Экономика и социальное устройство древних обществ

На экономику первобытных обществ значительное влияние оказывало географическое положение. Природные условия территорий Древнего Востока обладали своими особенностями, однако имели и сходные черты: субтропический климат с жарким летом и мягкой зимой. Поселения довлели к бассейнам рек (Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ), т.к. именно на таких территориях имелись все условия для хозяйственной деятельности (постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, отвода лишней влаги и мелиорации земель)

Производилось окультуривание злаковых (положено начало возделыванию ячменя, пшеницы, проса, риса и др. зерновых культур), приручение ряда животных; один из основных способов добычи пищи – рыболовство. Развивались новые орудия труда и производительные силы, накапливался производственный опыт, расширялись способы использования уже имеющегося сырья.

Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства являются законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), широко отразившие экономические основы общества и тенденции его развития. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махабхарата» и «Рамаяна».

Отмечается застойный характер древневосточной экономики в сравнении с темпами развития в древней Греции и Риме, что проявилось в слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, неглубоком разделении труда.

О начале формирования раннеклассового общества свидетельствуют законы царя Эшнунны (XX в. до н.э., Вавилон), в которых давалось толкования хозяйственных вопросов. Постоянно увеличивается количество рабов, а так же прослойки людей, не имеющих собственности и работающих на кого-либо за продовольствие. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. В Индии данное расслоение закреплено в ведах (I тыс до н.э.). Так же «Законы Ману» содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. Являются сводом предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем»; устанавливают формы превращения свободного человека в раба (даса); отражают существование наследственных каст. Постепенно формируется три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких свободных производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. В Китае деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: