Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понимание, а главное предугадывание поведения других людей является одним из основных мотивов изучения психологии для многих обучающихся.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S - R) стимул – реакция. Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.
В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.
Опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, некоторые авторы пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Налимова, В. П. Трусова.
Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуляцию поведения человека, являются:
ü нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие);
ü трансакционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.);
ü неогештальтпсихология (Ф. Перлз);
ü психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) и др. [67]
Итак, поведение в психологии определяется как распределенная в пространстве и времени активность живого организма, направленная на удовлетворение им своих потребностей; совокупность действий и поступков.
Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [21].
Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность -- поведение», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности. Если деятельность – это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение – это система поступков.
Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.
В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты.
Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.
Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности:
ü пищевое;
ü защитное;
ü половое;
ü познавательное;
ü родительское;
ü социальное;
ü служебное и т.п. [21]
Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение — это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение — это и служебное, и производственное, и гражданское.
Поведение является фактором адаптации: она достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.
Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.
К фактам поведения относятся:
v все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
v отдельные движения и жесты;
v действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
v поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр. [21]
Единицей анализа поведения является поступок.
В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:
o действием или бездействием;
o позицией, высказанной в словах;
o отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
o действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.
При оценке поступка необходимо учитывать систему норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, а само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.
В поступке выделяются следующие компоненты:
· мотив поступка (что его направляет);
· цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей);
· предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия);
· средства (словесные, практические, наглядные; прямые, косвенные и др.);
· процесс (собственно поступок);
· результат (внутри- или межличностные изменения);
· оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать мотивы) [21].
Инициативное и шаблонное поведение. Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения — удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т. е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей.
Важными факторми инициативного поведения являются:
v разнообразие способов проведения, которыми располагает индивид;
v быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;
v точный учет ситуации и ее динамики, способность индивида — субъекта поведения — «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т. е. следовать ее логике) и вместе с тем достигать своих целей;
v способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;
v способность действовать на основании прогноза, т. е. упреждающе, опережающе;
v при действиях на основании установки — гибкость, точность, своевременность объективации;
v способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;
v способность доводить начатое до конца;
v способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения [21].
Индивид — это элемент системы отношений, в которую он оказался включенным, и вместе с тем носитель этой системы в своей голове. Благодаря этому, а также особенностям своей потребностной сферы, в поведение индивида входит субъективность. Субъективным является любое поведение индивида будь оно инициативным или шаблонным: при внешнем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты, особенно если это позволяют условия, в которых они оказались. При этом индивидуальность одного проявляется инициативностью его поведения, а индивидуальность другого — шаблонностью.
Шаблонность и инициативность являются характеристиками стиля поведения и его эффективности.
Шаблон — это образец, это совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспринимается и используется как неизменная — и в целом, и в своих соотношениях. В ряде случаев шаблоны необходимы, в ряде других случаев неуместны или даже вредны.
В наиболее общем плане шаблоны можно считать носителями идеи неизменяемости и однообразия, которые противопоставляются индивидом разнообразию, своеобразию, индивидуальным особенностям объектов окружающего мира. Шаблон предполагает копирование, и чем ближе к оригиналу, тем лучше.
Склонность индивида шаблонировать окружающее — признак и проявление консервативности его мышления. При этом необходимо различать:
ü шаблоны в материальном производстве;
ü шаблоны в поведении;
ü шаблоны в мышлении и в оценках.
В оценках и поведении индивидов шаблоны нежелательны, что же касается промышленного произ-водства, то шаблоны тут необходимы. В промышленности шаблоны имеют важное значение, служа унификации и единообразию деталей различных машин и механизмов, взаимозаменяемости запасных частей: без шаблонов это было бы невозможным.
Шаблонность в поведении чревата:
o снижением способности индивида найти решение в новой, неизвестной ему ранее ситуации: он лишь пытается приложить к ней тот или иной поведенческий шаблон (фиксированный способ действий) и не способен найти новый и неожиданный способ;
o отставанием индивида от динамики ситуации: приверженность шаблону, даже поначалу оказавшемуся приемлемым для данной ситуации, в случае ее изменений «выбрасывает» поведение из необходимых пределов, делая его не соответствующим реальности, а следовательно, и неэффективным;
o шаблонность поведения индивида делает его предсказуемым;
o применив достаточно удачно какой-либо способ действий в одной определенной ситуации, шаб-лонно мыслящий индивид начинает полагаться на него как на универсальный, подходящий для любого случая жизни.
Однако при этом шаблонно действующий индивид способен:
ü действовать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями. Но ему трудно учитывать специфику этих затруднений;
ü доводить начатое до конца, но при несоответствии характера действий требованиям ситуации его способ действий оказывается нерациональным, неэкономичным, излишне затратным;
ü стремиться к отдаленной цели. Но для него становится почти невозможным ее достижение вследствие неспособности гибко перестраиваться по ходу дела.
Причинвми шаблонности в поведении могут быть:
Ø стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из немногих способов, наиболее проверенным и, по его мнению, надежным: других он или не склонен, или не способен искать и находить.
Ø повышенная тревожность: индивид просто боится поступать иначе, чем привычным для себя способом.
Ø не знание своих возможностей или неверие в них. Обучение и накопление жизненного опыта может существенно изменить стиль его поведения.
Ø неспособность индивида рассматривать объект с различных сторон одновременно (симультанность восприятия);
Ø как следствие установки индивида на одно определенное действие;
Ø шаблонность его оценок, повышенная склонность его к стереотипии [21].