Итак, когда я с первого раза оказалась в пролете, пришлось взяться за ум

Всем журфаковцам посвящается)

Да, я сама составляла эти билеты. После чего был результат – зачет сдан. И ура! – я на втором курсе) Думаю, этот док окажется полезным для всех, кто действительно хочет сдать этот предмет. Тут есть очепятки, но это не главное.

Итак, удачи!

Enigma_the_1st

1. Публицистика петровского времени («Ведомости», Феофан Прокопович)

«Оградя отечество от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки», - говорил Петр. Возникает ряд новых учебных заведений, развивается книгопечатание. В 1708 г. вводится гражданский шрифт. (1ая книга, напечатанная им – «Геометрия»). В первые 25 лет 18 в. вышло больше книг, чем за 2 предыдущих столетия. Петр уделяет большое внимание переводной литературе. 1717 г. – переведена книга физика Гюйгенса. Для воспитания дворянства в духе хорошего тона были изданы специальные книги («Юности честное зерцало» - как сидеть за столом – руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить). «Ведомости». 15 декабря 1702 г. – указ Петра об издании первой русской газеты. «Куранты» - рукописная газета, сущ.до петровских «Ведомостей», носила характер информации о событиях за рубежом. Материалы для рукописной газеты готовились чиновниками Посольского приказа. Писались «Куранты» на длинных узких листах бумаги – «столбцах». Газета предназначалась для царя и придворного круга. В отличие от «К.» «В.» 1ая газета, рассчитанная на широкую аудиторию. «В.» знакомили читателя с важными событиями внутри страны и за рубежом. Информационный агитационный (пропаганда культуры, науки) характер. 1ый дошедший до нас печатный номер от 2 января 1703 г. (Московские школы умножаются, 45 человек слушают философию). 15 июля 1709 г. - Полтавская битва. «В.» содержат много фактических сведений. Печатные «В.» продавались по 1 – 4 деньги. 1ые штатные работники: Борис Волков, Яков Синявич (переводчики посольского приказа). Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Входила нерегулярно. 1703 г. – 39 номеров, 1718 – 1 номер. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. Издание газеты было рассчитано на формирование общественного мнения. Феофан Прокопович (1681-1736). Писатель-публицист, защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований. Окончив Киево-Могилянскую академию, совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь богословскими, гуманитарными и точными науками. Ф.П. очень выделялся из среды русского духовенства. Ф.П. горячо поддерживает начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 г. В связи с приездом Петра в Киев. 1709 г. – Ф.П. выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. 1716 – вызван Петром в Петербург. Ф.П. сделался правой рукой царя. «Слова»-проповеди Ф.П. явились одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Политическая агитационность, присущая проповедям Ф.П., была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. 1721 г. – «Духовной регламент» - сатирический памфлет, в котором резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются жадные попы, церковные невежды.1705 г. – трагиомедия «Владимир». Важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Ф.П. публицистически. Владимир показан как исторической соответствие Петру, а жрецы – Курояд, Пияр, Жеривол – как современное невежественное духовенство. По теории школьной драматургии пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога. В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В 3ьем акте показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога. Борьба в его душе приводит к победе истины, и по его приказу идолы разрушены, жрецы посрамлены. Ирония о Жериволе: «лишившись аппетита, единого токмо пожирает быка на день». Ф.П. составил также 2 трактата: «Риторику» и «Поэтику», заложив основы русской эстетической мысли. Т.к. Ф.П. был знакотоком античности, в его произведениях много ссылок на античных авторов. Писал похвальные стихи (в честь Екатерины 1, Петра 1). Послание к Кантемиру («К уму своему») пишет октавой, где одобряет сатирический талант молодого автора. Трудности после смерти Петра.

2. Фонвизин-публицист

23.Полемика Фонвизина с Екатериной

(1773-1775). Денис Иванович Фонвизин оказался среди писателей-просветителей, продолжавших борьбу с деспотией и помещичьим произволом средствами сатиры и публицистики. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» стали 1ыми национально-самобытными произв.русской драматургии. Ф. происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. 1758 г. Ф. попадает в число «избранных учеников» в Петербург к графу Шувалову. На приеме у Ш. видит Ломоносова, знакомится с видными деятелями Российского театра Волковым, Дмитриевским. Театр произвел на Ф. огромное впечатление. Любовь Ф. к словесным наукам. 1762 г. – прием на службу в Иностранную коллегию, где сблизился с Паниным, вельможей, игравшим значимую роль в гос.жизни страны. Переезд в Петербург. Став секретарем Панина, Ф. полностью разделяет его оппозицию «самовластию». В 1777-1778 гг. Ф. выезжает за границу и долго находится во Франции. Из Фр. Ф. пишет частные письма к сестре Аргамаковой, брату Панина, к Булгакову. Несмотря на определенный адрес, эти письма носили яркий общественно-социальный характер и явились памятником русской публицистики 18 в. Непосредственное знакомство с Фр.: наблюдение нравственного разложения дворянского общества. Критика со стороны писателя. «Нищета народа и обогащение королевского дома». «Кажется, что все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран, или жертва». (в письме к сестре). Письма Ф. написаны метким, живым языком. Ф. рассчитывал на мирный путь социального обновления России. «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782г.) предназначалось для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием. Борьба Ф. с Екатериной 2 и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. на страницах «Собеседника любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал, издаваемый Академией наук после прекращения в 1764 г. «Ежемесячных сочинений». «С.» издавался частями. В журнале впервые печатались только оригинальные литературные произведения. Фактической руководительницей журнала явилась сама Екатерина, а официальной издательницей – княгиня Дашкова, директор Академии наук. 1ый номер открылся «Одой к Фелице» Державина. В «С.» сотрудничали Княжнин, Херасков, Плавильщиков. Смело в полемику с Ек. Вступил Ф., напечатавший в 3 книжке «Вопросы» к автору «Былей и небылиц». В «Вопросах» Ф. касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде. В книжках с вопросами Ек. Поместила и ответы. Не была разрешена к напечатанию в «Собеседнике» ещё одна публ.статья «Всеобщая придворная грамматика (1783), где сатирически осмеивались приближенные императрицы. Грамматика определялась как наука «хитро льстить языком и пером». Т.к. в столице никто без долгу не живет, глагол «быть должным» - наиболее употребительный. Ек. Не могла простить Ф. его независимости. Весной 1788 г. Был запрещен журнал Ф. «Стародум», в подзаголовке которого стояло: «периодическое сочинение, посвященное истине».

3. Трагикомедия «Владимир». Общедоступный театр петровского времени.

Феофан Прокопович (1681-1736). Писатель-публицист, защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований. Окончив Киево-Могилянскую академию, совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь богословскими, гуманитарными и точными науками. Ф.П. очень выделялся из среды русского духовенства. 1705 г. – трагиомедия «Владимир». Важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Ф.П. публицистически. Владимир показан как исторической соответствие Петру, а жрецы – Курояд, Пияр, Жеривол – как современное невежественное духовенство. По теории школьной драматургии пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога. В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В 3ьем акте показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога. Борьба в его душе приводит к победе истины, и по его приказу идолы разрушены, жрецы посрамлены. Ирония о Жериволе: «лишившись аппетита, единого токмо пожирает быка на день».

Создание общедоступного театра в Москве (для службы целям пропаганды петровских преобразований и воспитания зрителей) явилось одним из важнейших мероприятий Петра. Театральные зрелища, носившие придворный характер были известны ещё с 1672 г., и устраивались при дворе царя Алексея. Спектакли носили религиозный характер, тем не менее после царь неизменно шел в баню «смывать грех». Новый театр должен был быть публичным, иным должен был быть и его репертуар. Посольскому приказу Петр поручил подобрать за границей труппу актеров. 1702 г. - появляется труппа во главе с немцем Кунстом. Анна Кунст – 1ая актриса на русской сцене. Для театральных представлений построили «театральную храмину» на Красной Площади. Плата была в зависимости от места: от 3 до 10 копеек. Петр издал указ: «в дни спектакля ворот городовых не запирать в ночное время до 9 часу, и с приезжих пошлины не имать». Представления не пользовались большим успехом, т.к. репертуар состоял только из переводных пьес шутовского характера. После смерти Кунста руководителем театра стал Фюрст. Однако это ничего не изменило. В театре шли пьесы с античными героями. Большой популярностью пользовалась любовно- авантюрная «Комедия о графе Фарсоне». Написана была языком, типичным для Петровской эпохи: смесь славянизмов с иностранными словами. Общедоступный театр был закрыт в 1706 г. И хотя театр не оправдал надежд правительства, тем не менее пробудившейся интерес к зрелищам способствовал развитию школьной драматургии.

4. «Ведомости» - первая русская газета.

«Ведомости». 15 декабря 1702 г. – указ Петра об издании первой русской газеты. «Куранты» - рукописная газета, сущ.до петровских «Ведомостей», носила характер информации о событиях за рубежом. Материалы для рукописной газеты готовились чиновниками Посольского приказа. Писались «Куранты» на длинных узких листах бумаги – «столбцах». Газета предназначалась для царя и придворного круга. В отличие от «К.» «В.» 1ая газета, рассчитанная на широкую аудиторию. «В.» знакомили читателя с важными событиями внутри страны и за рубежом. Отдельные номера газеты выходили под названием «Ведомости Московские», «Российские ведомости». Информационный агитационный (пропаганда культуры, науки) характер. 1ый дошедший до нас печатный номер от 2 января 1703 г. Московские школы умножаются, 45 человек слушают философию. Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Интересно сообщение, написанное Петром о Полтавской битве, напечатанное 2 и15 июля 1709 г. Петр пишет о храбрости русских солдат, о силе духа, которые помогли одержать трудную победу над шведами. На страницах газеты пропагандировалась партизанская война против шведов. «В.» содержат много фактических сведений. Печатные «В.» продавались по 1 – 4 деньги, а иногда выдавались народу безденежно. 1ые штатные работники: Борис Волков, Яков Синявич (переводчики посольского приказа). Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Входила нерегулярно. 1703 г. – 39 номеров, 1718 – 1 номер. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. С 1719 г. Печатание «В.» было переведено в Петербург. Газета печаталась славянским шрифтом, а с 1710 г. – гражданским. Издание газеты было рассчитано на формирование общественного мнения.

5. Особенности лит. процесса первых десятилетий («Повесть о Василии Кариотском»)

Наиболее распространенными в петровское время были анонимные повести (гистории), о российском матросе Василии Кориотском, о дворянине Александре, о купце Иоанне. «Гистории» эти отличались новизной содержания. С повестями предшествующего периода их связывает усилившийся интерес к личности обыкновенного человека, роль любовной интриги. Однако герои русской бытовой повести менее просвещенны, порой они едва имеют читать и писать. Новый герой, особенности стиля были связаны с культурными и бытовыми сдвигами, происшедшими в дворянской и торговой среде. Герои повести говорят языком, в котором сочетается утонченность и напыщенность. Герой повестей – русский юноша, осознающи1й себя представителем «Российской Европии». Петровские реформы открыли перед ним путь к достижению славы и богатства. Наиболее ярким примером любовно-бытовой и сказочно-авантюрной повести может служить, очевидно возникшая в дворянской среде «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской», известная по трем спискам 18 в. Герой повести – В.К. – сын бедного дворянина, вынужденный покинуть родительский дом, чтобы выбраться из «великой скудности». Он решает стать матросом «Российской Европии» и вместе с другими молодыми дворянами отправляется «для лучшего познания наук» в Голландию. Василий, благодаря своим способностям выдвигается из среды товарищей. Имея «достойный разум», быстро усваивает науку. И здесь, на Западе, выдвигается на первые места. Василий – типичный герой петровского времени, предприимчивый и преуспевающий, недаром видит пользу в «навигацкой науке». Вместе с тем В. олицетворяет старинный идеал благонравия, почтения к родителям (помощь к отцу, отъезд за родительским благословением). Эта часть носит реально-бытовой характер. Дальнейшее развитие сюжета уже напоминает любовно-авантюрную повесть, построенную по мотивам русских сказок. По пути в «Российскую Европию» с В. приключается несчастье: кораблекрушение и плен на разбойничьем острове. Однако и здесь В. проявляет силу и ум характера. В силу необходимости В. становится атаманом разбойников, спасает пленницу королевну Ираклию, бежит с ней, потом теряет ее, долго странствует, и наконец, победив вероломство соперника-адмирала, женится на Ираклии, став после смерти тестя Флоренским королем. В этой части повести В. представлен в отношениях с Ираклией как «учтивый кавалер». (Пение арий, игра на арфе.) Увидев красавицу он «паде от ее лепоты на землю». Типичен для петровского времени и язык повести. Слова, встречающиеся в народном творчестве («верный друг», «государь мой батюшка»), славянизмы («повело», «яко») и наряду много варваризмов («персона», «шпага»). «Гистория» получила широкое распространение. Среди «гисторий» большой популярностью пользовались «История об Александре, российском дворянине», известная в 12 списках 18 в, а также «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре» - 3я оригинальная повесть петровского времени.

6. Лит.процесс 90-х (сентиментализм, «Московский журнал»). Капнист «Ябеда»

В 90-х возникли наиболее радикальные произведения, ставшие вершиной русского просвещения: «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, сатирическая журналистика Крылова, «Ябеда» Капниста, в которых резкой критике была подвергнута самодерджавно-крепостническая Россия, но только «Путешествие» Р. стало 1ым произведением, несущим идеи революции. Процесс формирования сентиментализма был длительным: начался с 60-х гг. 18 в. с од Хераскова, стихов Муравьева. Однако только в 90-х с. стал направлением. С. возник в Англии в конце 20-х 18 в. Чувствительность, присущая сентиментализму, определила и новую лексику. В с. большое внимание уделяется пейзажу. Русский с. в отличие от западного носил дворянский характер в силу недостаточного развития новой буржуазной идеологии. С. – культ чувства. Ко времени развития с. в России были переведены на русский сочинения Ричардсона, Руссо. Раскрытие чувств и переживаний человека способствовало развитию таких жанров, как письма, дневники, путешествия, повести, в поэзии – элегии, послания. В 90-х раскрылось творчество прогрессивного дворянского писателя Василия Васильевича Капниста (1758-1823). В ранней молодости он состоял на военной службе, затем в штатской, но в основном занимался литературой. В 1780 К. начал лит.деятельность «Одой на надежду». К. долго жил на Украине, родился в Полтавской губернии и часто подчеркивал свою связь с родиной. К. тяжело пережил известие о закрепощении крестьян, что и послужило толчком к созданию «Оды на рабство», где проявились гражданские, политические мотивы. Ода была напечатана только в 1806 г., в «либеральный» период царствования Александра 1. Сатирическая комедия К. «Ябеда» - обличение судопроизводства, взяточничества и других социальных пороков. К. сумел раскрыть социальное зло как явление типическое. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Ябеды». Сюжет. Богатый помещик Праволов, злой ябедник, старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже породниться с ее председателем в интересах дела. «Ябеда» поражала своей жизненной правдивостью. В разговоре с Прямиковым честный Добров (делопроизводитель) характеризует председателя Уголовной палаты «сущий истины Иуда и предатель». Прокурор – «существеннейший вор», заседатель – картежник. Чиновники: «бери, большой тут нет науки, бери, что только можно взять. На что привешены нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать». Правда, заключительная часть комедии, когда добродетель существует, а порок наказан вмешательством сверху. «Законы святы, но исполнители – лихие супостаты». «Ябеда» написана по правилам классицизма: 5 актов, разделение персонажей на положительных и отрицательных, комедия классическая и по фамилиям-характеристикам: Хватайко, Добров. «Ябеда» была поставлена на сцене в 1798 г., но после 4ого представление, несмотря на успех у публики, была «высочайше» запрещена, а отдельное издание было изъято из продажи, хотя К. посвятил его Павлу. Только в 1805 была вновь поставлена на сцене.

  1. Реформа русского стиха (Тредиаковский, Ломоносов)

1703-1769. В 20 лет бежит из Астрахани в Москву. 2 года учится в Славяно-греко-латинской Академии. Затем едет в Гаагу, оттуда в Париж, затем в Сорбонну. В 1703 г. возвращается в Россию, затем чтобы послужить просвещению родины. Василий Кириллович Тредиаковский свою литературную деятельность начал с писания галантно-любовных песенок, которые он писал по-французски, но с русскими заглавиями. Заслуга Т. – в постановке вопроса о необходимости реформы литературного языка, о совершенствовании которого он заботится и, произнося «Речь о чистоте Российского языка». Реформа русского литературного языка, необходимость которой была создана Т., была осуществлена Ломоносовым («Риторика», 1748, «Грамматика», 1757). Т.особенно много сделал в области стихотворной науки. Силлабическое стихосложение, возникшее в условиях церковной культуры, не соответствовало новому содержанию русской литературы. Реформа Т. основывалась на знании им фольклора. В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) Т. первый указал на тонический принцип как наиболее соответствующий природным свойствам русского языка. Старый русский силлабический стих (силлабо – слог, лат.) имел одно постоянное ударение – дух фр.языка. Т.строит свою систему стихосложения на правильном чередовании ударных и безударных слогов, свойственную особенностям русского языка. Минус реформы Т. сказался в его предпочтении женской рифмы, и двусложному размеру хорею. Он отвергал чередование в одном стихе женских и мужских рифм. В 1739 г. появился трактат Ломоносова «О правилах российского стихотворства» (трактат написан живым русским языком, почти лишен славянизмов), снявший все ограничения с силлаботонической системы стихосложения. Т. соглашается с Л., и отказывается от ограничений. Т. создает ряд теоретических работ, где стремится к разнообразию жанров. Лучшие стихотворения Т. «Стихи похвальные России». Употребление латинизированных оборотов часто делало стихи Т. труднопонимаемыми. Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), сына поморского крестьянина-рыбака, в 19 лет привела в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, жажда знаний. Л. Доказал необходимость введения отвергаемых Т. трехсложных стоп (анапест, дактиль), употребление которых значительно расширяло ритмические возможности стиха. Эти двусложные трехсложные размеры широка привились в русской поэзии. Л. Показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи независимо от слогов. Л. Написал оду «На взятие Хотина» в соответствии со своими теоретическими положениями, ямбическим стихом, находя его наиболее подходящим для оды (строй от безударного к ударному слогу). Л. Внес тезисы: 1. что языку не свойственно, из других языков не вносить, 2. то, что свойственно, как собственное употреблять, 3. чтобы ничего неугодного не ввести, надобно смотреть кому и в чем лучше последовать. «Риторика», 1744 г. – книга по теории литературы, руководство к красноречию, теоретическое обоснование классицизма. Л. Установил три стиля: высокий (слова 1, 2 рода, оды), средний (1, 3 род, сатиры, элегии), низкий (3, комедии, песни). Главная цель Л. – утвердить национальную самостоятельность русского языка на широкой народной основе.

  1. Семантика и худ. особенности од Ломоносова

Ломоносов был первым русским поэтом, чьи произведения по форме и своему идейному содержанию явились выражением национального самосознания. Одам Л. свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры. Создавая поэтические образы Л. исходит из собственных представлений о действительности. Одам присуща метафоричность, гиперболизм, яркость красок. Оды Л. были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике», 1ая редакция – 1744 г. В силу того, что оды Л. по жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по единому композиционному плану, им свойственна была монотонность и однообразие. (повторяемость одних и тех же образных средств). Вместе с тем стиль од Л., торжественный, приподнятый полностью соответствовал высокому содержанию его поэзии. В его речи много славянизмов. Красочность стиля создают искусно применяемые поэтом эпитеты (пламенные звуки, жаркие часы). Приверженность Л. к сложным ассоциациям, риторическим вопросам, вызвали критику среди части литераторов –современников, прежде всего Сумарокова, требующего строгости, ясности языка. Классицизм Л. был своеобразным явлением. Существуют приверженцы концепции о том, что Л. – представитель барокко (для направления характерны преувеличенный пафос, напыщенный стиль, худ. излишества) в русской литературе. Связь Л. с барокко видят в риторике, в использовании поэтических фигур, характерных для барокко. Л. пишет о России, Петре (ода 1752 – «Петр свет открыл России всей»), русском народе и природе, о торжестве человеческого разума. Он пишет о развитии механики, о возникновении каналов для связи морей, о метеорологии (ода 1750 г). Поэзия и наука органически сливаются в стихотворении «Письмо о пользе стекла», 1752 – Шувалову. Основной период творчества Л. пришелся на царствование Елизаветы Петровны, ей он посвятил много восторженных похвал. Л. превратил роль придворного поэта в роль просветителя.

  1. Учение Ломоносова о трех штилях.

Все слова Л. делит на 3 рода «речений». 1.Слова, употребляемые у древних славян и ныне у россиян (бог, рука, слава). 2. Слова церковнославянские, малоупотребительные, но понятные всем грамотным людям (господень, взываю). 3. Слова исконно русского живого языка, которых нет в церковных книгах (ручей, которой, лишь). Особая подгруппа – низкие слова. Л. выбрасывает из языка архаизмы, варваризмы. Соответственно этим 3 родам «речений», Л. устанавливает 3 «штиля»: высокий (слова 1, 2 рода, оды, героические поэмы), средний (1, 3 род, сатиры, элегии, ученые сочинения), низкий (3 род слова ср.рода, комедии, песни, эпиграммы). Известно, что теория 2 стилей не была придумана Л., о ней говорилось ещё в античных поэтиках. Л. воспользовался этой теорией. Теория положила начало осознанию языка. Поэты должны употреблять слова по «достоинству предлагаемой материи».

  1. Расцвет русской мысли (период просвещения) в 60-е – 70-е (Новиков)
  2. Жанры новиковской журнальной сатиры.

В первой половине 18 в. лит.движение осуществлялись силами небольшого числа дворянских писателей. Во второй половине века лит. процесс усложняется: появляются лит.группировки, появляются новые публицистические произведения, увеличивается число журналов, изменяется социальный состав писателей за счет выходцев из разночинской среды. На рубеже 60-х – 70-х появляются имена писателей и публицистов: Чулкова, Попова, Левшина. В этот период бурно развивается книгопечатание, чему способствует указ 1783 г. о «вольных типографиях», которые могли заводить все желающие. Но с конца 60-х 18 в., происходит резкое обострение в стране, что вызвано развитием капиталистического уклада. В России получает широкое распространение западноевропейская просветительская философия (Вольтер, Дидро, Руссо, направленная на уничтожение феодализма, ликвидацию деспотии церкви. Переводами сочинений фр. просветителей занимались Сумароков, Княжнин, Радищев, Фонвизин. Екатерина называла себя ученицей Вольтера, решив стать в позу «просвещенного монарха». Николай Иванович Новиков (1744-1818) защищал угнетенное крестьянство. Журнал Н. «Трутень» появился 1 мая 1769 и сразу между ним и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная борьба, носившая политический характер. Название журнала Н. и эпиграф на титульном листе «они работают, а вы их труд ядите» раскрывали основную идею. «Трутни» - помещики-тунеядцы. Началась полемика по поводу сущности сатиры. Н. высмеивает человеколюбие. В ряде сатирических статей он показывает подлинное лицо просвещенного монарха. Н. упрекает Ек. в том, что она хочет показать себя единственным наставником молодых людей. Но основная тема «Трутня» - взаимоотношения помещиков и крепостного крестьянства. Н. создает портреты жестокосердных крепостников (Змеян, Недоум). Социально острым выступлением Н. явились «Копии с отписок» старосты помещику Сидоровичу, бедняка Филатки и указы помещика крестьянам. На 17 листе «Трутень» прекратил свое существование. 2ой журнал Н. через подставное лицо «Пустомеля» был закрыт на 2ом номере, после печати «Завещания Юнджена». 3ий журнал «Живописец» Н. начал издавать в 1772. На всем протяжении издания журнала Н. не раз приходилось расточать похвалы Екатерине. Н. был издателем 1ого детского журнала «Детское чтение для сердце и разума», 1785-1789. 1ый русский журнал для женщин «Модное ежемесячное издание», 1779.

  1. «Трудолюбивая пчела» Сумарокова

Александр Петрович Сумароков родился в аристократической, но обедневшей семье. В 14 лет поступил в Сухопутный шляхетный корпус. С. получил прекрасное образование и приобщился к литературе и театру. В 1759 г. С. начал издавать 1ый частный журнал в России - «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было особо важным событием в развитии русской журналистики (оппозиционный характер по отношению к правительству в отличие от официальных). С. собирался издавать журнал «помесячно для услуги народной». «Т.П.» отличалась политической тенденциозностью, недаром разрешение на печать журнала было дано не сразу и цензура пристально следила за издателем, что в результате привело к прекращению издания. 1ый номер вышел в конце января 1759 г. тиражом 1200 экз., последний – в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то время в опале Екатерины. Однако основным в журнале было обличение злоупотреблений, насилия, процветающих в России. В журнале сотрудничали Ржевский, Тредиаковский и другие, но основная направленность журнала была связана с материалами Сумарокова (большая часть Т.П.). Если в 1ые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, истории (о создании Москвы), то в дальнейшем усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях С. полемизировал С Тредиаковским, Ломоносовым. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинную культуру. Он отстаивает ясность мысли, простоту чувств, считая стиль Л. лишенным естественности. К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество, письмо «О достоинстве» (мысль о том, что чины и богатство не составляют ещё достоинства человека), очерк «О домостроительстве» (С. клеймит жестокость помещиков по отношению к крестьянам). В очерке «Сон. Счастливое общество» С. в форме сна рисует утопическую страну, в которой монарх – великий человек, воплощение всех добродетелей. Чины даны по достоинствам. Здесь все основано на разуме. Недаром очерк заканчивается словами: «Дай Боже, чтобы сны, подобные сему, многим виделися». Сатирические очерки С., часто направленные против придворной верхушки способствовали слежке цензуры, что привело к закрытию журнала. В декабрьской 12 книжке С. написал стихотворение «Расставание с музами». Им заканчивается последний номер журнала, который положил начало сатирическому направлению в журналистике 18 в.

  1. Сатира Кантемира

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), образованный писатель, с детства воспитывался в глубоком уважении к личности Петра и его преобразованиям. Сын молдавского господаря. Кантемир получил блестящее образование. Его увлечение философией сказалось в переводе К. на русский трактата фр. писателя Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». 1ая сатира Кантемира «К уму своему», 1729, получила горячую поддержку со стороны Ф.Прокоповича. Именно литературная деятельность Кантемира-сатирика пришлась не ко двору (ему было отказано в посту президента Академии наук). В сатире «К музе своей» К. пишет о трудности выбранного им пути: «а лучше век не писать, чем писать сатиру, что приводит в ненависть меня всему миру». Но дальше он говорит о том, что должен писать сатиры, несмотря ни на что, ибо это ему подсказывает сама жизнь. Враги решили избавиться от сатирика. Ек. «награждает» его, отправив послом в Лондон. В течении 6 лет К. представляет Россию в Лондоне, а затем столько же в Париже. Будучи за границей К. 1ым перевел на русский язык оды Анакреонта, послания Горация. 1ым печатным произведением К. была «Симфония на псалтырь». 1ые 5 сатир («К уму своему», «Филарет и Евгений», «Сатир Пернерг») написаны до отъезда за границу в 1729-1732. 3 сатиры («О истинном блаженстве», «О воспитании», «На бесстыдную нахальчивость»). Принадлежность сатиры «К солнцу» К. до сих пор спорный вопрос. Сатиры К., написанные в России были тесно связаны с современностью, с политическими обстоятельствами времени. В заграничный период деятельности К. возвращался к переработке ранее написанных сатир. Сатира «На хулящих учение» была направлена против партии церковников, стремившихся снова установить допетровские порядки. К. выступал в защиту наук, просвещения. Ханжа Критон – 1ый хулитель наук, под предлогом охраны веры осуждает молодых людей за то, что они «библию честь стали». Во многих сатирах К. изображаются корыстолюбивые и невежественные церковники как опасные враги просвещения. Рассуждая о науке, духовенство говорит: «что от нее пользы церкви будет?» К. борется с поверхностным подражанием западноевропейской культуре: перениманием манер, погоней за модой. Сатира «Филарет и Евгений» говорит о том, что знатный должен оправдать свое происхождение заслугами. Сатирические портреты К. отличаются меткостью речевых характеристик, они взяты им из русской жизни. Все сатиры построены по одному принципу: сатира начинается с обращения (к уму своему, к музе, к Филарету) Далее – основная часть – сатирические портреты. Заключительная часть – авторские рассуждения.

  1. Трагедии Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) – писатель-классицист. В трагедиях отчетливо проявились политические взгляды С. Он стремился к созданию гармонического общества, где каждый знал бы свои обязанности и честно выполнял их. Его трагедии должны были показать истинного просвещенного монарха. За 28 лет С. написал 9 трагедий. 1ая группа трагедий – «Хорев», «Гамлет», «Аристона». 1ая трагедия С. «Хорев» была напечатана в 1747 г. обращена к Древней Руси. Надо отметить, что С. беря сюжеты из родной истории, считал их более действенными в воспитании «добродетели» дворянства. Что придавало патриотический характер. В трагедии центральный образ – князь Кий. Его брат Хорев любит Оснельду. Она отвечает ему взаимностью, но любовь ее противоречит долгу дочери и патриотки. По приказу Кия, желающего проверить преданность Хорева, последний должен выступить с войском против отца возлюбленной. Так определяется конфликт между общественным и личным. 2ая группа трагедий – «Мстислав», «Димитрий Самозванец». В центре трагедий – монарх, облеченный властью, его подданные, часто двое влюбленных, чья любовь нежелательна и осуждена законом чести и долга. В развитии сюжета важным моментом является выступление против тирана. И оно удачно, если направлено против деспотов («Гамлет»). Но восстание заканчивается неудачей, если монарх – разумный правитель. Создавая образцы истинного монарха, чьи высокие чувства и помыслы должны были воспитывать российское дворянство. С. разделяет своих героев на положительных и отрицательных. Действие в трагедиях сводится к минимуму. «Синав и Трувор» построена на сюжете, взятом из древнерусской истории, однако как и прежде исторический фон крайне условен. В центре – князь Синав, в чье правление воцарилось благополучие в Новгороде. Его юный брат Трувор. Монарх Синав любит Ильмену, соперником его является Трувор, любимый Ильменой. Гостомысл – отец Ильмены остается непреклонным, видя страдания дочери: он обещал отдать ее в жены Синаву за спасение Новгорода. Переведенная на фр. язык трагедия получила одобрение Вольтера. Трагедии С. имели огромное воспитательное значение. Зрители, сидящие в зале, получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии С. имели широкую сферу влияния.

15. Научная поэзия Ломоносова («Письмо о пользе стекла»)

Ломоносов был первым русским поэтом, чьи произведения по форме и своему идейному содержанию явились выражением национального самосознания. Одам Л. свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры. Создавая поэтические образы Л. исходит из собственных представлений о действительности. Одам присуща метафоричность, гиперболизм, яркость красок. Оды Л. были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике», 1ая редакция – 1744 г. Л. пишет о России, Петре (ода 1752 – «Петр свет открыл России всей»), русском народе и природе, о торжестве человеческого разума. Он пишет о развитии механики, о возникновении каналов для связи морей, о метеорологии (ода 1750 г). Поэзия и наука органически сливаются в стихотворении «Письмо о пользе стекла», 1752 – Шувалову. Л. объясняет свой интерес к стеклу: он рассказывает не только о пользе стекла, но и доходит до глубокой научной, философской тематики. Рисует картину рождения стекла, разъясняет пользу стекла в быту и научном употреблении, он логически переходит к другим темам – о человеческом разуме, о борьбе разума и невежества. Основной период творчества Л. пришелся на царствование Елизаветы Петровны, ей он посвятил много восторженных похвал. Л. превратил роль придворного поэта в роль просветителя. Ода 1750 г., начинающаяся словами «Какую радость ощущаю» передает надежды на славное будущее России. Л. обращается к молодым ученым с призывом исследовать то, что ещё никем не исследовано. В этой и других одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России.

  1. Лирика Сумарокова (любовные песни, элегии)

Александр Петрович Сумароков родился в аристократической, но обедневшей семье. В 14 лет поступил в Сухопутный шляхетный корпус. С. получил прекрасное образование и приобщился к литературе и театру. С. стремился дать образцы всех видов поэзии, предусмотренных теорией классицизма. Он писал оды, песни, элегии, сатиры, притчи. Его лирика обращена к человеку, его природным слабостям. Несмотря на все ещё условное изображение лирического героя, в песнях своих С. стремится раскрыть его внутренний мир, искренность чувств героя. Его лирике присущи искренность, ясность выражения. «Любовь – источник и основание всякого дыхания», - пишет он в предисловии к «Эклогам». Одной из лучших по глубине и искренности чувств представляется нам песня «Тщетно я скрываю…» Здесь С. удалось передать тончайшие переживания человеческого сердца, борьбу страсти и рассудка. Его герои – отвлеченный образ влюбленного. Стремление к психологической правде, жизненности, эмоциональности в любовной лирике С. воплотил в своей теоретической «Эпистоле о стихотворстве». В песнях С. использует различные стихотворные размеры, ритмика ряда его песен повторяет ритмику народных песен. С. пишет о переживаниях человека, но человека лишенного конкретных, индивидуальных черт.

  1. Сатиры Сумарокова

Александр Петрович Сумароков родился в аристократической, но обедневшей семье. В 14 лет поступил в Сухопутный шляхетный корпус. С. получил прекрасное образование и приобщился к литературе и театру. С. открыл жанр басни для русской литературы в том ее виде, в каком она жила и живет до сих пор. Сатирическая направленность вызывала необходимость обратиться к реальным жизненным наблюдениям, и притчи С. пестрят сценами, выхваченными из самой жизни. Обличительный пафос, свойственный произведениям С., наполняет и его сатиры, написанные живой стихотворной речью. В сатирах он продолжает и расширяет тематическую линию сатир Кантемира. Сатира С. «О благородстве» и по своей тематике, и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом». С. пишет: «Какое барина различье с мужиком?» В одной из лучших своих сатир, написанной ямбом (все остальные – александрийский стих), в «Наставлении сыну» С. сатирически изображает старого плута подьячего, который, умирая учит сына, как быть счастливым в жизни. Для этого, оказывается, надо следовать его примеру, «не идти прямым путем». Особый интерес представляет его сатирический «Хор ко превратному свету». Он был написан по заказу для уличного маскарада, устроенного в Москве в честь восшествия на престол Екатерины 2, 1763 – масленица. Однако «Хор» С. оказался столь сатирически острым и злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, С. повествует о порядках, вернее беспорядках, которые царят в его стране. «Заморская» страна – это утопия, мечта С., но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить против жестокого обращения помещиков с крепостными. Все в этой стране трудятся, служат государству. «За морем» все дворянские дети учатся в школах. «Хор» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы 18 в. Известно, что и спустя десятилетия эта сатира печаталась в сокращенном виде.

18. Комедии Сумарокова (Опекун, Рогоносец)

С. определил общественно-воспитательную функцию комедии ещё в «Эпистоле о стихотворстве»: свойство комедии – издевкой править нрав. Смешить и пользовать – прямой ее устав. Комедии С. невелики по объему (от 1 до 3 действий), написаны прозой, в них часто отсутствует фабульная основа, комедиям свойствен фарсовый комизм, действующие лица – подьячий, судья, другие персонажи, подмеченные С. в русской жизни. С. подражал прежде всего французской комедии Мольера. С. написал 12 комедий, которые несмотря на все достоинства, по своей идейной значимости были ниже его трагедий. 1ык комедии: «Чудовищи», «Пустая ссора» он пишет в 1750 г. Следующая группа комедий появляется в 60-х: «Приданое обманом», «Опекун», «Нарцисс», в 1772 г. были написаны ещё 3 комедии, среди них «Рогоносец по воображению». Чаще всего комедии С. служили для него средством полемики, направленной часто против врагов на литературном поприще, отсюда их памфлетный характер. Реальные лица, бытовые подробности, несмотря на условность изображения, все это придавало комедиям связь с реальной действительностью. Наиболее сильная сторона комедий – их язык: яркий, выразительный. Одна из лучших комедий С. – «Опекун», в центре которой образ ханжи, скупца дворянина Чужехвата, обдирающего сирот, которые попали под его опеку. Подлинником Чужехвата был родственник С. Бутурлин. Здесь С. рисует сложный характер. Перед нами не только скупец, не знающий ни совести, ни жалости, но и ханжа, невежда. Речь Чужехвата насыщена пословицами и поговорками. Положительные персонажи лишены жизненности. Нравоучительным целям соответствовали и имена отрицательных героев. В центре «Рогоносца» быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность их интересов, невежество характеризуют их. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, у которых крестьяне по миру ходят, С. показывает черты, вызывающие к ним сочувствие. Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода. Нелепость их жизни подчеркивается завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю Хавронью к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза. Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога. (Я уже баба немолодая, так чего тебе опасаться. Да есть пословица, гром гремит не всегда из небесной тучи.) «Рогоносец» - вершина комедийного творчества Сумарокова.

19.Статья Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины»

Николай Александрович Добролюбов (1836–1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком. Сатирическим журналам Новикова Добролюбов посвятил специальную статью «Русская сатира екатерининского времени». Статья была написана в 1859 г., в канун отмены крепостного права, в обстановке ожесточенной идеологической борьбы вокруг готовившейся правительством реформы. Острие статьи Добролюбова направлено против либерально-обличительной литературы, которая, нападая на частные злоупотребления чиновников и помещиков, не желала связывать их действия с основами тогдашнего русского общества — с самодержавием и крепостным правом. Такая критика, по словам Добролюбова, не достигает цели, поскольку она оставляет в неприкосновенности причины общественного зла и, следовательно, не может способствовать его уничтожению. Для доказательства своей мысли Добролюбов обращался прежде всего к сатирическим журналам Новикова. Вследствие этого произведения почти столетней давности приобретают в его статье злободневное звучание. Один из упреков Добролюбова писателям-сатирикам 18 в. заключается в том, что они в своей критике шли за законодательством своего времени и осуждали лишь те явления, которые уже были осуждены правительством. Второй и самый главный их недостаток состоял в том, что они довольствовались обличением «злоупотреблений», не умели «добираться до корня зла». Сатирики 18 в., указывает Н. А. Добролюбов, «не хотели видеть связи всех частных беззаконий с общим механизмом тогдашней организации государства» и прежде всего с крепостническими отношениями. «В журналах Новикова, — продолжает критик, - было много обличений против жестоких помещиков... Но весьма немногие из тогдашних сатир брали зло в самой его сущности: немногие руководились в своих обличениях радикальным отвращением к крепостному праву, в какой бы кроткой форме оно ни проявлялось». В центре внимания Добролюбова оказались лучшие образцы сатиры, помещенные в новиковских журналах: «Копии с отписок», «Письма к Фалалею». Самым смелым из них, затрагивающим «корень зла», он считал «Отрывок путешествия». Не следует думать, что Добролюбов не учитывал тех стеснительных цензурных условий, в которых находились сатирики 18 в. Все это он прекрасно понимал. Он неоднократно упоминал о печальной судьбе Радищева и Новикова, о тайной экспедиции и ее начальнике Шешковском. Но в своих очерках он всегда руководствовался высшим назначением сатиры, которая «обличая порок, должна смотреть не на то, какой статье закона он противоречит, а на то, до какой степени противоположен он тому нравственному идеалу, который сложился в душе сатирика».

  1. Трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец»

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) – писатель-классицист. В трагедиях отчетливо проявились политические взгляды С. Он стремился к созданию гармонического общества, где каждый знал бы свои обязанности и честно выполнял их. Его трагедии должны были показать истинного просвещенного монарха. За 28 лет С. написал 9 трагедий. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип — Лжедмитрий I. В сюжете пьесы Сумарокова исторические мотивы сплетены с вымышленными. Выбор фабулы о самозваном царе для автора был связан с актуальными политическими вопросами. Проблема пьесы в том, что реальный монарх, тем или иным путем получивший власть, как правило, далек от идеального государя, достойного такой власти, образ которого создавали деятели Просвещения. Уже к началу пьесы С., по словам его наперсника мудрого Пармена, «много варварства и зверства сотворил», превратив «прекрасный град» Москву в темницу для ее жителей. Игнорируя предостережения наперсника, С. задумывает новое преступление, требует новой жертвы: он пытается заставить дочь князя Шуйского, Ксению, стать его женой. Свою же нынешнюю жену, «католичку», собирается отравить. С. не беспокоит, что Ксения — невеста князя Галицкого, Георгия. Он берет под стражу обоих, демонстрируя свое право использовать их в своих интересах. Законом отныне становится сама «царска власть», а основанием закона — «царска страсть». «Беззаконная воля» царя делает всякого подданного «ползающей тварью», «червем на земли». Этическая проблематика сюжета сплетена с политической и религиозной. Образ С. предстает как средоточие зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям. С. как характер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств и их борьбы. Сумароков представляет мир С. воплощением произвола темных страстей и ненависти ко всему, устроенному иначе. Монологи героя демонстрируют его жуткое одиночество (непременный атрибут в изображении тирана в классицистической трагедии): «Беги, тиран, беги. Кого бежишь?.. Себя? Не вижу никого другого пред собою. Беги!.. Куда бежать? Твой ад везде с тобою». Царя, объявившего себя богом для своих подданных, терзает страх. Он ощущает его с первых и до последних минут действия. Ночь перед смертью С. проводит в кошмарных снах. Когда же начинается восстание народа против деспота, С. пронзает себя кинжалом и, по ремарке Сумарокова, «издыхает». Трагедия «Димитрий Самозванец» была одной из самых популярных пьес драматурга. Легендарный успех снискал себе И.А.Дмитревский, исполнявший роль Д.С. с 1771 по 1797 г. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии С. имели широкую сферу влияния.

  1. Новаторство драматургии Фонвизина («Недоросль»)

Денис Иванович Фонвизин (1745–1792) – драматург, публицист, переводчик, родился в1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Это «комедия нравов», живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном. Современников более всего в Недоросле пленяли благоразумные монологи Стародума. Стародум – принципиален, благороден, честен, его отличает глубина и ясность мысли. Устами Стародума Фонвизин резко обличает не только мир Скотининых и Простаковых, но и двор Екатерины 2. В этом образе писатель воплощает свои представления об идеально честном дворянине. В разговоре с Правдиным Стародум противопоставляет эпоху Петра царствованию Екатерины. При Петре были истинные дворяне, дворяне-воины. В основу сюжета «Н.», согласно традициям классицизма, положена любовная интрига, но Ф. подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров корыстолюбивых, злонравных помещиков. Характерно, что комедия не заканчивается благополучным решением судьбы Софьи и Милона и прощением «презлой фурии» Простаковой. Развязка комедии – оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой. Позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. «Недоросль» - 1ая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. Комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения. В «Н.» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии.

22. «Письма Эрнеста и Доравры» Эмина.

Ф. А. Эмин (ок. 1735-1770) Биография Эмина настолько необычна, что многие факты, представленные в ней, долгое время считались вымыслом. Однако документы, обнаруженные в последнее время, подтверждали их достоверность. Эмин родился в Константинополе и при рождении получил имя Магомет. С риском для жизни и претерпев множество опасных приключений, он в 1761 г. добрался до Англии и принял русское подданство. При крещении он получил имя Федор. Прибыв в том же году в Петербург, он поступил в Коллегию иностранных дел на должность переводчика с итальянского, испанского, португальского, английского и польского языков. Быстро овладевает русским языком. В романе «Письма Эрнеста и Доравры» автор сожалеет об участи мужика, находящегося во владении «дурного» помещика. «Сколь несчастливы те бедняки, — восклицает он, — которые... достались во власть таким людям...» Но наряду с «дурными» в романе представлены и «добрые» помещики, крестьяне которых, по уверению Эмина, не столько работают, сколько отдыхают в прохладной тени. Автор признает незыблемость крепостнических отношений, отмена которых подорвала бы, по его словам, устои государства. «Тех, кто родился в хлебопашестве, — замечает он, — не надо воспитывать так, чтоб им можно было стараться о министерстве. Тогда рушилось бы благополучие общества». В неприкосновенности остается и самодержавное правление, которое Эмин уподобляет разумной власти отца в большой семье. Заслуга Эмина состоит в том, что он дал русской литературе первые образцы любовно-авантюрного, политического и сентиментального романов. В 1766 г. вышло лучшее произведение Эмина — первый в России сентиментальный роман «Письма Эрнеста и Доравры», испытавший сильное влияние книги Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Но между этими произведениями есть и различия. Взгляды Руссо отличаются большей смелостью. У Эмина социальный конфликт отсутствует, Эрнест и Доравра принадлежат к дворянскому сословию. Препятствие же к браку — материальная необеспеченность Эрнеста. Однако вскоре положение героя изменяется к лучшему: его посылают секретарем посольства в Париж. Но неожиданно возникает новая преграда. Доравра узнает, что Эрнест был женат и скрыл это от нее. Сам же Эрнест считал свою жену умершей. Доравра по воле отца Эмин первый в русской литературе вывел «чувствительных» героев, переживания которых отличаются типично сентиментальной экзальтацией. Эрнест и Доравра обильно проливают слезы, падают в обморок, угрожают друг другу самоубийством. Их настроение отличается резкими переходами от радости к отчаянию, от уныния к восторгу. В отличие от любовно-авантюрных романов в новом произведении Эмина мало действия, да и происходит оно как бы за кулисами. Автору важен не столько сам факт, сколько психологическая реакция на него. В связи с этим на первый план вынесены обширные исповеди и размышления героев, чему соответствует и эпистолярная форма романа. В ряде случаев Эмин включает в свое произведение пейзажные картины, отражавшие душевное состояние героев. В романе широко представлены рассуждения Эрнеста и его друга Ипполита на социальные и политические темы, носящие в ряде случаев сатирический характер: о положении крепостных крестьян, о неправосудии, о пагубной роли при дворе вельмож.

23. Комедия Фонвизина «Бригадир»

Денис Иванович Фонвизин (1745–1792) – драматург, публицист, переводчик, родился в1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. «Бригадир» - 1ая русская национально-самобытная комедия, которую Фонвизин писал с 1766 по 1769 г. Тема комедии, казалось бы, не нова. Заслугой Ф. явилось то, что он сумел показать французоманию дворянства как страшное социальное зло, разобщающее дворянское сословие с Родиной. Раскрытие этой темы заключено прежде в образах Иванушки и Советницы, которые стыдятся, что родились в России, и презирают русский язык как достояние «подлого» народа. Побывав в Париже, Иванушка считает, что «он уже стал больше француз, нежели русский». Тело мое родилось в России, однако дух принадлежит короне французской. Речь советницы и Иванушки пересыпана французскими словечками. Выведенные Ф. персонажи комедии на редкость жизненны. Ф. уже в этой комедии стремился показать значение воспитания для формирования характера человека. В «Бригадире» тема значения воспитания, окружающей среды прозвучала отчетливо. Груб и неотесан отец Иванушки – Бригадир, не прочитавший в своей жизни ничего, кроме воинского устава. Вместе с тем Ф. показывает, что невежественный самодур не лишен ума. Его упрек жене относительно воспитания Иванушки не лишен здравого смысла. Речь Бригадира отрывиста, грубовата. Сатирически остро, без всяких полутонов дан в комедии Советник, ушедший в отставку после Сенатского указа 1762 г. о лихоимстве. Рассуждения Советника о службе говорят о том, перед ними судья-взяточник, для которого нет ничего святого, судья, умеющий манеров на 20 толковать один указ, поэтому нищим быть не может. Советник глубоко безнравствен, ханжа и лицемер. Характерно отношение Советника к Добролюбову, который был неподходящим женихом для Софьи, пока не оказался обладателем 2 тысяч душ. Лицемерие Советника раскрывается в его диалоге с Бригадиршей, который он предлагает «согрешить и покаяться». Бригадирша невежественна, глуповата, мелочна. Но Ф. неожиданно открывает в ней черты доброй, страдающей, и безропотно покорной русской женщины. Она и сама безропотно выносит гнев мужа, предана ему, как мать она восторгается своим дурнем-сыном. В образе Бригадирши воплотилась горестная судьба многих подобных ей женщин. Наименее убедительными оказались положительные персонажи комедии – Софья и Добролюбов. Это традиционные образы, выдержанные в рамках классицизма. Бригадир – 1ая русская бытовая комедия, в которой быт выведен а сцену. На сцене показана домашняя жизнь: здесь пьют чай, играют в карты. В комедии действие почти отсутствует, она статична, в ней соблюдается 5 актов, соблюдение единств времени и действия. Главным в комедии явилось художественное новаторство Ф., в создании типизированных образов. Панин справедливо назвал комедию – 1ой комедией о наших нравах.

24. Творческий путь Карамзина

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - русский писатель, поэт, журналист, историк. Из дворян Симбирской губ. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена (1775 — 81), посещал лекции в университете. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина — “Деревянная нога”. В 1784 Карамзин вышел в отставку и до июля 1785 жил в Симбирске. В 1785-89 - в Москве, где сблизился с московскими масонами, с которыми вскоре порвал, поняв их преступную сущность. Изучал литературу французского Просвещения, немецких писателей и поэтов-романтиков, занимался переводами (Карамзин владел многими древними и новыми языками). В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубл. в издаваемом им “Московском журнале”, 1791-92). В этом журнале были опубликованы принесшие славу Карамзину повести “Бедная Лиза”, “Фрол Силин, благодетельный человек”, “Лиодор”, написанные в духе сентиментализма.

Карамзин много сделал для развития русского литературного языка, освобождения его от характерной для классицизма архаики, в приближении его к живой, разговорной речи.

В январе 1802 — декабре 1803 Карамзин издавал литературно-политический журнал “Вестник Европы”, в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий, а также публиковал художественно-исторические произведения (“О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича”, “Марфа Посадница” и др.).

С 1803 до самой смерти Карамзин занимался “по высочайшему повелению” “Историей государства РоссийскогоВ 1811 Карамзин подал Александру I “Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”, в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику “новшеств”, проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. “Требуем больше мудрости охранительной, нежели творческой”, - писал Карамзин. Он признавал, что крепостное право — “зло”, но освобождать крестьян теперь — “не время”, ибо крестьяне еще “не доросли” до свободы. “Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу”. С 1814 Карамзин возобновил написание своей “Истории” — главного исторического труда. В 1816—17 вышло 8 томов. 3-тысячный тираж разошелся за месяц, поэтому в 1818—19 издание было повторено. В 1824 вышел 9-й том, в 1824 — 10-й и 11-й тома, в 1829 (после смерти Карамзина) — 12-й. Изложение было доведено до “Смутного времени” н. XVII в. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие но своему объему основному тексту. Красной нитью в “Истории” Карамзина, как и в его трактате 1811, проходит идея — судьба России и ее величие заключены в развитии самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой — приходила в упадок. Карамзин сформулировал исследовательские принципы, которыми руководствовался в своей исследовательской работе: любовь к Родине; следование правде истории, как бы горька она ни была; стремление постигнуть события изнутри, взглянуть на них не с высоты веков, а увидеть глазами современника; создание всеобъемлющей истории страны; художественное воплощение истории страны. Главной движущей силой исторического процесса он считал власть, государство.

25. Журнальная деятельность Новикова

В мае 1769 г. начинает выходить журнал «Трутень», который не только не поддержал курс, предложенный «Всякой всячиной», но вступил с ней в прямую полемику. Издателем «Трутня» был Николай Иванович Новиков (1744 —1818) — яркий публицист и просветитель XVIII в. Он родился в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. Эпиграфом к своему журналу «Трутень» Новиков взял стих из притчи Сумарокова «Жуки и Пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите». В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной «сему изданию». Поэтому-то, признавался журналист, «я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием «Трутня», ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы...». Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция «Трутня» раздражала издателей «Всякой всячины» и вызвала на страницах журнала острые споры. Полемика между «Всякой всячиной» и «Трутнем» велась по двум тесно связанным между собой вопросам. Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. Резкие выпады «Трутня» против помещиков-крепостников и чиновников явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок. В журнале «Всякая всячина» было помещено письмо некоего Афиногена Перочинова. Аттестуя себя как доброго и снисходительного человека, этот вымышленный корреспондент заканчивал письмо перечнем основных правил, которыми должен руководствоваться писатель-сатирик: «1) Никогда не называть слабости пороком. 2) Хранить во всех случаях человеколюбие. 3) Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того 4) Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения». Екатерина II не смогла скрыть своего раздражения независимой позицией «Трутня». В конце письма сделана приписка, в которой слышится властный окрик не терпящей возражений разгневанной императрицы: «Я хочу... предложить пятое правило, а именно, чтобы впредь о том никому не рассуждать, чего кто не смыслит». Угроза Екатерины не испугала Новикова. Он смело принимает вызов и отвечает Афиногену Перочинову письмом Правдолюба (псевдоним Новикова). Смелое поведение Новикова окончательно вывело Екатерину из себя. Полемика разгоралась, и потушить ее Екатерине не удалось. В своем ответном письме Правдолюбов не только парирует доводы Екатерины, но наносит ей лично болезненные для самолюбия удары. Обыгрывается немецкое происхождение Екатерины и плохое знание русского языка. Императрица не всегда была в ладах с русской грамматикой, и ее сочинения исправляли секретари. Конечно, Новиков делает вид, что он полемизирует с журналом, с равным себе собратом, но удары его направлены против императрицы. Вдохновленный поддержкой, сатирических журналов - «Адская почта» и «Смесь», Новиков продолжает свои критические выступления. «Трутень» просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь». Новиков не намеревался складывать оружие после закрытия «Трутня» и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через 2 года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию «О время!», в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: