Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показать­ся, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определений путей достиже­ния цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон; выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригод­ных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилуч­шим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. В таблице они сведены в иерархическую систему.

Можно выделить шесть общих условий, которые определя­ют выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытека­ют из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

б. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций Процесса обучения)1.

Как практически выбирают оптимальные методы обучения? С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множе­ственный подход, размышляем так. Имеется некоторое мно­жество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя преду­смотреть заранее. В первом приближении их влиянием прихо­дится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации ме­тодов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспе­чивают наивысшую эффективность обучения по принятым

критериям.


I. Что следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных.

1. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

2. Под методом обучения следует понимать также исход­ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе­дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися

II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедук­цию методами обучения? Опираясь на знания из облас­ти философии, педагогики, психологии, проанализируй­те альтернативы и придите к правильному ответу, опре­делив тем самым свое отношение к правомерности вы­деления индуктивных и дедуктивных методов обуче­ния.

1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основ­ными формами мышления учащихся, посредством кото­рых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения,

3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются катего­риями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обу­чения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются метода­ми логического мышления, а не обучения, поэтому непра­вомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к до­стижению цели обучения.

III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, по­буждают учащихся к учению?

1. Нет. это общая функция всех методов, применяемых в школе.

2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как кон­троль, побуждают учащихся к учению, остальные ней­тральны в этом отношении.

3. Ни один метод специально не направлен на побужде­ние к учению.

4. Методы — это пути (способы) достижения цели. никаких других функций они не выполняют.

5. Побуждение к учению — побочная функция всех мето­дов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: