Общественная мысль и особенности общественного движения в России в XIX в

Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кризис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие люди; неготовность правительства осуществлять коренные реформы; влияние опыта общественного и экономического развития европейских стран. Общественное движение развивалось в условиях жесткого правления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Большое общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.

2. Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог СП. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на «вечном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной длярусского народа.

Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы «теории официальной народности»: самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от пагубных революционных идей Запада.

. 3. Либеральными течениями в общественной мысли стали славянофильство и западничество. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П. В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

Основные положения теории славянофильства: важнейшей характеристикой российского общества и Российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные ценности преобладают над материальными; Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты; крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности).

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; следует развивать образование и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».

41. Движение декабристов: истоки, конституционные проекты, итоги деятельности.

В результате кризиса феодально-крепостнической системы в России стали возникать тайные общества из числа либерально настроенных дворян (главным образом офицерства). Главное препятствие, на их взгляд - самодержавие и крепостничество.. Формирование их идеалов происходило под влиянием европейских идей в условиях общественно-политического подъема после войны 1812 года. В 1821-1822 гг. возникают Северное (Петербург) и Южное (в армейских частях на Украине) общества. Они поддерживали связь между собой и стремились к объединению. Каждое общество разрабатывало свою программу:Южное: Пестель разработал "Русскую правду" - I республиканская программа:

• Ликвидация крепостного права

• Ликвидация самодержавия

• Ликвидация сословий и равенство всех перед законом

• Гражданское равенство

• Отвергается имущественный ценз

• Сторонники республиканской формы правления

• Выступали за централизованное государство, против федераций

• Разделение властей

• Земельный вопрос

• Земля - общественное достояние

• Право частной собственности на землю.Северное: возглавлялось думой. Николай Муравьев разработал Конституцию, более умеренную

• Ликвидация крепостного права

• Ликвидация сословий

• Всеобщее равенство

• Ликвидация самодержавия

• Россия - федерация из 14 держав и 2 областей; столица в Нижнем Новгороде

• Провозглашались демократические свободы

• Устанавливался имущественный и возрастной ценз для того, чтобы избирать и быть избранными. Восстание декабристов произошло 14 декабря в 1825 году в связи со смертью Александра I и вступлением на престол Николая I. Присягой Николая I решили воспользоваться декабристы, которые вывели войска на сенатскую площадь, чтобы принудить сенат обнародовать манифест русскому народу, объявление уравнивания, отмену крепостного права и т.д. Воспользовавшись промедлением и нерешительностью восставших, Николай I подтянул войска к площади и подавил восстание.

42. Революционное народничество: течения, проекты социалистического будущего, политическая деятельность тайных организаций.

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев “Земля и воля” (существовало до 1864 г.), объединявшее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян “Земля и воля” считала пропаганду.Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине — “зародыш” социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением, противопоставляли ему “самобытность”, особенность экономики России — народное производство. Народники не понимали роли пролетариата, считали его частью крестьянства Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия. Анархическое (бунтарское) направление.На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, считавшего, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей. Пропагандистское направление.Идеологом второго направления в народничестве — пропагандистского, — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 — 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.Заговорщическое направление.П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

43. Марксизм и проблемы модернизации России.

Необходимость модернизации России в конце XIX - начале XX вв. привела к разработке теорий, способных представить социально-экономический прогноз дальнейшего развития страны, исходя из выявленных тенденций. При этом предлагались два противоположных варианта развития: реформирование экономики, используя западные методы преобразований, или ориентация на поиск самобытного, некапиталистического, пути России. Несмотря на наличие собственных разнообразных течений, решающее воздействие на политико-экономическое развитие страны в ХХв. оказали идеи марксизма, выразителями которых были легальные и ортодоксальные марксисты. К началу XX века лидирующее положение стали занимать представители ортодоксального марксизма, а в ходе революционных событий 1917г. это течение в России утвердилось окончательно. В целом, историю становления и развития идей марксизма в России после 1917г. можно разделить на ряд этапов. Первый этап (1917г. - начало 30-х гг.) это был период перестройки самых глубинных экономических основ общества, в ходе которого впервые в истории происходило сознательное построение новой формы общественного устройства — социализма. Опорой для такого "миростроительства" стала марксистская теория экономического развития. Второй этап период индустриализации, коллективизации до 1936г. Третий этам период восстановления разрушенного войной хозяйства и одновременная его реконструкция Четвертый - Хрущевская реконструкция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: