Россия в начале XXI в

В начале XXI в. произошло укрепление центральной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с представителями президента. Законода­тельство республик, краев, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрези­дентская партия «Единая Россия». Она же завоевала пода­вляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. В. В. Путин был второй раз избран Президен­том Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельско­хозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили

В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию этих проектов были выделены значительные средства. Главным смыслом новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы — быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В. В. Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капи­тал».

Реальной угрозой для России оставался терроризм. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в метро зимой 2004 г. в Москве, другие террористические акты. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 г. в городе Беслан в Северной Осетии, где террористы захватили школу. В результате этого погибли 330 человек, в большинстве дети.

Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных ор­ганов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной ба­рьер увеличен до семи процентов.

В феврале 2009 г. президент РФ Д.А.Медведев внес на рассмотрение Государственной думы законопроект, согласно которому часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее семи, но не менее пяти процентов голосов. Соответствующий закон был принят в мае 2009 г.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахожде­ние Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы прези­дента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный

В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей.

В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощу­тила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале в.ХХ1 в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другимизападными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел А. В. Козырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. От­ношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотруд­ничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Серия так называемых «цветных революций» или их по­пыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. По­сле этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем по­явились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В литературе появля­ются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более теснили произведения «легкого жанра»: детективы, женские ро­маны, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произве дения признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.М.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения некоторых писателей-модернистов, например В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”».

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не­многие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбастером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т.Н.Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: