивляться этому соблазну и постоянно увеличивать свои усилия и

преданность" (Шрила Прабхупада Лиламрита, т.2, стр.180).

Молодые брахмачари обычно обучаются строго лишь в самом нача-

ле. Однако, побыв в движении несколько лет, когда их преданное

служение достигает некоторой зрелости, они часто ослабляют свои

усилия. Возможно никто их не заставляет предаваться или прилежно

следовать храмовой программе. В это время духовное продвижение

преданного в гораздо большей степени зависит от его собственной

решимости оставаться включенным в процесс Сознания Кришны. Необхо-

дим духовный рост преданных. Настроение наше должно быть таким,

что "в этой жизни я навсегда порву все связи с этим материальным

миром. Я достигну Сознания Кришны. "Примите решение остаться в

этом движении и продолжать практиковать Сознание Кришны, во что бы

то ни стало. И всегда стремитесь стать продвинутым преданным. "Без

искренних попыток в преданном служении человек не может достичь

любви к Господу" (Чч.Мадхья, 24.171.). Шрила Прабхупада:"Не будьте

ленивы в попытках понять Кришну".

Наше движение образовательное, смысл его - в обучении. Обуче-

ние в Сознании Кришны настолько мощно, что оно быстро поднимает

даже наиболее падшего до уровня махатмы - великой души. Долг тех,

кто может помочь другим в том, чтобы делать это. Характерный кар-

мический факт: тот, кто имеет духовное знание, но по несчастью,

пренебрегает тем, чтобы дать его другим, никогда не будет благос-

ловлен реализацией этого знания, и постепенно вообще лишится его.

Итак, для нашего собственного блага, как и для блага других,

мы должны проповедовать, учить и обучать. Преданные приходят в это

прекрасное движение Сознания Кришны, страстно желая достичь лотос-

ных стоп Кришны. И если старшие преданные не помогают им утвердит-

ся на этом пути, то кто же сделает это?

Конечно, подготовка новых людей - нелегкое дело. Это требует

большого терпения, самоотверженности и смирения. Но есть или нет в

храме формальной "Программы бхакт", там должна быть атмосфера обу-

чения и наставничества. Молодые преданные должны получить как мож-

но скорее квалификацию компетентных проповедников, способных да-

вать лекции и представлять Сознание Кришны повсюду и в любое вре-

мя. Это движение нуждается в сотнях и тысячах убежденных предан-

ных, посвятивших свои жизни распространению славы Чайтаньи Махап-

рабху, поэтому всем вновь пришедшим требуется обучение.

Шрила Прабхупада всегда обучал своих учеников. Все, что мы

знаем о Сознании Кришны и о том, как жить так, как подобает чело-

веческим существам, мы знаем, поскольку Шрила Прабхупада брал на

себя труд обучать нас день за днем, минуту за минутой. Он учил нас

так, чтобы мы могли учить других. Это гуру-парампара. Шрила Праб-

хупада сказал однажды:"Что толку от лекций, если вы не учите дру-

гих?"

ЗАЧЕМ ТАК МНОГО РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ?

Все преданные, в особенности, брахмачари и саньяси должны

следовать ряду регулирующих принципов, которые могут поразить ма-

териалиста: вставать до 4-х часов утра, идти на службу, скло-

няться перед Божествами, и так далее на протяжении всего дня. "Это

промывание мозгов для слабоумных дурачков!" - воскликнут противни-

ки культов. Так и есть: наши умы слабы перед майей, и следование

регулирующим принципам Сознания Кришны защищает нас от ее проис-

ков. В Бхагавад-гите они описываются как регулирующие принципы

свободы, с помощью которых человек может контролировать свои чув-

ства и, в конечном итоге, достичь милости Господа.

У начинающего в Сознании Кришны могут возникнуть опасения

из-за столь многих ограничений. Таких новичков не следует застав-

лять следовать всем дополнительным правилам. Просите их только

воспевать, танцевать, принимать прасад и слушать о Кришне. Рупа

Госвами рекомендовал, что если, так или иначе, непреданных можно

привести к Сознанию Кришны, то все регулирующие принципы могут бы-

ть введены позже.

Чтобы достичь успеха в Сознании Кришны, мы должны принять

весь комплекс преданного служения, как он дан предыдущими ачарья-

ми. Шрила Прабхупада:"Никто не может достичь возвышенного положе-

ния, не приняв регулируемую жизнь с ее правилами и предписаниями.

Если вдохновленный преданный начинает это осознавать, он с радос-

тью будет очень строго выполнять практику Сознания Кришны. Принуж-

дать к аскезе новых и не желающих этого кандидатов-не самая луч-

шая политика. Но те, кто желает принять инициацию, должны быть

серьезны, иначе их инициация бессмысленна.

Шрила Прабхупада: "Сознание Кришны нетрудно, трудна реши-

мость, иначе вы станете жертвой майи. Регулирующие принципы пред-

назначены для того, чтобы крепко удерживать вас в вашей решимости.

Но если вы им не следуете, то вы падете. (Утренняя прогулка

7.11.74.Лос-Анжелос).

СМИРЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ ГУРУ С УЧЕНИКОМ.

"Ученик должен практиковать полный контроль чувств. Он должен

быть смиренным и иметь отношения крепкой дружбы с духовным учите-

лем. Под великим обетом брахмачари должен жить в гурукуле только

ради блага гуру. "(Из поучений Нарады Муни о брахмачарье.Бхаг,

7.12.1.).

Во всех четырех ашрамах человек должен подчиняться гуру.

Однако, в особенности, учатся смирению. По ведической традиции

брахмачари живут с гуру и постоянно подчинены ему. Таково обуче-

ние в смирении-служа гуру, ученик обретает дух бескорыстного слу-

жения, необходимый для служения Кришне. Занятие брахмачари-тяжело

трудится ради удовлетворения своего гуру. Это служени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: