Закономерности формирования свойств темперамента

Мерлин считает, что развитие темперамента включает три аспекта:

1) созревание темперамента по принципу развертывания – независимо от внешних воздействий, различные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте, (например, агрессивность - в 2,5 года);

2) изменение отдельных свойств темперамента по величине под влиянием внешних воздей­ствий (например, противоречивость требований родителей к ребенку в некоторых случаях приводит к повышению уровня его тревожности);

3) укрепление связей между отдельными свойствами темперамента.

Свойства темперамента формируются на основе свойств нервной системы.

У зрелого человека темперамент мало поддается изменению на протяжении всей жиз­ни и проявляется в любых его формах деятельности и поведения. Только очень тяжелые бо­лезни или потрясения могут привести к необратимым изменениям темперамента. Старение также приводит к изменению свойств темперамента, поскольку сопровождается в преклон­ном возрасте изменением свойств нервной системы.

Существуют факторы, которые маскируют проявления темперамента. Одним из них является характер. Он является продуктом социализации человека, и одна из его функций состоит в окультуривании поведения человека, в приведении его в соответствие с нормами, принятыми в обществе. Таким образом, характер искажает проявление природных данных человека. Однако, в ситуации, которая не требу­ет сдержанности, человек может дать волю чувствам и проявить свой темперамент.

Вторым маскирующим фактором являются мотивы поведения человека. В ситуации, когда человек сильно мотивирован на достижение какой-то важной для него цели, он будет проявлять большую активность и расторопность, даже если по свойствам темперамента он является медлительным и вялым. И, наоборот, если мероприятие не интересно человеку, он будет проявлять низкий уровень активности и участия в нем. Эти факты свидетельствуют о том, что по поведению взрослого человека трудно определить его темперамент. Наиболее непосредственно он проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не научился скрывать свои эмоции и намерения.

Маскировать проявления темперамента в конкретных ситуациях могут профессио­нальные навыки и способности. Однако, вне рабочей ситуации человек, как правило, возвращается к своим нейродинамически обу­словленным реакциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: